Методическая разработка по окружающему миру "Звук как физическое явление"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Булат Елена Сергеевна

Цель разработки: формирование представлений о звуке как о физическом явлении, особенности передачи звуков, разное восприятие звуков человеком и животными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл звук16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 7 Московского района

Методическая разработка по

Окружающему миру

«Звук как физическое явление»

в старшей группе «Солнышко»

Составитель: Булат Е.С.

Санкт-Петербург

2016

Звук как физическое явление

Цель:  формирование представлений о звуке как о физическом явлении, особенности передачи звуков, разное восприятие звуков человеком и животными.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с понятием «звук», познакомить с видами звуков и особенностями их восприятия.

Развивающие:

- развить мотивацию ребенка к познанию и творчеству;

- способствовать расширению кругозора.

Воспитательные:

- содействовать социальной адаптации ребенка, работе в коллективе в атмосфере взаимопомощи;

- содействовать формированию бережного отношения к окружающему миру.

Этапы

Воспитатель

Дети

1. Введение.

Добрый день, ребята! Попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить. Внимание!

Сегодня мы будем говорить о звуках.

О звуках.

2. Что нам нужно, чтобы услышать звук?

ЧТО нам нужно, чтобы слышать звук?

УШИ. Уши нам нужны, чтобы они улавливали звуки.

ПРЕДМЕТ, который издает звук.

ВОЗДУХ. Воздух, которым мы дышим. Зачем нам воздух? Потому что звук мы слышим, но не видим, он для нас невидимый, звук – это движение (колебание, волна) в воздухе.  Волна такая же, как на море, только она не в воде, а воздухе, она для нас невидима.

Опыт с бутылкой. Вот, смотрите, ребята, у меня бутылка, в бутылке воздух, если стукну по бутылке сзади, то пойдет звук,  чтобы убедиться, что он есть, мы зажжем свечу, когда волна дойдет до свечи – огонек погаснет. Пожалуйста, нужны помощники.

Уши, предметы, воздух.

Проверяют, если вокруг них воздух. Опыт с пакетом.

Опыт с бутылкой.

3. Слух у людей и животных.

А как вы думаете, одинаково ли слышат звуки люди и животные?

Оказывается мир звуков у многих животных сильно отличается от нашего.

Волк улавливает  звук шагов охотника задолго как тот к нему подойдет. Человек мог бы услышать этот звук лишь в нескольких шагах от себя.  Лисица находит мышей под толстым слоем снега и наста по их шуршанию. Но дело не только в том, что животные могут слышать очень тихие звуки. Ведь звуки бывают еще тихие-громкие.

Высокие-низкие звуки.

Настоящими чемпионами слуха являются дельфины, киты и летучие мыши. И для тех, и для других слух – гораздо более важное чувство, нежели зрение. Дельфины живут в воде. Даже в самой чистой воде дальше 10-20 метров уже ничего не видно. Дельфины и киты полагаются на слух, они «ощупывают» предметы направленным ультразвуковым лучом, прислушиваясь к отраженному от предметов звуку – эху.

Так же ориентируются в полёте и летучие мыши.

Говорящие жирафа и слоны, которые могут общаться через большие расстояния, - чего только не встретишь в природе!

Дети высказывают свое мнение.

Стучат тихо, громко.

Издают высокие и низкие звуки.

Высокие звуки - тоненькие, легкие. Тоненько пищит мышка пи-и-и-пи-и-и (пусть ребенок изобразит), пищит цыпленок и зудит комарик.

Низкие звуки толстые, грубые. Они  опускаются вниз , как будто под землю. Они тяжелые и гулкие. Так рычит медведь, тигр.

4.Развивающий

мультфильм.

Развивающий мультфильм «Уши для ушарика».

Смотрят мультфильм.

5. Звучалки-шумелки.

А хотели бы вы управлять звуком, создавать звучание, когда хотим и останавливать когда хотим.

Хорошо, предлагаю Вам сделать шумелки! Звучалки-шумелки.

Что для этого нужно?

1.Коробочка.

2. Гремучий наполнитель.

3. Украшения для шумелки.

Берем все необходимое и  приступаем к работе.

Итак, а теперь послушаем, что получилось!

Берут коробочки, наполнители, украшения.

Проверяют, как звучат звучалки-шумелки.

6. Итог.

Давайте, вспомним, что такое звук (колебание)? Какой звук (невидимый)? Какие бывают звуки?

Что мы узнали про слух людей и животных?

Вспоминают, что они запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме:

Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.Опубликовано 11.06.2012 - 22:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Жизнь в лесу" Воспитатель садится на ковер, рассаживая в...

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».

Тип проекта:  долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной  группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...

Методическая разработка по окружающему миру на тему: проект сюжетно-ролеой игры: Кафе"Улыбка".

Сюжетно- ролевые игры позволяют развивать у детей творческие способности, фантазию, развивают интелект, воображение. В сюжетно-ролевой игре ребенок может самореализоваться и самовыразиться....

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".

Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....

Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста"

Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста. Цель: развитие у детей активного познавате...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...