Роль уголка природы в воспитании детей дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Михайлович Анастасия Андреевна

Роль уголка природы

в воспитании детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД №42 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Роль уголка природы

в воспитании детей дошкольного возраста

                                                   Подготовила: воспитатель

                                                                  Михайлович Анастасия Андреевна

Г.НОВОСИБИРСК 2013г.

Содержание

Значение уголка природы в воспитании детей дошкольного возраста ...

3

Требования, предъявляемые к уголку природы в дошкольной учреждении …………………………………………………………………

5

Организация наблюдения в уголке природы в разных возрастных группах ……………………………………………………………………...

6

Требования, предъявляемые к организации наблюдения ……………….

14

Методы ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями ………………………………………………………………….

20

Растения, рекомендованные для живого уголка в дошкольном учреждении …………………………………………………………………

24

Заключение …………………………………………………………………

27

Список литературы ………………………………………………………

29

       

 

     


Значение уголка природы в воспитании детей дошкольного возраста

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом будет зависеть от взрослых, участвующих в его воспитании.

Для детей дошкольного возраста важное  значение имеет экологическое воспитание. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека и экологической культуры личности, это является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.

  В дошкольном учреждении воспитанников знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

     Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения.

     В процессе ухода за растениями дети получают представление о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут  и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая растения, находить сходство и различие между ними,  помогает замечать интересные особенности внешнего вида. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

     В процессе систематического ухода за растениями воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит заботиться о растениях, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата.

     Планируя работу, педагог  должен учитывать конкретные условия:

- уровень знаний и умений детей своей группы,

- особенности природного окружения.

Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей.

 Во-первых, постоянное присутствие растений позволяет формировать у детей чувство их необходимости.

 Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных.

В-третьих, привлечение детей к уходу за растениями  уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения и любовь к природе.

 В-четвертых, красивые и здоровые растения влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.


Требования, предъявляемые к уголку природы

- "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения лучше, чем большое количество беспорядочно расположенных, погибающих растений;

- отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками;

- растения должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, и т.д.;

- подбор растений должен быть осуществлен с учетом возрастных особенностей детей.


Организация наблюдения в уголке природы

в разных возрастных группах

МЛАДШАЯ ГРУППА

Растения используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо различимыми органами.

Главная задача: формировать умения узнавать, различать и называть 2-3 вида растений и их части (стебель, листья, цветок); формировать умения правильно поливать водой из лейки и обтирать влажной тряпочкой кожистые листья.

Для решения этой задачи могут быть использованы растения:

-герань зональная,

-фуксия гибридная,

-бегония вечноцветущая,

-бальзамин султановидный и др.,

Для выработки умений по уходу за растениями подойдут фикус каучуконосный, гибискус китайская роза, аукуба японская и т.п. Необходимо, чтобы изучаемых растений было по 2 экземпляра каждого вида. Помимо постоянных объектов в младшей группе используются и временные: выращиваемый на перо лук, выгонка тюльпанов и гиацинтов, выращиваемые на зелень укроп и салат.

Для успешного знакомства с растениями могут быть использованы игры: "Найди такой же", "Найди пару", "Большие и маленькие", "Найди все цветущие растения", "Найди растение, похожее на травку, на дерево" и т.п.

Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу за растениями: с помощью воспитателя дети поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.

Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

В средней группе у детей должно формироваться умение видеть разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать, устанавливать различие и сходство.

Главной задачей является знакомство детей не только с особенностями растений, но и условиями, необходимыми для их жизни, а также формирование новых умений по уходу за растениями (полив из мелкосетчатой лейки или опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой щеточкой).

 В ходе работы в уголке природы дети должны увидеть зависимость между способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от величины, количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду, определить способ ухода -сколько влаги и света требуется данному растению (например, если у растения мясистые листья, как у алоэ, то поливать его нужно редко, а если листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина, то поливать его нужно часто).

При отборе объектов следует учитывать: разнообразие листьев по форме и величине, целесообразно использовать разные виды одного рода (например, герань зональную и душистую, бегонию вечноцветущую и рекс).

В качестве новых растений могут быть использованы: 

-агава американская,

-алоэ древовидное,

-аспарагус перистый,

- адиантум венерин волос,

-разные виды бегоний и герани.

Для запоминания растений может быть использована игра "Спрячем растение", а для закрепления навыков по уходу и формирования заботливого отношения организуются дежурства.

В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др.

Теперь стоит  задача - продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о растениях.

СТАРШАЯ ГРУППА

В старшей группе дети должны научиться сравнивать, классифицировать и обобщать.

Основной задачей служит формирование представлений о росте и развитии растений, изменении их по сезонам, об условиях, необходимых для нормального роста.

При работе с растениями используются экземпляры с :

- разнообразными типами строения стеблей ( вьющимися, стелющимися, прямостоячими и т.д.),

-видоизмененными побегами (луковицами, корневищами, клубнями).

Дети знакомятся с внешним видом, разнообразием стеблей, листьев, цветков, вегетативным размножением (стеблевыми черенками и усами), определяют способы ухода в зависимости от характера строения стеблей и листьев.

Рекомендуемые объекты: 2-3 вида традесканции, роициссус ромбический, сциндапсус золотистый, цикламен персидский, камнеломка побегообразующая, амариллисы, кливии, аспидистра высокая. Дети в средней группе должны овладеть новыми операциями по уходу за растениями: подкормкой и размножением черенками и усами. Для лучшего запоминания растений можно применять игру "Угадай по описанию".

Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием растений и животных. Организация труда и наблюдений здесь тоже иная, так как дети уже имеют представления о растениях и животных и навыки ухода за ними. Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют уже дежурные под руководством воспитателя.

В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за ростом и развитием растений. В этом большую роль играет систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в уголке природы.

Уход за растениями в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя (дежурства организуются в начале года). Они поливают растения.

 Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение несколько раз в день. Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем воспитателя. Привлекая всех ребят поочередно к поливке, необходимо формировать умения каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая ее носик к краю горшка), приучать лить воду понемногу, не торопясь, лить воду нужно до тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется вода.

Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель показывает и рассказывает, в чем заключаются обязанности каждого дежурного, знакомит с содержанием шкафчика, в котором хранятся предметы, нужные для дежурных, показывает, где висят фартуки, где стоят половые щетки и т. п., объясняет, в каком порядке их нужно оставлять после дежурства.

По окончании дежурства воспитатель проверяет, все ли сделано правильно: не стоят ли кормушки и поилки под жердочками, чистые ли жердочки, дает оценку работе и указывает, как нужно исправить ошибки, которые были допущены. Дежурных к концу года лучше назначать, на два-три дня.

Периодически проводится уборка уголка природы с участием всей группы. При правильной организации уборка проходит спокойно и весело. Все предметы, которыми дети пользовались во время уборки, должны быть оставлены чистыми и сложены на определенные места. По окончании работы воспитатель проводит беседу с детьми о том, как проявил себя каждый участник уборки, какое значение имеет общая уборка и как дежурные должны поддерживать чистоту и порядок в уголке.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

В подготовительной к школе группе обобщаются знания о растениях и животных живого уголка и условиях необходимых для их жизни, роста и развития.    

 Главная задача: формировать умения детей видеть цикличность в развитии природы на примерах обитателей живого уголка. Дополнить знания новыми сведениями об особенностях жизни и развитии растений и животных и их приспособленности к условиям среды.

 Растения, использующиеся для этой цели, должны быть из разных природных зон и с разными вегетационными циклами развития, например, циперус раскидистый, хавортия жемчугоносная, фиалка узумбарская. На кливии, амарилисе, гемантусе можно пронаблюдать особенности сезонных изменений (зима - период покоя, полива нет).

 Дети в подготовительной группе также знакомятся с различными видами вегетативного размножения:

-листьями (узумбарская фиалка, бегония-рекс),

-луковицами (гемантус, амарилис, кливия),

-делением куста (аспарагус, циперус), живорождение (хлорофитум, бриофиллюм).

 Дети должны уметь полностью ухаживать за известными растениями и владеть различными способами вегетативного размножения.

Уголок природы в подготовительной к школе группе должен отличаться от уголка в старшей группе, как по количеству, так и разнообразию обитателей. Значительно расширяется объем знаний, которые получают дети 6—7 лет, благодаря более глубокому знакомству с жизнью разнообразных видов растений и животных, а также в результате привлечения детей к более сложным видам ухода за ними.

Учитывая возможности детей и требования программы, в уголке природы подготовительной к школе группы, помимо растений, рекомендованных для старшей группы, необходимо вносить такие растения, которые требуют разного ухода в зависимости от условий их жизни на родине. Воспитателям очень важно знать о жизни каждого растения на родине, чтобы обеспечить правильный уход за обитателями уголка природы.

Кливия                        Бегония рекс                        Амараллис

Интересно иметь и такие растения, на которых можно показать детям разные способы размножения: не толь стеблевыми черенками и живыми кустиками, но и луковицами-детками, отпрысками селением куста, а также листовыми черенками (бегония рекс, узамбарская фиалка).

Не надо гнаться за большим количеством растений — важно, чтобы они всегда были в хорошем состоянии.

Уход за растениями. С некоторыми видами ухода за растениями — поливкой, мытьем листьев, удалением сухих листьев — дети знакомились в предыдущих группах.

В подготовительной к школе группе детей учат новым приемам ухода: рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от пыли, весной — подкормке, пересадке, размножению растений. Они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями.

В подготовительной к школе группе в связи с большим количеством животных и птиц, для которых необходим зеленый корм в течение всей зимы, а также в связи с возросшей самостоятельностью детей посевы и посадки в уголке природы занимают большее место, чем в старшей группе.

Детей следует привлекать к подготовке земли: выбрать камешки, палочки, разрыхлить, посеять, полить землю, чтобы она была влажная, но не слишком сырая и не прилипала к рукам.

Нужно уделить внимание ознакомлению детей с предметами ухода за растениями, показать и рассказать, где что лежит, висит, что для чего нужно, договориться о порядке пользования инвентарем. Дети должны правильно называть те предметы, которыми они пользуются.

Чтобы облегчить детям нахождение места хранения каждого предмета, можно наклеить соответствующие картинки.

При обучении детей уходу за растениями следует использовать разнообразные приемы: личный пример, показ, объяснение, напоминание, убеждение.

Ведущим приемом при обучении детей трудовым умениям является показ воспитателя в сочетании с объяснением, как делать, как ухаживать.

Первый раз показ дается всей группе на занятии или вне его. Но чтобы дети овладели нужными навыками, одного показа, конечно, недостаточно, необходимо в дальнейшем проверить выполнение его отдельными детьми во время дежурства и снова показать, если ребенок делает неправильно. Наряду с этим необходимо проводить повторный показ всей группе; он должен быть непродолжительным, но эмоциональным, чтобы поднять у дежурных интерес к уходу за растениями и животными. С этой целью целесообразно организовать наблюдение за работой воспитателя или младшего воспитателя, выполняющих иногда обязанности дежурных. «Сегодня дежурить буду я», — говорит воспитатель детям. Или: «Сегодня у нас дежурит Алла Павловна(младший воспитатель). Посмотрите, как она будет работать».

В процессе воспитания трудовых навыков и умений большое значение имеет согласованность в работе двух воспитателей, а также договоренность с младшим воспитателем. Воспитатель объясняет младшему воспитателю значение дежурств и коллективного труда детей, раскрывает их содержание. Очень важно научить и младшего воспитателя  правильным приемам ухода за растениями и животными. Желательно также, чтобы она участвовала в коллективной уборке.


Требования, предъявляемые к проведению наблюдения

В повседневной жизни в течение учебного года в любой возрастной группе проводится много разных наблюдений в природе. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желания добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса можно представить в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель почувствует эффект в воспитании детей.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие любых предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними, что является оптимальным условием проведения наблюдений. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его) запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь и возможность тактильнокинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Это и называется - самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете.

Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить), чтобы все они находились в одном ряду - это позволяет быть в непосредственном контакте с объектом природы, воспринимать его наилучшим образом. Вдоль грядки или клумбы можно расположить в один ряд много детей - половину или даже всю группу. В этом случае каждый из них сможет спокойно рассмотреть любое растение, потрогать и понюхать его, выполнить необходимые практические действия. Около аквариума, наоборот, встать в один ряд могут не более 3-5 детей.

Хорошим подспорьем в организации наблюдений является раздаточный материал: овощи, фрукты, ветки, перья, семена, шишки и пр. Дети могут брать их в руки и обследовать в индивидуальном порядке. Одни и те же наблюдения с небольшим количеством детей можно повторять несколько раз, чтобы одно и то же содержание было усвоено всеми или большинством дошкольников группы.

В практике общения взрослых с детьми самостоятельное получение сенсорной информации последними нередко подменяется словесной информацией первых: взрослые рассказывают об объекте природы вместо того, чтобы организовать его восприятие детьми. Словесная информация - это совсем иная форма познания окружающего мира, она трудна для маленького ребенка, так как связана со способностями к абстракции, высшим формам мышления, которые в этом возрасте развиты недостаточно. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово идет вслед за чувственным восприятием - только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение - это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Такая деятельность трудна дошкольникам, причем чем меньше дети, тем им труднее участвовать в наблюдении в силу недостаточно развитой произвольности всех психических процессов. Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. - это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления - в этом заключаются успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.

Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу - собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты - все это может вызвать сильные эмоции, и помешать наблюдению, так как эмоциональное состояние детей не позволит им включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, которые; могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать к воспитателю. Это может быть призыв вместе посмотреть что-то интересное, новое, чего дети еще не знают. 

Дошкольники восприимчивы к ласковому тону, интригующей интонации, поэтому охотно следуют за воспитателем. Это может быть загадка-описание или загадка-действие о предмете наблюдения: "Пойдемте со мной смотреть что-то интересное! А вот что смотреть - я вам покажу руками, а вы отгадайте". Воспитатель движением рук изображает рыбку (ее форму, как она плавает). Этого достаточно, чтобы небольшая группа детей пошла за воспитателем к аквариуму. В другой раз воспитатель предлагает показать руками рыбку, ее движения в воде. Или просто говорит: "Дети, подойдите, пожалуйста, -мне нужно у вас спросить что-то интересное. (Интригующая пауза.) Мы уже несколько раз смотрели на наших рыбок, а что мы про них знаем? (Ответы.) Оказывается, мы не все знаем!" Затем воспитатель ставит цель нового наблюдения.

Вторая часть наблюдения является основной. Задача воспитателя - использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с. Секунды молчания и тишины - главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Дети удобно расположены, находятся в хорошем контакте с объектом, поэтому они сразу и с удовольствием включаются в поиск правильного ответа. Дождавшись высказываний большинства детей, воспитатель реагирует на них: подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашел верные ответы. В случае неуспеха педагог не спешит делать пояснение, а задает новые вопросы - уточняющие, по-другому сформулированные. Большое значение имеет похвала за самостоятельный поиск информации, она вызывает радость и мобилизует детей на продолжение наблюдений.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием, отвлекать детей стихами, загадками, играми.

Воспитатель помнит, как трудно им сосредоточиться и работать умственно. Единственное, что может усилить наблюдение, помочь освоению его содержания, - это правильно найденные и включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети. Двигательная активность снимает напряжение, но не выводит и 5 содержательного пространства. Это могут быть самые различные простые движения. Например, дети наблюдают за тем, как рыба поедает корм. Воспитатель говорит: "Посмотрите, как она открывает рот и хватает корм. (Через пару секунд.) Теперь сами покажите ртом, как рыбка ест. (Дети изображают.) Снова посмотрите на нее - это интересно". Или, наблюдая с дошкольниками за функцией глаз рыбы или птицы, воспитатель предлагает несколько раз закрыть глаза, открыть их, спрашивает, что происходит с ними, когда глаза закрыты. Такие простые действия помогают понять содержание наблюдения, облегчают его.

А наблюдая с детьми за тем, как птица сидит на жердочке, как она хватает ее и легко удерживается на ней, воспитатель предлагает детям ухватиться за палку, заранее подготовленную к наблюдению. Просит их подержать ее двумя способами - все пять пальцев вперед, а потом - четыре вперед, один назад. Выясняет, как удобнее держать палку. Предлагает снова посмотреть на птицу, ее лапки, пальцы и объяснить, почему у нее один палец направлен назад, а остальные вперед (у попугая два вперед и два назад). Выясняя, например, на какой жердочке птичке удобнее сидеть в клетке, предлагает детям подержаться сначала за толстую палку, затем за очень тонкую. (Для птицы имеет значение толщина жердочек - ведь она даже спит, сидя на них.) Таким образом, наблюдение, удачно сопряженное с практическими действиями, помогает детям понять гонкие приспособительные механизмы живых существ, облегчает им получение нужной информации.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. Именно в конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки - и все это по поводу наблюдения. Например, дети наблюдали за тем, как плавает золотая рыбка в аквариуме. В конце воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку "Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть..."

Четвертое требование относится к такой стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование проистекает из знания и учета биологических особенностей живых существ. Особенно это касается наблюдений за поведением животных: они не всегда проявляют себя так, как того хочет воспитатель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения., Например, чтобы дети могли увидеть, как рыба поедает корм, она должна быть голодной (т.е. ее не следует кормить заранее). Чтобы продемонстрировать, как птица отдыхает и спит, спрятав голову под крыло, наблюдение надо спланировать на вечер, выключить свет там, где стоит клетка, соблюдать при этом тишину. Чтобы понаблюдать с детьми реакцию сухопутной черепахи на тепло, надо иметь рефлектор в террариуме, включить лампу и следить за перемещениями животного. А чтобы понаблюдать, как она ест или передвигается, - включить рефлектор следует задолго до наблюдения, чтобы животное успело разогреться и стало активным.

