занятие по экологии с экспериментированием "Что мы знаем о воде"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитатель Благодарная Л.В. провела в подготовительной группе "Звездочки" занятие "Что мы знаем о воде". В группу детям "почтальон" принес посылку от Незнайки, в которой находился глобус и письмо. Незнайка просил детей рассказать, что такое глобус и зачем нужна вода. Дети с большим удовольствием отвечали на вопросы Незнайки. Воспитатель показала для детей интересные опыты с водой в "лаборатории".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по экологии

 (с элементами экспериментирования)

«Что мы знаем о воде»

для детей подготовительной группы

                                                                                 

Цель:

-закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни;

-прививать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- уточнить и расширить знание детей о воде;

-продолжать знакомить со свойствами воды;

-обобщить знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека.

Развивающие:

- активизировать и обогатить словарь детей;

-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию, умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде;

- формировать эмоционально –ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Образовательные области:

-познание;

-коммуникация;

-социализация;

-музыка;

-худ. творчество (аппликация);

-труд;

-безопасность;

-здоровье.

Оборудование:

 Глобус, лоток с лабораторной посудой, чайник с горячей водой, кусочки льда,

картинки с изображением моря и т.д.

Предварительная работа:

- беседа с детьми о значении воды;

- чтение художественной литературы ( Н. Николаенко «Дождик- душ», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие капельки» )

- проведение отдельных экспериментов с водой;

- познавательная игра «Где какая вода бывает»;

- просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе», «Почему воду нужно беречь»;

- наблюдение за водой на прогулке.

Словарь:

  глобус, модель, суша, материки, круговорот воды в природе, пресная вода, лаборатория.

Ход образовательной деятельности.

  1. Часть   Вводная (информационно- познавательная)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. (здороваемся)

-Посмотрите, у наших гостей хорошее настроение, они улыбаются, давайте тоже улыбнёмся нашим гостям, улыбнёмся друг другу и вспомним наш девиз «С голубого ручейка начинается река, а занятие начинатся с улыбки»

(Стук в дверь. Воспитатель берет посылку у «почтальона» и показывает ее ребятам)

-Ребята, нам в группу принесли посылку, она от Незнайки. Хотите посмотреть, что там? (ответ детей)

(Воспитатель открывает посылку, там письмо от Незнайки и глобус)

Воспитатель: (читает письмо)  

- По дороге я шёл,

 Мячик странный я нашёл.

В разноцветных ярких пятнах,

Что за мячик непонятный?

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете что это за мячик?

Дети:

-Это глобус, а не мячик.

Воспитатель:

- А что такое «глобус»,  надо объяснить Незнайке и написать ему письмо с ответом на вопросы.

Дети:

-Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель:

- А что мы можем узнать  о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, т.е. на глобус.

Дети:

- Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны.

Воспитатель: ребята, а Незнайка задает вам еще вопрос?

              -Кто мне даст друзья ответ

Почему тут синий цвет

Почему его так много,

Это небо иль дорога?

Дети:

-Это вода: моря, океаны, озёра. Вода занимает большую часть  нашей планеты, а суша, маленькую часть.

(Воспитатель читает следующий вопрос, который задает Незнайка)

- А кому нужна вода,

Мне ответьте без труда?

Дети:

-Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам, рыбам.

Воспитатель:

Да, вот здесь кругом вода

А с питьём знаю беда.

Кто из вас, ребята, знает

Где это бывает?

Дети:

- В морях, океанах вода солёная, жить в такой воде могут только морские обитатели.

Воспитатель:

-А людям можно употреблять такую воду?

Дети:

-А какая это пресная вода?

Дети:

-Пресная вода – это вода без солей.

Воспитатель:

-А где можно брать такую воду?

Дети:

- В посёлках, деревнях – из подземных скважин, колодцев.

Воспитатель:

- А в городах, где живёт много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек очищенная  на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят  за тем, чтобы вода была чистая.

(Воспитатель читает письмо дальше)

- Пресная, солёная, чистая, зелёная,

Я так и не узнаю никогда, какая бывает эта вода?

Я о ней немного знаю, что лицо ей умываю.

  1. Часть. Практическая (опытно- экспериментальная)

Воспитатель:

- Чтобы узнать, какая она эта вода, нужно пройти в лабораторию. А вы, ребята, знаете, что такое «лаборатория»?

Дети:

-Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами превратимся в таких  учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды.

(Дети рассаживаются за столы)

-Приступим к нашим исследованиям.

Опыт № 1 «Какой формы вода»

(На столе лежат: кубик, шарик, конус)

 Воспитатель: 

- Какой формы эти предметы?

