Проект "НАСЕКОМЫЕ"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ласман Оксана Владимировна

Краткосрочный проект в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32 города Ейска муниципального образования Ейский район

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР НАСЕКОМЫХ»

(КРАТКОСРОЧНЫЙ)

ТИП        ПРОЕКТА: ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Ласман О.В.


Проект в средней группе

"Путешествие в мир насекомых"

Вид проекта: познавательно — исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный, недельный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Проблема: Многие дети с отвращением относятся к насекомым.

Одних насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.

Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель: формирование представлений о жизни насекомых.

Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов.

Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.

Подготовительный этап.

I.        Планирование

1 день — знакомство с пчелой

2 день — знакомство с бабочкой

3 день — знакомство с муравьем

4 день — знакомство с комаром

5 день — знакомство с божьей коровкой

•        подбор масок, эмблем

•        подбор энциклопедий, журналов о насекомых

•        оформление ООД, схем развития

•        подбор художественного слова

•        подбор дидактических игр (лото, пазлы)

•        подбор дисков со звуками насекомых

II. Практический этап

Знакомство с пчелой.

1) Художественное слово, загадки, чтение сказки Павлова «Находка»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле

2) Рассматривание энциклопедий, журналов

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых

3) Беседа: « Что дети знают о насекомых?»

Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме

4) Беседа « Сравнивание пчелы со шмелем и осой»

Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе, развить умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые»

5) Наблюдение за пчелами на прогулке

Цель: уточнить знания детей о том, какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара

6) Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях

7) Хоровод насекомых

Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы

8) Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»

Цель: развивать память и чувство ритма, речь

9) Рисование сотовых ячеек по шаблонам

Цель: развивать точность движения и мелкую моторику

Знакомство с бабочкой

1) Художественное слово, загадки о бабочке

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке

2) Рассматривание энциклопедий, журналов

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых

3) Беседа с детьми о бабочке

Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки

4) Изобразительная деятельность («Бабочки на цветах»)

Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон)

5) Наблюдение за бабочками на клумбе

Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек

6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)

Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры

7) Игра «Соедини точки и узнай во что превратиться гусеница»

Цель: развивать точность движения руки, воображение

8) Украшение бабочек бросовым материалом, размещение бабочек на веранде

Цель: вызвать желание украсить шаблоны бабочек, веранду и участок для всех

Знакомство с муравьем

1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье

2)Поиск муравейника

Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников

3)Беседа «Из жизни муравьев»

Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей

4)Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

Цель: развитие чувства ритма

5)Наблюдение за муравейником

Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания

6)Опыт «Выделение муравьинной кислоты»

Цель: развитие познавательной активности

7)Игра - драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь

8) Изобразительная деятельность «Кто помог муравьишке добраться домой»

Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых

Знакомство с комаром

1)Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре

2)Рассказ комара о том, откуда он прилетел(книга Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел»)

Цель: знакомство с внешним видом комара

3)Беседа «Насекомое-комар»

Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых

4)Прослушивание музыки «Комаринская»

Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям

5)Наблюдение за комарами в разных местах участка

Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность

6)Подвижная игра «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость

7)Логоритмическое упражнение «Насекомое над лугом»

Цель: развить чувство ритма, фонематический слух

8) Художественное творчество «Комар из природного материала»

Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев

Знакомство с божьей коровкой

1)        Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке

2)Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»

Цель: познакомить детей с видами божьих коровок

3)Беседа «Наша любимая божья коровка»

Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь

4)Игра «Соедини точки и увидишь что получится»

Цель: развитие мелкой моторики

5)Аппликация «Божья коровка»

Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе

6)Наблюдение на прогулке за божьей коровкой

Цель: развивать наблюдательность

7)Прослушивание песен о божьей коровке

Цель: развитие музыкального слуха

Закрепление знаний о насекомых

1)Викторина «Что мы знаем о насекомых»

2) Складывание разрезных картинок"Насекомые"

3) Игра - драматизация "Муха - цокотуха"

Цель: закрепление знаний детей о насекомых

III. Результативный этап

•        у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности

•        дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе

•        появилось желание получить больше информации о насекомых

Работа с родителями по проекту

«Путешествие в мир насекомых»

•        памятка для родителей желающих участвовать в проекте

•        оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр

•        оформление масок для подвижных игр

•        наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми

•        изготовление фотоальбома о насекомых


Материал к проекту

Стихотворение «Трудолюбивая пчелка»

(по методике расскажи стихи руками)

Пчёлка трудится весь день

(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)

И работать ей не лень.

(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу,

(Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт —

(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)

За день много соберёт.

(Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей

(Обрисовывают в воздухе треугольник.)

И назад вернётся пулей.

(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)

В сотах утрамбует мёд,

(Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт.

(Ёжатся.)

Будет пчёлкам чем питаться

(Имитируют движения ложкой.)

Летом надо им стараться.

(Имитируют накладывание мёда в соты.)

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал.

Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.

Ножку тонкую он поломал.

Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.

Травкой быстро ее обмотал,

В муравейник скорей побежал.

Ну а солнце за лес уж зашло.

Ох-ох-ох-ох!

Стало сразу так страшно, темно.

Ах-ах-ах, ах-ах-ах!

Хорошо, что друзья помогли,

Муравьишку домой принесли.

Мо-лод-цы!        

Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.

Ритмично сгибают и разгибают ноги.

Бегут на месте.

Делают ритмичную пружинку.

Ритмично закрывают глаза ладонями.

Ритмично хлопают в ладоши.

Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»

— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:

— Я лечу издалека.

— Зу-зу-зу, — комар пищит.

— Уф-уф-уф, — как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу».

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.

Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.

Ритмично хлопают в ладоши.

Литература:

Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.

В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.

Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.

Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.

«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г