спортивная мини-игра
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Адаменко Людмила Валериевна

спортивная мини-игра "Зов тундры" для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zov_tundry.docx494.77 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Инна\Desktop\1 (2).jpg Спортивная мини-игра: «Зов тундры».

Подготовила: Матвеева Инна Алексеевна

 воспитатель детского сада №50 «Нордик»

п.Айхал

Мини-игра « Зов тундры»

Задачи:

  • Обучающие - совершенствовать технику ходьбы и бега с преодолением припятствий, лазанья и ползанья, прыжков, метания в цель;
  • познавательные - ознакомить с географическим расположением континента Европы, размещением на ней зоны тундры, национальными семейными традициями (труд, семья, жилище, приемы выживания в суровых условиях) и этническими традициями (фольклор, народные игры, прикладное искусство) народов северо-востока России ( Якутия, Чукотка, Магаданская область, Камчатка);
  • воспитательные – воспитывать настойчивость, целеустремленность, чувство коллективизма и сопереживания;
  • коррекционно – развивающие – развивать координацию, мелкую моторику рук, психо-физические качества – силу, быстроту, прыгучесть, ловкость, воображение и творческие способности.

Участники: две команды по 8-10 детей.

Оформление зала: две детские палатки (чумы), макет оленя, на стене буквами разного цвета (под северное сияние) надпись «Зов тундры».

Костюмы: женский национальный костюм для Хозяйки Тундры, ободки с оленьими рогами по количеству участников.

Оборудование и инвентарь: горки(2шт.), кирпичики (10шт.), тоннели из ткани (2шт.), скамейки(2шт.), укороченные лыжи (2 пары), корзинки (2шт.), глобус, каштаны, « снежки», грибочки.

Музыкальное оформление: аудиозаписи с мелодиями народов Севера, песня «Увезу тебя я в тундру»(сл.М.Фрадкина, муз. Пляцковского), звук метели.

Ход игры.

Тихо звучит музыка народов Севера. Дети входят в зал двумя командами и садятся на скамейки.

Ведущий: Здравствуйте,  дорогие детишки, девчонки и мальчишки! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по странам и континентам. Наш путь лежит на континент Европа (показывает на глобусе). Это самый зеленый континент, он ближе всех  находится к Северному полюсу. В Европе находится страна, в которой мы живем.

  • Как называется страна в которой мы живем?
  • Как называется столица нашей  родины?

 Россия так огромна, что занимает не только часть Европы, но и часть Азии. Столица нашей Родины - Москва- находится  на европейском континенте, а такие российские города, как Омск, Новосибирск, Красноярск, Магадан находятся уже в Азии. И если, например, в Волгограде еще стоит жаркая погода, то на севере нашей страны уже зима. На юге нашей страны, у Черного моря, растут тропические  сады, которые дают нам апельсины, мандарины, персики, гранаты, а на Севере растут таежные леса- кедр, сосна, ель, пихта, лиственница.

  • Как называется лес на крайнем Севере?
  • Какие растения растут в тундре, как они называются?
  • Что является основной пищей оленей в тундре?
  • Что является основной пищей жителей тундры?

. А на самом крайнем Севере - он называется тундрой - растений  мало и они очень низкорослые, поэтому называются карликовыми. Вся земля в тундре покрыта мхом- ягелем. Ягель - основная пища для оленей, которые пасутся в тундре целыми стадами. В тундре очень короткое лето и долгая без солнца зима, поэтому деревья и кустарники не успевают вырасти за лето. Земля не успевает согреться, и поэтому жители тундры  не могут выращивать овощи. Основная пища жителей тундры - рыба, мясо оленей, медведей, ягоды, и грибы. Рыбу ловят в реках, в море, а животных добывают во время охоты. Два раза в год к жителям тундры прилетает вертолет, который привозит им муку, сахар, макароны, картофель, консервы, газеты. А если в холодную зиму поднять голову к небу, то можно увидеть чудесное явление природы - северное сияние. Больше нигде на земном шаре нельзя увидеть такое прекрасное творение природы. Прочтите наши буквы - они написаны в виде северного сияния.

Дети хором читают: «Зов тундры».

Ведущий. в путь! А какие замечательные люди живут в тундре! Это ханты, манси, чукчи, эвенки, ненцы.

Звучит музыка.

Ведущий . Вы слышите? Это голос тундры!

Появляется Хозяйка Тундры и танцует национальный танец.

Хозяйка Тундры.

        Ты еще не видел тундры? Приезжай!

        Приезжай к нам без опаски

        Слушать шорох зимней сказки,

        Слышать звон копыт по насту

        Приезжай, мы встретим с лаской!

Ведущий (обнимая Хозяйку за плечи). Это Хозяйка Тундры, женщина сердечная, Ямала добрая душа! Она нас приглашает в тундру. Мы принимаем это предложение?

Дети: Да!

Ведущий. Тогда вместе скажем: «Нас тундра зовет!».

Хозяйка Тундры. Отправляемся

Ведущий. Для удобства мы пойдем двумя командами, за победу в каждом состязании одна команда получает грибок, другая - ягоду. В конце нашего путешествия мы подсчитаем количество грибов и ягод, собранных каждой командой, и определим победителя.

А сейчас инелектуальная разминка.

Вопросы 1- ой команде:

  • Какие бывают грибы? (съедобные- не съедобные, ядовитые- не ядовитые.)
  • В какое время года появляются грибы?
  • Перечислите названия грибов?

Вопросы 2- ой команде:

  • Перечислите названия ягод?
  • Арбуз относится к ягодам?
  • Какие вы знаете северные ягоды?

Чтобы попасть в этот край, нужно пройти по топким болотам, где растут северные ягоды – морошка, клюква, брусника, обогнуть высокие сопки, где-то придется перешагивать через замерзшие лужицы, переходить через мелкие реки.

Под музыку песни «Увезу тебя я в тундру» дети начинают движение по периметру зала: взбираются и спускаются с «горок», перелазят через поваленные « деревья», перешагивают через «лужи», проходят по « мостику» через «речку».

Хозяйка Тундры. Вот мы и добрались до моих владений. Перед нами вязкое болото, покрытое мхом, а ягод здесь видимо – невидимо. Это морошка. А я так люблю северную морошку! Поможете мне собрать эти ягоды?

Дети: Да!

Хозяйка Тундры. Здесь много сухих кочек, куда можно перепрыгнуть, чтобы не

замочить ноги, а у каждой кочки ягоды, вот мы и будем их собирать.

1-ое состязание – «Сбор ягод».

На «болоте» напротив каждой команды цепочкой на расстоянии одно шага лежат пять кирпичиков («кочки»). Возле каждого с обеих сторон лежит по кучке каштанов. У первого участника  на одной стороне площадки в руках корзинки. По сигналу первый участник начинает движение по кирпичикам, приседая при этом захватывая по одному каштану у каждого кирпичика. На обратном пути передает корзинку и эстафету следующему участнику. Команда – победитель получает ягоду или грибок.

Ведущий: В тундре охота и рыбалка – основные занятия мужчин.

  • На кого охотятся в тундре?
  • Что дает охота жителям тундры?

 Охота дает жителям тундры мясо и шкуры оленя, песца, медведя. Мясо и рыбу замораживают в больших мешках и часто употребляют в пищу сырыми. Чтобы охота была удачной, нужно уметь быстро ходить на лыжах и метко стрелять в цель. Дети в тундре часто играют в игру «Меткие охотники».

2-ое состязание – «Меткие охотники».

Команды строятся на линии старта в колонну по одному. На первом участнике одеты лыжи. На отметке 4 м от старта в обруче лежат маленькие мячи (по количеству участников). На расстоянии 2 м от обручей подвешены 2 обруча – мишени. По сигналу первый участник идет на лыжах до обруча с мячами, бросает в мишень один мячик, снимает лыжи и бегом возвращается к своей команде, передает лыжи следующему участнику. Подсчет очков ведется по количеству попаданий в цель и быстроте выполнения задания.

Хозяйка Тундры. Я загадаю вам загадку:

        Стройный, быстрый, рога ветвисты.

        Пасется весь день, кто же это?...(олень.)

        Ты знаешь, оленю какая цена?

        Он в упряжке – живая струна.

        С глазами черными, как очи Ямала,

        Ты знаешь, оленю какая цена?

Расстояния в тундре от одного пастбища до другого очень большие. Поэтому олень здесь является основным средством передвижения и очень ценится.

  • Чем ценится мех оленя?
  • Чем питается олень?

 Из оленьего меха шьют одежду,  строят жилища, а еще олень дает молоко, которое очень полезно. Питается олень мхом – ягелем, который он добывает копытами из-под снега. Кода мха становится мало, жители тундры разбирают свои дома, грузят свои вещи на сани (нарты), запрягают в них оленей и переезжают на новые места, где мох еще не тронут. Оленями управляет каюр.

3-е состязание – «Оленьи упряжки».

В каждой команде участники делятся на пары. В паре один – «олень», (на нем надет ободок с рогами), другой- «каюр». Команды строятся в колонны по  одному на линии старта. Около команд в обруче на полу лежат большие мячи (по количеству пар). По сигналу первая пара  каждой команды начинает движение: впереди «олень», за ним «каюр». «Каюр» одной рукой берет мяч с пола, другой держит «упряжку». Пара бежит к свободному обручу. «Каюр» кладет мяч в обруч, «оленья упряжка» возвращается к своей команде, передает эстафету следующей паре.

Хозяйка Тундры. Но не так-то просто поймать дикого оленя. Для этого используется длинная веревка с петлей на конце (маут). Вот сейчас вы будете оленями, а я вас буду ловить.

4-ое состязание - «Поймай оленя».

Игра проводится в два этапа. В круг становится половина участников одной и другой команды. В центре круга ведущий с веревкой в руке, на конце которой привязана мягкая игрушка. Ведущий вращает веревку по кругу на высоте от пола 20см, дети перепрыгивают. Пойманные «олени» выбывают из игры . Игра длится до последнего участника. Он дает победное очко команде. Затем играет другая половина участников.

Хозяйка Тундры. Загадаю вам еще одну загадку:

        С неба летит – пляшет,

        Все, что в тундре есть – прячет,

         А в чум попадет – плачет (снег.)

Дни пошли короче, удлиню я ночи,

Небо тьмой укрою, непогодь устрою.

  • А кода непогода, метель, снег, куда прячутся все жители?

Дети: В дома.

Хозяйка Тундры. В тундре жилище у каждого народа Севера называются по  разному.

  • Как называются жилища?

 Чум, иглу, яранга. Такое жилище очень быстро собирается, покрывается оленьим или медвежьим мехом, вход очень плотно закрывается, чтобы не вышло тепло. В середине жилища топится печь, на ней готовится пища. Здесь же люди спят, едят, отдыхают.

Вот сейчас я устрою вам снежную непогодь, а вы должны быстро спрятаться (чукчи в чум, а эскимосы – в иглу).

5 – е состязание – «Спрячься в чум».

В середине зала собраны две яркие палатки, ко входу каждой проложен тоннель из ткани. Звучит легкая музыка, дети свободно передвигаются по залу. Музыка становится тревожней – налетает пурга. По сигналу «Пурга!» каждая команда должна быстро на средних четвереньках перебраться по тоннелю в свое жилище.

Ведущий. Жизнь людей в тундре во многом не похожа  на жизнь города. Многие дети не ходят каждый день в детский сад и в школу, а постоянно живут с родителями, которые пасут оленей далеко в тундре. Морозы в тундре бывают очень сильные. В такие морозы спасает теплая меховая одежда да быстрая ходьба.

  • Как называется одежда жителей тундры, из чего она состоит?

 Одежда состоит из меховых штанов мехом внутрь, кухлянки – шубы с капюшоном из меха оленя и торбасов (валенок).

Но если становится чуть потеплее, дети высыпают из чумов играть в снегу, кататься с горок, делать снежные крепости и ледяные фигуры.

Хозяйка Тундры. А давайте и мы построим снежные горки и будем с них кататься.

6 – е состязание – «Катанье с горки».

Команды выстраиваются на линии старта в колонну по одному. На расстоянии 1 м от линии старта устанавливается 2 горки. По сигналу первые участники скатываются с горки, приземляются на ноги и бегут к своей команде передать эстафету.

Хозяйка Тундры. Наш северный народ, встречая долгожданный приход весны, очень любит повеселиться и поиграть в народные игры. Одна из них – игра – хоровод «Хейро» (солнце).

Сейчас мы с вами поиграем.

Играющие становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят: «Хейро!». В центре круга сидит «шаман» с бубном и ритмично бьет в него.

Ведущий. Любите родную  природу:

         Озера, леса и поля.

        Ведь это же наша с тобою

        Навеки родная земля!

Хозяйка Тундры.

        На ней мы с тобою родились,

        Живем мы с тобою на ней.

        Так будем же, дети, все вместе

        Мы к ней относиться добрей.

педагог:

Ребята, вот и закончилось наше путешествие в тундру.

  • Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
  • Какое соревнование вас заинтересовало?
  • Что нового и интересного вы узнали за время нашего путешествия?
  • Кем вам больше понравилось быть: оленями, каюрами, охотниками?

Ведущий. А сейчас пришло время подсчитать собранные каждой командой грибочки и ягоды. У кого их окажется больше, та команда сегодня будет считаться победителем. Но сначала вспомним правило честной игры.

Дети. Выиграл – не задавайся, проиграл – не обижайся.

Дети хором подсчитывают количество очков. Ведущий объявляет команду – победителя. Под мелодию дети выходят из зала.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая мини-игра для педагогов "Творим, играя!"

Цель игры:  расширить профессиональное самопознание, диапазон творческих и личностных способностей. Задачи: - развитие навыков креативного мышления;- формирование коммуникативных навык...

Сценарий для старших дошкольников «Олимпийские мини-игры», посвященный Зимней олимпиаде в Сочи.

Сценарий раскрывает проведение музыкально- спортивный мероприятий:песен, танцев, игр, соревнований, посвященный Зимним олимпийским играм в СОчи 2014 года...

Беседа и презентация к мини-игре «Австралия – зелёный Континент»

Беседа к мини-игре«Австралия – зелёный Континент»...

Мини-игра для педагогов "Знатоки русской речи"

Мини-игра для педагогов на знание правил русского языка...

Мастер – класс: психологическая мини-игра для педагогов «Творим, играя!»

Мастер – класс:психологическая мини-игра для педагогов«Творим, играя!»...