Мои презентации
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Агапова Татьяна Валерьевна

Предварительный просмотр:

Экологические игры и игровые упражнения

  1. Игровое упражнение «Где что зреет»

Цель: Учить использовать  знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

  1. Игровое упражнение « Собери урожай»

Цель: Учить различать дары полей, садов.

  1. Игра « Кто скорее соберёт»

(Модели – грядка, сад) 

Цель: Учить группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

  1. Игровое упражнение « Раньше – Позже»

Цель: Развивать логическое мышление.

  1. Игровое упражнение « Подскажи словечко»

Цель: Развивать находчивость, быстроту реакции.

  1. Дидактическая игра « Знаешь ли ты…»

Цель: Обогащать словарный запас детей, закреплять знание моделей.

  1. Игра « Найди пару»

Цель: Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

  1. Игра « Опиши, а мы отгадаем»

Цель: Учить детей классифицировать растения по их признакам.

  1. Игра « Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять умение детей различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.

  1. Дидактическое упражнение «Что изменилось»                

Цель: Развивать память и наблюдательность.

  1. Словарная игра « Когда это бывает»

Цель: Уточнить и углубить знания о времени года.

  1. Игра « Хочу – не хочу» (триз)

Цель: Развивать  логическое мышление

  1. Игра « Хорошо – Плохо» (триз)

Цель: Учить думать и рассуждать.

  1. Игра « Что сначала, что потом»

Цель: Развивать внимание, память, мышление



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ТРИЗ в экологии

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих  законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как о части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, стремлением глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности пред ней.

Системный подход.

Это возможно только при системном подходе к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Среди образовательных технологий, позволяющих реализовать эту задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ-педагогика.

Цель – подготовка к восприятию и решению задач.

Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуются сформировать определенный образ мышления.

Задачи экологического воспитания.

Понимание человеком самоценности природы.

Осознание себя как части природы.

Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.

Воспитание активной жизненной позиции.

Обучение азам экологической безопасности.

Формирование положительно-положительного отношения к окружающему миру.

Формирование умения рационально использовать природные богатства.

Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Моя работа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Основная идея программы – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Программа состоит из четырех разделов.

В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с доступными их пониманию различными компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи - раздел «Планета – наш дом, а мы – хозяева в нем».

В каждом разделе две части: обучающий компонент (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Содержание материала одновременно является и системой сведений, которые должен усвоить дошкольник, и доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых формируется экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контингента детей, личными интересами детей и педагогов.

1. Средства ТРИЗ – РТВ – технологии в дошкольной практике.

Основные методы работы:

а) непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека. Цель – обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений;

б) систему игр, состоящую из нескольких блоков:

·        Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего», «Что часть чего», «Рыбы – птицы – звери», «Цепочка», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает» и др.;

·        Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов): «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Волшебные звуки», «Какой овощ (фрукт) ты съел»;

·        Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если», «Берегите природу» и др.;

·        Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да-нет»);

в) системный анализ (игра «Волшебный экран»).

Формы организации работы.

Системный подход предполагает взаиомосвязь различных активных видов активной деятельности  детей: театральной, исследовательской, изобразительной, двигательной, рекомендуем игры. Поэтому, им уделено особое  внимание. Следуем соблюдать следующие правила:

·        не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре;

·        не сдерживать двигательную активность детей;

·        хвалить ребенка за успехи;

·        не давать отрицательных оценок при ошибках детей.

Помимо игровой деятельности, очень важно вовлекать дошкольников в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, а главное – дети все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить воспитанникам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, а в конце работы обязательно обсудить их.

1. Морфологический анализ

Цель метода

Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

Создавать условия для оценки ребенком полученных идей.

Учить детализировать наиболее удачные идеи.

Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику.

Технология проведения тренинга

Представляется морфологическая таблица.

Заполняются вертикальные и горизонтальные оси (количество, подбор показателей определяются целью и содержанием занятия).

Рассматривается взаимодействие (поочередное или выборочное) горизонтальных и вертикальных показателей. Проводится обсуждение с детьми полученных вариантов взаимодействий (морфологический анализ).

Организуется продуктивная деятельность по содержанию обсуждения.

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

С детьми 3 лет организуется работа по "Волшебной дорожке" с одним вертикальным показателем (герой) и двумя-четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Работа основана на зрительном восприятии одной или нескольких "Волшебных дорожек". Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов.

Для работы с детьми 4-5 лет на вертикали "Волшебной дорожки" располагаются картинки или схематичные изображения (цветом, буквами, знаками) объектов природного и (или) рукотворного происхождения. На горизонтали - части суток, времена года, погодные условия, разнообразные ситуации, функции, типовые приемы фантазирования.

Дети 5-7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей и строить воображаемые ситуации их взаимодействия, основываясь на зрительном восприятии морфотаблицы и словесном обозначении горизонтальных и вертикальных показателей.

Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения (элементы "мозгового штурма").

Сочинение сказок по морфологической таблице предполагает использование элементов алгоритма составления сказок [В.Я. Пропп "Морфология сказки", 1928].

Реализация фантастического содержания должна идти в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, запись сюжета сказки с помощью схем и т.д.).

Ожидаемые результаты

Умение давать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы.

Самостоятельный выбор наиболее интересных, их оценка и подробный рассказ о фантастическом действии с достаточной степенью достоверности.

Выстраивание сюжета на основе самостоятельно выбранных показателей: героя (герои), функций (целей).

Описание изменений свойств и поведения героя в разных обстоятельствах.

 

2. Метод фокальных объектов

Цель метода

Научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками.

Предоставлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками.

Технология построения тренинга

Предложить детям наугад выбрать 2-3 объекта.

Попросить назвать признаки или значения признаков (не менее 4-х) для каждого объекта.

Предложить перенести названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект.

Поочередно обсудить каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов.

Организуется продуктивная деятельность детей.

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

При работе по данному методу рекомендуется фиксировать признаки, свойства предметов, называемые детьми. Эта часть работы требует динамики.

Наглядность (изображения объектов, находящихся в "фокусе") не используется.

Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может быть в реальной жизни. Эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (удивление, восторг, радость, грусть).

При выборе признаков объектов педагог исключает типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях "большой - маленький"; признака формы в значениях "круглый - квадратный"; признака цвета в значении "белый - черный". Не употребляются такие определения, как "красивый - некрасивый".

Работа с детьми начинается с 3,5 лет. Педагог делает подборку словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.

ПР: когда бывает "мыльное дерево" или "клетчатый дом".

С 4-4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.

Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.

По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность.

Ожидаемые результаты

Рассказывание (фантазирование) на основе необычного признака выбранного объекта. Объяснение возможных вариантов.

Придумывание истории (сказки) с объяснением нетипичного свойства и практической значимости данного свойства.  

3. Эмпатия

Цель метода

Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации. Технология проведения тренинга

Предложить детям представить какой-либо объект.

Обсудить объект с обычной точки зрения.

ПР: внешний вид, зависимость роста от ухода за цветком, эмоциональное состояние человека при восприятии фиалки разными органами чувств и т.п.

Предложить пофантазировать (превратиться в данный объект в какой-либо ситуации и рассказать о своих чувствах в данный момент).

Организовать продуктивную деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, схематизация действий, сочинение сказки.

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

Метод эмпатии целесообразно начать использовать в работе с детьми 3-х лет. Ребенок этого возраста по слову воспитателя представляет живой объект, показывает несложные действия и говорит, что он чувствует.

В возрасте 4 лет необходимо давать упражнения на отождествление себя с рукотворными объектами. Предлагать возможные решения проблемных ситуаций.

С 5 лет и старше формировать умения отождествлять себя с выбранным самостоятельно образом в рамках проблемной ситуации.

Обучение должно проходить по этапам:

1 этап - педагог сам рассказывает, что почувствовал или представил;

2 этап - рассказ взрослого дополняется ответами детей;

3 этап - сами дети рассказывают, что представили или почувствовали; педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект;

4 этап - ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, рассказывает о том, что представил или почувствовал.

Ожидаемые результаты

Умение представить себя в качестве кого-либо или чего-либо в проблемной ситуации и составить рассказ о себе с точки зрения выбранного объекта.

 

Методы целенаправленного управления воображением

Типовые приёмы фантазирования http://www.trizminsk.org/d/ves04.zip

Классическая фантограмма (http://www.trizminsk.org/e/246006.htm#0105)

Понятие типовых приёмов фантазирования. Фантограмма для детей дошкольного возраста.

Использование ТПФ в разных возрастных группах

1-я и 2-я младшие группы - изменение размера, изменение структуры (дробление-объединение), изменение подвижности (оживление-окаменение).

Средняя группа - изменения во времени, специальное - универсальное волшебство, приём "наоборот".

Старшая группа - комплексное использование всех знакомых приёмов.

"Другая точка зрения"

Приём "Точка зрения" как разновидность личностной аналогии (эмпатии).

Приём "Точка зрения" как инструмент рефлексии. Значение навыка принятия другой точки зрения для решения задач.

Заключение

        

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.



Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Экологическая сказка»

Автор: Агапова Татьяна Валерьевна

Организация: МБДОУ « Детский сад № 162»

В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой  природы.

Нехватка общения детей с природой, оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

 В воспитании  будущего высоконравственного человека, самое важное место занимаем мы, педагоги.

 Посеяв зерно, может вырасти сорняк. Ведь за каждым культурным растением необходим уход,  «питательная среда».

А мы на протяжении многих лет  нашим детям, «нашим саженцам», даем понять , что всё для них ,  что любое явление  природы —  это все во благо человеку, все для человека и ничего вза​мен.

Это привело к тому, что, начиная с детского сада, дети знают, что лес — это древесина,  а древесина – это бумага, материал для строительства.

Лес - это большой шкаф  в виде одежды из меха.

 Лес - это кладовая продуктов (мясо, грибы, ягоды, орехи).

 Ребенок думает,  что птицы нужны только для того, чтобы  уничтожать насекомых, ему  невдомек, что  можно летним вечером,  сидя под деревом в лесу,   наслаждаться   прохладой и прекрасными трелями заливающегося соловья.

И так во всем.

Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился. А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет.

 Именно в дошкольном детстве,  через добрую, поучительную  сказку закладывается  позитивное,  бережное отношение к природе.

 

Информационная характеристика педагогического проекта

1

Название проекта

«Экологическая сказка»

2

 Автор проекта

Агапова Т. В., воспитатель МБДОУ«Детский сад №162»

3

Вид проекта

Внутриучрежденческий,                           исследовательско-творческий

4

Направленность

Экологическое воспитание

5

Образовательная программа, в рамках которого проводится проект, образовательные области

Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

6

Исполнители проекта

Дети  среднего дошкольного возраста, воспитатели ДОУ, ст. воспитатель.

7

Срок реализации проекта

 (1 месяц)

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.  Именно экологическая сказка вызывает эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии. Полученные знания всегда должны нести нравственный потенциал, затрагивать душу ребенка, вызывать отклик и понимание им экологических проблем. Результатом этого будет продуктивно-творческая работа, которая будет выражаться в рисунке, лепке, аппликации, а также в сочинении собственных сказок.

  

Цель: Формирование интереса детей к природе через экологические сказки.

 Задачи

Образовательные:

  •  Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.
  • Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка  5 лет.
  •  Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.

Развивающие:

  • Развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
  • Привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей природы, через сказки.

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
  • Осознание себя как части природы.

Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природы.

 

Этапы

I. Подготовительный (разработка проекта)

  • Определение проблемы
  • Постановка цели, задач

II.Основной

  • Работа по плану с детьми, родителями, педагогами
  • Выполнение проекта

III.Заключительный

  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата
  • Составление рекомендаций
  • Придумывание сказок с детьми
  • Изготовление книжек- самоделок

 

Характеристика деятельности участников в рамках проекта:

Изобразительная деятельность, беседы, целевые прогулки, наблюдения, исследование.

Технологии:

  • Здоровьесберегающая
  • Личностно-ориентированного обучения.
  • Сказкотерапия
  • Исследовательской деятельность

Методические приёмы:

  • Наглядные
  • Словесные
  • Игровые
  • Практические
  • Наблюдение
  • Экскурсии
  • Рассматривание картин
  • Рассматривание фотографий
  • Обобщающая беседа.

Необходимое оборудование: Экологические сказки, природный материал, наглядно-методические пособия, мультфильмы, фотоальбомы.

Презентация итогов проекта: Создание книги   – «Экологические сказки».