В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму "задания для самостоятельного наблюдения". Он просит дошкольников быть внимательными, постараться заметить, увидеть то, о чем он скажет. Например: "Наша птичка хорошо поет. Я прошу вас послушать ее внимательно, когда она запоет. Это очень приятно! Постарайтесь услышать, какие она издает звуки". Или: "Я вам даю задание - выяснить, когда поет наша птичка: до еды или после нее. Интересно узнать также, что означает ее пение - хорошее настроение или плохое".

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для воспитания детей. Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержания наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; время и места проведения наблюдения; количества детей, которые могут участвовать в нем одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.


Методы ознакомления дошкольников с природой

Наглядные методы

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на  экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой  перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.

Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

Учебный экран -  при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Практические методы

Дидактические игры -  в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами,  фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.

Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

 Элементарные опыты -  это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует  специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

Словесные методы

Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.

 Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.

     Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.



Растения, рекомендованные для уголков природы

в разных возрастных группах

Возрастная группа

Название растения

Обоснование подбора

младшая группа

бальзамин,

фуксия,

бегония (вечноцветущая) герань зональная, колеус гибридный, толстянка, гибискус, очиток видный, маранта

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие.

средняя группа

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают:

герань душистую, крупноцветковую, аспарагус, гавортию, бегонию рекс

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте:

обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями,

обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья.

При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

 старшая группа

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших и средних групп помещают:

алоэ древовидное,

традесканцию,

кливию,

фикус (эластика и мелколистный),

плющ (обыкновенный и восковой),

примулу,

сансевиеру,

колумнею, плектрантус, адиантум,

нефролепис, сеткреазию,

эониум

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д.

подготовительная к школе группа

Добавляют:

фиалку узамбарскую, драцену,

аспидистру,

кринум,
камнеломку, хлорофитум, каланхоэ

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.


Заключение

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

 В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы:

 -зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта;

 -слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка.

-вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.    

Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.

В наблюдении труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Список литературы

  1. Бобылева Л. «Экологические занятия дошкольников», «Дошкольное воспитание», 1997 г., №7.
  2. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», Москва, «Просвещение», 1987 г.
  3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, «Просвещение», 1978 г.
  4. Гайдаман А., Тайттоней Т. «Социально-экологический идеал»// «Дошкольное воспитание», 1990 г., №1.
  5. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.
  6. Дмитриев Ю.Д. , Пожарицкая Н. М., «Твоя Красная книга», Москва, «Молодая гвардия», 1986 г.
  7. Заринова А. «Приплыви к нам, золотая рыбка», // «Дошкольное воспитание», 1993 г., № 7.
  8. Кавтарадзе Д. Н. «Природа: от охраны к заботе?» // «Знание – сила», 1993 г., №3.
  9. Лихачев Б.Т. «Экология личности», // «Педагогика», №2, 1993 г.
  10. Марковская М. М. «Уголок природы в детском саду: Книга воспитателя детского сада», Москва, «Просвещение», 1989 г.
  11. Нечаева В. Г. «Воспитание дошкольника в труде», Москва, «Просвещение», 1983 г.
  12. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Просвещение», 1993 г.
  13. Николаева С. Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду», Москва, «Новая школа»,1995 г.
  14. Николаева С. Н. «Игра и экологическое воспитание», // «Дошкольное воспитание», №12, 1994 г.
  15. Николаева С. Н. «Формирование начал экологической культуры», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.
  16. Рыжков Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду», Москва, «Карапуз», 2001г.
  17. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.
  18. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.
  19. Ядешко В. И., Сахина В. А.«Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение»,1978 г.
  20. Ясвин В. А., Дерябо С. Д. «Методика проведения эколого-психологического тренинга», // «Школа здоровья», №2, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Нет весомых оснований для противопоставления учебной и игровой деятельности  ребенка  - дошкольника. Ребенку необходимо предоставлять свободу выбора учебного материала. Тогда активная р...

Консультация для родителей: «Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста»

Публикуемый материал может быть полезен не только родителям детей дошкольного возраста, но и педагогам ДОУ, так как содержит практические рекомендации по развитию артистических способностей детей....

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...

Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста

В материале отражено значение игры для детей дошкольного возраста. Игра - это и досуг, и приобретение новых знаний, и социализация, умение найти свое место в коллективе, умение использовать личный опы...

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может д...