Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»
методическая разработка на тему

Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_na_sayt.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

1. Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Природе как средству воспитания детей придавали значение многие выдающиеся учёные и педагоги. Их идеи получили дальнейшее развитие в теории и практике. В советском дошкольном воспитании были методические пособия М.В. Лучич, С.А.Веретеннековой. На основе педагогических исследований при Академии  педагогических  наук  сформировалось ядро теоретико – экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Ставились задачи усложнения содержания обучения и построения системы знаний.  Психологи научного института дошкольного воспитания АПН А.В.Запорожец, Н.Н. Подъяков, Л.А. Венгер доказали, что если система будет основываться на наглядно – образном мышлении, то дети смогут  осмыслить систему взаимосвязанных знаний. В свою очередь, в дошкольной педагогике И.А.Хайдуровой., С.Н. Николаевой, начался отбор и систематизация природоведческих знаний.

Кризисное состояние экологических проблем и в то же время осмысление их человеком привело к необходимости создания системы экологического образования. Это проблема поднималась как за рубежом, так и в России. У нас сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования. В результате появились программы, технологии, в том числе и для дошкольников. По мнению психологов именно дошкольник получает эмоциональные впечатления о природе, у него складываются основы экологического мышления.  

Понимая экологические проблемы планеты, ценя жизнь на Земле во всех её проявлениях, авторами  в 90-е годы в России было создано много программ, для экологического воспитания дошкольников.  

Так Е.Рылеевой создана программа «Открой себя». Программа предполагает индивидуализацию личностного развития ребёнка и предусматривает развитие экологической культуры.

«Мы земляне» А. Вересова – программа демонстрирует взаимосвязь человека и природы.

Программа Н. Авдеевой и Г. Степановой  «Жизнь вокруг нас» предусматривает личностное развитие ребёнка, развивает бережное отношение к природе.

Развитие планетарного мышления можно проследить в программе Ж. Васякиной – Новиковой «Паутинка». Построение программы интересно разбито на четыре параметра: окружающая среда ( где живу), поведение и ответственность(как я живу), соседи по планете (с кем я живу), взаимодействие во времени (когда я живу). Прослеживается воспитание экологических представлений о единстве природы и человека, через эмоциональную сферу, которое трансформируется в содействие.

                                                                                                                           3

«Природа и художник» Т. Копцевой – это программа, сочетающая в себе и развитие творческой деятельности, и формирование у детей представлений о природе как о живом организме.                                                                          

Мир, окружающий дошкольника, свои тайны открывает не сразу. Ребёнок движется к ним маленькими шажочками. Очень важно, что взрослые оказываются с ним рядом. Поэтому создано ещё ряд программ, направленных на становление основ экологической культуры.

 «Наш дом – природа» Н.Рыжовой – это программа, где у дошкольника воспитывается целостный взгляд на природу. Начало экологического мировоззрения воспитывается у детей при получении представлений о взаимосвязях в природе. Интересно, что автор уделяет внимание практическому участию в природоохранной деятельности в своём крае, проблеме отходов, которые составляют реальную опасность для экологии.

Программа С.Николаевой «Юный эколог»  имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, предусматривает личностный подход к детям. Что интересно, программа предусматривает вопрос становления начал экологической культуры как у детей, так и у взрослых. Что вполне логично, воспитатель – носитель экологической культуры для детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Богат и многообразен мир природы. Важно изучать природу и особенности родного края, учиться оберегать природу....

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Jзнакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....

Самообразование по теме "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Самообразование по теме "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» (подготовительная группа)...

План работы по самообразованию На тему «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

В настоящее время экологические проблемы выдвигаются на первый план, поэтому важно углублять и закреплять знания детей в этой области. Чтобы природа не была полностью уничтожена, нужно воспитывать у н...

План по самообразованию педагога Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края».

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие...