Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пекунова Людмила Григорьевна

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx19.25 КБ
Файл prezentatsiya_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ДОД детский сад "Сказка" корпус "Звездочка"

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Воспитатель Пекунова Людмила Григорьевна

с.Омутинское 2015 г.

Пояснительная записка

         

       Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

      Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

       Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

       Целью экологического воспитания является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

     Задачи:

- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;

-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.

Пути реализации:

• Создание условий, экологизация развивающей среды.

• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Актуальность темы:

    Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

    Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края» и намечен план работы с родителями.

     В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями;.

План

Работа с детьми по теме

«Экологическое воспитание дошкольников

через ознакомления с природой родного края»

Октябрь: Беседы на темы: «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».

Художественное творчество: рисование «Золотая осень».

Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

Консультация для родителей на экологическую тему: «Вода - источник жизни на земле.

Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Кормления птиц на прогулке.

Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною».

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».

Консультация для родителей на экологическую тему: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».

Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушке прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».

Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».

Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу

Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели», З. Александровна «Птичья столовая».

Наблюдения за живой и неживой природой.

Консультация  для родителей на тему: «Интересные факты из жизни птиц».

Январь: Беседа на тему: «Водоемы родного края».

Составления рассказов о рыбах.

Рассматривание иллюстраций об озере Байкале, о байкальских рыбах.

Д/и. «Опиши, какая рыба? ».

Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки».

Чтение: легенды «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка»; загадывание загадок о рыбах.

Просмотр фильма «Байкальский заповедник».

Консультация  для родителей на тему: «Байкал - жемчужина России».

Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Нерпа - рыба или зверь? ».

Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».

Художественное творчество: «Нерпа» рисование ; аппликация «Морское царство».

Чтение о природе родного края, животных Сибири.

Консультация  для родителей на тему: «Аквариум в доме».

Март: Беседы на темы: «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.

Д/и  «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам».

Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж».

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».

Консультация для родителей на тему: «О чем рассказывают растения»

Апрель: Беседы на темы: «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Расскажи какой цветок? ».

Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».

Чтение художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .

Май:  Мониторинг.

Участие родителей в акции «Юный эколог» (посадка цветочной рассады на территории детского сада) .

Литература:

Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

М., 2007.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края » МАОУ ДОД детский сад «Сказка» корпус «Звездочка» 90igr.net

Слайд 2

Актуальность работы Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы

Слайд 3

Целью экологического воспитания является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания

Слайд 4

Задачи - обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней; -расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края; -развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе. Пути реализации: • Создание условий, экологизация развивающей среды. • Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания. • Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Слайд 5

Работаем по основным принципам Системности. Возрастной адресованности. Интеграции. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.

Слайд 6

Содержание работы по экологическому воспитанию старших дошкольников Познавательные занятия. Трудовая деятельность на участке и на огороде. Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Проведение музыкальных и спортивных развлечений. Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых. Экспериментирование

Слайд 7

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Информационные проспекты для родителей Выпуск газеты, плакатов, консультаций, папок- передвижек. Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации

Слайд 8

Озеленение участка

Слайд 9

Огород на окне

Слайд 10

Проводим эксперимент

Слайд 11

На лодке знаний «путешествуем» по озеру Байкал

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....

План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир.  К сожалению, дети в скором времени могут  лишиться  богатств и сокровищ природы.  Сохранение и восстановление при...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Богат и многообразен мир природы. Важно изучать природу и особенности родного края, учиться оберегать природу....