Педагогический проект «Войди в природу другом»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Содержание проекта

 1. Введение

- Актуальность

- Анализ внешней среды

- Анализ внутренней среды

- Проблема

2. Основная часть

- ​ Цель  проекта

- Задачи проекта

- Ожидаемый результат

- ​ Реализация проекта

- Ресурсное обеспечение

- Мониторинг проекта

3. Заключения. Выводы

- Список литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект45.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 р.п.ТатищевоТатищевского муниципального района  Саратовской области»

Согласовано:  

Старший воспитатель

____________ Т.Т. Васильева

«____»________________2015г.

Утверждаю:

заведующий МДОУ  

________________Л.Н. Николаева

Приказ  №_______ от _______________ 2015г.

Педагогический проект

«Войди в природу другом»

Воспитатель

I квалификационной категории

 Н.М.Сергеева

Содержание проекта

1. Введение

  • Актуальность
  • Анализ внешней среды
  • Анализ внутренней среды
  • Проблема

2. Основная часть

  • ​ Цель  проекта
  • Задачи проекта
  • Ожидаемый результат
  • ​ Реализация проекта
  • Ресурсное обеспечение
  • Мониторинг проекта

3. Заключения. Выводы

  • Список литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.   Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников  Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

  • образовательная деятельность,
  • опытно-экспериментальная деятельность,
  • игры, развлечения,
  • наблюдения и экскурсии,
  • работа с родителями,
  • природоохранные акции

Анализ внешней среды.                                                                                                                                                      Благоприятные   факторы:                                                                                                                Подкрепленная законодательная база:   Конвенция дошкольного образования;  Конвенция о правах   ребенка;   Закон  «Об образовании»  РФ  и  ФГОС  к структуре   основной образовательной программы;   Наличие  вариативных программ ДОУ,  адаптированных   ФГОС;  Типовое положение  о  ДОУ. Активность родителей в оказании помощи  в  работе с детьми.  

Неблагоприятные  факторы:                                                                                                  Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе; Потребительское отношение людей  к  природным ресурсам и экологии; Молодые родители не  уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих  детей,  недооценивая  положительное  влияние природы  на  полноценное  и  гармоничное  развитие  детей дошкольного возраста;

Ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на  физическом  здоровье  детей и взрослых;

 Непомерные нагрузки по обеспечению возросшего  документооборота   в  деятельности  воспитателей;    

 Во многих семьях  родители  заняты зарабатыванием  денег,  из – за  чего у  них нет свободного времени для проведения  культурного  досуга  с  ребенком  на природе; Разнородность социального  статуса  родителей.

Анализ внутренней среды.

 Сильные стороны:                                                                                                                                                  Программно- методическое  обеспечение:  Наличие  программ и технологий   Методическое обеспечение:  учебно-  методическая  литература.  Конспекты занятий  и  развлечений.                                                                                                                                                  Материально техническое обеспечение:    Предметно пространственная среда. Уголок природы.Огород  на  окне.   Огород  на  участке.   Наглядный  и  демонстрационный материал.     Библиотека  книг с экологическим содержанием.  Маски  животных  и  растений.

Слабые стороны:                                                                                                                                           Незнание детьми правил поведения в природе.  Неспособность предусмотреть   последствия своих  действий.  Отсутствие экологических  знаний  и  педагогического опыта у  родителей.

Проблема

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Цель проекта:

  • Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; 
  • Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Ожидаемые результаты:                                                                                                                          Мы предположили к концу года получить следующие результаты:Дети:  будут сформированы элементарные экологические  знания  и  культура поведения в природе.  Поймут  взаимосвязь в природе,  станут более бережно  относиться к ней,животным, птицам, насекомым.  Разовьется интерес к  явлениям  и  объектам природы.  Получат опыт экспериментирования.  Педагоги:  Приобретут новый  опыт работы по воспитанию экологической культуры  у дошкольников.                                                                                                                                          Родители:  повысится уровень экологических  знаний  родителей,  Экологической культуры, появиться  понимание необходимости в  экологическом воспитании.

План реализации проекта.

1 этап – подготовительный    (теоретический )

Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал: педагоги, родители, дети,                                                                                                                                  музыкальный руководитель

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда

- уголок природы в группе;

- огород на участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- маски животных, растений.

Методическое  обеспечение: теоретическая и методическая литература

материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

Интернет-сайты;

2 этап – деятельный  (практический )

Девиз проекта:

Мы любим природу и бережём,

В обиду её никому не даём.

Чтоб природа человеку была рада,

Охранять её нам надо!

Сроки реализации проекта: 01.04.2015г. – 04.05.2016          

Работа с детьми:

1. Беседа «Мой край родной», «Планета земля в опасности». «Отчего плачут деревья», «Какую тайну мы знаем», «О чём мечтала поляна», «В природе всё взаимосвязано». «Что мы знаем о природе и её охране», «Правильное обращение с животными», «Зеленое   царство нашей группы                                                                                                                           2.Использование в нод экологических ситуаций и задач: «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему умирает лес?», «Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы?» и т.д.

3.Творческое задание: «Придумай и нарисуй природоохранительные и запрещающие знаки».

4.Игра-фантазирование «Что мы увидели в летнем…осеннем лесу?»

5.Чтение и обсуждение книг о природе и её охране.

6.Изготовление подарков для деревьев, кустарников и другой растительности.

7.Наблюдение на участке детского сада за явлениями неживой природы и их влиянием на объекты природы.

8.Трудовые экологические операции:снегозадержание.  Побелка деревьев.

9.  Экскурсии и целевые прогулки  на которых рассказывается о правилах поведения в природе.

10.Конкурс «Знатоки природы»                                                                                             11.Выставка поделок «Природа и фантазия».

12.Викторина «Знаешь ли ты природу родного края» ,«Что, где, когда растёт», «Зелёный друг»

13.Выставка рисунков «Как прекрасна земля», «Как прекрасен этот мир».

14. «Зелёная аптека» -  Знакомство с лекарственными   растениями; «Птицеград» - сбор кормов для подкормки птиц;

15.Экологический день «День природы».

16. «Слушание песен о природе.

17.Развлечение: «Цветочная гостиная».

18. Час экологических подвижных игр «По лесной тропинке», «В лес по загадки», «Ключ старого леса», «Тропой Робинзона».

19.НОД «Береги свою планету». «Очем шептались камушки», «Как поздравить землю».

20.Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов ,травы, деревьев , луга, ».

21.Сочинение сказки о любимом дереве, цветке, животном и т.д.

22.Аппликация «Цветущее дерево».

23.Лепка «Животные нашего края».

24.Загадки, пословицы о природе.

25.Чтение Е.А.Алябьевой «Сказки о явлениях в неживой и живой природе»,В.Бианки     «Синичкин  календарь».

26.Экологические игры «Представь себе, что ты паучок», «Если бы ты был бабочкой», «По муравьиной тропе», «Пчела защищается вынужденно», «Природа создала репейник, чтобы он приставал», «Бездомному всегда плохо», «Представь себя маленьким червяком».

27.Пальчиковые игры и логические задачи по экологии.

28.Уроки нравственности с элементами экологии.

29.Изучение экологических   знаков.

30.Опытная деятельность с водой,  природным материалом.

31.Мини проект: «Дерево»,      «Зеленый лук для  Чиполлино».

32.Рассказ воспитателя : «Почему снег белый»,   «Сколько лучей у снежинки», «Законы природы».

33.Экологическая акция: «Поможем птицам зимой»

34.Просмотр познавательных фильмов о природе.

35Игровые обучающие  ситуации «А  что будет, если…»

Работа  с родителями:

1. Выставка  книг «Родная природа» (с фотографиями растений  и животных  занесённых в Красную книгу).

2.Наглядная информация  :о правилах поведения в природе

3.Выставка поделок из природного материала.

4.Беседа «Проблема мусора – мы можем это решить», «Общаемся с природой по правилам».

6.Консультации:  «Экология души», «Солнце,  воздух и вода  -  наши лучшие друзья»,   «   Наши  зеленые друзья» , «Воспитание добротой» ,«Питьевая вода и здоровье ребенка».

3  этап  -  оценочный (аналитический )

Мониторинг реализации проекта

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей.

Цель диагностики:выявить уровень экологической воспитанности детей.

Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:  Познавательный интерес к природе и ее изучению,

Знания об окружающей  природе,

Восприятие красоты природы и желание любоваться ею

Проявление бережного отношения к природе;

Практические умения и навыки по охране природы.

Критерии наблюдений за детьми:

Частота проявлений бережного отношения;

В каких случаях проявляется и на что направлено.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выводы:

Проведенная с детьми в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

Дети:   стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

 у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,

у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации  образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, совместная деятельность позволила:

Педагог:   повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

Родители:   проект    помог       понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы.

Сравнительные данные об уровне экологических знаний:

УРОВНИ

    Апрель

     Май

Кол-во детей

Кол-во детей

ВЫСОКИЙ

         3

          8

СРЕДНИЙ

         7

         12

НИЗКИЙ

        12

          2

Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей.

Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердили правомерность выдвинутой гипотезыПолученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале проекта. Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация  мероприятий. Важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению.

Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы мы  достигли   намеченных целей.

ЛИТЕРАТУРА

1.​ Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

2.​ Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина,Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

3.​  Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

4.​  Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

5.​ Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

6.​ Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

7.​ Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.

8.​ Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

9.​ Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.

10.​ Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

11.​ Природа сложнее чем нам кажется //  Обруч.-1997. №2

12.​ День Земли // Обруч. – 1997. – №2.

13.​Предвидеть + научить  =уберечь  Н.Александрова

14.​ Почему дети обижают животных -  Обруч. – 1997. – №2.

15.​  Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.

16.​  Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

17.​ Азбука экологииН.Рыжова

18.​ Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

19.Простые опыты –М.Султанова

20.​ В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

21.​ Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.​ Энциклопедия для любознательных «Что, зачем  и  почему»  Москва «Махаон»  2008

2.​ В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

3.  О редких животных мира      И.П.Сосновский Москва «Просвещение»1982

3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

4. Лесные сказки  Н.Сладков  «Лабиринт – К» Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Войди в природу другом". Аукцион педагогических знаний и идей.

"Войди в природу другом" Аукцион педагогических знаний и идей Аукцион педагогических знаний и идей "Войди в природу другом" нацелен на умение представлять и снабжать собеседников творческой информац...

"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")

Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ"

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ"...

Педагогический проект "Войди в природу с добротой"

Формировать навыки наблюдения и эксперементирования в процессе поисково- познавательной деятельности. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру приро...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ»

Природа хрупка и ранима. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный с...

Познавательно-информационный проект "Войди в природу другом"

Познавательно-информационный проект "Войди в природу другом"...

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Войди в природу другом»

laquo; Экологическое воспитание и естественнонаучное образование дошкольников...