Предполагаемые итоговые продукты проекта:

 Целевая прогулка совместно с родителями в парковую зону, на озеро, в лес- пополнение развивающей среды группы, выставка рисунков, защита сказки собственного сочинения, пополнение «Книги экологических сказок»

Ожидаемые результаты:

— повысится уровень активности детей, возрастёт самостоятельность в решении поставленных задач;

— изменится стиль поведения детей в природе;

— расширятся знания детей по экологии, через сочинение сказок

 

При условии реализации данного проекта, ожидаем следующие результаты по областям:

Социально-коммуникативное развитие

  • сформируется стремление родителей и воспитанников к личному участию в природоохранной деятельности
  • повысится культура общения в социуме

Познавательное развитие

  • появится опыт поведения в отношении к природе, как к источнику материальных ценностей и культуры духовного общения с природой

Речевое развитие

  • расширится словарный запас по теме проекта
  • при инсценировке сказок отношение к героям будет эмоционально-ярко окрашено появится тяга к ритмически организованному складу речи

Художественно-эстетическое развитие

  • при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности произойдет развитие творческих интересов художественно-эстетической направленности, способствующих развитию самоопределения с помощью различных видов искусства.

Физическое развитие

  • повысится эмоциональное, психологическое, физическое здоровье через подвижные игры, целевые прогулки

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

п/п

Действия

 Ожидаемые результаты

Сроки

Участники

Подготовительный этап

1

  1. Изучение литературы по теме «Экологические сказки»
  2. Оформление книжного уголка                     
  3. Семинар «Книжкина неделя»

Расширение знаний по теме проекта

 

1-2 день

 

 

 

Родители, педагоги

 

2

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

3

 Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

4

Консультации для родителей «Приемы обучения детей предсказыванию прочитанного произведения»

3

день

Родители, педагоги

 

5

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

Разработка плана реализации проекта

 

Педагоги

6

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

(Плакаты, карточки по темам «Насекомые», «Растения», «Птицы», «Пресмыкающиеся»

Пополнение.

предметно-пространственной развивающей среды

4

день

Родители, педагоги

7

Выставка творчества Н.И. Сладкова,

В. Бианки, Л.Н. Толстого,

Б. Жидкова, К. Ушинского, М. Пришвина,

 С.Я. Маршака, 

 К. И. Чуковского

Книжная выставка книг  

I неделя проекта

Родители, педагоги

Основной этап

п/п

Формы работы

Тема

Сроки

Участники

1

 Целевая прогулка

На луг

Уголок участка (муравейник)

2-3 неделя

Дети, педагоги

2

Беседы

«Береги растения и животных»

О лете

О насекомых

О растениях

О птицах

Дети, педагоги

3

Наблюдения

За насекомыми

За воробьем

За голубем

За трясогузкой

За сорокой

За ласточкой

Рассматривание растений: леса, луга

Дети, педагоги

4

Мультфильмы

«Муравьишка хвастунишка»

«Лесные путешественники»

«На лесной тропе»

«Живая игрушка»

«Чьи в лесу шишки?»

«Приключения муравьишки»

Дети, педагоги

5

Интегрированные занятия

(изобразительная деятельность, экология)

«Почему не нужно ловить бабочек?»

«Где обедал воробей»

«Откуда у божьей коровки точки?»

 

6

Знакомство со сказкой

 «Счастливый жучок»

Г. Скребицкий

«Шел я, шел и сказку нашел» А. Дитрих

«Под кустом» Н.Павлова

«Про всех на свете» Б.Заходер

«Как ежик шубу менял»

 А Суконцев

«Волк и собака» Л.Толстой

«Ежинька и белочка» М.Рапов

«Птичья кладовая»

В Сухомлинский

«Кто, о чем поет?» В.Бианки

«Бюро услуг» Н.Сладков

«Как медведь пень потерял» Н.Рыжова

«Чей дом лучше» Н.Рыжова

Дети, педагоги

7

Сочинение собственных сказок

Продолжение начатой сказки

Составление сказки по готовой схеме сюжета

 

Дети, педагоги

8

Театральные постановки

«Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко»

Дети, педагоги

9

Выставки

«Природа в сказках» (рисунки)

Альбомы сказок «Наши сказки о природе»

Дети, педагоги

10

Настольно-печатные игры

«Парное лото», «Где растет?», «Растительный мир», «Животные», «Насекомые» Найди по описанию"

"Что, где растёт"

"Узнай и назови"

"Вершки - корешки"

Дети, педагоги

Заключительный этап

1

Создание фотовыставки «Я – часть природы» (целевые прогулки в природу, игры на прогулке).

Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения

4 неделя

Дети, родители, педагоги

2

1. Изготовление книжек- самоделок

2.Сочинение собственных экологических сказок

Сказки собственного сочинения

 

Дети, родители, педагоги

 

                     ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРОЕКТА

Кадровый ресурс

 

Педагоги:

Воспитатели группы

Материально-

технический ресурс

 

- музыкальный зал;

- технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);

- наглядно-методические пособия;

- методическая литература.

Родительский ресурс

Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

- консультации;

- индивидуальные беседы;

- рекомендации по каждому конкретному ребенку;

- выставки

Информационный

ресурс

- использование ИКТ;

- обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.);

- изучение методической литературы;

- участие в конкурсах и выставках различного уровня.



Предварительный просмотр:

Экологические сказки о растениях

Почему у земли платье зеленое

А. Лопатина

Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.

— Трава и деревья, дочка, — ответила мама.

— А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?

На этот раз мама задумалась, а затем сказала:

— Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.

— Но трава к осени сохнет, а листья опадают.

Мама снова долго думала, а потом спросила:

— Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?

Девочка удивленно посмотрела на маму:

— Я хорошо спала, но причем здесь моя кроватка?

— Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.

 

Кто землю украшает

А. Лопатина

Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.

Вот полянки в лесу. Похожи одна на другую, как сестры-близняшки. Они и есть сестры. У всех один лес-батюшка, у всех одна земля-матушка. Сестры-полянки надевают каждую весну цветные платья, красуются в них, спрашивают:

— Я ль на свете всех белее?

— Всех румяней?

— Голубее?

Первая полянка вся белая от ромашек.

На второй, солнечной поляне, расцвели маленькие звездочки-гвоздички с красными искринками в серединках, и стала вся полянка румяно-розовая. На третьей, окруженной старыми елями, распустились незабудки, и стала полянка голубая. Четвертая — сиреневая от колокольчиков.

И вдруг видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна, развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье Земли.

Просит Радуга-дуга Красоту небесную, Солнце золотое, Дожди чистые помочь земле залечить раны, сшить Земле новое платье. Тогда посылает Солнце на землю золотые улыбки. Небо шлет Земле голубые улыбки. Радуга-дуга дарит Земле улыбки всех цветов радости. А Красота небесная превращает все эти улыбки в цветы и травы. Ходит она по Земле и украшает Землю цветами.

Снова начинают улыбаться людям разноцветные полянки, луга и сады. Вот это голубые улыбки незабудок — для верной памяти. Вот это золотистые улыбки одуванчиков — для счастья. Красные улыбки гвоздичек — для радости. Сиреневые улыбки колокольчиков и луговой герани — для любви. Каждое утро встречает Земля людей и протягивает им все свои улыбки. Берите люди.

 

Могучая травинка

М. Скребцова

Как-то раз стали деревья травку жалеть:

— Жалко нам тебя, травушка. Ниже тебя в лесу никого нет. Топчут тебя все, кому не лень. Привыкли к твоей мягкости да податливости и совсем тебя замечать перестали. С нами, например, все считаются: и люди, и звери, и птицы. Мы ведь гордые и высокие. Надо и тебе, травка, ввысь тянуться.

Значение экологических сказок в воспитании и образовании детей дошкольного возраста

"Сказка, по-моему, самый глубинный вид литературы. И неисчерпаемый. Сказка для меня лучший способ постижения жизненной правды". В.Бианки

 Актуальность. В настоящее время очень остро встала  проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры, сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддерживания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны.

До настоящего времени специалисты отнесем к их числу писателей, педагогов, работников библиотеки, по отношению к сказке занимают разные позиции. Одни пишут сказки сами, другие ищут экологическое содержание в уже написанных, третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательной и образовательной деятельности, а некоторые учат сочинять сказки взрослых и детей, но все безоговорочно сходятся в одном – экологическая сказка необходима. Она зачислена в арсенал самых эффективных средств способствующих экологическому образованию и воспитанию детей. И сказка в моей работе стала одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.

Вспомним методы и приемы работы со сказкой, как традиционные, так и инновационные: 

чтение и обсуждение сказок;

использование фрагментов сказок; 

использование сказочных персонажей; 

сказочные вопросы; 

использование сказок при организации игр; 

сказки и театр; 

сказки и изобразительное искусство; 

сочинение сказок; 

продолжение начатой сказки; 

сказка в заданном ключе; 

использование особенностей персонажа для составления сказки; 

герои сказки – игрушки; 

герои сказки – реальные объекты; 

герой сказки – сам ребёнок; 

игра – сказка; 

готовая схема сюжета; 

использование газетных заготовок; 

анализ сказок с точки зрения героев (фантастический анализ);

«перевирание» сказки;

«салат» из сказок;

сказка «наизнанку».

