Консультация для воспитателей. Познавательные экологические сказки как активное средство в умственном воспитании детей дошкольного возраста.
консультация по окружающему миру на тему

Куликова Лариса Александровна

Познавательные  экологические сказки формируют у детей осознанно-правильное отношение к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые рядом с ними. Сказки  не уводят дошкольника из мира сказки и не снижают ее благотворного влияния на личность ребенка, а сопоставляют ее образы с реальными предметами, объектами природы, помогают детям  обрести реалистические представления об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Познавательные  экологические сказки  как  активное средство умственного воспитания детей дошкольного возраста

Любые знания и представления об окружающем мире можно преподнести детям в форме игры, путешествия или сказки.  Сказка в увлекательной форме вводит детей в окружающий мир, помогает лучше понять и осознать его.  Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Через сказочные образы педагог может  найти подход к эмоциональной сфере ребенка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необычные приключения,  ребенок в то же время упражняется в решении  сложных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия.

По мнению К.С. Аксакова, «сказка является  эпическим произведением, преимущественно прозаическим, волшебного, авантюрного или бытового характера, которое преподносится сказочником и воспринимается слушателями, как вымысел».  В дошкольном возрасте  дети познают и открывают для себя всю  картину мира. Научные знания  об этом мире часто недоступны детям без специальной подготовки и очень вредны для их психического здоровья. Детское мышление решает проблему неопределенности взаимоотношений ребенка с предметным миром,  которая усугубляется в силу недостаточности знаний, жизненного опыта детей, неразвитости логического мышления. Решение  этой проблемы  осуществляется дошкольником в формах мифологического мышления, средством которого является сказка. Сказка позволяет детям в  особой метафорической форме обозначить для себя теоретические вопросы об устройстве мира (о добре и зле, жадности и щедрости и т.д.) и решить проблему неопределенности, т. е. прогнозировать события, строить собственное поведение на основе создания целостной мифологической картины мира. Для детской картины мира характерны субъективные отношения с предметным миром и живой природой (одушевление), что позволяет ребенку сделать мир доступным для понимания.

Из всего этого следует, что познавательная сказка -  это увлекательная история с веселыми и умными героями, позволяющая  формировать знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве особого рода занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления, действенного обследования, выдвижения и проверки гипотезы.

Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира. В исследовании Н.А. Рыжовой предлагаются пути выбора сказок, наиболее ценных с экологических позиций.  Она отмечает, что в сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные культурные традиции и праздники.

Экологические сказки, по мнению авторов программы «Радуга», помогают понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек при этом играет важную роль в поддержании ли создании таких условий. Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также знакомят с взаимодействием человека с природой – ее загрязнения, охраны. Содержание экологических сказок также дает представление  об экзотических явлениях природы, необычных  эпизодах взаимодействия человека и природы.

Даже в старшем дошкольном возрасте у детей преобладают сказочно-игрушечные представления о животных и других природных объектах. Экологические сказки не уводят дошкольника  из мира сказки и не снижают ее благотворного влияния на личность ребенка, а сопоставляют ее образы с реальными предметами, объектами природы, помогают детям обрести реалистические представления об окружающем мире.

Все экологические сказки делятся на виды: сказки -«рассказки», «сказки-почемучки», сказки –«катастрофы».

Сказки - «рассказки». В качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Лесовичок и т.д.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т.д.), посредством  встречи с которыми  дошкольники узнают много нового, интересного из жизни растений, животных, о многообразии живой природы.

Сказки-«почемучки».  Благодаря этому виду сказок взрослые могут ответить на множество типичных детских «почему». В названии сказок-«почемучек» содержится вопрос: «Почему лист зеленый?», «Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают?» и другие.

Сказки-«катастрофы».  Глобальные изменения  климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно рост народонаселения  планеты – эти проблемы касаются всех. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.

Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.  Дошкольники  учатся устанавливать последовательность отношений, выстраивать логические цепочки, аргументируя их, пополняется активный словарь детей. Сказки  формируют экологические представления, способствуют движению мысли ребенка. Все это говорит о необходимости и возможности применения познавательных экологических сказок в умственном воспитании детей дошкольного возраста.

Использованная литература

1. Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебн. пособие / Л. Н. Вахрушева. – М.: ФОРУМ, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста"

консультация для воспитателейПрименение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возрастаПодготовила: воспитательШапошникова Н.А.Уровень развития внимания во мно...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Цель: преодоления  трудностей в развитии духовно-нравственной культуры расширение и  уточнение представлений родителей о сказках посредствам практикума. Задачи: Привлечь родителей к уча...

Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....