Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
    статья по окружающему миру на тему

    Князькова Юлия Владимировна

    В материале содержится информация о формирование у детей  дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений  и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_osnov_bezopasnosti_i_zhiznedeyatelnosti.docx15.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

    КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО

    РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

        Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства.  «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ. Одним из направлений формирования  здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.  В этой связи  формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников детского сада.

         Усвоение социальной действительности ребёнком -процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования  основ безопасного поведения. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом.  Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в детском саду ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.

        Педагогический коллектив, занимающийся вопросами ОБЖ, предполагают, что формирование знаний ОБЖ  у детей  дошкольного возраста  возможно при соблюдении комплекса педагогических условий:

    1.Отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения.

    2.Применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений, как основы безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка.

    3.Осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление в тесном сотрудничестве.

        Эту проблему, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.

    ЦЕЛИ:

    1.Формирование у детей  дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений  и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.

    2.Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.

    3.Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

    ЗАДАЧИ:

    1.Освоение знаний по ОБЖ.

    2.Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.

    3.Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

    4.Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.

    5.Расширять и систематизировать знания  о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

    6.Формировать  знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте.

    7.Развивать основы экологической культуры  и становление бережного отношения к природе.

    8.Способствовать эмоциональному и благополучному развитию  ребенка - дошкольника.

       Понятие «безопасность жизнедеятельности» мы рассматриваем как составляющее общей культуры человека и подразумевающее совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека; умений и навыков оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях. В  понятие «образовательная среда формирования безопасности жизнедеятельности» мы включаем такие аспекты, как: взаимодействие всех участников педагогического процесса, предметную развивающую среду, педагогическую технологию.

    ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    -Игровые ситуации

    -Беседы

    -Чтение художественной литературы

    -Рассматривание иллюстраций по теме

    -Наблюдения

    -Экскурсии

    -Сюжетно – ролевые игры

    -Настольные, дидактические, подвижные игры

    -Игры - тренинги

    -Просмотр мультфильмов

    -Трудовая деятельность

    -Продуктивная деятельность

    -Отгадывание загадок

    -Развлечения

    -Досуги

     Наряду с традиционными формами обучения в дошкольном образовательном учреждении, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Познание самого себя как одно из направлений социально- личностного развития ребенка дошкольника"

    "Научно-практическая конференция педагогических работников дошкольных образовательных учреждений"...

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

       По статистике каждый десятый жертвой дорожно-транспортного происшествия становится ребенок. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычн...

    Сообщение из опыта работы «Праздник в ДОУ - как одно из важнейших условий развития личности ребенка»

    Праздники являются могучим воспитательным средством, атмосфера происходящего оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка....

    Презентация игр по формированию основ безопасности и жизнедеятельности дошкольников

    Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту.За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, часто из-за шалос...

    Формирование основ безопасности и жизнедеятельности, как одно из направлений социального развития личности дошкольника

    В статье рассказано о правилах поведения ребёнка, от которых зависит его здоровье и безопасность....

    «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».

    Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».Свое выступление хотелось бы начать...

    Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников

    Одна из самых актуальных задач нашего времени – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения....