Главные вкладки

    Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"
    учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Скляр Татьяна Владимировна

    Задачи, методы и приемы для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста по программе "Детство".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    К шестому году жизни дети достигают больших успехов в освоении представлений о природе, накоплении опыта деятельности и отношении к ней. Кругозор дошкольников становится достаточно широким. Они проявляют активный интерес к природе, объясняют, для чего нужны растения и животные, почему человеку невозможно без них прожить на земле. Уровень развития социальных эмоций старших дошкольников позволяет вырабатывать положительное ценностное отношение к нормам поведения в природе.

    Учитывая это, программа «Детство» ориентирует воспитателей на дальнейшее развитие у старших дошкольников интереса к природе, желание активно познавать природные объекты и действовать с ними, проявлять гуманное отношение к животным и растениям. Это предполагает решение нескольких следующих взаимосвязанных задач. (слайд 1).

    Решение этих задач обеспечивает становление основ объективной позиции старшего дошкольника, что прослеживается в следующих направлениях (слайд 2)

    В содержании раздела «Ребенок познает мир природы» можно выделить несколько блоков (слайд 3, 4, 5, 6).

    Особое место в содержании раздела программы для старшего возраста занимает представления о человеке как об органичной части природы и живом существе. Осваивая данное содержание, дети уточняют знания о системе потребностей человека, их сходстве с потребностями других живых существ и своеобразии, которое проявляется в его разумности и гуманности.

    Программа содержит требования к познавательным, речевым, практическим умениям и отношению к природе. Основные познавательные умения дошкольника предполагают (слайд 7), (слайд 8), (слайд 9).

    Экологическое развитие детей в педагогическом процессе старшей и подготовительной групп ДОУ включает организованное обучение, совместную деятельность ребенка со взрослым и сверстниками, самостоятельную деятельность детей. В ходе организованного обучения используются разные образовательные ситуации, направленные на формирование обобщенных представлений, выявление причинных связей в природе, в которых познание природы сочетается с другими видами детской деятельности.

    Совместная деятельность воспитателя и детей предполагает (слайд10).

    Самостоятельная деятельность предполагает стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей в природе, задания для наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций- познавательных и практических (слайд11). 

    Осуществлять такую работу возможно только при создании богатой,  дидактически оснащенной развивающей среды экологического характера, где ребенок действуя самостоятельно может познавать окружающий мир, выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями неживой и живой природы.

    Работая с детьми старшего возраста, воспитателю необходимо предусматривать (слайд 12)

    Впечатления и представления, полученные в ходе наблюдений, экскурсий, интересно вспомнить и использовать при заполнении экологического дневника. Это пособие состоит из 4 тетрадей- дневников «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». В работе с дневником активно применяются наблюдение, поисковая деятельность, изобразительная деятельность, элементарные опыты, природоохранительная деятельность, которые сопровождаются активной речевой деятельностью. Только в этом случае у ребенка появится привычка, а затем и потребность наблюдать, возникает интерес к исследовательской деятельности, в результате чего ребенок приобретает систему экологических представлений. Пособие содержит системно выстроенную и наглядно представленную экологическую информацию для старших дошкольников, которая разворачивается от недели к неделе, от месяца к месяцу, от сезона к сезону. Форма дневника создает для педагогов необходимость организации регулярного обращения к природе, что ставит ребенка в активную позицию.

    Работа с пособием научит ребенка (слайд13).

    Дети приобретут навыки (слайд14).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Задачи развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста (окружающий мир и мир природы) по программе «Детство» Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей в природе; Дальнейшее углубление имеющихся представлений о природе; Обогащение опыта как практического, так и природоохранительной деятельности детей старшего возраста; Воспитание гуманного, бережного отношения к природе, стремление охранять и оберегать природный мир, видеть его красоту и многообразие.

    Слайд 2

    Решение этих задач прослеживается в следующих проявлениях: Эмоциональной отзывчивости по отношению к природным объектам; В повышенном познавательном интересе к природному миру, желание узнать больше, в попытках к самостоятельному поиску информации; В желании и способности самостоятельно правильно осуществлять уход за животными и растениями; В активности высказываний по поводу как правильных, так и неправильных поступков по отношению к природе .

    Слайд 3

    1 блок предполагает представление о многообразии внешнего строения и основных жизненных функций растений и животных, как представителей живого в мире природы, о неповторимости каждого живого существа, общих и индивидуальных потребностей, которые удовлетворяются в определенных условиях среды.

    Слайд 4

    2 блок : Предполагает обобщение представлений о различных средах обитания, развитие представлений об основных группах растений и животных, о зависимости от условий окружающей среды.

    Слайд 5

    3 блок: Включает представление о росте и развитии, цикличности стадий как хорошо знакомых растений и животных, так и представителей разных сред и мест обитания.

    Слайд 6

    4 блок: Включает представление о местах произрастания и обитания растений и животных, о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в сообществах, о роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, правильного поведения в ней.

    Слайд 7

    Основные познавательные умения старших дошкольников Способность использовать наблюдение, как самостоятельный способ познания, планировать его, формулировать выводы по содержанию, Умение в элементарной поисковой деятельности самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения, замечать противоречия, использовать разные способы проверки предположений, Классифицировать и сравнивать объекты и явления по существенным признакам, Моделировать характерные и существенные признаки, частичные и общие связи и понятия, Самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций, устанавливать связи разной сложности и содержания.

    Слайд 8

    Речевые умения Умение связно рассказывать о наблюдаемых объектах природы, объяснять их, Составлять творческие рассказы и сказки на природоведческие темы, Использовать речь-доказательство.

    Слайд 9

    Практические умения Способность самостоятельно ухаживать за растениями, Размножать растения семенами, черенками, рассадой, Совместно со взрослыми заботиться о животных (уход, питание)

    Слайд 10

    Совместная деятельность воспитателя с детьми: Наблюдение в уголке природы, на прогулке; Целевые прогулки на природе, Игры, Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; Беседы с детьми; Рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов о природе; Работа с моделями, экологическими дневниками, создание книг- самоделок, журналов, маршрутов на природу; Опыты, поисковая деятельность; Сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев; Различные виды изодеятельности на экологические темы; Экологические досуги, праздники.

    Слайд 11

    Самостоятельная деятельность детей Игры (развивающие, подвижные, со строительным материалом, игры-экспериментирования. Дидактические); Моделирование; Наблюдение; Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного опыта в практическую деятельность); Опыты; Труд в уголке природы, на участке; Продуктивная деятельность.

    Слайд 12

    Работая с детьми необходимо предусматривать Использование форм и методов, обеспечивающих активную позицию ребенка в процессе познания природы; Использование форм и методов, вызывающих развитие эмоций и чувств детей, способствующих проявлению гуманного отношения к природе; Использование практической деятельности детей в природной среде.

    Слайд 13

    Работа с пособием научит ребенка Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное и делать выводы; Обнаруживать сходство в многообразии явлений природы и их признаков; Понимать, как живые существа приспосабливаются к сезонным изменениям в природе; Устанавливать связи, существующие в природе; Видеть экологические проблемы в привычном природном окружении.

    Слайд 14

    Дети приобретут навыки Исследовательной работы; Предвидении экологических последствий неразумной деятельности человека в природе; Осознания своеобразия и неповторимости каждого живого существа; Правильного поведения в природе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

    Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

    Познавательное развитие с использованием экспериментов с объектом неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.

    Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы....

    «Познавательно-исследовательская деятельность при формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени»

             Экспериментальная  деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность,...

    Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).

    Тема НОД:  «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...

    « Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

    laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

    Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста

    Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста...

    Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет

    Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет...