Детское экспериментирование как средство формирования экологических представлений
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Сибиркина  Елена Александровна
В окружающем нас мире существует тесные связи между живой и неживой природой. Формировать представления о явлениях в неживой природе, о временных и пространственных изменениях у детей не просто. И здесь приходит на помощь детское экспериментирование. Я подобрала виды экспериментальной деятельности, помогающие формировать экологические представления. Эксперименты просты в исполнении, не требуют дорогостоящего оборудования и практически безопасны. Методика введения экспериментирования в педагогический процесс не представляет особых сложностей. Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dlya_vospitateley.doc702.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 12 «Гнёздышко» г. Юрги»

 

Детское экспериментирование как средство формирования экологических представлений

                                                                                                                          Воспитатель:

                                                                                                                          Гуляева Е.А.

                                                                     

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он уже узнал.

В.А.Сухомлинский.

      Невозможно представить воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – самого естественного источника красоты. Природа – великий учитель и не менее великий воспитатель. Окружающая природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающего мира.  Образовательное учреждение и должно воспитывать у детей искреннее и благожелательное отношение к природе, как неисчерпаемому источнику красоты.

     Маленький ребенок познаёт мир с открытой душой и сердцем. Приобретенные знания в дошкольном возрасте могут преобразовываться в прочные убеждения.  В последующем от этого отношения будет зависеть, на что человек направит силу своего ума – на созидание или на расточительство.

     Необходимо учить детей видеть природу, чувствовать себя Единым целым с природой. Чтобы ощущать себя частью природы, человек должен постоянно находиться во взаимоотношениях с ней. Нужно научить ребенка видеть природную красоту. Смотреть – еще не значит видеть. Воспринимается лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Это значит, что надо не только показывать, но и словесно описывать объекты наблюдения.

      Любовь к природе воспитывается с дошкольного возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, открыть все сами. И этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Задача педагога состоит в том, чтобы направлять появившийся интерес в правильное русло, вызывать потребность заботиться о красоте окружающего мира и показывать то, ради чего совершается действие.

      Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира животных и растений, мы способствуем развитию у детей терпения, трудолюбия, доброты и наконец,  милосердия. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, войдут в характер человека, станут его основой.

      В окружающем нас мире существуют тесные связи между живой и неживой природой. Формировать представления о явлениях в неживой природе, о временных и пространственных   изменениях у детей не просто. И здесь приходит на помощь детское экспериментирование. Я подобрала виды экспериментальной деятельности, помогающие формировать  экологические представления. Эксперименты просты в исполнении, не требуют дорогостоящего оборудования и практически безопасны.  Методика введения экспериментирования в педагогический процесс не представляет особых сложностей. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. При отборе содержания материала   знания опираются на личный опыт ребёнка и связаны с его жизненной повседневной практикой. Представления и умения, сформированные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, и он воспринимает и применяет их как собственные.

     

Картотека опытов и экспериментов  (старший дошкольный возраст)

Опыт № 1. Песок может двигаться.

    Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Опыт № 2. В почве есть воздух.

    Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится воздух.

Опыт№ 3. С дождевыми червями.

   На дно банки насыпаем почву, сверху — слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3—5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим банку в темное прохладное место. Через два-три дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке — темные землистые комочки, напоминающие те, которые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под землю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные остатки и перемешивая слои.

Опыт № 4. В почве содержится вода.

     Нагреть на солнце ком земли, затем подержать  на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду – стал росой.

Опыт № 5. Показать сокодвижение в стебле растения.

     2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель и растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки). Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден. Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Опыт№ 6. Свойства воздуха.

     Воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т.е. воздух внутри - сжался. Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.

Опыт № 7. Свойства воздуха. Прозрачность.

   Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Опыт № 8. Воздух есть внутри пустых предметов.

    Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

Опыт№ 9. Воздух внутри нас.

    Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Опыт № 10. Ветер.

     Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт№ 11. Ветер.

    Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.

Опыт № 12. Чем пахнет вода.

    Предложить детям два стакана воды – чистой  и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.

Опыт№ 13. Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы.

    Взять два стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт № 14. Вода. Форма капли.

    Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

Опыт№ 15. Как передвигается вода в почве.

    Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

Опыт№ 16. Вода способна испаряться.

   Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется. В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день.

Опыт№ 17. Почему не тонут корабли?

Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.

Опыт№ 18. Пар – это тоже вода.

   Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Опыт№ 19. Защитные свойства снега.

    Поместить баночки с одинаковым  количеством воды: а) на поверхности сугроба, б) зарыть неглубоко в снег, в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием  воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.

Опыт № 20. Выявление механизма образования инея.

   Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.

Опыт№ 21. Лед легче воды.

     Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Опыт№ 22. Свойства воды.

    Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. На вечерней прогулке в сильный мороз выносится  стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула. Вывод: вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку.

Опыт№ 23. Магнит.

     Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы. Предложить детям исследовать притяжение магнитом  предметов из разных материалов, подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опытов зарисовать.

Опыт№ 24. Прозрачность веществ.

    Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать  свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.

Опыт№ 25. Солнечная лаборатория.

    Показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Разложить на окне, на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой  лист самым холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

Опыт№ 26. Эффект радуги.

   Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Детское экспериментирование как средство формирования экологических представлений (методическая разработка)

В окружающем нас мире существуют тесные связи между живой и неживой природой. Формировать представления о явлениях в неживой природе, о временных и пространственных   изменениях у детей не п...

«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет»

Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет...

CТАТЬЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ , КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.»

Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения....

«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет» статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...