Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» ( 2 младшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Панченко Людмила Ивановна

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом

Задачи:

  • Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.
  • Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы).
  • Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
  • Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.

МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа»

( 2 младшая группа)

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом

Задачи: 

  • Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.
  • Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы).
  • Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
  • Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.

МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы.

ХОД:

Воспитатель читает стихотворения:

Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)

-Дети, а вы знаете, что такое природа?

(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)

-Природа - это то, что существует без помощи человека.

-Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)

-А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д). Дети продолжают этот ряд.

Игра: «На что похоже»

- К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.

Игра: «Природа и не природа»

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту.)

-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

-Назовите, что относится к живой природе (дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.)

Игра «Живая неживая природа»

(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы — стоят на мести.)

Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.

  Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос.  Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?  Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.  А в группе у нас есть природа? Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.

От чего в вашем доме бывает светло? (лампа). А что можно сравнить с лампой в природе? Но солнце не только светит, но и греет (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей) В природе идёт дождь.  В доме есть душ. В природе – ветер. В доме – вентилятор.  В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.  В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе  горы и деревья.  У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана. В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.  А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.  В природе дикие животные. У нас – домашние.  Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.

-Ребята, а человека к какой природе отнесём?

Дети: к живой природе.

-А чем человек отличается от животных (ответы детей.)

- А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)

-А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.)

-А что будет, если не будет воздуха?

Ответы детей.

-Сейчас мы проведем опыты с воздухом.

Опыт №1

Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям)

-Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух - прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.

-Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

Опыт № 2

-Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук). Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста - музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух.

Воспитатель подводит итог занятия, что дети узнали нового, о чем была беседа и предлагает нарисовать природу (цветы, травку, солнышко, дождик.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы»

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы. Обогатить тактильный (чувственный) опыт детей. ...

Конспект занятия на тему: «Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы»

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей II младшей группы. Обогатить тактильный (чувственный) опыт детей. ...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

Конспект занятия на тему: «Как звери готовятся к зиме.» 2-я младшая группа.

Цели деятельности педагога: учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детенышей;Методы и средства: Декорации зимнего ле...

Конспект занятия на тему: «Моя любимая игрушка». по физическому развитию детей младшей группы (3-4 года).

Конспект занятия на тему: «Моя любимая игрушка».  по физическому развитию детей  младшей группы (3-4 года)....

Презентация "Живая и неживая природа" младшая группа

Цель: Пополнить знания детей о живой и неживой природе....

Конспект занятия на тему «9 мая-День Победы» для детей второй младшей группы.

Каждый год наша Страна отмечает великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне. Враг напал на мирную страну ночью, когда все люди спали, не объявляя нам войны. Фашисты...