конспект открытого занятия в старшей группе "Богатство нашей планеты земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чернова Мария Юрьевна

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой образовательной ситуации с элементами познавательного, социально – коммуникативного развития (ознакомление с окружающим миром)  в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля» с применением здоровьесберегающей технологии (дыхательная гимнастика, физкультминутка).

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Материал и оборудование:

   для воспитателя: халат, очки для персонажа, полиэтиленовый пакет, стакан и трубочка, воздушный шар.

   для детей: целлофановые пакеты и зубочистки на каждого ребенка; прозрачные одноразовые стаканчики и  трубочки на каждого ребенка; баночки, бутылочки, шарик на каждого ребенка; апельсин, лук, яблоко; листы бумаги на каждого ребенка, непроливайки, краски акварельные.                  

Подготовительная работа: наблюдение, загадывание загадок на прогулке о воздухе, ветре; знакомство с некоторыми его свойствами в опытнической деятельности.

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Труд».

Введение в образовательную ситуацию:

  Дети заходят в группу, где их встречает воспитатель в образе Знайки.

Знайка: Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Знайка. Я хорошо учился в школе, и поэтому я очень умный и знаю все на свете. Сегодня я хочу поделиться с вами этими знаниями и пригласить вас в свою лабораторию.

Для начала нам нужно выполнить задание, чтобы узнать, о чем мы будем говорить.

Создание проблемной ситуации:

Слушайте внимательно: если услышите колокольчик - значит, вы правильно ответили на вопрос.

  Мы его не видим, но без него не можем.

  В дом его зовем, но без него не живём. (воздух)

-О чём мы будем говорить? (О воздухе)

-Молодцы.                                                                            

-Чем мы с вами вдыхаем воздух? (Носом, ртом)

-Давайте вдохнём легко и плавно носом, а выдохнем ртом.

-А теперь вдохнём протяжно ртом и выдохнем носом.

-Что мы вдыхали носом и ртом? (Ответы детей.)                                                               Мы живём на дне огромного воздушного океана- атмосферы. Воздух- это смесь газов.    -Он необходим для всего живого на земле: растений, животных и людей. Чем мы с вами видим? (Глазами)

-Давайте попробуем увидеть воздух глазами.

Гимнастика для глаз (проводится 2 раза)

  Вправо смотрим- ничего,

  Влево смотрим- ничего.

(Резко переводят взгляд вправо-влево.)

  Раз-два, раз-два- посмотри.

  Глазки шире распахни.

(Выполняют круговые движения.)

  Вверх глаза ты подними,

(Выполняют круговые движения.)

  Вниз скорее посмотри,

(Глаза опускают вниз.)

  Воздух в комнате найди.

Актуализация знаний:

Знайка: Ребята, мы так и не увидели воздух. Значит, воздух какой? (Воздух невидимый, прозрачный.)

     Вывод: воздух прозрачный.

Знайка: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовал небольшую лабораторию в группе.

-Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

  Чтоб природе другом стать,

  Тайны все её узнать,

  Все загадки разгадать

  Научиться наблюдать,

  Будем вместе развивать качество — внимательность,

  А поможет всё узнать

  Наша наблюдательность.

Сообщение новых знаний:

Знайка: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы, (дети садятся)

  Мы опыты начинаем

  Интересно здесь бывает

  Постарайтесь все понять

  Много нужно здесь узнать

- Итак, начнем наши опыты:

- Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте, (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

-Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

-Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

-Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

  Вывод: воздух можно почувствовать.

-А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи  трубочки и ёмкости с водой»

-Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

- Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

  Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

-Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

-Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

-С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

  Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

- А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

-Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

-Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.

  Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Физкультминутка «Что мы узнали о воздухе»

  Раз, два, три, четыре,

  Мы про воздух говорили.

(Сгибают, разгибают пальцы рук.)

  Легче он простой воды,

  Не увидишь ты его.

(волнообразные движения кистями.)

  Запахом не наделён,

  Человеку нужен он.

(Машут кистями к лицу- делают «ветер».)

  Чтоб здоровыми нам быть,

  Надо с воздухом дружить.

(Поднять руки, потянуться, опустить руки через стороны вниз.)

Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес? »

-Это мы сейчас проверим.

( На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины)

- Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? ( воздух)

  Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

- Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

- Хотите попробовать?

- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны,  (дети пробуют рисовать).

Рефлексия. Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)

- Что было трудным?

- Какой опыт вам показался интересным больше всего?

- Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными, ну а мне пора возвращаться к своим друзьям. Молодцы, ребята. До свидания.

Дети: До свидания, Знайка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Богатство нашей планеты Земля»

это открытое занятие, я проводила на аттестацию. комиссия была восхещена....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом).

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом). Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к иссл...

конспект открытого занятия в старшей группе по экологии "Богатство нашей планеты Земля"(эксперимент с воздухом)

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».

Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....