КОНСПЕКТ НОД "ПТИЦЫ ВЕСНОЙ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сунцова Елена Артёмовна

 Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. НОД "Птицы весной" структурированная в соответствии с деятельностным подходом, поможет детям в интересной форме освоить материал по теме "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy_vesnoy_-_kopiya.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

НОД.   «Птицы весной».

(старшие возрастные группы)

Цель: расширить знания детей о жизни птиц весной.

Образовательные задачи: мотивировать детей к самостоятельным выводам о весенних изменениях в жизни птиц на основе разных видов детской деятельности.

Развивающие задачи: создать условия для мыслительной, аналитической и речевой активности детей.

Воспитательные задачи: побуждать детей к рефлексии (процессу самопознания), бережному отношению ко всему живому.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках (внешний вид, повадки, образ жизни), рассматривание иллюстраций с изображением зимующих и перелётных птиц (воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел; соловей, ласточка, грач, скворец, утка, лебедь, журавль, кукушка); картина А. Саврасова «Грачи прилетели»; чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», Г. Скребицкий «Сказка о Весне и перелётных птицах»; заучивание стихов и закличек, загадывание загадок; беседы, ситуационные разговоры и  проблемные ситуации «Пернатые друзья», «Сто сначала, что потом?», прослушивание фонограмм с голосами птиц (ворона, синица, соловей, скворец, журавль, кукушка)

Материал к занятию: парные силуэты птиц по числу детей; парные головные ободки-коронки с изображением птицы; иллюстрации гнёзд различных птиц; плетёные корзиночки разной величины; пластилин.

 

Введение в ситуацию.     Звучит запись птичьих голосов.

Воспитатель: 

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

– Ребята, о каком времени года написал С. Я. Маршак своё стихотворение?

Дети: о весне.

Воспитатель: почему вы так решили?

Дети: в стихотворении написано, что бегут ручьи; просыпаются насекомые; звери выходят из берлог и нор; расцветают первые цветы.

Воспитатель: молодцы! Но поэт пишет, что «стали птицы песни петь», а разве зимой птицы не радовали нас своими голосами?

Возможные варианты ответов детей: радовали, но мало; птицы от холода не могли петь и т.д.

Воспитатель: почему же зимой птичье пение мы слышали редко, а весной трели наших пернатых друзей зазвучали повсюду?

Возможные варианты ответов детей: птицы радуются весне и поют громче; зимой пели только зимующие птицы; весной прилетели перелётные птицы и птичьих голосов стало больше.

Воспитатель: всё это правильно, но давайте разберёмся, почему все-все птицы весной поют и голосят так весело, как будто готовятся к чему-то очень радостному и важному в их жизни? Как вы думаете, что это может быть?

Предположения детей.

Воспитатель: я думаю, вы правильно предположили, что весной все птицы поют особенно красиво и заливисто, потому что встречают свою пару, (например, два скворца, или два воробья) и играют птичьи свадьбы. Когда появляются птенчики, получается целая птичья семья! Птицы очень заботливые родители!


Создание проблемной ситуации 

Воспитатель: мы можем узнать, как живёт весёлая птичья семья весной? Как вы думаете, похожа птичья семья на человеческую? Чем?

Ответы детей.

Мотивация к деятельности

Но боюсь, сегодня не у всех птиц получится семья. Я вижу на голубом и зелёном столах только по 1 силуэту птиц. Вторая из пары этих птиц затерялась где-то у нас в группе. Поможем птицам найти друг друга? Но сначала надо разобраться, почему некоторые птицы находятся на голубом, а другие- на зелёном столе?

Возможные варианты ответов детей: на голубом- зимующие, на зелёном- перелётные; зелёный стол- цвет Весны, голубой- цвет Зимы и т.п.

Воспитатель: молодцы! Помогая птицам найти друг друга, не забудьте назвать птицу и расположить её рядышком с парой.

Игровое упражнение «Спасатели» (дети ищут и подбирают пары птицам, называя их).

Воспитатель: ну, вот и нашлись парочки птиц. Вдвоём им легче и веселее растить детей. Ребята, подумайте, что теперь птицам нужно сделать, чтобы в безопасности и тепле вырастить птенцов?

Возможные варианты ответов детей: построить домики для птенцов, свить гнёзда.

Воспитатель: да, большинство птичьих домиков называются гнёзда. Как вы думаете, из чего можно построить гнездо?

Возможные варианты ответов детей: из палок, веток, прутиков, травки.

Воспитатель: возьмите несколько прутиков и попробуйте своими руками сделать гнездо. Трудно? А у птиц нет рук, нет инструментов. Чем же они работают?

Возможные варианты ответов детей: клювом, лапками, крыльями

Воспитатель действительно, птицы вьют свои гнёзда из веточек, прутиков, травинок. У них нет строительных инструментов, зато есть проворный острый клюв и острые коготки. С помощью них крупные птицы переплетают веточки и прутики между собой, и получается крепкое гнездо, немного похожее на корзину для грибов. А мелкие птички с помощью клювика переплетают между собой травинки, и получается гнездышко, похожее на маленькую, лёгкую корзиночку. Догадайтесь, из чего строит своё гнездо крупный аист? А из чего маленький соловей? Почему?

Воспитатель: а есть птица, которая не вьёт, а лепит своё гнездо. Отгадайте загадку: 

Прилетела к нам с теплом, путь проделав длинный,

Лепит домик под окном из травы и глины.

Дети: ласточка.

Воспитатель: молодцы! А подумайте, как помогает крепкий клюв дятла при строительстве его дома. Как называется его дом?

Дети: (предполагаемые ответы детей: дятел стучит (долбит) по дереву, делает дырку (отверстие).

Воспитатель: ребята, догадайтесь, какая птица живёт в скворечнике?

Дети: скворец

Воспитатель: молодцы! Давайте, поможем скворцам построить новое жильё.

Динамическая пауза.

Мы построили скворечник (стучим кулачком об ладошку 4 раза)

Для весёлого скворца (машем «крылышками» 4 раза).

Мы повесили скворечник (руки вверх)

Возле самого крыльца (руки над головой «домиком»).

Всё семейство вчетвером (хлопаем в ладоши 4 раза)

Проживает в доме том (руки над головой «домиком»).

Мать, отец и скворушки (загибаем пальцы)  

Чёрненькие пёрышки («стряхиваем» кистями рук 4 раза)

Актуализация деятельности

Воспитатель: (показывает изображение кукушки) ребята, осталась одна одинокая птица. Угадайте про неё загадку:

«Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. Сядет где-то на суку и кричит: «Ку-ку, ку-ку».

Дети: кукушка!

Воспитатель: правильно, кукушка не заботится о своих детях, не строит гнездо, не греет яйца теплом своего животика, а подбрасывает их в чужие гнёзда. Может, она не знает, как строить домик для птенцов, как их кормить?

Возможные варианты ответов детей: не знает; она плохая, не заботливая и т.д.

Воспитатель: хотите показать кукушке пример, как надо заботиться о своём потомстве?

Тогда превращайтесь в парочки птиц, надев на головы коронки любой птички, и за работу! (дети надевают коронки).

Воспитатель: сначала представьтесь кукушке и сообщите название своей птицы. Расскажите, в каком домике вы проживаете (скворечник, дупло, гнездо), чем кормитесь сами и чем будете кормить птенца.

Воспитатель: молодцы, теперь кукушка знает, сколько на свете разных птиц – заботливых родителей!

Но и в скворечник, и в дупло птицы в клюве несут травинки и веточки и делают там мягкое, тёплое гнёздышко, в которое откладывают яйца. Послушайте стихотворение:

Без рук, без топорёнка построена избёнка. Колыбель для деточек из травы и веточек.

Сухие листочки на сучках-сучочках. В них лежат яички - выведутся птички.

А вы, мои «птички», покажите кукушке, как вы умеете делать гнездо из тонких пластилиновых колбасок и лепить птенчика. Выбирайте пластилин, и стройте гнёзда для птенцов. Гнездо какой величины построит аист? А грач? А воробей?

Дети в своих парах лепят: один -  гнездо из тонких пластилиновых «колбасок», путём их переплетения, другой – птенца.

Воспитатель: Молодцы.  Вот и получилась целая птичья семья!  Назовите по очереди птенцов разных птиц:

У грача – грачата, у скворца – скворчата, у журавля – журавлята, у гуся – гусята, у утки – утята, у воробья – воробьята, у голубя – голубята.

Воспитатель: молодцы, ребята! А вы знаете, как появляются на свет все птенцы?

Дети: птицы откладывают яйца, а из яиц вылупляются птенцы.

(Если остаётся время, «птицам» предлагается «слетать за кормом» для своих будущих птенцов – мелкие карточки насекомых.)

Воспитатель: вы отлично показали кукушке, какими должны быть заботливые родители птенцов, а сами знаете, как надо беречь птиц?

Работа по схеме «Берегите птиц»

     

Рефлексия:

  • Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили и что нового узнали?
  • Чему мы сегодня старались научить кукушку?
  • Помогут вам новые знания о жизни птиц правильно относиться к ним?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Весна, весна, поди сюда!»

Программное содержание: познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закрепить основные признаки времени года; знания о птицах, расширить словарный запас детей словами: колоколнышко, ...

Конспект занятия "Весна идет-весне мы рады".

Данное занятие   формирует у детей интерес и любовь к природе, умения замечать изменения в ней....

Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"

Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи....

Конспект НОД "Весна идёт, весне дорогу"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятий "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект интегрированноно занятия, включающий в себя разные области....

Конспект занятия "Весна. Признаки Весны"

Надеюсь ,что конспект может быть востребованвоспитателями ,которые работают с детьми 4-5 лет....

Конспект развлечения "Весна, весна идет.."

Весенний праздник  в группе раннего возраста (1-2года )    «Весна, весна идет...»...