Конспект НОД "Что такое природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гусарова Ирина Александровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_chto_takoe_priroda.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«ЧТО ТАКОЕ  ПРИРОДА»

в группе старшего дошкольного возраста

Цель:

  1. Расширять представление  о компонентах природы (живой, не живой), закрепить свойства живого организма.
  2. Дать представление о предметах, созданных руками человека («неприрода».
  3. Развивать логическое мышление;  навыки сотрудничества.
  4. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам природы,  чувство коллективизма, взаимопомощи,  желание помогать сверстнику.

Оборудование:

Демонстрационный материал: модель «Свойства живого организма», мяч, набор картинок  с изображением  объектов живой и не живой природы, предметами рукотворного мира, перфокарта «Человек учится у природы».

Раздаточный материал : перфокарты «Природа и рукотворный мир», альбомные листы, клей, фломастеры, дырокол, ленточка, конверт.

Словарная работа:  живая, не живая природа, неприрода, рукотворный мир.

Предварительная работа: 

1. Наблюдение на прогулке за объектами природы, которые нас окружают, предложить детям зарисовать  в группе объекты живой и не живой природы.

2. Просмотр фрагментов видеофильмов о природе – во время просмотра обратить внимание детей на объекты, которые они видели на прогулке.

3. Просмотр с детьми отрывка из мультфильма «Бременские музыканты», обратить внимание детей на слова песенки героев («Наш ковер – цветочная поляна, наши стены сосны – великаны, наша крыша небо голубое…»), предложить детям разучить песенку «Ни чего на свете лучше нету…».

4. Прослушивание  аудиозаписи звуков природы.

Методические приемы:

  1. Проблемная ситуация «Поможем Карлсону сделать подарок для Малыша».
  2. Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма».
  3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – не живое».
  4. Дидактическое упражнение «Разложи  картинки».
  5. Вопросы к детям поискового характера.
  6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу»
  7. Дидактическая игра «Что к чему» (работа с перфокартами).
  8. Беседа с детьми  «Человек учится у природы».
  9. Продуктивная деятельность детей – изготовление  альбома «Мир природы»
  10. Рефлексия.

Ход НОД:

1.  Проблемно – игровая  ситуация.  

-  Сегодня на адрес нашего сада, нашей группы пришло письмо от Карлсона.  Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы знаете, у моего лучшего  друга  Малыша скоро день рождение. В этом году он пошел учиться в школу, ему там очень интересно. И мне хочется подарить   нужный и полезный подарок, который поможет ему учиться в школе. Я собрал много картинок и хотел сделать альбом о природе, но запутался. Я не могу разобраться, какие картинки относятся к природе, а какие – нет.  Помогите мне, пожалуйста». 

2. Беседа «Что такое природа?». Рассматривание модели «Свойства живого организма».

- Вы хотите помочь Карлсону приготовить подарок для Малыша?

- Какой альбом хочет сделать Карлсон? (О природе).

- А что же такое природа? (Ответы детей)

- А какая бывает природа? (Ответы детей)

- А как отличить живую и не живую природу? Чем живая природа отличается от не живой? (Ответы детей) (выставляется  модель «Свойство живого организма»).

3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – не живое».  

А сейчас давайте поиграем в игру «Живое – не живое». Я вам называю предметы природы, а вы мне отвечаете – живая это природа или не живая.

(Воспитатель называет слова:  ворона, солнце, ветер, береза, ежик, воздух, камень, цветок, рыба, жук, облака, земля, трава, белка, песок, вода).

 

4.Дидактическое упражнение «Разложи  картинки».

Давайте рассмотрим картинки, которые прислал нам Карлсон  и разложим их. На зеленый лист мы положим картинки с изображением живой         природы, а на белый лист – картинки с изображением не живой природы.

5. Вопросы к детям поискового характера.

Воспитатель обращает внимание детей, что на столе остались лишние картинки.

- Назовите, какие картинки     у нас остались?

- Почему эти картинки вы не разложили? Являются они природой? Почему? (Ответы детей).

-Откуда появились эти предметы? (Их  сделал человек).

Воспитатель обращает внимание детей на картинки природы.

- А деревья, животных, воду, солнце тоже делает человек?  (Они появились без помощи человека, их создала природа).

Микровывод:

Природа – это то, что существует без помощи человека, а «не природа» - это то, что сделано руками человека.

6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу».