Конечно же, все эти методы апробировать не удалось. Но в силу своих возможностей с некоторыми из них мы с детьми поработали очень плодотворно. Например:

сочинение сказок 

чтение и обсуждение сказок 

сказки и театр

сказки и изобразительное искусство 

продолжение начатой сказки 

герои сказок – сам ребенок

«перевирание» сказки;

«салат» из сказок;

сказка «наизнанку».

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д.

Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.

 В чем особенность экологических сказок?

Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

 Почему они интересны детям?

Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

 Какова их роль?

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

 Экологические сказки

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане являются сказка. И действительно, сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

 Чему учат экологические сказки?

Экологические сказки учат:

познавать окружающий мир;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений. 

Таким образом, экологические сказки нужно читать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать по прочитанному, сочинять новые. Благодаря такой проводимой работе, дети не только чаще проявляют нормы экологически правильного поведения в природе, но и чувствуют их и запоминают на всю жизнь.

 Приложение: рекомендательный список сказок русских писателей XIX и XXвв. о бережном отношении к природе, о защите природы.

В рекомендательном списке вы найдете информацию о сказках русских писателей XIX и XX вв. о бережном отношении к природе, о защите природы.

Бажов П. Малахитовая шкатулка

Смолоду Павел Бажов интересовался уральским фольклором. Ему были знакомы «тайные сказы» – устные предания, в которых сказка причудливо переплеталась с реальной жизнью. Свои литературные произведения Бажов тоже называл сказами.«Малахитовая шкатулка» – это сборник сказов о нелегком труде на горных заводах, о радости творчества, о бережном отношении к природе. Удивительный мир природы Урала открывают нам сказы: «Огневушка-Поскакушка», «Золотые дайки», «Две ящерки» и другие.

 Баруздин С. Почему рыбы молчат

Сказки-притчи Сергея Баруздина помогают ответить на многие вопросы, которые дети задают взрослым: о рыбках, воробьях, черепахах, страусах, улитках и других обитателях планеты.Эти сказки продолжают развивать одну из наиболее актуальных проблем современной детской литературы – тему общения человека с природой. Все они объединяются гуманной мыслью о необходимости добра и дружбы, воспитывают у вас светлое и поэтическое отношение к животному миру.

 Бианки В. Сказки

«Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Одинец» – в основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей.Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. В. Бианки очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в природе от другого.

 Дитрих А. Голубые зеркальца

Веселые сказки, собранные в книге Александра Дитриха, поведают вам о жизни, повадках, приключениях мохнатых и пернатых героев, откроют секреты хитрой лесной грамоты, расскажут о том, что прячут от людских глаз глухие чащи, о том, сколько красоты, сколько радости дарит человеку Природа.

 Заходер Б. В. Избранное : стихи, сказки, переводы, пересказы

Прочитав эту книгу, вы познакомитесь с интереснейшим миром живой природы. Бориса Заходера можно отнести к тем особенным людям, которые могли слышать и понимать язык природы и животных и переводить его на язык, «человеческий». Чудесные сказки Б. Заходера помогут вам лучше понять и полюбить окружающий мир, научат бережно относиться к природе.

 Зотов В. Лесная азбука : звери, земноводные и пресмыкающиеся : познават. сказки для дошк. и мл. шк. возраста.

«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок детского писателя Владимира Зотова о животном и растительном мире нашего леса.Эти сказки помогут вам, ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей.

 Константиновский М. Сказки коапповского леса. «КОАПП, то бишь Комитет Охраны Авторских Прав Природы Основная задача, поставленная перед этой организацией кратко, но исчерпывающе сформулирована в гимне КОАППа «Наш веселый Комитет выдаст каждому патент, защитив приоритет Природы!».Вот так интересно и увлекательно начинается эта книга.

 Медюкова Н. Мои роднички.

Надежда Медюкова издала уже третью книгу сказок и сама их проиллюстрировала.Чудные дела творятся в этих сказках. Обо всех необычайных тайнах вы прочитаете в добрых сказках жителей Родничков.

 Пермяк Е. А. Русские сказки о природе : сказки : для чтения взрослыми детям.