-А имеет ли форму вода?

-Для этого возьмём узкую баночку и наполним её водой, перельём эту воду в широкую баночку. Вода принимает форму того сосуда, в который мы её наливаем. Что мы можем сказать о воде? Имеет она форму?

Вывод:

Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, их не видим, только земля влажная.

Опыт № 2 «Какого цвета вода»

Воспитатель:

-Возьмём два стаканаодин с водой, другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стакан с водой.

- Нам видно картинку?

-А теперь поставим картинку за стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод:

Вода- прозрачная жидкость.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха»

- Когда в детском саду пекут булочки, готовят еду аппетитный запах мы слышим здесь. «Ах, как вкусно пахнет!»- говорите вы. А теперь определите, есть ли запах у воды?

Вывод:

Вода не имеет запаха.

Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель:

- Ребята, вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, сока. Попробуйте воду на вкус. Можно ли сказать, что вода солёная, сладкая, кислая?

Вывод:

Вода не имеет вкуса.

Опыт № 5 «Вода не имеет вкуса»

                  Воспитатель:

                  (Воспитатель предлагает размешать в воде муку, подсолнечное масло,

                    сахар, рис, песок, соль)                                                                                            

                   - Что изменилось?

                  (ответы детей)     

                                       

Опыт № 5 «Состояния воды»

Воспитатель:

А этот опыт узнать поможет: вода, лёд, пар - одно и тоже?

(воспитатель вносит  закипевший чайник)

-Если сильный- сильный жар из водички будет пар….(пар)

(воспитатель поднимает крышку чайника, обращает внимание детей на капельки, которые образуются на крышке чайника)

- Если пар вдруг охладится превратиться пар в….(водицу)

-Если холод вдруг придёт из водички будет….(лёд)

(воспитатель вносит кусочки льда, кладёт детям на тарелки. Предлагает рассмотреть)

-Если вдруг тепло настанет, жарко будет лёд….(растает)

-Лёд растает и тогда будет из него….(вода)

- Так происходит в природе: солнце нагревает поверхность водоёма или суши, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается наверх получаются облака и тучи которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождь зимой – снега. Это круговорот воды в природе.

- Делать научные открытия- дело не из лёгких поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за  своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

Физминутка.

-К речке быстро мы спустились (шагаем вместе)

Наклонились и умылись (наклоны вперёд руки на поясе)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот так славно потрудились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круг двумя руками вперёд)

Одной, другой – это кроль (круги руками вперёд поочерёдно)

Все как один, плывём как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем вместе)

И отправились домой!

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите! Наш лёд в тепле тает. Ребята, а давайте сделаем кораблики и  пустим их по воде.

(предлагает сделать ребятам кораблики, они пускают их по воде)

Воспитатель:

А сейчас, мои ребята,

Приглашаю поиграть.

Другу нашему Незнайке

Про водичку рассказать.

(Дидактическая игра «Хорошо – плохо»)

Воспитатель:

Для кого вода важна?

Для кого она нужна?

Вода нужна:

- Для питья. Водой умываются. В ней  купаются, закаляться. Вода нужна, чтобы приготовить еду, помыть полы, посуду, постирать бельё. Водой  поливают цветы, овощи, фрукты. Вода необходима для  тушения пожаров. Вода необходима  животным, птицам, рыбам, насекомым.

Вода вредна:

-Холодной воды напиться- заболит горло; горячей- можно обжечься; грязной воды напиться- заболеешь; на мокром полу можно упасть; шторм на море- цунами; много воды- наводнение; если не умеешь плавать – можно утонуть.

Воспитатель:

-А теперь вы все смелее

Посмотрите галерею.

Здесь картины есть про море

Мы их все сейчас посмотрим

(картины  Айвазовского)

  1. Часть.  Заключительная.

Воспитатель:

-В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

 То в снег превратится, то в лёд,

 Растает и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь,

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – вода!

-Ребята, если представить, что на земле вдруг не стало воды, что тогда будет?

Дети:

Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды.

Воспитатель:

-Без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду.

Дети:

-Мы запомним навсегда:

Символ жизни на земле – вода.

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

                   Ну, а сейчас я предлагаю отправить письмо Незнайке, чтобы он  

                   тоже знал, что воду нужно беречь.
                 (Дети вместе с воспитателем отправляют письмо Незнайке)








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"

На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....

Конспект проведения занятия по экологии в подготовительной группе. Тема «Волшебница вода»

Программное содержание :Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и жи...

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование). Открытое занятие в старшей группе «Что я знаю о воде».

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·         ознакомить детей со свойствами воды...

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ- "Что мы знаем о воде? "

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ- "Что мы знаем о воде?...