- Вы устали? Давайте немного отдохнем: закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной  полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены).  Начинается новый день.  Восходит яркое солнышко. (дети, поднимаясь, делают круг руками). Вдруг упала капелька дождя, потом еще одна, еще и еще, и начался осенний дождик (дети пальцами стучат по полу  - сначала медленно, потом быстрее). Дождик стал утихать, а потом совсем прошел. Поднялся осенний ветерок, под его порывами закачались березы, осины, рябины…Последний осенний листочек оторвался от ветки, плавно закружился и опустился на землю (дети плавно кружатся и садятся на корточки).  

- Вам понравилось в осеннем лесу?

  1. Дидактическая игра «Что к чему».

- Пройдемте  за столы. Посмотрите, что изображено на карточках. Соедините линиями, предметы, которые относятся к природе с изображением леса и предметы, сделанные руками человека (которые не относятся к природе) с изображением человека. (Воспитатель организует взаимоконтроль – предлагает детям поменяться карточками и проверить их).

 - Назовите, какие картинки вы соединили с картинкой леса – природой. (Ответы детей).  Это мы назвали объекты живой природы.

 - Назовите картинки, которые вы соединили, с человеком. (Ответы детей). Эти предметы не относятся к природе, они сделаны руками человека.

Микровывод:

Природа – это то, что существует без помощи человека, а «не природа» - это то, что сделано руками человека.

8. Беседа с детьми  «Человек учится у природы».

- Ребята, как вы думаете,  как люди придумывают предметы, которые делают? Например,  как человек придумал самолет? (ответы детей)

- Люди часто пользуются «подсказками » природы и придумывают вещи, похожие на то, что они видят вокруг себя. Человек увидел птицу, как она летит в небе, размахивая крыльями, и это подсказало ему сделать машину, которая поднимает людей  в небо.

Воспитатель предлагает рассмотреть перфокарту и  подобрать пару для каждого предмета, который создан человеком,  и соединить линиями с  объектом природы.  

Микровывод:

Теперь мы с вами знаем, что человек учится у природы, создавая предметы, которые нужны ему в жизни.

9.Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы».

- Ребята! Сколько сегодня много мы узнали о природе. Мы вспомнили, что такое природа, что относится к живой и не живой природе, - это то, что природа создала без помощи человека. А предметы созданные руками человека, не являются природой.

- Теперь мы сможем помочь Карлсону, создать альбом в подарок Малышу?

Воспитатель делит детей  на три группы:

 1 группа – наклеивает на альбомные листы  картинки с изображением живой природы;  

2 группа – наклеивает на альбомные листы  картинки с изображением не живой природы;  

 - А чтобы Карслон понял, какие предметы не относятся к природе

3 группа детей сделает коллаж – предметы, сделанные руками  человека.

Организуется самостоятельная   работа детей, в процессе которой воспитатель ведет индивидуальную работу.

После завершения работы детьми, воспитатель предлагает детям соединить  отдельные листы в единый альбом. Совместно с детьми оформляется титульный лист альбома «Мир природы».

11. Рефлексия:

- Посмотрите, какой у нас получился альбом. Как вы думаете, понравится ли он Карлсону и Малышу? О чем узнает  Малыш, рассматривая этот альбом?  Почему оставшиеся картинки мы наклеили отдельно? Давайте их тоже отправим  Карлсону, чтобы он о них рассказал Малышу.

- Ребята, вам  сегодня было интересно?  

Что вам больше всего понравилось?

Последующая работа:

1.Работа детей в тетрадях «Экология для малышей».

2. Чтение и обсуждение  художественной литературы: произведения Н. Рыжовой  «Наука о доме», Э.Мошковской «Жил на свете человек», В.Орлова «Дом под крышей голубой»

3. Проведение дидактической игры «На экологической   тропинке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...

Конспект занятия "Что такое природа?"

Программное содержание: познакомить детей с понятиями «природа», «живая природа», «не живая природа». Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Закрепить умение составлять экологическую цепоч...

Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» ( 2 младшая группа)

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий домЗадачи:Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных ...

Конспект занятия по окружающему миру "Что такое природа? Живая и неживая природа"

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Что такое природа? Живая и неживая природа"...

Конспект занятия по окружающему миру "Что такое природа? Живая и неживая природа"

Конспект занятия по окружающему миру "Что такое природа? Живая и неживая природа"...

Конспект образовательной деятельности "Что такое природа? Живая и неживая природа"

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.    ...

Конспект НОД "Что такое природа? Живая и неживая природа."

Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы)....