Детский писатель Евгений Пермяк – один из авторов экологической сказки. Опираясь на сказочные традиции русской народной поэзии, писатель вдохнул в этот традиционный жанр новое, современное содержаниеВ основе сказок Е. Пермяка, как и у Бажова, лежит уральский горнозаводский фольклор, истории о мастерстве и мастеровых людях. Многие сказки можно назвать научно-художественными: они рассказывают о явлениях, механизмах, технологиях

Пришвин М. М. Кладовая солнца : сказка и рассказы для мл. шк. возраста. 

В окружающем мире Михаил Пришвин видел особую красоту и развивал в своем творчестве идею взаимосвязи человека и природы. Этой теме посвящена сказка-быль «Кладовая солнца».

 Сладков Н. Сказки леса.

Николай Сладков посвятил изучению природы всю жизнь, делился с маленькими читателями своими наблюдениями, пытался им привить любовь к природе родного края. Большой друг и защитник природы и животных, Николай Сладков выступал за полный запрет любительской охоты

 Толстой Л. Сказки.

Сказки, созданные Львом Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия, учат рассуждать и делать правильные выводы. Писатель стремился дать доступные сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве.

 Успенский Э. Н. Отпуск крокодила Гены.

 Нельзя сидеть на месте, если в речке течёт чернильная вода, лягушата стали синими, а туристы глушат рыбу. Поэтому Чебурашка и крокодил Гена забыли про отдых и бросились спасать родную природу от вредителей. И даже старуха Шапокляк решила не выходить на тропу войны и стала им помогать.

 Ушинский К. Д. Рассказы и сказки.

Константин Ушинский сочинил сказки о растениях и животных, о птицах, о явлениях природы, о самих детях. Сказки К. Ушинского побуждают присматриваться к родной природе, изучать ее, осмысливать окружающие явления. Его народные сказки очень близки между собой, они словно рассказываются от лица сказочника, который обогащает их народной шуткой. О бережном отношении к природе, т.е. об экологии, люди думали не только в последние десятилетия, но и в далекие времена. Как вы заметили, тема экологии затронута даже в сказках.

Консультация для родителей «Роль сказки в экологическом воспитании ребёнка»

 

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;

пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».

Бэкон Фрэнсис

Сказки – это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость.

Экологическая сказка – уникальный метод воспитания, дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Цель экологических сказок:

познавать окружающий мир;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Задачи экологических сказок:

Образовательные:

Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.

Формировать систему экологических знаний.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Привлечение внимания детей к экологическим проблемам через экосказки.

Воспитательные:

Воспитывать стремление беречь нашу Землю

Осознание себя как части природы.

- Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природы.

Значение экологических сказок:

В детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.

Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Авторы эко сказок в интересной сказочнойформе дают детям представления:

о закономерностях природы;

о природных явлениях;

о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде;

об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

К таким произведениям относятся сказки и рассказы:

- Е. Чарушин – Рассказы о животных«Рассказы про зверей и птиц»«Зверята»«Про зайчат»

- М. Пришвин – «Рассказы о животных»«Рассказы о животных малышам»«Разговор деревьев»«Этажи леса»

- Н. Сладков – «Лесные сказки»«Сказки и рассказы о животных»

- В. Бианки – «Первая охота»«Лесная газета» и др…

Сказки и рассказысовременных писателей: Т. А. Шорыгина, Н. Рыжова,

- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина

- Кто землю украшает А. Лопатина

- Могучая травинка М. Скребцова

- История одной Елочки (Экологическая сказка)

Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка…

- Благородный гриб М. Малышев

- Храбрый опенок Э. Шим

Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)

Сказки могут быть и авторским вашими, или составленные совместно с детьми.

Принципы составления экосказок:

- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.) ;

- главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи:

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.

При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказкевозникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям.

После чтения сказок или вовремя:

- Детям могут даваться задания:

придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д.

Проходит обсуждение текста

Дети самостоятельно или с помощью взрослого придумывают свои сказки

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическомуобразованию детей и может входить в другие:

экологические занятия,

опытно-эксперементальная деятельность,

беседы,

наблюдения,

театрализованная деятельность.

Вывод:

На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки,могут быть заложены:

начальные формы осознанно правильного отношения к природе;

интерес к ее познанию;

сочувствие ко всему живому;

умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях,

выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Домашнее задание: нарисовать рисунок о прочитанном произведении.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...