Познавательно-исследовательская деятельность "Что мы знаем о воде?"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

экспериментирование для детей доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_vode.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

"Средняя общеобразовательная школа с.Батово"

Познавательно-исследовательская деятельность

с детьми старшей группы

«Что мы знаем о воде»

Провела воспитатель

                                                                                           Рогулина Н.А.

Совместная деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.

Цели:

Образовательная:

- вода не имеет цвета;

- не имеет формы;

- не имеет запаха;

- прозрачна;

- может растворять другие вещества;

- Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

- закрепить умение работать со стеклянной посудой.

- закрепить умение работать с растворителями, соблюдая необходимые меры безопасности.

Воспитательная:

- развивать социальные навыки:

- умение работать в группе

- учитывать мнение партнера

- отстаивать собственное мнение

- прививать бережное отношение к воде.

Развивающая:

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека, животных и растений.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода? », «Разрезные картинки» и др.

5. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок.

6. Использование мнемотаблиц, графических изображений и символов по данной теме.

7. Наблюдение за водой во время прогулок, экспериментирование с водой и песком.

Материал для экспериментов.

• Прозрачная, стеклянная посуда разной формы.

• Вещества, которые мы будем растворять в воде сахар, соль, краски и др.

• Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.

• Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Гости хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать вместе. Я приглашаю вас в нашу детскую лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто там работает?

(Высказывания детей)

Воспитатель: Верно. В лаборатории работают люди, которые занимаются наукой, делают какие-то открытия…

Давайте сегодня и мы поработаем учеными, а я буду вам помогать.

- Появляется Незнайка.

 «Здравствуйте ребята, я пришел к вам, что бы посмотреть, какие опыты вы здесь проводите. Вы мне их покажете?

Дети: Да, пожалуйста. Присаживайся и смотри.

Незнайка: Вот здорово! Спасибо!

Воспитатель: Послушайте стихотворение загадку:

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Чтоб варились кисели

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без … (воды)

Воспитатель: Вода - самое чудесное и удивительное вещество в природе.

Вот сегодня мы и продолжим исследовать свойства воды.

Я приглашаю вас к столу, на котором много разной посуды. Какая она?

Дети: Стеклянная.

Воспитатель: Как нужно обращаться со стеклянной посудой?

Дети: Бережно, не стучать, не бросать, так - как она легко бьется.

Воспитатель: Вот поэтому у нас здесь и висит предупреждающий знак.

Теперь вы можете разделиться на группы по два человека, вспомнить какие опыты мы уже проводили и повторить их самостоятельно.

1. Стаканы с водой, разноцветные полоски.

2. Стаканы с водой, стаканы с молоком и монетки.

3. Стаканы с водой, краски и кисточки.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Теперь, расскажите, пожалуйста, о каких свойствах воды вы узнали из опыта. А ты, Незнайка, слушай внимательно.

Дети: Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: Это свойство воды мы обозначим такой схемой;

(выставить на доске)

Воспитатель: Какой опыт проводили вы и что вы доказали?

Дети: Мы доказали, что вода прозрачная.

Воспитатель: Молодцы, это свойство воды мы обозначим вот такой схемой.

Воспитатель: А ваш опыт говорит о каком свойстве воды?

Дети: Вода может менять свой цвет.

Воспитатель: На доске выставляем схему.

Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, давайте поиграем.

Игра: «Дождик» (координация речи с движением)

Вдруг закрыли небо тучи (руки скрестить над головой)

Начал капать дождь колючий (движение кистями сверху вниз)

Долго дождик будет капать (прыжки на носках, руки на поясе)

Разведет повсюду слякоть (руки развести вперед и в стороны)

Грязь и лужи на дороге (присесть)

Поднимай повыше ноги (идут по кругу, высоко поднимая колени)

Воспитатель: Я опять приглашаю вас в нашу лабораторию, чтобы показать Незнайке другие свойства воды.

Возьмите стаканчики, зачерпните воду и вылейте ее на блюдце. Только лить надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет, растекается по блюдцу.

Почему вы смогли вылить воду из стакана?

Почему вода растеклась по блюдцу?

Дети: Вода выливается из стакана потому, что она жидкая.

Воспитатель: Верно. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручейках, реках, не текла бы из крана. Вода может течь, поэтому ее называют жидкостью. А еще вода может издавать звуки, давайте послушаем музыку воды.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды»

Воспитатель: Что представили вы себе, когда слушали музыку? Какие звуки воды смогли услышать?

Ответы детей: Вода льется, плещется, журчит, течет, переливается.

Воспитатель: Продолжим нашу работу. Принесите, пожалуйста, тот поднос. Посмотрите, что на нем лежит?

Дети: Кубики и шарики.

Воспитатель: Какую они имеют форму?

Дети: Кубик квадратный, а шарик круглый.

Воспитатель: Изменят ли они свою форму, если опустить их в стакан, положить на блюдечко или на стол?

Дети: Нет, они не изменят форму.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос проведем опыт, будем наливать воду в разные емкости (баночки, блюдца, бутылочки)

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Какую форму приняла вода, когда ее налили в баночку, чашку, бутылочку?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: Что-же показал нам опыт? Имеет ли вода свою форму?

Ответы детей: …

Воспитатель: Верно, вода не имеет своей формы, она принимает форму предметов, в которые ее налили.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Внимательные глазки»

Посмотрите вокруг и постарайтесь отыскать три бутылочки, которые я спрятала. Это необычные бутылочки. Каждая из них хранит свой запах.

А теперь посмотрите, на каждой бутылочке стоит свой номер 1, 2, 3.

Давайте попробуем по запаху определить, что растворено в этих бутылочках?

(1 бутылочка - просто вода, 2 бутылочка – лимон, 3 – валерьянка)

(Дети поочерёдно нюхают все бутылочки)

Воспитатель: Бутылочки пахнут одинаково или отличаются по запаху?

Кто может сказать, какой запах у второй бутылочки? У третьей?

А чем же пахнет первая бутылочка?

Дети: Ничем не пахнет.

Воспитатель: Как вы думаете, что находиться в первой бутылочке?

(Дети предполагают, что там вода)

Воспитатель: Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет запаха.

Ставим схему на мольберт

Незнайка: Ребята, вы молодцы. Много свойств воды знаете.

А теперь попробуйте отгадать мои загадки, а отгадки лежат у вас на столе, под салфетками.

«Белый камень в воде тает» (сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

«В воде родится - воды боится»

(соль)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Под третьей салфеткой стаканы с чистой кипяченой водой.

Воспитатель: Попробуйте воду на вкус.

Дети: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет с солью и сахаром, если их положить в воду.

Опустите в первый стаканчик сахар и размешайте его. Что случилось с ним?

Дети: Сахар исчез.

Воспитатель: Почему? Куда он делся?

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: Попробуйте воду, какой она стала?

Дети: Она стала сладкой.

Воспитатель: Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку соли, размешайте и попробуйте воду. Что с ней произошло?

Дети: Вода стала соленой.

Вывод: Вода растворяет другие вещества.

Выставляем на доску соответствующую схему.

Воспитатель: Вот как много опытов мы провели и много свойств воды узнали.

Воспитатель: А кто хочет рассказать Незнайке обо всех свойствах воды? Вот эти схемы помогут вам. Только не забывайте, что говорить надо громко, четко произносить звуки, правильно строить фразы. Рассказы детей.

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Давайте вспомним стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить.

Воспитатель: А еще вода успокаивает, морская вода лечит болезни кожи и горла, минеральная вода тоже лечит болезни. Поэтому воду надо беречь и охранять. Не засорять пруды и речки, всегда выключать кран.

Благодаря воде, свету и теплу на нашей планете есть жизнь.

Спасибо, ребята. Вы очень интересно рассказали мне о свойствах воды, а я подарю вам мыльные пузыри, чтобы вы могли изучать и другие свойства воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе "Что мы знаем о воздухе?"

Конспект образовательной деятельности по методике А, И. Савенкова, которая включает в себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных рез...

ВИКТОРИНА - Знаю и люблю Санкт-Петербург. Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий и ИКТ в условиях внедрения ФГОС/

Деятельностный подход:•Основной результат – развитие личности ребенка. •В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодейст...

Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. "Что я знаю о своей семье?"

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в партнёрстве со взрослыми....

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование). Открытое занятие в старшей группе «Что я знаю о воде».

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·         ознакомить детей со свойствами воды...

Познавательно-исследовательский проект " Что мы знаем о воде"

Познавательно-исследовательский проект для старшей группы " Что мы знаем о воде"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О БУМАГЕ?»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «СВОЙСТВА  БУМАГИ».  ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О БУМАГЕ?»...

конспект открытой познавательно-исследовательской деятельности "Что мы знаем о воде"

Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе. Углублять и систематизировать представления детей о трех физических состояниях (жидкое, твердое и газообразное), познакомить...