Игра, как важное средство социализации личности дошкольника
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Игра, как важное средство социализации личности дошкольника»
В ФГОС ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности дошкольника.
Игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования. Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
- для освоения темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
В зависимости от способностей ребёнка, музыкальный руководитель подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.
Средства новых информационных технологий включаем во все виды музыкальной деятельности. Так, в разделе «Слушание музыки» используются компьютерные презентации, которые или создаются воспитателем, или используются презентации, уже размещенные в интернете. Презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов: в этом случае яркие портреты и фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.
Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет». Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.
Музыкально-дидактические игры также проводятся музыкальным руководителем с применением красочных озвученных презентаций, таких как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришел?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах также могут использоваться видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению. Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно знакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера.
Технологии развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности
Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально-игровой деятельности.
На первом этапе дети получают знания о театре, видах театрального искусства, культуре поведения в театре.
Второй этап – «Театрализованная игра» – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Он включает в себя:
- игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии;
- игры-этюды на развитие эмоций и творческого воображения;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию мимики, пантомимики);
- творческие игры со словом и т. д.
Третий этап — это работа над спектаклем, которая включает в себя выбор пьесы, работу с детьми над выразительностью речи и движений, подготовку декораций и костюмов, обсуждение подготовленного спектакля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей как эффективное средство социализации личности дошкольника
Мини-музей как эффективное средство социализации личности дошкольника...
«Игровая деятельность как средство социализации личности дошкольника»
Как игра помогает при всестороннем развитии ребёнка...
Экологический проект как средство социализации личности дошкольника.
В настоящее время общество всё более заметно влияет на процессы социализации и воспитания подрастающего поколения. Социализация является ведущим фактором развития ли...
Экологический проект как средство социализации личности дошкольника
Презентация к статье "Экологический проект как средство социализации личности дошкольника"....
Консультация для воспитателей на тему: "Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника"
Консультация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Экологический проект как средство социализации личности дошкольника
Выступление на педагогическом совете...
Экологический проект как средство социализации личности дошкольника
Выступление на педагогическом совете...