Научно-познавательная литература о природе для детей дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа) на тему

В настоящее время  общепринятым является определение научной книги для детей как книги научно-познавательной. Разумеется, этим не отрицается познавательное значение дететской литературы в целом. Однако, говоря о научно-познавательной книге, имеют в виду, что она пропагандирует научные представления о природе и обществе, и что существуют два основных ответвления: научно-художественное и научно-популярное. В этой статье я попытаюсь вам показать их отличия друг от друга и так же их пользу и незаменимость в воспитании дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей в рамках научно-практического семинара  в области познавательного развития «Экологическое воспитание дошкольника».

Научно-познавательная литература о природе для детей дошкольного возраста

                                                               

                                                              Материал для воспитателей  подготовила:

                                                                                                    заместитель заведующего по ВМР

                                                                                                   МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 57»

                                                                                                    Лобанова Светлана Евгеньевна

«Детская книга, - писала Крупская, - должна давать яркие образы, быть для ребёнка источником радости, помогать, ему, осмыслить окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми».1

В настоящее время общепринятым является определение научной книги для детей как книги научно-познавательной. Разумеется, этим не отрицается познавательное значение детской литературы в целом. Однако, говоря о научно-познавательной книге, имеют в виду, что она пропагандирует научные представления о природе и обществе, и что существуют два основных её ответвления: научно-художественное и научно-популярное.

У современной научно-познавательной литературы богатые традиции. Высокий уровень научно-художественной литературы на самом раннем этапе развития определили не только  М.Ильин, В.Бианки, Б.Житков, но и целая плеяда талантливых писателей 20-30 годов, тесно связанная художественной литературой, ей свойственно значительное жанровое разнообразие. В ходе её развития, в 50-60-х годах, отдельные жанры приобретают и определённую тематическую направленность. Так, жанр повести в основном представлен биографической повестью, рассказа – преимущественно рассказами писателей-натуралистов и путешественников, сказки – научной сказкой.

Особенность научно-художественных произведений состоит в том, что воспитание интереса и любви к прекрасному в природе неотделимо от чётко выраженного познавательного начала.

Таковы сказки В.Бианки, Г.Скребицкого, С.Сахарнова, Ю.Дмитриева.

Интересны сказки о труде в природе, созданные Е. Пермяком. Родившиеся на местной, уральской почве, они посвящены преобразующей  деятельности человека, рассказывают о той власти над природой, которую даёт машина («О дедушке Само»). В фантастических образах писатель воплощает свойства природы. Это хорошо показано в его сказке «Как Огонь Воду замуж взял». Научная сказка несёт в себе не только определённый заряд научной информации, но и духовные ценности, нравственные начала, которые нерасторжимо связаны с её художественными достоинствами. Именно к таким произведениям детской литературы мы относим сказки В.Бианки и других представителей обширной школы советских детских писателей-анималистов.

Заметную эволюцию переживает природоведческий рассказ. На его развитие оказали влияние не только писатели-анималисты, но и писатели-путешественники, творчество которых тесно связано с их научной, экспедиционной работой. От прекрасной книги В.Арсеньева «Встреча в тайге» эта линия в литературе для детей ведёт к рассказам Г.Скребицкого, отразившим опыт биолога-исследователя, многие годы связанного научной работой с заповедниками.

Черты художника и натуралиста-исследователя  сочетает в своём творчестве С.Сахарнов. Повести его невелики по объёму, но примечательные явления природы изображаются в них крупным планом, как в увеличительном стекле. Конфликт, на котором строятся маленькими повести Сахарнова, чаще всего возникают в столкновении с неведомым и малоизученным.

В «Путешествии на «Тригле» все события изображены в комическом ключе. Но юмор писателя – добрый юмор, потому что герой, участник экспедиции, отыскивающей на морском дне камни с отпечатками ископаемой фауны, в общем-то симпатичен. Его ошибки – ошибки неопытности, опыт же накапливается в общении с коллективом. Рассказчик знакомит детей с таинственной и великолепной жизнью глубин – то «бархатными рыбками», морскими ласточками, то с рыбой-иглой, то со скатом, который «уходил, как огромная чёрная птица. Он то парил над морским дном, то взмахивал крыльями и удалялся всё дальше и дальше».1 Подводный мир как новый космос, где человек плывёт, «не чувствуя веса своего тела, не видя, где начинается и где кончается толща воды».2

В рассказах Э.Шима, Г.Снегирёва, неутомимого путешественника Н.Сладкова развёртываются перед юным читателем картины жизни в тайге и на далёких Курильских островах, в лесах Подмосковья и на берегах северных рек, в воде и под водой. В творчестве Н.Сладкова мир предстаёт в новых красках и формах благодаря тому, что писатель применяет в своём общении с природой новые методы её изучения. «В подводном лесу» – рассказ, который знакомит детей с тем, что видит человек, находясь под водой в маске. «За птичьими голосами» – книга, раскрывающая перед детьми систему звуковых сигналов в птичьем царстве.

