ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Петриченко Елизавета Андреевна

Природа хрупка и ранима. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Человек часть природы. Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, истребляют животных и растения. С давних пор люди на Земле строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Но для этого очень часто приходится уничтожать леса, где живёт много животных и растений. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами. Из-за этого лесов становится меньше, а в реках и озёрах погибают рыбы. Многие растения и животные сейчас стали редкими, потому что люди рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха, а иногда ради развлечения. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это рана, нанесённая природе. В связи с этим тема экологического воспитания в ДОУ актуальна как никогда. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Природа – это наше богатство. Долг и задача воспитателя - научить детей беречь это богатство для последующих поколений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ»

В ГРУППЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Актуальность проекта: Природа хрупка и ранима. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Человек часть природы. Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, истребляют животных и растения. С давних пор люди на Земле строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Но для этого очень часто приходится уничтожать леса, где живёт много животных и растений. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами. Из-за этого лесов становится меньше, а в реках и озёрах погибают рыбы. Многие растения и животные сейчас стали редкими, потому что люди рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха, а иногда ради развлечения. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это рана, нанесённая природе. В связи с этим тема экологического воспитания в ДОУ актуальна как никогда. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Природа – это наше богатство. Долг и задача воспитателя - научить детей беречь это богатство для последующих поколений.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги группы.

Тип проекта:

Творческий

Групповой

Краткосрочный (10 дней)

Цель: Сформировать экологически культурное и экологически воспитанное поколение, ответственное за сохранение природы.

Задачи: 

  • Сформировать нормы правильного поведения в природе, безопасное, как для    самой природы, так и для ребёнка.
  • Развивать потребность в общении с природой (показать красоту природы).
  • Воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Систематизация представлений детей о многообразии окружающей природы;
  2. Формирование эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы;
  3. Формирование понимания роли человека в природе, восприятия его как части природы;
  4. Развитие способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности;
  5. Воспитание экологической культуры родителей.

Подготовительный этап

  • Донести до участников проекта важность данной темы.
  • Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта.
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  • Составить план мероприятий.

 Этап выполнения проекта

Разделы программы:

Игровая деятельность

         Дидактические игры:

  • «Кто, где живёт»
  • «Собери картинку»
  • «Найди пару»
  •  «Разрезные картинки»
  • «Подбери словечко»

Подвижные игры:

  • «У медведя во бору»

Строительные игры:

  • «Хатка для бобра»
  • «Скворечник»
  • «Кормушка»

Познавательное развитие

Познавательное развитие:

  • «Лесная флора и фауна»
  •  «Жилища лесных животных»
  • «Экосистема городских парков»

Речевое развитие :

  • составление описательных рассказов по сюжетным картинам
  • речь с движением
  • беседы по теме проекта

Художественно – эстетическое  развитие

          Восприятие художественной литературы:

  • К. Паустовский «Похождения жука – носорога»
  • Б. Житков  «Мангуста»
  • Пришвин «Беличья память»
  • В. Бианки «Птичьи разговоры»
  • Я. Аким «Песенка в лесу»
  • Г. Снегирев «Про пингвинов»
  • Н. Романова «Муравей. Красная точка»

          Художественное развитие:

  • рассматривание иллюстраций к литературным произведениям

          Музыкальное развитие:

  • слушание музыкальных произведений, выполнять простые движения под музыку
  • прослушивание аудиосказок

Продуктивная деятельность

Рисование:

  • «Голубая планета»
  • «Стоп мусору»

Аппликация:

  • «Зеленая планета» (коллективная)

         

        Театрализация:

  • Сказка «Лесной гномик»

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников»
  • Консультация для родителей  «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе».
  • Совместная творческая деятельность родителей с детьми из природных материалов «Любимые сказки»

 Итоги проекта

  • Выставка продуктивной деятельности детей.
  • Фотоотчет по проекту.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников  и его осуществления в семье.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?________

______________________________________________________________________

3. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона (города)?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего региона (города), чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

5. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

6. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

  • Беседы с ребенком о природе
  • Подкормка птиц
  • Отдых на природе
  • Наблюдение за природными объектами
  • Чтение художественной литературы природоведческого содержания
  • Другие формы_______________________________________________________

7. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

  • Высокий
  • Средний
  • Низкий

8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

  • Да. Каким образом? __________________________________________________
  • Нет

9. Какую информацию Вы хотели бы получить по экологическому воспитанию дошкольников? ________________________________________________

10. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе?_____________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Консультация для родителей по экологическому воспитанию.

 «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе».

Природа наш общий дом, где все явления закономерны и живая природа и неживая природа сосуществуют в единой, очень крепкой взаимоподчинённой связи. Все живые существа подчиняются законам мироздания. Связи эти, как правило, очень хрупкие, нарушения которых приводит к необратимым последствиям в природе.

Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её, притом ещё и разумная!

Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства. Самостоятельно выйдя за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно внимательными к вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас волшебен и прекрасен, так же он и может быть опасным. Позиция взрослого должна быть достаточно активной, что бы удовлетворить пытливый ум ребёнка. Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение!

В воспитании так же приветствуется единство требований всех участников процесса (т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в воспитании).

Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами).

Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат.

Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки, одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор!

Осенью:

- наблюдение за семенами их разнообразием и приспособлению к распространению в природе. Бережное обращение с семенами, хранение их в закромах.

- наблюдение за погодой. Объяснять, что нет плохой погоды в природе. Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой.

- наблюдение за деревьями. Объяснять, что деревья готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут. Формировать способность воспринимать красоту природы, развивать желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, замечать красивое в окружающем мире.

- проявлять заботу о многолетних растениях, укрывать опавшими листьями корни деревьев и кустов.

- изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц, постоянный патронаж птиц в холодное время года.

- объяснить ребёнку, что животных в осеннее время беспокоить нельзя, в это время у животных снижается активность, нужно проявлять внимательное отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Шумные действия могут спровоцировать агрессивное поведение у животных.

Зимой:

- наблюдение за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы родного края.

Объяснять ребёнку назначение снега, рассказать детям то, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится плодородной.

- наблюдать за деревьями в снежном уборе. Участвовать в совместных рейдах по утеплению деревьев и кустарников снегом, препятствующим замерзанию.

- вести систематичное наблюдение за птицами зимой, следить за чистотой кормушек и наполняемостью их кормом.

- совершать прогулки в лес, парк, поле. Оставлять на пнях прикормки для лесных жителей. Вести себя в лесу тихо. Собираясь на экскурсию, одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

Весной:

- рекомендуется наблюдать за погодой весной. Обращать внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнить знания о видах осадков их значении для растений и животных. Во время прогулок одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

- совершая прогулки, рассказать ребёнку, что весной природа просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие и нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить.

- пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую траву, обратить внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих животных, ослабевших после зимы.

- совершить прогулку можно к цветочной клумбе. Рассмотреть появившиеся цветы на ней. Рассказать ребёнку, что цветы являются украшением нашей земли и безрассудно их рвать нельзя, помимо этого они являются источником питания для многих насекомых. Полезно прививать экологическую культуру в результате совершения совместных, посильных трудовых действий с детьми (высаживание рассады, полив растений, рыхление почвы, подвязывание к опоре и т. д.)

- прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнка, что животных пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее беспокойство может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть опасной.

- весна – время гнездования птиц. Рассказывать детям о жизни птиц весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать вместе соорудить скворечники для прилетевших скворцов.

Летом:

- наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с украшением земли.

- в ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от активного солнца) .

- в это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения.

- совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием.

- полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д.

- совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне настойчивым с вашей и ребёнка стороны.

Помните, что человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!

Давайте будем жить в дружном согласии с природой. Охранять и бережно относиться к её дарам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Войди в природу другом". Аукцион педагогических знаний и идей.

"Войди в природу другом" Аукцион педагогических знаний и идей Аукцион педагогических знаний и идей "Войди в природу другом" нацелен на умение представлять и снабжать собеседников творческой информац...

"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")

Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ"

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ"...

Педагогический проект "Войди в природу с добротой"

Формировать навыки наблюдения и эксперементирования в процессе поисково- познавательной деятельности. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру приро...

Педагогический проект «Войди в природу другом»

Содержание проекта 1. Введение- Актуальность- Анализ внешней среды- Анализ внутренней среды- Проблема2. Основная часть- ​ Цель  проекта- Задачи проекта- Ожидаемый результат- ​ Реал...

Познавательно-информационный проект "Войди в природу другом"

Познавательно-информационный проект "Войди в природу другом"...

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Войди в природу другом»

laquo; Экологическое воспитание и естественнонаучное образование дошкольников...