«Искусство, как условие и средство эстетического воспитания».
консультация по конструированию, ручному труду

 «Искусство, как условие и средство эстетического воспитания».

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_grammaticheskiy_stroy_rechi.docx137.32 КБ

Предварительный просмотр:

     

                     

                     Консультация

                                                                                                                  «Искусство, как условие и средство        эстетического воспитания».                                                                          

                                Составила : Воспитатель детского сада № 41 «Росинка»

                                                        Леонова Татьяна Валентиновна

                                                           Город Нижневартовск.

 «Искусство, как условие и средство эстетического воспитания».

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего  воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи дошкольного воспитания также направлены на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Но детям недостаточно видеть красоту вокруг себя в разных ее проявлениях, но и стоит привлекать их внимание к этой красоте.

Отчет о проделанной работе группы художественно- эстетической направленности за первое   полугодие 2015 – 2016 учебный год.

Месяц

Мероприятия

Охват детей

1

Сентябрь

Выставка фотоколлажей «Как я провел лето».

 « Осенняя Ярмарка»

Консультация «Искусство, как условие и средство эстетического воспитания»

 

Все возрастные группы

Все возрастные группы

Все возрастные группы

2

Октябрь

Выставка детских работ «Краски осени».

Консультация «Роль предметно- пространственной развивающей среды в музыкальном воспитании дошкольников».

Все возрастные группы

Все возрастные группы

3

Ноябрь

Выставка детских работ посвященная «Дню матери».

Развлечение «День Матери»

Консультация для воспитателей «Художественная деятельность, как условие и средство эстетического воспитания»

Выставка «Елочка- зеленая иголочка»

Все возрастные группы

 Все возрастные группы

Все возрастные группы

Все возрастные группы

4

Декабрь

Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» (вручение победителям дипломов).

Выставка детских работ «Елочка – зеленая иголочка»

Выставка для родителей в холле «Новогодняя игрушка»

Все возрастные группы

Все возрастные группы

Все возрастные группы

Рекомендации педагогам по разработке пооперационных карт

Пооперационная карта отражает последовательность действий ребенка в различных видах деятельности. Это помогает воспитывать у детей самостоятельность, умение определять последовательность выполнения различных действий. Пооперационная карта может создаваться педагогом, педагогом совместно с ребенком, ребенком. Ребенка необходимо научить "читать" карту. Для этого педагог вместе с детьми рассматривает карту, проговаривает каждую отдельную операцию. Договариваются об условных обозначениях (при необходимости). 
При этом не забывайте – чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений, тем проще должна быть составлена карта. При составлении карты помните принцип – от простого -  к сложному. Старайтесь не использовать слов, вместо них – знаки, символы и т.д. 
Для младших дошкольников количество операций по карте сведите к минимуму (2-4 действия), для старших дошкольников – до 7, но не более. 
Обязательно обозначьте конечный результат – ребенок должен видеть, к чему стремиться. Старших дошкольников привлекайте к созданию карты. Спросите, как можно обозначить этап работы, какую-то операцию. Поощряйте стремление детей самостоятельно создавать пооперационные карты. При изготовлении чего-либо по карте подчеркивайте, как просто и удобно пользоваться карточками, как они помогают в деятельности.
Пооперационные карты-карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Введение пооперационных карт дает высокие результаты в развитии конструктивных, логических, двигательных, речевых и творческих навыков, воспитании у детей самостоятельности. Работая с пооперационной картой, ребята учатся самостоятельно рассказывать о последовательности предстоящей работы, читать схему, расшифровывать обозначения. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляция поведения. 

                                   

 Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи [Кто где живет?] в подготовительной к школе группе Опубликовано: Ольга Семёнова 16.11.2011 | 0 комментариев Яндекс.Директ Госпрограмма жилище Ваши перспективы на бесплатную квартиру. Объёмы, сроки, этапы. dgp.mos.ru Цели занятия: • Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами. • Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». • Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными. • Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности. Оборудование: Телевизор, ноутбук. Дидактические  игры «Один-много», «Назови детеныша», «Четвертый лишний». Магнитофон; кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года»; предметы для  леса: искусственные ели, пеньки, ветки,  (дорога со следами зайца), корзиночка с орехами, мягкие игрушки: медведь, заяц, белка, волк, еж, лиса;  картинный материал (дикие животные, их жилища), маски зайчиков. Лексический материал: — имена существительные: белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона; — имена прилагательные: дикие, беличья, медвежья, лисья, заячьи, волчье, косолапый; — глаголы: поселяются, утепляют, выдолбить.

Ход занятия: Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто? По деревьям скок-скок, Да орешки щелк-щелк. Дети. К нам пришла белка. После каждого ответа логопед выставляет на доску картинку с изображением животного. Логопед. А как вы догадались? Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает. Логопед. Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу. Дети. Медведь. Логопед. А как вы понимаете слово косолапо? Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, не точны. Логопед поясняет: «Ходить косолапо — ступать пятками врозь, неуклюже, неловко». Рыжая, хитрая, кур крадет. Дети. Лиса. Логопед. А что значит хитрая? Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания). Логопед. Ползун ползет, Иголки на себе везет. Дети. Ежик. Логопед. А что вы еще можете сказать о еже? Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго. Логопед. Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. Дети. Заяц. Логопед. А что еще можно сказать о зайце? Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится. Логопед. Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? Дети. Волк. Проведение игры на компьютере  «Один-много» Лиса-лисы. Счет до 5 со словом лиса. Заяц — зайцы. Счет до 5 со словом заяц. Медведь — медведи. Счет до 5 со словом медведь. Волк — волки. Счет до 5 со словом волк. Еж – ежи. Счет до 5 со словом еж. «Назови детеныша» У лисы — лисенок. У белки — бельчонок. У волка – волчонок. У медведя – медвежонок. У ежа – ежонок. « Четвертый лишний» Назовите лишнее животное и объясните почему. 1. Корова – волк – лиса – медведь. 2. Лиса – верблюд – волк – медведь. 3. Волк – лиса- петух – еж. 4. Лиса – медведь – волк – морж. 5. Волк- кошка- лиса-заяц.   Логопед.  Молодцы, справились с заданием.  Посмотрите на картинки, которые появились на доске. Назовите наших гостей одним или двумя словами. Дети. Звери. Дикие животные. Логопед. Почему этих животных называют дикими? Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные. Логопед. Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»? Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Логопед поясняет: «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу. Звучит музыка. Логопед. Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам рассказывать. На улице осень. Холодно..  Мы надели на ноги теплые сапоги и отправились  в лес на прогулку. В лесу тихо. Под ногами на   земле красные, желтые  , коричневые листья Ветви деревьев в резных , разноцветных листьях..  Стоит подуть ветерку, как листочки срываются с веток и летят. И это так красиво. Теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам по секрету, что маленький уголок сказочного леса находится рядом с нами. Дети вместе с логопедом идут  за ширму , где создан «осенний  лес». Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите? Дети.  Тут тихо.. На деревьях птички. В дупле сидит белка. Музыка смолкает. Логопед. Где? Покажите мне ее. Как называется ее дом? Дети. Белкин дом называется дуплом. Логопед. Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете? Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом. Логопед. Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. (Раскрывает корзиночку, опрокидывает ее, орехи  раскатываются.) Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это? Дети. Это запасы белки на зиму. Она сама собирала. Логопед. Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их. Логопед. Давайте поиграем с орехами. «ОРЕХИ» Мы научимся орехи Между пальцами катать Это в школе нам поможет Буквы разные писать. Катание ореха круговыми движениями; перекладывание из одной руки в другую ореха. У вас очень хорошо все получилось. Положите орехи  в корзиночку и оставьте их белке. Ребята, посмотрите, что это? Дети. Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы. Логопед. Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы. Дети хором и индивидуально произносят предложение. А как называется жилище медведя? Дети. Берлога. Логопед. Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»? Дети показывают на большой «сугроб». Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто еще спит зимой? Дети. Еж. Логопед. А какое жилище у ежа? Дети. Он спит в листьях. Логопед. Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев. А сейчас посмотрите, что это за следы? Дети. Это следы зайца. Физминутка. Логопед. Правильно. Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков. Дети надевают шапочки с ушками . Зайка. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть Нужно лапочки погреть Лапки вверх – лапки вниз На носочки поднимись Лапки ставим на бочок На носочках скок-скок-скок Топай правою ногой Топай левою ногой Снова правою ногой Снова левою ногой А теперь вприсядку , чтобы не мерзли лапки. Логопед. Как вы думаете, где заяц? Почему он не в своем жилище. Дети. Заяц убежал. Он всех боится. За ним охотятся. У пего нет дома. Логопед. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Давайте уйдем от этого кустика. Может быть, заяц нас испугался и поэтому убежал. Жилище какого зверя мы с вами не назвали? Дети. Мы не назвали жилище волка. Логопед. Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка? Дети отвечают хором и индивидуально. Вот и закончилась наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии? Дети. Дупло, в котором живет белка. Как мы превращались в зайчиков.. Логопед. . Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы. Где живет лиса? Дети. Лиса живет в норе. Логопед. Значит, это чья нора? Дети. Это лисья нора. Логопед. Где живет белка? Дети. Белка живет в дупле. Логопед. Дупло чье? Дети. Это беличье дупло. Логопед. Где живет медведь? Дети. Медведь живет в берлоге. Логопед. Это чья берлога? Дети. Это медвежья берлога. Логопед. Где живет заяц? Дети. У зайца нет дома. Он живет под кустиком. Логопед. Где живет ежик? Дети. Ежик прячется на зиму в норке. Логопед- Значит это чья норка? (Ежовая) Мне очень нравится. А вам? Давайте придумаем название нашей картине. Дети. В лесу. Сказочный лес. Лес — дом для животных. Логопед. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит. Логопед. А как люди должны вести себя в лесу? Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять. Логопед. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Игнат,  Леша  много знают о диких животных; интересными были ответы на вопросы у Карины , Кости; Дима очень интересно рассказывал о жилище медведя. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания. Картина  остается в группе. 

Источник: http://logoportal.ru/konspekt-zanyatiya-po-formirovaniyu-leksiko-grammaticheskogo-stroya-rechi-kto-gde-zhivet-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe/.html

Задачи:

  1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».
  2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
  3. Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
  4. Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
  5. Развивать физиологическое дыхание.

Оборудование:

  • игра «Чего нет?»;
  • предметные картинки с изображением посуды;
  • телевизор, DVD-проигрыватель («видеосообщение от Федоры»);
  • мнемодорожки для составления предложений;
  • мнемотаблица на слово «чашка»;
  • игра «Собери разбитую посуду»;
  • опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.

II. Введение в тему занятия.

1. «Видеосообщение от Федоры»: От нее убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника.

2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п.ед.ч.

Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет чашки.
  • У меня нет чайника. И т.д.

Картинки помещаются на фланелеграф.

Рисунок 1

3. Сообщение темы и задач занятия.

- О чем мы будем сегодня говорить?

- Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.

III. Упражнение на пространственное ориентирование.

- Назовите предмет, который находится справа от чашки.

- Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.

Названные предметы убираются. Остается чашка.

IV. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».

1. Рассматривание таблицы.

Рисунок 2

5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.

2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на доске.

V. Упражнение «Подуем на чай».

Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

- Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

VI. Составление предложений по мнемодорожкам.

Рисунок 3

- От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.

- От Федоры убежала голубая чашка.

- От Федоры убежал красный чайник. И т.д.

VII. Игра «Склей разбитую посуду».

Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды.

- Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.

- Я склеила голубую чашку.

- Я склеил зеленую кастрюлю.

VIII. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».

Рисунок 4

  1. Рассматривание картинок.
  2. Рассказывание стихотворения ребенком.
  3. Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.

В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.

IX. Отгадывание мнемозагадок.

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.

Рисунок 5

Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.

Рисунок 6

Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.

Рисунок 7

X. Физкультурная минутка.

Посуда.

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.

Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик».

Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.

Присели, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.

Руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.

Ложатся на ковер, вытянулись.

XI. Составление рассказа-описания чайника.

1. Отгадывание загадки.

Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз. 
Ни перед кем он не гордится, 
Кто пить захочет – убедится.

2. - Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.

3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.

- О чем мы скажем сначала?

- Это чайник. Чайник – это посуда.

Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.

 

Рисунок 8

4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.

- О чем мы скажем потом?

- О цвете.

- Какого цвета наш чайник?

- Чайник красный.

5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур

- О чем нужно сказать теперь?

- О форме.

- Какой формы чайник?

- Чайник круглый.

Аналогично разбираются следующие пункты плана:

6. Величина.

7. Материал.

8. Из чего состоит.

9. Для чего служит.

10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой. Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка, стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.

11. Составление рассказов-описаний детьми

XII. Подведение итогов занятия.

- Что научились делать на занятии?

- Что понравилось больше всего?

Федора приносит угощение для детей.


Конспект занятия по развитию связной речи «Зима»

(старшая группа)

Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

- закреплять и расширять словарный запас детей по теме «Зима» словами – действиями (что делать? что сделать?), словами – признаками (какой? какая?);

- учить детей указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные, сложные);

- учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительными;

- добиваться четкого произнесения слов, фраз;

- учить правильно использовать интонацию, делить слова на слоги, выделять ударный слог;

- развивать временную и пространственную ориентировку, слуховое внимание и память, логическое мышление;

- развивать общую и мелкую моторику;

- формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

 

Ход занятия:

Звучит запись «Вьюги»

(дети входят в зал)

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь! Что вы слышите?

(ответы детей)

Воспитатель: Что вы почувствовали, услышав эти звуки?

(ответы детей)

Воспитатель: Покажите, как вы замёрзли?

(дети показывают)

Воспитатель:

Завертелась вьюга, словно карусель.

Медленно сначала, а потом быстрей.

Ничего не видно, всё белым – бело,

Наконец – то стихло, землю замело.

(звук вьюги затихает)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами согреемся!

(звучит мелодия)

Воспитатель:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают, (потирают руки)

Ручки, ручки согревают. (дуют на ладошки)

Дети:            

Чтоб не зябли наши ручки

Мы похлопаем в ладошки. (хлопают в ладоши)

Вот так хлопать мы умеем,

Вот так ручки мы согреем.

 Чтоб не зябли наши ножки

Мы потопаем немножко. (топают)

 Вот так топать мы умеем,

Вот так ножки мы согреем.

Нам мороз теперь не страшен,

Все мы весело попляшем.

(дети выполняют танцевальные движения)

Вот так мы плясать умеем,

Вот так ножки мы согреем.

(звучит музыка)

Воспитатель:

К нам кто–то спешит, а кто это? Догадайтесь сами.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белой.

А в санях сидит царица –

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

(входит Зима)

Загадывает детям загадки о зиме.

Игра со снежинками (дыхательная гимнастика).

Зима оставляет детям «волшебный снег», который поможет им научиться составлять предложения.

Воспитатель: Спасибо, Зимушка – Зима! До свидания!

Воспитатель: Ребята, настало время научиться составлять предложения. Сегодня это будут предложения о зиме.

Воспитатель: Посмотрите, что оставила нам в помощь гостья Зима!

Достает белый снежок, делая вид, что лепит.

Воспитатель:

Я леплю тебя, снежок.

Удивлю тебя дружок!

В руках у воспитателя снежинки.

Воспитатель выкладывает их на фланелеграф.

Воспитатель: Снежинки, что сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: Снежинки, какие?

Ответы детей.

Воспитатель выкладывает на фланелеграф снег.

Воспитатель: Снег, что сделал?

Ответы детей.

Воспитатель: Снег, какой?

Ответы детей.

Воспитатель выкладывает на фланелеграф сугробы.

Воспитатель: Сугробы, что сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: Сугробы, какие?

Ответы детей.

Воспитатель выкладывает на фланелеграф деревья в инее.

Воспитатель: Иней, что сделал с деревьями?

Ответы детей.

Воспитатель: Деревья покрыты, каким инеем?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, какое время года получилось у нас на фланелеграфе из волшебного снега?

Ответы детей.

Воспитатель: Зима, что сделала?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием и придумали красивые, полные предложения о зиме.

Воспитатель: Но прежде, чем приступить к следующему заданию предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка.

Воспитатель:

Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика.

Три, четыре, три, четыре – нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Воспитатель: А сейчас вы, ребята, будете составлять рассказ по картине, используя разные красивые слова.

Воспитатель: Вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?

Ответы детей.

Воспитатель: Где происходит действие картины?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нарисовано в центре картины?

Ответы детей.

Воспитатель: Из чего сделан дом?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что ещё вы можете сказать о доме?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, кто живёт в этом доме?

Ответы детей.

Воспитатель: Обратите внимание на природу вокруг домика. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое время суток нарисовал художник?

Утро, день или вечер?

Ответы детей.

Воспитатель: Это ребята конец дня, но вечер ещё не наступил. Это время называется сумерки.

Воспитатель: Понравилась вам эта картина? Чем вам понравилась картина?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое название вы бы дали этой картине?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас вы сами придумаете рассказ по картине.

Воспитатель дает детям небольшой план рассказа

Воспитатель: Расскажите, какое время года изображено на картине?

Где происходит действие картины? Опишите природу на картине, в какое время суток происходит действие? Какие чувства вы испытываете при виде этой картины? Чем она вам понравилась?

Воспитатель слушает 2-3 рассказа детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы интересно описали картину о зиме. Красиво описали природу зимнего леса, отметили, что зима – прекрасное время года. Поэтому все – и взрослые, и дети любят её. Составили полное, красочное, интересное и содержательное описание картины.

Звучит музыка, входит Снеговик.

Снеговик:

Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

 Глаза – угольки, руки – сучки.

 Холодный, большой, кто я такой?

Ответ детей.

Снеговик: Здравствуйте, ребята! Помните, недавно вы слепили меня из снега на своем участке. Так вот, от вашего старания, душевного тепла я ожил и решил прийти к вам в гости, поиграть.

Играет с детьми в игру «Сугроб».

Снеговик: Ребята, а какой самый веселый, волшебный праздник мы празднуем зимой?

Ответ детей.

Дети исполняют песню «Зимние радости».

Снеговик:

Ох, жарко, ох, тепло!

Снеговик от тепла простужается.

У меня если нет мороза,

Капельки капают с носа.

Вам, ребята и взрослые, желаю не простужаться и не болеть в зимнее время. Будьте здоровы! До свидания!

Конспект занятия по формированию лексико- грамматического строя речи в старшей группе «В гости к лесовику»

 Цель: закреплять знания детей о диких животных, знакомить с их жилищами.

Расширять и активизировать словарный запас по теме «Дикие животные».

Формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных.

Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

Упражнять в употреблении предлогов за, перед, около, на, под.

Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись, конверт с кассетой, ватные шарики, мяч, деревья, корзина, орешки, мягкая игрушка белка. Картинный материал: заяц, белка, лиса, волк, лось. Маски зайца, лисы, волка, белки, лося. Д/игра «Чей хвост?», Д/игра «Кто где живет?»

Словарь (лексический материал): имена существительные:- заяц, белка, лиса, волк, лось, медведь, ежик, звери, дупло, берлога, логово, нора. Имена прилагательные: - дикие, беличье, медвежья, волче, лисья.

Предварительная работа: чтение произведений о диких животных, загадывание загадок, рассматривание книжных иллюстраций.

Ход занятия:

В. Сегодня я пришла в группу и обнаружила вот этот конверт. Детям группы «Радуга от Лесовика». Давайте посмотрим, что в нем. (Прослушивание записи на магнитофоне). Что же мы будем делать дети? (Ответы детей).

В. Скажите мне, какое время года на дворе? Назовите зимние месяцы. Зима бывает какая? (Ответы детей). Да, зима снежная. На чем же мы доберемся в лес? (ответы детей).

В. Я согласна, лучше всего на лыжах. Но перед дальней дорогой надо восстановить дыхание.  Возьмите вот эти легкие комочки на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос и не надувая щек, тонкой струей выдохните через рот. Молодцы. Надеваем лыжи. Все готовы? Отправляемся. А вот и первое задание. «Отгадай загадку - увидишь отгадку».

С ветки на ветку, быстрый как мяч,

Скачет по лесу быстрый циркач.

Вот на лету он шишку сорвал.

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

Ответы детей.

В. Почему ты решила что это белка?

Ответ ребенка.

Хоть верь хоть не верь

Пробежал по лесу зверь.

Нес на лбу он не с проста

Два развесистых куста.

Ответы детей.

В. Как ты догадался?

Ответ ребенка.

Мчится без оглядки

Лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Ответы детей.

В. Как ты догадалась?

Ответ ребенка.

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя.

Промелькнуло, пробежало

Нет ни дыма, ни пожара.

Ответы детей.

В. Почему ты решила, что это лиса.

Ответ ребенка.

Серовато, зубовато

По полям рыщет,

Ягнят, овец ищет.

Ответы детей.

В. Почему ты так решил?

Ответ ребенка.

В. Как мы их назовем одним словом.

Ответы детей: – дикие животные.

В. А еще как?

Ответы детей: (звери).

В. Молодцы! С первым заданием справились. Надеваем лыжи, отправляемся дальше.

А вот и второе задание. Игра с мячом «Кто какой». Лиса какая? Волк какой? Заяц какой? Белка какая? Лось какой?

Ответы детей.

В. Отлично справились с заданием. Пора в путь. Ой, а это что такое? Все перепутано. Звери растеряли свои хвосты. Давайте им поможем. (Д/игра «Чей хвост»).

В. У лисы есть хвост. Чей это хвост?

Ответы: лисий.

В. У волка есть хвост. Чей это хвост?

Ответы: волчий.

В. У Белки есть хвост. Чей это хвост?

Ответы: беличий.

В. У зайца есть хвост. Чей это хвост?

Ответы: заячий.

У медведя есть хвост. Чей это хвост?

Ответы: медвежий.

В. Молодцы. Складывайте все в конверты и идем дальше.

Смотрите – орехи рассыпаны. Возьмите по одному. Положите на ладонь. Надавите на них пальцами. Покатайте в ладонях. Мы научимся орехи между пальцами катать. Это очень нам поможет и писать и рисовать. Отлично. Кладите орехи в корзинку. Кого в лесу мы можем орешками угостить?

Ответы детей.

В. А вот и она. В знак благодарности белка хочет поиграть с нами. Игра на употребление предлогов (в, на, за, под, около).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия и средства эстетического воспитания дошкольников

Условия и средства эстетического воспитания дошкольников...

Искусство и литература как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Большие возможности для эстетического воспитания заложены в искусстве и произведениях литературы. Знания, полученные детьми в процессе общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциона...

«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»

Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...

Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВОКАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

«Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания».

Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь....

Консультация для воспитателей " Условия и средства эстетического воспитания детей"

Презентация консультации для воспитателей " Условия и средства эстетического воспитания детей"...