Педагогический проект "В стране Вежливости"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Саягфарова Венера Ахадовна

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_strane_vezhlivosti.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Тема: «В стране Вежливости».

  1. Введение.

Человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом.

Почему нас заинтересовала проблема формирования основ этикета между детьми старшего дошкольного возраста? Гнев, агрессия, неадекватное поведение в обществе очень часто находит место в общении между детьми. К сожалению, сами родители провоцируют их на такое поведение. Часто приходится слышать как отец или мать настаивают: «Не реви, лучше научись давать сдачи». Этот, безобидный на первый взгляд, совет, совет – начало пути, по которому если идти без оглядки, может дойти до принципа: «Око за око».

Не всегда дети умеют общаться друг с другом, уметь сопереживать. Конфликтные ситуации подстерегают нас, чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело заканчивается миром, а в других невысказанной и затаенной обидой. Конфликты в детском коллективе неизбежны. Их вовсе ненужно избегать или стараться замять, а нужно сформировать у детей эмоционально-мотивационную установку по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Учить ребенка приобретать навыки, умение и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Дети должны понять,  что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценивать других, понять и выразить себя через общение. Это является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

 Прав был А. С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

 Вхождение в проект (мотивация): В книжном уголке появляются книги «Правила поведения для воспитанных детей» Шалаева Г., Журавлѐва О., Сазонова О., «Главные правила поведения для воспитанных девочек». Рассматриваем иллюстрации книг, выясняем, знают ли правила этикета дети, описываем разные ситуации, представленные на картинках, сравниваем со стихотворным описанием данных ситуаций авторами книг.

- Уточняем, что знают дети об этикете.

- Что хотели бы узнать?

- Что мы можем сделать, чтобы узнать об этом?

Вместе с детьми составляем план проекта. Рисуем символами на доске.

  •  Актуальность: 

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Интерес к проблеме формирования культуры поведения обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.

  • Проблема проекта  

Дети не владеют навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности, и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации в школе.

  • Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности    детей.
  • Задачи:
  • Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.
  • Уточнить и систематизировать представления детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.
  • Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.
  • Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.
  • Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.
  • Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.
  • Методы, используемые в проекте:

Теоретические:  обобщение, сравнение, систематизация.

Практические: изучение литературы, педагогическое наблюдение.

  • Предполагаемые результаты проекта:
  • Воспитание нравственных и эстетических чувств.
  • Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
  • Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми.
  • Снижение агрессивности.

 После завершения проекта воспитанники смогут:

  • Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • Уметь общаться, обмениваться идеями.
  • Уважать старших.
  • Срок проведения проекта: сентябрь – май.

 Группа

 Старший дошкольный возраст 5-6 лет, (законные представители, воспитатель).

1. Подготовительный этап

  • Воспитатель:
  • Диагностика уровня знаний и умения детей.
  • Самообразование по данной теме.
  • Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, досугов,   развлечений, этических бесед.
  • Оформление плакатов, стенгазет.
  • Подбор детской литературы.
  • Дети:
  • Разучивание стихов, пословиц, поговорок.
  • Рисование рисунков.
  • Изготовление поделок.
  • Занятия познавательного цикла.
  • Развлечение, досуг на тему «Этикет»
  • Игры, викторины.
  • Закрепление правил хорошего тона
  • Родители (законные представители):
  • Перед началом работы над проектом проводится родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.  Проводится анкетирование родителей по теме проекта, разделение на группы (семья), круглый стол: «Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример»
  • Помощь в оформлении стендов, стенгазет.
  • Участие в фотовыставке.
  • Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома.
  • Участие в родительском собрании, деление опытом  по воспитанию детей, в развлечении.
  • Формы реализации проекта:
  • развивающие игры (сюжетно - ролевые игры, драматизация);
  • упражнения (подражательно – исполнительного характера);
  • импровизация;
  • наблюдения, экскурсии, прогулки;
  • рассматривание альбомов, фотографий;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • свободное и тематическое рисование;
  • лепка;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказ педагога и детей;
  • сочинение историй;
  • беседы;
  • мини конкурсы, игры-соревнования;
  • встречи с родителями;
  • консультации.

2 - Продуктивный этап.

Перспективное планирование по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Культурно-гигиенические навыки

Культура общения

культура поведения

Культура деятельности, этикет

Сентябрь

1. Беседа «Кушать подано»

2. Игра-ситуация «Накрываем на стол»

1. Беседа «Вежливость, ещё раз вежливость»

2. Игра «Кто больше знает вежливых слов»

1.Ситуация «Я хороший»

2. Беседа «Кто я?»

 3. Рисование «Автопортрет»

1. Беседа «Осторожно,

двери закрываются»

2.Сюжетно - ролевая игра

«Автобус»

Октябрь

1. Беседа «Мои волшебные руки»

2. Рисование по силуэту ладони.

1. Беседа «Позвони мне, позвони»

2. Чтение сказки Чуковского «Телефон»

1. Беседа «Я и мои родители

2. Рисование «Моя семья»

1. Беседа «Разрешите к вам

обратиться»( 2. Ситуация «Давайте познакомимся»

Ноябрь

1. Беседа «Где моя большая ложка»

2. Игра «Что к чему»

1. Беседа «Ты мой друг и я твой друг

2. Пение песен о дружбе

3. Рисование «Нарисуй своего друга»

1. Беседа «Что я сделал хорошо, а что плохо»

2. Чтение Маяковского «Что такое хорошо»

1. Беседа «Правила

 поведения в

общественных местах»

2. Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Декабрь

1. Беседа «Сервируем стол»

2. Игра «Кто быстрее накроет на стол»

1. Беседа «Давайте поиграем»

 2. Ситуация «Оцени свой поступок»

3. Игра «Хорошо-плохо»

1. Беседа «Рыцарский этикет»

 2. Игры на преодоление препятствий (взаимовыручка)

1. Ситуация «Я -пассажир»

2. беседа «Цени труд взрослых»

Январь

1. Беседа «Питьевая вода»

2. Водные процедуры

1. Беседа «Шлю тебе за пакетом пакет»

2. Сюжетно-ролевая игра «Почта»

1. Беседа «Драка»

2. Чтение Борисова «Не обижай Жаконю»

1. Беседа «Мы по улице пройдем»

2. Работа с родителями «Ребенок

и улица» (консультация)

Февраль

1 .Беседа «Волшебство личных вещей»

2.Разучивание песни «Щетка и расческа»

1 .Беседа «Солнце в ладошке

2.Игра «Клеевой дождик»

1 .Беседа «Можно ли хрустеть печеньем в театре

2.Театрально- игровая деятельность

1. Беседа «Мальчики выполняют

 мужскую работу»

2. Ситуация «Помоги слабому»

Март

1. Беседа «Вместо витаминов- микробы»

2. Организация дидактических игр

1. Ситуация: «Встреча с другом»

2. Чтение «Приятная встреча» Б.Заходер.

3. Рисование «Мои друзья»

1. Беседа «какой бывает красота» 2. Заучивание «Мама спит» Благинина

3. Рисование «Портрет мамы»

1. Беседа «Вежливый покупатель»

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Апрель

1. Беседа «Застольное поведение»

2. Сюжетно-ролевая игра «В кафе»

1. Ситуация «Помирились»

2. Разучивание «мирилок» и считалок

1. Беседа «Доброта»

2.Чтение«Злодей» Ерёмина (с.56)

1. Беседа «В кинотеатре»

2. Просмотр диафильмов

Май

1.Ситуация «Я пришел с прогулки»

2. НОД «Путешествие в город Вежливости»

1. Беседа «Правила дружбы»

2. Рисование «Новоселье»

1. Беседа «Волшебники»

 2. Занятие «Прогулки в лес»

1. Беседа «В музее и на

выставке»  

 2.Поход в мини - музей детского сада.

  • Технологии и оборудование:

 компьютер, телевизор, магнитофон, принтер, сканер, мультимедиа, фотоаппарат.

  • «Содержание проекта было выстроено с использованием   информационных компьютерных технологий, технологий проблемного обучения, игровые технологии, театрально – игровая деятельность.
  • «Система непосредственно образовательной деятельности содержала серию бесед о правилах поведения за столом, в общественных местах, соблюдение правил поведения при игровой деятельности.
  •   Проектов «Сервируем стол», «Позвони мне, позвони», «Я пассажир»
  • «Был выбран следующий цикл  тематических блоков в организации образовательной деятельности: культурно – гигиенические правила, культура общения, культура поведения, культура деятельности, этикет.
  • «В ходе проекта были востребованы следующие виды  самостоятельной деятельности детей: рисование, лепка, пластилинография, аппликация, настольные игры.
  • «Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, игры ситуации, театрализованные игры.
  • «С целью непрерывности протекания образовательного процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьёй: беседы, консультации, совместные с детьми выставки рисунков «Что такое хорошо, и что такое плохо», создание фотоальбома «Наши добрые дела», презентация «Путешествие в страну Этикет»
  • «В проекте активно использовались следующие методы и приемы: развивающие игры, игры – ситуации, моделирование и анализ ситуаций; беседы, рассматривание альбомов и фотографий, чтение, прогулки, рисование, лепка.
  • Презентативный этап: 
  • Фотовыставка «Наши добрые дела».
  • Выставка «Что такое хорошо, и что такое плохо».
  • Презентация «Путешествие в страну Этикет».
  • Заключительный (итоговый) этап: 
  • В группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей друг к другу.
  • Снизилась конфликтность на 20%, улучшились коммуникативные навыки на 13%.
  • Дети научились выходить из той или иной ситуации, без конфликтов. Адекватно оценивать свои поступки и поступки других.
  • Замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений. Договариваться, приходить к общему решению.
  • У детей тихих, сдержанных появились друзья, их стали принимать в общие и подгрупповые игры. Если на начало года детей (которые были в стороне) было 4,   то к концу года не осталось ни одного ребенка.

3. Заключение

Систематизирован и апробирован комплекс диагностических методик. Оформлен опыт работ по теме «Формирование основ детского этикета у детей дошкольного возраста». Разработаны рекомендации, консультации для педагогов и родителей по данной теме. В результате вовлечения в проект родители стали более активно принимать участие в жизни своих детей, с желанием принимали активное участие в совместных мероприятиях. Их активность по сравнению с началом года выросла на 37%.

4. Список литературы.

  • Курочкина «Этикет для детей и взрослых».
  • М.Л. Лазарев» Здравствуй!» Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.
  • В.А. Зебзеева « Организация режимных процессов в ДОУ.»
  • К.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду».
  • С.О Николаева  «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками».
  • В. Г. Алямовская « Ребенок за столом».
  • С.Потапов « Этикет для подростков - практическое пособие».
  • Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва. «Новые правила поведения для воспитанных детей»
  • Е.Черенкова. «Уроки этикета и вежливости для детей»
  • Л.М. Щиплицина, О.В.Защиринская  «Азбука общения»

Приложения.

Анкета для родителей.

«Сформированность навыков культуры поведения за столом у детей»

Нужные ответы подчеркнуть.

1. Желаете ли Вы принять участие в проекте?

2. Согласны ли Вы с тем, что правила этикета необходимо обязательно соблюдать?

3. Как Вы считаете, умеет ли Ваш ребенок правильно вести себя за столом? ("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

4. Есть ли у Вашего ребенка постоянное место за обеденным столом? ("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

5. Существует ли в Вашем доме традиция семейных обедов? ("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

6. Какой посудой, и какими столовыми приборами пользуется Ваш ребенок во время еды: тарелка для первого блюда, тарелка для второго блюда, тарелка для хлеба, ложка, вилка, нож, чашка, блюдце, чайная ложка

(при необходимости дополнить). ("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

7. Пользуется ли Ваш ребенок салфеткой во время еды? ("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

8. Часто ли Ваш ребенок спрашивает, как правильно вести себя за столом? ("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

9. Есть ли дома книги по вопросам этикета? ("Да"; "Нет"; " Не всегда ".)

Благодарим Вас за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну вежливых слов»

Совместная образовательная деятельность с детьми 4-5 лет по направлению «Социально-личностное развитие»...

Путешествие в страну вежливости и добра

развлечение для детей старшей группы...

Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета на тему "Путешествие в страну вежливости"

Цель проекта - Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта....

Педагогический проект "Страна вежливости" в подготовительной группе.

Проект в подготовительной группе "Страна вежливости" на учебный год....

Педагогический проект "Путешествие в страну вежливости"

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

Педагогический проект «В стране вежливых слов и добрых поступ-ков»

Педагогический проект «В стране вежливых слов и добрых поступков»...

Педагогический проект в старшей группе " Путешествие в страну вежливости"

Педагогический проект в старшей группе " Путешествие в страну вежливости"...