"Роль познавательно - исследовательской деятельности в развитии дошкольника"
статья по окружающему миру на тему

Пузакова Оксана Eвгеньевна

В статье раскрывается актуальность организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ в современных условиях, которые нам диктуют основные нормативные документы и общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_-_issled._d-t.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль познавательно – исследовательской деятельности в развитии дошкольника.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое. Но порой это бывает опасно. Поэтому очень важно организовывать познавательно-исследовательскую деятельность под присмотром взрослого. Эксперимент, организуемый воспитателем, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ДОУ знакомство со свойствами предметов и явлениями природы проводится в увлекательной форме, без заучивания и повторения правил. Ведь дети дошкольного возраста очень любознательны и активны. А эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его развитием. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интерес детей, приносит им удовольствие, а значит личностно - ориентирована на каждого ребенка. А если проанализировать, какое место в ФГОС ДО занимает данное направление, становится ясно, что организация поисково – исследовательской деятельности – не просто желание детей и понимание значения данной работы воспитателем, а требование одного из главных документов, по которым работает дошкольное учреждение. Так, уже в пункте 1.2 прописано: «…основные принципы: реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности… Далее, в п.2.1. «Цель - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности…». А в описании направлений развития (образовательные области) находим: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий        ; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,…пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др). В п.2.7 «Виды деятельности для детей дошкольного возраста»  указана познавательно – исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) под номером три. И как итог, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования в п.4.6. первым ориентиром выступает: «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструирования и т.д. Таким образом, мы видим, какое важное место в ФГОС ДО занимает познавательно - исследовательская деятельность детей.

Но, для того, чтобы максимально решать задачи в данном направлении, необходимо, чтобы дети экспериментировали не только во время организованной деятельности воспитателем, но и в свободное время. С этой целью в группе должен быть создан уголок экспериментирования в доступном для детей месте. Например, в нашей группе уголок экспериментирования расположен в зоне уголка природы. Здесь ребенок может наблюдать за ростом растений, рассматривать детские книги и журналы о природе и природных явлениях, изучать визуально и тактильно различные природные материалы и другие вещества. В уголке экспериментирования на полочках расположены: микроскоп, лупы, песок, глина, щебень, морские камни, ракушки, шишки, желуди и т.д.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что организация исследовательской деятельности в ДОУ помогает создать условия для развития познавательной активности детей, формирования представлений об окружающем мире, активизации речи и обогащении словаря, а также способствует развитию у детей самостоятельности, целеустремленности, ответственности и инициативности. А значит, данное направление работы с детьми в дошкольном учреждении, не только не теряет своей актуальности, а наоборот, приобретает еще большую значимость в современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей

Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей...

Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...

«Роль познавательно – исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Универсальные умения и навыки исследовательского поведения необходимы в жизни каждому человеку. А для этого, он уже с детства должен учиться самостоятельно, добывать новые знания и уметь применя...

Презентация Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии дошкольников Черникова

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках подготовки к детской научно-практической конференции

В даннной статье представлен опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках организации детской научно-практической конференции....