Экологический проект «Берегите птиц».
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Пастушкина Наталья Николаевна

Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beregite_ptits.docx772.75 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Берегите птиц».

Автор: Пастушкина Наталья Николаевна; Каргина Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ «Колосок», г. Ленинск-Кузнецкий.

 

Тип проекта: познавательный, краткосрочный   (две недели)

Цель:                                                                                                                                         Формирование ответственности и бережного отношения к птицам.

Задачи:

  • Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
  • Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
  • Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

 Участники проекта:                                                                                                      Дети, воспитатели, родители.

Оборудование:                                                                                                  Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, красок, альбомные листы, маски для игр, кормушки, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе. Большинство современных детей редко общаются с природой.  Почему нас заинтересовала работа с птицами? Они привлекают детей своим внешним видом, повадками. Дети радуются появлению птиц, с интересом наблюдают за ними. Забота о птицах помогает формировать у детей чувства  сострадание, милосердие, бережное отношение к природе. На прогулках ребята вместе с педагогами наблюдали за воробьями, голубями, воронами, синичками, и даже за сороками, которые однажды прилетели прямо на участок для прогулки.  В наших силах помочь пернатым – построить новые скворечники, сделать кормушки и регулярно следить, чтобы наша кормушка была удобна для как можно большего количества видов птиц. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников, в совместной деятельности с детьми помочь пернатым.  

Предполагаемый продукт проекта:

Альбом перелетные птицы для Незнайки.

Формы работы с детьми:

Непосредственно – образовательная деятельность, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, оформление выставки.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • подбор дидактического материала, наглядных пособий (книги, картины, настольные игры).
  • подбор художественной литературы: стихов, загадок, рассказов по теме
  • составление комплексно-тематического планирования на неделю по теме: «Зимующие птицы»
  • подготовка информации в родительском уголке
  • Выставка рисунков «Такие разные птицы»
  • Проведение конкурса изготовление кормушек «Каждой пичужке – наша кормушка»                                                                                            

II этап – основной (практический)

Работа с воспитанниками

 Содержание работы в процессе реализации проекта:

Формы и методы работы

НОД: по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи: «Вот какие птички, птички – невелички».  «Птичий двор».  «Домашние птицы».                    

Беседы:  «Чем птицы отличаются от животных».  «Скворец». «Наши пернатые друзья».  «Веселые воробьи».  «Для чего нужно кормить птиц?»

НОД  по ФЭМП «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?».

Сюжетно-ролевые игры:  «На птичьем дворе», «Путешествие в лес».

«Каркуша гостит у детей». «Зеленая аптека тетушки  Совы».  «День рождения Чижика».

 Пальчиковая   игра: «Птичка пьет воду».  «Кормушка». «Скворечник».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             «Птицы прилетают».   «Домашние птицы и их детёныши».  «Журавль», «Серые утки».  «Пять утят».                                                                                                                                                                                              

 Речевое упражнение: «Что делает воробей».                                                              Речевая игра «Лесной оркестр».  «Строим гнездо».                                   

Дидактические игры: «Один - много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Кто улетел?»   «Кто лишний?» «Чей хвост?»,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?», «На какой цветок села птичка?»    

 Чтение: Чтение В. Бианки «Музыкальная канарейка»;                                                                             В. Бианки «Сова», И. Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.

Заучивание и чтение стихотворений «Синица», обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций   и альбома: «Птицы», «Домашние птицы», «Перелетные птицы».                                                                                                                                                        

НОД:   Лепка «Птички в гнездышке». «Птичка с красивыми крыльями».                                                                                                                                                                                                                                       Аппликация: «Птицы на кормушке». «Скворечник для веселого скворца».  Рисование: «Вот какие у нас птички»                                                                                                                                                                                                                                                    

 Книжки-раскраски: «Лесные пернатые», «Птичий двор». «Птицы». «Воробьи путешественники».                                                                                                         Трафареты и контуры птиц.                                                                                                          

Совместно с родителями сделать кормушки для птиц.

 Труд в природе – чистка кормушек.

 Труд в природе – покормить птиц.

Подвижные игры:   «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнёздышке», «Воробьи - попрыгунчики», «Летает – не летает», «Птички летают».  «Птички и клетка».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Физическое упражнение: «Скворечник».  «Воробей живет под крышей».   «Птички»                                                                  

Развлечение: Сказка «Лиса и журавль».                                                   «День загадок о птицах».                                                                              Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

 

Взаимодействие с родителями:

Организация и участие родителей выставке  «Мастерим кормушки для птиц»                                   Оформление мини фото – выставки: «Такие разные птицы».  «Скворечник».                        Консультация:  Проведение конкурса изготовление кормушек: «Каждой пичужке – наша кормушка».

D:\2Сделать\конкурс\ПТИчьи домики\106422.jpg         D:\2Сделать\конкурс\ПТИчьи домики\0_cb8e5_3f44c815_L.jpg

III этап - заключительный

Обработка результатов по реализации проекта; анализ работы проведённой в ходе проекта.                                                                                                                                                      Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.                              Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам.  

Заключение.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной подражательно-исполнительской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.           В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире.                                                                   В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о птицах, что позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.                                                                               Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.                    Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка.                                                                   Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.                          Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, приобретали опыт общения. А что потом? Зачем повторяться! Потом, придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Методическая литература:

 1.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе. – М., Мозаика-Синтез, 2009г.

2.  Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М. Мозаика Синтез, 2008г.

3.  Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. Мозаика Синтез, 2008г.

4.  Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. Мозаика Синтез, 2008г.

5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания и обучения «Цветные ладошки». – М. Карапуз – Дидактика, 2007г.

6. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы. – М. Мозаика-Синтез, 2011г.

8. Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений в младшей группе детского сада. - М.  Мозаика – Синтез, 2007г.

9. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. -  М. Мозаика-Синтез, 2009г.

10. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. М. Мозаика-Синтез, 2010г.

11.Федеральные государственные общеобразовательные стандарты   к   программе  дошкольного образования.