Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 19.25 КБ |
prezentatsiya_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_.pptx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОД детский сад "Сказка" корпус "Звездочка"
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Воспитатель Пекунова Людмила Григорьевна
с.Омутинское 2015 г.
Пояснительная записка
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Задачи:
- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.
Пути реализации:
• Создание условий, экологизация развивающей среды.
• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Актуальность темы:
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края» и намечен план работы с родителями.
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями;.
План
Работа с детьми по теме
«Экологическое воспитание дошкольников
через ознакомления с природой родного края»
Октябрь: Беседы на темы: «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири».
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».
Художественное творчество: рисование «Золотая осень».
Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Консультация для родителей на экологическую тему: «Вода - источник жизни на земле.
Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»
Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
Кормления птиц на прогулке.
Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною».
Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».
Консультация для родителей на экологическую тему: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».
Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».
Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушке прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».
Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».
Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели», З. Александровна «Птичья столовая».
Наблюдения за живой и неживой природой.
Консультация для родителей на тему: «Интересные факты из жизни птиц».
Январь: Беседа на тему: «Водоемы родного края».
Составления рассказов о рыбах.
Рассматривание иллюстраций об озере Байкале, о байкальских рыбах.
Д/и. «Опиши, какая рыба? ».
Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки».
Чтение: легенды «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка»; загадывание загадок о рыбах.
Просмотр фильма «Байкальский заповедник».
Консультация для родителей на тему: «Байкал - жемчужина России».
Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Нерпа - рыба или зверь? ».
Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».
Художественное творчество: «Нерпа» рисование ; аппликация «Морское царство».
Чтение о природе родного края, животных Сибири.
Консультация для родителей на тему: «Аквариум в доме».
Март: Беседы на темы: «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».
Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.
Д/и «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам».
Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж».
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
Консультация для родителей на тему: «О чем рассказывают растения»
Апрель: Беседы на темы: «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Д/и «Расскажи какой цветок? ».
Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».
Чтение художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .
Май: Мониторинг.
Участие родителей в акции «Юный эколог» (посадка цветочной рассады на территории детского сада) .
Литература:
Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.
М., 2007.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность работы Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы
Целью экологического воспитания является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания
Задачи - обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней; -расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края; -развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе. Пути реализации: • Создание условий, экологизация развивающей среды. • Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания. • Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Работаем по основным принципам Системности. Возрастной адресованности. Интеграции. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.
Содержание работы по экологическому воспитанию старших дошкольников Познавательные занятия. Трудовая деятельность на участке и на огороде. Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Проведение музыкальных и спортивных развлечений. Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых. Экспериментирование
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Информационные проспекты для родителей Выпуск газеты, плакатов, консультаций, папок- передвижек. Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации
Озеленение участка
Огород на окне
Проводим эксперимент
На лодке знаний «путешествуем» по озеру Байкал
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...
Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....
План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Перспективное планирование на 2016-17 уч. год в подготовительной группе....
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. К сожалению, дети в скором времени могут лишиться богатств и сокровищ природы. Сохранение и восстановление при...
План самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Богат и многообразен мир природы. Важно изучать природу и особенности родного края, учиться оберегать природу....