Н.Сладковым разработан особый вид издания природоведческих рассказов для детей – сочетание текста с фотоальбомом. В «Смелом фотоохотнике» иллюстрации звериных детёнышей в лесу, сцены из жизни птиц и рыб. Они учат ребят делать свои маленькие открытия в природе, а фотозагадки заставляют увидеть необычность и порою загадочность в самых простых явлениях природы. Вот разворачиваются страницы лесного «справочного бюро» с изображением следов, оставленных тетеревом, горностаем, куницей, рысью. Ещё загадки: какие-то не то листья, не то птичьи перья, неведомые иероглифы, путанный рисунок, напоминающий

узоры на древесной коре. Под заголовком «Мои открытия» – рассказы о том,

что прочтёшь не во всякой книге: «Скатерть-самобранка» - муравьиная тропа, посещаемая ради дарового стола многими обитателями леса; «Мухомор» – кто-то всё же обламывает шапку ядовитого гриба и поедает кусочки.

В научно-художественной, в особенности географической литературе рядом с рассказом живёт и очерк.

В рассказах  Э. Шима, Г.Снегирёва, неутомимого путешественника Н.Сладкова развёртываются перед маленькими  читателями картины жизни в тайге и на далёких берегах северных рек, в воде и под водой. В творчестве Н.Сладкова мир предстаёт в новых красках и формах благодаря тому, что писатель применяет в своём общении с природой новые методы её изучения. «В подводном лесу» – рассказ, который знакомит детей с тем, что видит человек, находясь под водой в маске. «За птичьими голосами» – книга, раскрывающая перед детьми систему звуковых сигналов в птичьем царстве. Н.Сладковым разработан особый вид издания природоведческих рассказов для детей – сочетание текста с фотоальбомом. В «Смелом фотоохотнике» иллюстрации звериных детёнышей в лесу, сцены из жизни птиц и рыб. Они учат ребят делать свои маленькие открытия в природе, а фотозагадки заставляют увидеть необычность и порою загадочность в самых простых явлениях природы. Вот разворачиваются страницы лесного «справочного бюро» с изображением следов, оставленных тетеревом, горностаем, куницей, рысью. Ещё загадки: какие-то, не то листья, не то птичьи перья, неведомые иероглифы, путаный рисунок, напоминающий узоры на древесной коре. Под заголовком «Мои открытия» – рассказы о том, что прочтёшь не во всякой книге: «Скатерть-самобранка» – муравьиная тропа, посещаемая ради дарового стола многими обитателями леса; «Мухомор» – кто-то всё же

обламывает шапку ядовитого гриба и поедает кусочки.

В научно-художественной, в особенности географической литературе рядом с рассказом живёт и очерк. Очерк совершенно незаменим, когда есть необходимость показать детям живую, конкретную картину мира, природные богатства страны, необходимость их охраны и защиты. Очерк – чрезвычайно ёмкая форма, но представляющая многочисленные трудности для детского писателя, поскольку здесь сложнее добиться того стремительного движения повествования, которое нравится читателю-ребёнку.

Замечательные  мастера географического очерка в детской познавательной литературе – Н.Михайлов и Г.Кублицкий. В чтение детей младшего возраста вошли научно-художественные очерки: Г.Ганейзер «С севера  на юг»; М.Гумилевский «Где тепло, где холодно», в которых ребёнку раскрывается зональное разнообразие ландшафта.

Сложность литературного процесса, протекающего сегодня в научно-познавательной литературе для детей, обуславливает ярко выраженную индивидуальность почти каждой новой книги, разнообразие поиска, богатство содержания, своеобразие структуры книги.

Проблема охраны природы – одна из величайших, глобальных проблем современности. Применительно к уровню знаний ребёнка рассказывают об этой проблеме книги Ю.Дмитриева «Большая книга леса», М.Ивина «Чтобы жить», М.Емцова «Поле новых надежд».

В чтении книг о природе заметное место занимает научно-популярная литература. Она не может быть заменена или вытеснена научно-художественной книгой, т.к. своими средствами достигает иных целей: развивает у детей навыки научного воображения, результаты которого могут быть проверены опытом, помогает в усвоении и расширении фундаментальных знаний, воспитывает интерес к самостоятельному творчеству ребёнка.

Особый характер детского чтения, необходимость установки его на побуждение читателя к активной самостоятельной деятельности – всё это вызвало и появление разнообразных книг-энциклопедий для детей. Детские энциклопедические книги – нередко литературные, художественные произведения для детей, отличающиеся особой тематической широтой. В них заключена ценная возможность постепенного переключения на чтение научной книги. Одна из первых детских энциклопедий, посвящённая жизни родной природы, - «Лесная газета» В.Бианки – почти целиком создана самим писателем и вобрала в себя огромное богатство фактов, наблюдений, сказок, весёлых и лирических рассказов, практических советов юному следопыту. Этот опыт писателя продолжил в наши дни Н.Сладков своей «Подводной газетой», многоплановое содержание которой прослоено шуткой, анекдотом, забавной присказкой, занимательной всякой всячиной.

Интересны «маленькие» энциклопедии издательства «Детская литература». Каждая книжка в них – самостоятельное тематическое целое, но составленное из занимательных коротких рассказов, очерков, заметок, которые охватывают различные отрасли знаний: биологию (Ю.Дмитриев «Кто в лесу живет, и что в лесу растёт»), географию (В.Мальт «Море дьявола»), геологию (Б.Дижур «От подножья до вершины»).

«Занимательная книга» – один из наиболее разработанных и признанных видов издания популярных детских книг.

Детская книга о природе – сложный комплекс явлений, ещё мало изученных как с литературной, так и с педагогической стороны. В этой области детского чтения растёт и накапливается опыт, идёт непрерывный творческий и познавательный поиск, результаты которого во многом ещё впереди. Но уже сегодня научно-познавательная природоведческая книга – это мощное орудие познания мира ребёнком.

Великим мастером удивительных вопросов и ответов был писатель В.Бианки. Даже в названиях его сказок звучит заманчивый вопрос: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поёт?»

Новое для ребят в каждой сказке. Вот птицы. Их великое множество, и у каждой своё название и свой особенный клюв: клёсты-крестоносы, кроншнепы-серпоносы, мухоловы, козодои, сетконосы…- всех не перечислишь. Но всё это разнообразие раскрывается ребёнку в доступной, увлекательной форме. И совсем необязательно ребёнку запоминать всех этих птиц сразу. Гораздо важнее то, что он узнает: вот какие чудеса сотворила природа. Узнает, удивится и будет внимательней, с любопытством всматриваться в окружающий его мир.

Именно внимательней всматриваться и размышлять: «Если простые птицы -  такое чудо, то, наверное, и ещё есть чудеса». Конечно, есть! Виталий Бианки разбросал их щедрой рукой по всем своим книгам.

Бианки создаёт свои произведения на точных научных фактах, на документально проверенных и обоснованных случаях. Все его герои – животные, птицы, насекомые – обладают конкретными особенностями, и писатель не допускает близкого обобщения образов и символов природы. Потому книги Бианки о природе – энциклопедия биологических знаний для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это энциклопедия, созданная учёным и писателем, ясно понимающим запросы своего маленького читателя.

«Игра – стихия детей,- писал он. – Давайте же играть с ними в путешествия и в каждом путешествии начнём знакомиться с туземцами неведомой нам страны – будь то животное, растение, камни, снежинки».1

Для беседы с детьми В.Бианки часто прибегает к сказке, потому что она психологически ближе к ребёнку. Он создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Сказки Бианки эмоциональны, они пронизаны любовью к родной природе («Лесные домишки», «Приключения Муравьишки», «Мышонок Пик» и другие). В каждом его произведении чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям, разумно и доброжелательно относящимся к животным.

«Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко – и вниз». У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат – все домой бегут. Солнце сядет,- муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.»2

Вот, оказывается, по какому строгому порядку живут в муравейнике. И поэтому приходится всем жителям леса помогать маленькому муравью, который ушиб ногу, поскорее добраться домой.

«Встретилась муравью гусеница-землемер, узнала про его беду, предложили подвезти немного.

Муравьишка вскарабкался на спину землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился».3

Эта сказка полна не только сведениями о природе, но и естественной для сказки доброты, ненавязчивой поучительности.

Из замечательной сказки «Лис и мышонок» дети вместе с лисой, героем сказки, узнают о жизни мышки: зачем ей норка, что есть в этой норке.

Из другой сказки «Первая охота» дети узнают о том, как птицы и насекомые могут постоять за себя, когда им угрожает опасность.

«Вот я её сейчас поймаю!- думает Щенок и совсем уж приготовился прыгнуть ей на спину. А Выпь глянула на него и шагнула в камыши…

…А Выпь стоит в камыше, вытянулась – тонкая-тонкая и вся в жёлтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается. Щенок выпучил глаза, смотрел, смотрел – не видно Выпи в камыше…».1 Прочитав книги Бианки, дети почерпнули очень много знаний и, я думаю, если раньше не обращали внимание на некоторые явления природы, то теперь будут замечать все мелочи и наблюдать за ними. Им это интересно. А наша задача, задача писателя: воспитание интереса у детей к природе, внимательного к ней отношения.

Так как внимание малышей рассеянное и долго слушать и находиться без движения они не могут, то небольшие по объёму рассказы и сказки Бианки будут вполне доступны их пониманию.

В этом возрасте можно не только знакомить ребят с произведениями, а дать информацию и о самом писателе, выбирая наиболее интересные моменты жизни.

Писатель раскрывает глаза ребёнка на окружающий его мир, отвечает на волнующие и интересующие вопросы. Книги В.Бианки зовут ребёнка наблюдать, сравнивать, думать и самому пытаться отвечать на вопросы или находить ответы в природе.

В этом и заключается ценность книг Бианки. Воспитатель должен в полной мере использовать их при воспитании интереса и любви к природе у детей дошкольного возраста.

[1]*

Не менее замечательным знатоком природы является и Михаил Пришвин. К.Паустовский писал о нём: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».1

Природу в целом, и каждое явление, каждую деталь Пришвин воспринимал двойным зрением поэта и учёного. Писатель на редкость точен: достоверны и зорки его наблюдения; у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу.

Пришвин – один из самых автобиографичных русских писателей. Почти все его произведения написаны от первого лица. Однако было бы ошибкой ставить знак равенства между «я», от имени которого ведётся рассказ, и М.М.Пришвиным. Но нельзя неосторожно и резко отделять рассказчика от автора. Подлинность наблюдений, поэтически претворённых в произведениях Пришвина, нередко подтверждаются и дневниками наблюдений писателя, и миниатюрами «Календаря природы» – тоже своего рода художественным дневником наблюдений, и сделанными автором фотографиями, и биографическими сведениями. Например, все собаки, которые изображены в его произведениях, действительно принадлежали Пришвину или были ему хорошо знакомы.

Пришвин называл себя естественником. Он и был им по образованию. Он природу не только наблюдает, он испытывает её неисчерпаемые возможности, разгадывает её загадки. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание её, как поэтической сказки. Но всё же не от сказки идут диалоги животных, птиц, друг с другом и с рассказчиком; они – органичный для писателя способ выражать свои отношения с природой: отношения эти – диалогичны. Вся его жизнь, жизнь художника и наблюдателя – диалог с природой.

[2]*

Есть у Пришвина цикл – «Рассказы егеря». Зовут егеря, как и автора, Михаил Михайлович. В этом цикле есть два замечательных рассказа – «Ёж» и «Галочка».

Из рассказа «Ёж», ребёнок в увлекательной форме узнаёт о том, как рассказчик принёс домой ёжика, которого нашёл у ручья. И все свои наблюдения за животным уместились в маленьком, увлекательном рассказе. Всего десять строк понадобилось Пришвину, всего три предмета – лампа, трубка и сапоги – для рассказа о привычной для ежа жизни. Изображение поэтично и живописно. Отчётливость словесной живописи неизбежно пробудит воображение даже маленького читателя. Гармонично слиты в рассказе мастерство поэта, вдумчивого воспитателя и любовное отношение к природе. Автор устраивал  ежу в комнате лесную поляну. Естествоиспытатель определял, какие лесные привычки отражаются в каждом пробеге ежа по комнате, как деловито он приспосабливается к новым условиям жизни. Из этой книги дети почерпнули очень много полезных знаний.

Рассказ «Гаечка» примечателен другими чертами.

Начало рассказа необычно: «Мне попала соринка в глаз. Пока я её вынимал, в другой глаз ещё попала соринка».1

Мы с вами, вероятно, избавились бы от соринки и пошли дальше. А Пришвин? Он исследует – откуда соринка. Рассказчик наблюдает за гайками в бинокль – этим подчёркивается точность описания их повадок. Читатель невольно переносит достоверность зрительного наблюдения и на слуховое воспроизведение диалога птичек. Думается, что рассказ «Гаечки» может служить иллюстрацией этого признания.

Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе - он сам: охотник, наблюдатель, учёный, художник – искатель слов, точных и

поэтичных, искатель правды.

Из рассказа «Лисичкин хлеб» дети вместе с девочкой Зиной узнают о том, что деревья сами лечатся.

Из «Лесного доктора» дети почерпнули знания о дятле.

Зорко вглядываясь в природу, Пришвин исследует и свой внутренний мир. Раскрывая красоту и глубокую содержательность природы поэтическим её изображением, он тем самым приближает читателя к природе, к пониманию осмысленности поведения всех живых существ. Он учит детей языкам природы, его книги – учебник природоведения, учебник, из которого дети получают знания о природе ненавязчиво и увлекательно. «Певец природы» – это определение прочно закрепилось за Пришвиным.

При всём разнообразии жанров, сюжетных ситуаций, персонажей книг о природе, творческой манеры каждого из писателей общее в них – решение важнейшей проблемы современной литературы: проблемы дальнейшей гуманизации человека. В суровый и мужественный, интересный и увлекательный мир ведут своих героев Н.Сладков, Г.Снегирёв, Г.Скребицкий. В суровый, но не жестокий. Природа в их изображении одушевлена.

«Ранним утром бродят жуки в полосатых пижамах по пескам. Вид и них деловой и занятой. Спешат они закусить опавшими листьями и вялыми лепестками»,1- читаем мы в книге Н.Сладкова «Жизнь на песке». Он знакомит ребят с полем, лесом, озером, лесной опушкой. Он хочет, чтобы те, кто прочитает его книги, сами отправились по неизведанным тропам и научились видеть необыкновенное порою в самом обычном. Поэтому его книги – это часто книги встреч, книги знакомств, книги открытий. Он находчиво придумывает название глав, активизирует внимание то необычной

формулировкой («Не бери в лес ружьё», «Хочешь увидеть – стань невидимым»), то неожиданным эпитетом («Задумчивый дятел.», «Поющий ёж.»), то свежим вопросом («О чём пела сорока?», «Почему зяблик – зяблик?», «От чего у лисы хвост длинный?»).

Мудро, гуманно побуждает Сладков ребят защищать природу. «В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так устроен человек – что любит, то и защищает,»1 - пишет он в книге «Силуэты на облаках».

Лесная сказка и лесная быль постоянно соседствуют в книгах Н.Сладкова. Традиционно-фантастической шапкой-неведимкой у него оказывается палатка, из которой можно незаметно наблюдать жизнь леса во всей полноте и естественности её проявлений. Так же он обновил понятия: «скатерть-самобранка», «пенёк-оборотень». «Есть в лесу такие пеньки: свиду – пенёк-пеньком, коряжка-коряжкой, а повернёшь его так и сяк – он и обернётся к тебе то скамейкой, то креслицем».2

Так пробуждает писатель активность детского разума, учит, не поучая и не пугая лесными страхами. Он, порою, сам указывает на непрочность, относительность границы между реальным и фантастическим в обживании природы. Но в этом балансировании на грани сказочного и реального Н.Сладков никогда не забывает о достоверности повадок, привычек лесных обитателей. Иногда в его произведениях встречаются приёмы прямой характеристики, иногда характер создаётся ассоциативно, тогда возникает определённое, эмоционально чёткое отношение. Часто Сладков с юмором обыгрывает привычки и повадки персонажей.

Жалуется, например, синица воробью, что за зиму потеряла полтысячи перьев, а воробей отвечает: «Эка беда – полтысячи за зиму! Я весной за одну драку по полсотни теряю. Чего их жалеть: были бы кости, а перья вырастут».1

Ещё один жанр характерен для Сладкова – беседы автора-рассказчика с читателями. Позиция автора-рассказчика не нейтральна. Он сочувствует одним обитателям леса, другие ему неприятны, он и не скрывает этого.

Н.Сладков осмысливает жизнь природы философски глубоко и ведёт с юным читателям открытый разговор о её обновлении, без сентиментальности и без мистики.

Произведения Г.Снегирёва пронизаны заботой о всяком живом существе и поэтическим восприятием природы. «Кто сажает лес?» – так назван рассказ, и повествование ведётся от лица автора. В рассказе нет обычной фабулы: всё связанно с наблюдением за природой, её жизнью. Рассказчик задумался, почему среди ёлок проросли молодые дубки. И, наблюдая за поведением сойки, он сумел ответить на этот вопрос.

Герои произведений Г.Снегирёва маленькие, беззащитные, но храбрые существа: сойка, делающая запасы на зиму; куропатка, защищающая своих птенцов от опасности; качурка, пролетающая сотни километров в открытом море; кайра, выводящая птенцов на голой скале.

Человек, в изображении Снегирёва, не враждебен к природе: он добр, отзывчив, готов помочь её обитателям: «Кто любит собак, кто кошек, а этот мальчик змей любит. У него ручная змея хвост поранила. Сейчас ей хвост зелёнкой помажу, и змея будет здорова,»1 – пишет он в книге «Звериная больница». Помощь животным, лечение их, порою связаны с опасностью для человека. Но люди спасают крокодила, у которого кость застряла в горле; носорога, поранившего ногу; слона, который три дня не может ничего есть.

Книги о природе таких авторов, как Н.Сладков, Г.Снегирёв написаны так, что из них ребёнок получает знания, рассматривая картинки или фотографии, читая короткий пояснительный текст к ним…

Но что делать, чтобы всё это обилие новых знаний и впечатлений ребёнок понял, усвоил, запомнил? Книги, в которых есть элемент игры, элемент творчества, облегчают задачу воспитателям. Вот, например, книга Г.Скребицкого «Звери разных стран». Эта книга не совсем обычная: в конце её даны выкройки бумажных игрушек, изображающих тех зверей, о которых в ней написано. Тут и белый медведь, и жираф, и кенгуру, и волк. В книге есть ещё выкройки растений, деревьев – одним словом всё необходимое, чтобы показать, где живёт тот или иной зверь.

Каждая глава книги – это увлекательное путешествие то на Крайний Север в гости к неповоротливым тюленям, забавным пингвинам, то в Австралию, где скачут кенгуру, бегают полосатые зебры… В книге рассказывается и о том, как живут удивительные звери в разных странах.

Всё, о чём рассказывает Г.Скребицкий в книге «Лесной голосок», случилось, когда он был ещё маленьким. Он, как и многие из нас, очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, книги о путешествиях, о природе. Он любил ходить в лес, на реку, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ежи, зайчики, белочки.

Из рассказа «Пушок» дети узнали о том, что ёжик впадает в зимнюю спячку. А в рассказе «Воришка» автор даёт детям знания о жизни белки, как она приспосабливается к жизни в условиях неволи. Из рассказа «Сиротка» дети узнают о том, как автор приручил сорочёнка, но однажды его некому было покормить. Сорока ко всем приставала, но все были заняты и тогда петуху стало жалко птицу, и он её накормил. Книги Скребицкого не только дают знания о жизни животных, но и как к ним относиться, быть добрым к животным, жалеть их, воспитывать их.

Произведения В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, Г.Снегирёва, Г.Скребицкого в увлекательной форме дают детям сведения о природе, пробуждают интерес, воспитывают правильное отношение к ней. Своеобразная форма, в которой подаются эти сведения, помогает детям усвоить их в том случае, если она неразрывно связана с познавательным материалом, если сюжет построен на этом материале, а необыкновенные поступки героев сказок вытекают из биологических сведений о жизни животных.

               


[1]1 Бианки В. Первая охота. – М., 1999.

[2]1 Паустовский К. Михали Пришвин. – Киев., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с цветом

Выпускная квалификационная работа. Защита в июне 20012 на отлично....

«Волшебный мир природы» ( Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы в процессе проектной деятельности).

Введение.Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать,...

Отчет воспитателя по углубленной работе по теме: "«Использование художественной литературы как средство воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста»

Материал поможет рассмотреть формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, приносящие положительные результаты в освоении материала....

Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».

Мониторинг формирования знаний о мире природы у детей  дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».(с...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – очень значимый этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются ...

Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...