Экологический проект как средство социализации личности дошкольника.
статья по окружающему миру на тему

          В настоящее время общество всё более заметно влияет на процессы социализации и воспитания подрастающего поколения. Социализация является ведущим фактором развития личности, всех её сфер и компонентов, включая экологическую культуру личности.

         Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_proekty_v_detskom_sadu.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект как средство социализации личности дошкольника.

Слайд №1.

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы, с безграничным богатством явлений,

                                                 с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

                                                 вечный источник детского разума.            

                 В. А. Сухомлинский.

       

          В настоящее время общество всё более заметно влияет на процессы социализации и воспитания подрастающего поколения. Социализация является ведущим фактором развития личности, всех её сфер и компонентов, включая экологическую культуру личности.

         Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.

Слайд № 2.

        Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.                                                                                                                    

          Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Слайд № 3.

   Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

      Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача дошкольного учреждения.

 Слайд № 4.

          Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

Слайд № 5.

В ходе организации процесса экологического образования воспитателями решаются задачи:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций.
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

Слайд № 6.

          В современной системе образования все чаще используется интегрированный подход, при котором ребенок получает единое и комплексное обучение уже с детского сада и до окончания школы. Очевидна необходимость целенаправленного формирования экологического-воспитательного пространства, которое не только будет насыщенно развивающим контентом, но будет и пространством самореализации детей в их деятельности экологической направленности.  Популярной сегодня и обладающей особым потенциалом в развитии у детей актуального позитивного экологического опыта является проектная деятельность.

           Отличительной особенностью экологического проекта является непременное проведение исследования, а также активное вовлечение всех участников в его процесс. Экологический проект в детском саду являются одной из новейших практик, всесторонне развивающих личность ребенка.

           Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей данной возрастной группы. Во-вторых, каждый экологический проект в детском саду ребенок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует правильному формированию его социальной адаптивности. В-третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.

           Слайд № 7.

           Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, экологический проект развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.

             Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

         Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

  • Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Слайд № 8.

          При подготовке и реализации проекта экологической направленности предлагается принимать во внимание возраст детей, их подготовленность к планируемой деятельности, общий план воспитательной работы конкретного дошкольного учреждения.

         По продолжительности экологические проекты разделяются на:

Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.

Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.

Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп, или в смешанном составе.

Слайд № 9.

      Основные активные исследовательские методы, которые могут применяться при реализации экологического проекта на уровне детского сада:

  • Наблюдение.
  • Эксперимент.

Слайд № 10.

       Обобщение и оформление (изложение) результатов исследований производится через:

  • Тематические рисунки.
  • Составление рассказов.
  • Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.
  • Составление мини-книжки.
  • Составление фотоотчета (с помощью родителей).
  • Реализация проекта на экологическую тематику.

Слайд № 11.

              Реализация подобных проектов зачастую производится в три этапа:

Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и самими детьми.

Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.

Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.

Слайд № 12.   Слайд № 13.

В моей практике были реализованы проекты:

«Лаборатория неживой природы» - долгосрочный проект проводился с детьми среднего возраста (10 месяцев).

           Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?
           Цели проекта:
• развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
• обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
• создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. 
            Задачи проекта: 
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
            Ожидаемые результаты: 
• вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
• обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
• обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Слайд № 14.    Слайд № 15.   Слайд № 16.    Слайд № 17.

«Ёлочка – живая иголочка» - краткосрочный проект, который проводился перед новым годом с детьми старшего возраста. Перед Новым годом всё чаще стали задумываться о том, что ели вырубаем в лесу каждый год по несколько миллионов ради праздничных дней.  В лесах становится все меньше хвойных деревьев. В связи с этим, происходят некоторые изменения в природе. Человек нарушает экологическую цепочку, созданную природой.

     Целью было привлечь внимание детей и взрослых к экологической проблеме, связанной с атрибутом новогоднего праздника – елочкой.

Поставлены задачи:

  • Ознакомить с историей новогодней елочки.
  • Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели.
  • Определить значимость ели для человека.
  • Определить проблему:

                       «Что произойдет, если не будет елей?»

  •    Найти решение создавшейся проблемы:

                       «Как мы можем помочь сохранить ели?

                  Чем можно заменить живую елочку?»

  •    Развивать познавательный интерес к миру природы.
  • Формировать эстетическое отношение к природе; учить понимать и ценить разную красоту: живого растения и хорошо сделанного предмета.
  • Создание приподнятой эмоциональной атмосферы в преддверии новогоднего праздника.  
  • Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Ожидаемый результат: научить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой; сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности, умение отражать в продуктивных видах    деятельности  свое отношение к природе.

Слайд № 18.   Слайд № 19.  Слайд № 20.     Слайд № 21.

«Солнечный лучик» - краткосрочный проект во второй группе детей раннего возраста. Тема была выбрана и разработана для реализации во второй месяц весны – в апреле. Так как в конце марта – начале апреля солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.  Хотелось обогатить представления детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу. В связи с этим была определена такая темa.

Цель проекта: формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи:

 1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.  3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.                                                          4.Приобщать детей к народному фольклору через потешки.                                                             5. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже». 

Ожидаемый результат:

- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.                                                                                                    - познавательный интерес к экспериментам;                                                                                         - развитие у детей наблюдательности.

 

Слайд № 22.

Таким образом: детские проекты по экологии – это и обучение, и игра для малыша, а уже итоги этой игры, вполне возможно, в будущем не раз ему пригодятся. Дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к организации образования и воспитания средствами экологической культуры способствуют приобретению целостного опыта решения жизненных проблем.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Слайд № 23.

Литература:

  1. С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 96с.
  2. В.Н. Кастрыгина, Г.П. Попова. Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. 200с.
  3. С.Н. Теплюк. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160с.
  4.  С.Н. Николаева. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернёрам. – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. - 112с.
  5. О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с.: ил. – (Детский сад: день за днём).
  6. Л.И. Егоренков. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов – М.: АРКТИ, 2000 – 128с. (Развитие и воспитание дошкольников).
  7. Т.И. Гризик. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2000. – 160с.
  8. О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2014 – 232с.
  9. Л.Г. Киреев, С.В. Бережнова. Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование. Конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2008 – 271с.
  10. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 96с. (Развитие и воспитание дошкольников).

Слайд № 24.

Благодарю за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей как эффективное средство социализации личности дошкольника

Мини-музей как эффективное средство  социализации личности дошкольника...

«Игровая деятельность как средство социализации личности дошкольника»

Как игра помогает при всестороннем развитии ребёнка...

Экологический проект как средство социализации личности дошкольника

Презентация к статье "Экологический проект как средство социализации личности дошкольника"....

Консультация для воспитателей на тему: "Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника"

Консультация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений....