Методическое обеспечение экологической тропы
методическая разработка по окружающему миру на тему

Экологическая тропа. Точка "ОЗЕРО". Средняя, старшая, подготовительная к школе группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozero1.docx90.89 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект посещения экологической точки в средней группе.

Тема: «Путешествие на озеро».

Цель: способствовать формированию у детей представлений об озере,

          познакомить с элементарными правилами посещения  водоёмов.

Материал: памятка «Правила безопасности на воде»; иллюстрации «Река», « Океан».

Ход наблюдения.

Воспитатель читает отрывок из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр».

Давайте же мыться, плескаться,

 Купаться, нырять, кувыркаться

 В ушате, в корыте, в лохани,

 В реке, в ручейке, в океане.

-Ребята, как называется произведение?

-Кто  его написал?

-Как вы думаете, это правдивая история или сказочная?  Почему?

-Вы дружите с водой?

- Где в природе мы можем встретиться с водой?

Я приглашаю вас  на прогулку. Вы согласны?

Тогда отправляемся в путь.

Вос-ль  с детьми  подходят к «озеру».

- Ребята, мы с вами пришли.  Вос-ль  даёт детям 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания.

- Как вы думаете, как называется это место?

- Почему вы решили, что это озеро (пруд)?

- Что вы видите на озере?

-Какой формы озеро?

-Какие виды водоёмов вы знаете? (море, река, океан).

- Чем озеро  отличается от реки?  (река длинная).

Вос-ль   показывает  картинку с изображением реки.

-Какие отличия озера от океана? (размер).

Вос-ль показывает картинку с изображением океана.

- Как вы считаете, зачем  человеку  нужна  вода?

- Что будет, если воды на нашей планете не станет?

- Нужно ли людям заботиться о  воде?  Как мы можем помочь в охране водоёмов?

- Что вы делаете, когда приходите на водоём?

-Какие  правила  нужно  соблюдать?

Вос-ль  знакомит детей с правилами посещения водоёмов.

Предоставить детям возможность поделиться впечатлениями из личного опыта

 посещения реки, моря, озера.

Сегодня наше путешествие подходит к завершению, но мы с вами ещё здесь побываем

и познакомимся с обитателями озера.

Деятельность в ходе режимных моментов.

 Рисование -  озеро, река, море.

План-конспект посещения экологической тропы в средней группе.

Тема: «У озера».

Цель: дать понять детям, что  озеро является домом для многих живых существ,

             жизнь каждого из них связана с водой.

Материал: иллюстрации ( камыши, ряска, водная лилия, водоросли, осока)

для подвижной игры- 2шнура, камешки или дощечки;

методические  пособия  из серии « Расскажите детям»- « Насекомые»,

 «Пресмыкающиеся»

Ход  наблюдения.

Рассказ воспитателя из личного опыта. Примерный рассказ: В выходной день я была на даче. Стояла солнечная  летняя   погода. Недалеко было озеро и я решила прогуляться к нему. Как красиво было на озере…

-А хотите  прогуляться к нашему озеру? Какой вид прогулки мы выберем: на машине, поезде,

самолёте?  Дети принимают решение и имитируют движения.

- Как здесь тихо и красиво! Посмотрите внимательно, что окружает озеро?  (растения).

- Знаете ли вы их названия?

-На берегу озера могут расти камыши, осока, в воде - ряска, водная лилия. Вос-ль показывает

иллюстрации.

- Растут ли здесь такие растения и цветы: ромашки, васильки, бархатцы? А может водная  лилия

 и ряска расти на лугу? Почему?

- Эти растения приспособлены жить около или в воде,  потому  что она необходима им для роста.

Если поместить  водные растения в другие условия они погибнут.

Динамическая пауза. Подвижная игра « Через ручеёк».

        Описание: Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» дети  перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила: Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек. Перебираться можно только по сигналу.

 - Присмотритесь, ребята, над озером  кто-то кружится?

Дети дают названия: стрекозы, бабочки, мухи и комары.

-Как можно назвать их одним словом?- насекомые.

Хоровой  повтор – «насекомые».

- Дети, кто из вас был на озере, у пруда, на реке?

-Кого вы видели на воде?- лягушка, уж, утки, улитки.

- Как вы считаете, почему они поселились в воде?

- Подумайте, для всех кого вы назвали озеро или река является домом?- живут, кормятся,

 выводят потомство.

- Что будет, если их вытащить из воды?

- Мы с вами приходим на озеро, на реку  – дом для многих насекомых, животных.

А значит,  мы приходим в гости. Какие  правила нужно соблюдать в гостях у природы?

( не шуметь, не сорить на берегу, не загрязнять воду,  не губить растения, не вредить всем обитателям водоёмов).

- Я думаю, мы запомним эти правила и когда, вы с близкими вами людьми будите

отдыхать на природе, вы не забудете эти правила и станете друзьями с природой.

Деятельность в ходе режимных моментов.

 Дид. игра «Назови лишнее» ( пример: камыш, ряска, одуванчик)  ( кузнечик, божья коровка, лягушка).  Изобразительная деятельность (рисование)- насекомые.

План-конспект посещения экологической тропы в средней группе.

Тема: « Обитатели водоёмов».

Цель: способствовать формированию у детей представлений об обитателях

               различных видов водоёмов.

     Материал: ёмкость с водой и бросовым материалом, сачки; игрушки- рыбки;

     игра « Рыболов» (с магнитами); методическое пособие из серии

       « Расскажите детям» - «Рыбы и обитатели морей».

     Ход деятельности.

   Загадка: На окошке – пруд,

                  В нём рыбёшки живут.

                  У стеклянных берегов

                   Не бывает рыбаков.  ( Аквариум).

- У кого есть дома аквариум?  Знаете ли вы их названия? Как вы заботитесь о домашних рыбках?

- Рыбки,  живущие в аквариуме называются декоративными или аквариумными.

- Где в природе живут рыбы?

- Есть у нас в детском саду водоём?- озеро.

-Хотите навестить жителей нашего озера?

Дети с воспитателем подходят к «озеру», вспоминают правила посещения водоёмов.

- Посмотрите, ребята, всё ли хорошо в нашем озере? – загрязнилось.

- Как мы можем помочь озеру?- очистить от мусора.

( с помощью сачков дети вылавливают  бросовый материал из ёмкости).

- Молодцы, дети!

- На прежних прогулках мы говорили о том, что растёт около водоёмов, кого можно

увидеть  на воде и около воды.

- Кто живёт в глубине воды? – рыбы.

- Название  каких рыб вы знаете?

-Чем рыбы отличаются от других живых существ?

- Что есть у рыб? ответы детей.

 -На голове у рыб есть жабры, с  помощью которых рыбы дышат в воде.

-У рыб есть чешуя,  хвост, благодаря которым рыбы могут быстро плавать.

- Чем отличаются условия жизни аквариумных рыб и рыб, живущих в природе?

- Чем питаются рыбы? – ртом захватывают червячков, мошек на поверхности воды, кусочки

водорослей.

-А вы ходили  на рыбалку? Каких рыб вы ловили? Одинаковые  ли  по размеру, окраске, форме?

Дети рассказывают о впечатлениях из личного опыта.

- Я предлагаю сейчас поиграть в рыболовов?

Игра « Поймай рыбку».

- В озёрах, прудах водятся мелкие виды рыб: карась, плотва, пескарь.

В  реках можно поймать леща, окунька и крупную рыбу: карпа, щуку, судака, осетра, сома.

-Рыба, обитающая в реке называется…(речная); в озёре …(озёрная).

- Наша прогулка на озере подходит к концу. И помним, что нужно беречь наши водоёмы и

сейчас мы всё за собой уберём ( дети уносят с собой игровой материал)

Деятельность в ходе режимных моментов.

Лепка « Рыбки»

Аппликация  коллективная « Рыбки в озере»

Подвижная игра « Удочка»

Чтение В. Сутеев « Кот- рыболов»

План-конспект посещения экологической точки « Озеро»

c детьми старшей группы.

Тема: «Знакомство с озером».

Цель: дать детям общее представление об  озере, отличии от других видов водоёмов.            

Материал: иллюстрации видов водоёмов, для подвижной игры(2 шнура).

Ход.

Загадка. « Скачет завирушка,

                Не рот, а ловушка,

                Попадут в ловушку

               И  комар,  и мушка»    (лягушка).

- Ребята, а вы любите сказки?

-Героем  каких сказок является лягушка?

- Хотите побывать в сказке?

Отправляются к экологической точке « Озеро».

Воспитатель предлагает внимательно осмотреться 1-2 минуты.

- Что за чудо-озеро? Из какой оно сказки? Почему вы так решили?

- Кто живёт в нашем озере?

 -Каких  ещё героев этой    сказки вы  знаете?

Определяют форму озера, цвет воды, что его окружает.

- Вы бывали на озере? Что вы делали? короткие рассказы детей из личного опыта.

- Какие виды водоёмов есть в природе? река, море, пруд, океан.

Подвижная игра « Перепрыгни через ручеёк».

Цель игры: развивать физическую силу и выносливость.  

Ход игры.

 На игровой площадке   шнурами «обозначают»  ручеек, который к концу постепенно

 расширяется.  Игрокам предлагается перепрыгнуть через «ручеек»: сначала  через  узкое

 его место, затем там, где он шире и шире. По итогам игры определяется  самый  лучший

игрок, который не промочил ноги в ручейке.

- Знаете ли  названия каких-либо водоёмов? ответы детей.

Воспитатель показывает изображения видов водоёмов, знакомит с названиями,

дети  хором   повторяют названия.

Определяют чем  по внешнему виду озеро  отличается то реки, моря, океана.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно придумать название для нашего озера.

Воспитатель нацеливает детей на дальнейшие наблюдения на озере: познакомимся

 с обитателями озера, реки, моря; узнаем  кто прилетает на водоёмы, чем кормятся и

 как  выживают в природе.

Деятельность в ходе режимных моментов.

Чтение сказки « Царевна-лягушка».

Предложить детям при рассматривании книг найти  и назвать известные виды водоёмов.

Чтение и рассматривание энциклопедий на тему «Реки, моря, океаны».

Беседа «Как нужно вести себя при посещении водоёма», используя памятку

План-конспект посещения экологической точки « Озеро»

c детьми старшей группы.

Тема: «Кто живёт на берегу озера».

Цель: дать детям представление о том, озеро является домом для многих живых существ, образ жизни и питание которых связано  с озером.

Материал: демонстративный материал из серии «Расскажите детям»- « Насекомые»,

«Пресмыкающиеся»

Ход наблюдения.

- Дети, вы бывали на берегу озера или реки?

- Кого и что вы видели?

-Я предлагаю вам познакомиться с теми, кто живёт около нашего озера (название, придуманное

на предыдущем наблюдении).

- Рассматривание растительности около озера и в воде (название, рассматривание иллюстраций-

камыш, осока, ряска, водная лилия, водоросли).

- Как вы думаете, почему эти растения поселились около водоёма?

- Могут ли они расти на лугу, в поле?

- Рассматривание насекомых и иллюстраций (комар, мошка, водомерка).

- Кого мы можем увидеть  в воде? – лягушки, улитки, уж, утки; на берегу - цапля.

(Рассказ  воспитателя об этих обитателях водоёма) – источник « Жизнь вокруг нас» Н.Н.Авдеева,

Г.Б.Степанова. Стр.61, 62.

- Кто такие водоплавающие птицы? Назовите их. Чем они питаются?

Динамическая пауза.  «Отгадай, кого задумали»- изображение с помощью жестов, позы

различных  «жителей» водоёмов.

 - Всем, живущим на нашей планете нужен дом. Водоём можно также считать домом. Для кого?

- Что может  произойти,  если  дом разрушить? разорить?

Деятельность в ходе режимных моментов.

Чтение сказок  Д. Мамина-Сибиряка « Серая шейка»

                          В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Рассматривание иллюстраций насекомых, пресмыкающихся, водоплавающих птиц.

Чтение детских энциклопедий.

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Игроки ходят хороводом вокруг Цапли и произносят слова песенки:

- Идёт, идёт охота, заквакало болото,

 Лягушки удирают    Со всех зелёных лап.

 Им вовсе неохота,     Им страшно неохота,

 Чтоб цапля их зацапала,    Цап! Цап! Цап!

После слов «цап, цап, цап!» все игроки «лягушки» разбегаются, а «цапля» их ловит. Последний пойманный самый ловкий лягушонок становится водящим - «Цаплей» и игра продолжается.

Оригами «Лягушка – поскакушка».

 

План-конспект посещения экологической  точки «Озеро»

 с детьми старшей группы.

Тема: «Где живут рыбы».

Цель: способствовать расширению представлений  детей об  обитателях  водоёмов;

развивать способность сравнивать жизнь рыб в аквариуме и в природе.

Материал: иллюстрации – аквариум и аквариумных рыб, методическое пособие

из серии « Расскажите детям» (« Рыбы»), для игры « Поймай рыбку» - 2 ведёрка,

удочки и рыбки на магнитах.

Ход наблюдения.

Загадка.

  Посмотрите – дом стоит,    До краёв водой  налит.  

Без окошек, но  немрачный,   С четырёх сторон  прозрачный.

В этом домике жильцы   Все умелые пловцы.   (аквариум).

 - У кого дома есть аквариум?

- Расскажите, кто в нём живёт? Что ещё, кроме рыбок есть в аквариуме?

(  вода, грунт, камешки, водоросли, улитки,  ракушки).

 -Как вы ухаживаете за обитателями аквариума?

- Чем питаются аквариумные рыбки? – корм, водоросли.

- Что необходимо для жизни рыб в аквариуме?

(специальные приборы: термостат для подогрева воды; компрессор для подачи  воздуха;

лампа для освещения).  

-Назовите  названия   рыб, живущих в аквариуме.  Показ иллюстраций аквариумных рыб.

- Чем рыбы отличаются от других живых существ?

Рассматривание  и обсуждение окраски, величины, формы рыб.

- Рыбы, живущие дома, в аквариуме называются декоративными. Индивидуальные и хоровой повтор «декоративные».

Динамическая пауза.  Предложить детям  представить, что  они  обитатели аквариума,

 выбрать   для себя название  и имитировать   движения.

- Как вы думаете, могут ли декоративные рыбки жить в природном водоёме? Почему?

- Вспомните, с какими видами  водоёмов мы с вами знакомились.

Рассказ воспитателя об обитателях рек, озёр, морей. Показ иллюстраций.

- В реках России водятся: белуга, щука, налим, сом, осетр, колюшка, карась, лосось, сазан, окунь, карп.

- В озёрах России можно встретить:  окунь, щука, карась, ерши, плотвичка, пескарь, краснопёрка.

- В морях обитают: сельдь, сардина, саргана, скумбрия, сайда  треска, камбала и хищная рыба- акула.

Игра « Поймай рыбку».

- Каждый вид рыб имеет свой дом. В морях вода солёная. В реках, озёрах вода  пресная –

- не солёная. Рыба,  обитающая  в реке называется «речная», в озёрах … «озёрная»,

в морях… «морская».

- Как вы думаете, чем отличается жизнь рыб в аквариуме от жизни рыб в природе?

- Могут ли рыбы, живущие в природных водоёмах выжить в аквариуме? Почему?

-В следующий раз на прогулке к нашему озеру мы  узнаем,  как рыбы живут в природе,

как приспосабливаются к разным условиям в водоёмах.

Деятельность в ходе режимных моментов.

Худ.- эстетическое развитие: рисование « В аквариуме», « Самая красивая рыбка».

               коллективная    аппликация « Рыбка плавает в водице».

Дид. игра « Кто лишний» на закрепление знаний об аквариумных рыбах и рыбах, обитающих в природе.

Чтение  дополнительных сведений о разных рыбах  (ист. «Жизнь вокруг нас» Н.Н.Авдеева.

стр. 59,60).

План-конспект посещения экологической  точки «Озеро»

с детьми старшей группы.

Тема: «Рост и развитие рыб».

Цель: способствовать закреплению умения детей работать с мнемотаблицей;

познакомить детей с циклом развития рыб, дать представления, что всё живое

     имеет  разные стадии развития.

Материал: мнемотаблица « Рыбы»,  птичка «Оригами», иллюстрация «Икринки».

Ход.

Воспитатель незаметно для детей пускает птичку « Оригами» на участке группы. В клюве у неё

мнемотаблица.

- Рассматривание таблицы. Определение, что птица принесла «описание» рыб.

- Воспитатель: Я думаю, птичка  приглашает нас  на прогулку на наше озеро.

-Вспомните, как оно называется?

Дети и воспитатель отправляются к «озеру».

- Обсуждение с детьми, как человек изменяется в течение   жизни (маленький в коляске,

потом растёт,  с каждым годом становится выше и вот уже взрослый человек). Так и котёнок

становится кошкой, а щенок – большой собакой.

-А знаете ли вы, что происходит с рыбами? Как они растут?

Воспитатель показывает иллюстрацию «Икринки в воде» - среди водорослей маленькое «облачко».

Это рыба отложила икру. Через некоторое время из икринок появятся маленькие рыбки- мальки.

Когда немного подрастут, то по форме и   окраске будут похожи на взрослых рыб.

Малыш – осётр  станет  вылитым папой, а ершонок – таким же колючим и большим, как мама-ёрш.

Весной у них тоже появиться икра, из икринок- мальки, и всё повториться снова.

-Как вы считаете, угрожает ли кто-нибудь жизни мальков и взрослых рыб в водоёме?

Подвижная игра « Караси и  щука».

Ход игры. Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна их них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.

- Что  помогает  рыбам выживать в воде?

( окраска, у ершей на спинке и брюшке острые колючки, сом любит прятаться под корягой).

Воспитатель подводит детей в  выводу  о том , что рыбы приспособились к жизни в водоёмах,

к выводу о том, кто  где живёт там развивается, питается и защищается

Деятельность в ходе режимных моментов.

Оригами « Птичка»

Работа с мнемотаблицей.

Чтение загадок о рыбах (ист. « Жизнь вокруг нас»).

План-конспект посещения экологической точки « Озеро»

с детьми  старшей группы.

Тема: «Отношение человека к природе».

Цель: показать детям, как люди вредят природе, объяснить, почему это опасно для обитателей водоёмов.

Материал:  на озере ёмкость с водой и бросовым материалом, сачки;

иллюстрации с  изображением деятельности людей.

Ход.

Во время прогулки по территории детского  сада  воспитатель обращает внимание детей на озеро, на емкость с загрязнённой водой.

- Для каких  обитателей водоёма  это плохо?

-Что, по вашему мнению, нужно рыбам, уткам,  цаплям, лягушкам для того, чтобы хорошо жить?

- Какими должны быть берега, воздух, вода?

- Что случиться с обитателями водоёмов, если вода станет грязной?

( Рыба может заболеть и погибнуть, нечем будет питаться прибрежным птицам и они улетят.

Из-за грязной воды начнут болеть водоросли, прибрежные травы, камыш, кустарники.

Негде будет жить стрекозам, мошкам, нечем станет питаться лягушкам.

 Озеро опустеет и погибнет).

Игра « Очистим озеро».

- Рассматривание   иллюстраций и обсуждение деятельности человека, которая создаёт угрозу

для жизни обитателей водоёмов.

Моделирование ситуаций, использование алгоритма.

1. Что произойдет в озере, если исчезнут растения?

2. Что будет, если исчезнут насекомые, - улетят птицы, которые ими питаются.

3. Что будет, если исчезнут щуки? Другие жители?

4. Не будет рыбы, – погибнут птицы;

5. Погибнут птицы – …

- Что будет, если люди начнут бросать в озеро мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать? (Например, жук-плавунец, утка могут улететь, а вот рыбам, улиткам и другим водным животным придется несладко, многие из них могут погибнуть.)

-  В конце посещения воспитатель  подводит детей к выводу: как для нас, людей, плохо,

 когда в нашем доме грязь, мусор, так и для обитателей водоёма нужно, чтобы в их доме

было чисто.

Деятельность в  ходе режимных моментов.

Задание: придумай и нарисуй знак по охране водоёма.

Беседы с детьми  на основе личных впечатлений от посещения водоёмов с родителями.

Дид. игра « Что хорошо и что плохо».

Создание проблемных ситуации в сюжетно- ролевых играх детей.

План-конспект посещения экологической точки « Озеро»

с детьми  старшей группы.

Тема: «Любители природы».

Цель: создать у детей положительные эмоции при посещении  экологической

точки; способствовать закреплению представлений, полученных в течение лета.

Материал: для игры « Поймай рыбку» - 2 ведёрка,  удочки и рыбки на магнитах;

круги    красного   и зелёного цветов.

Ход.

-Ребята, за что вы любите время года - лето? (ответы детей)

( Летом  тепло, цветут цветы. Люблю отдыхать на природе, купаться на речке, загорать).

- А вы хотите со мной отправиться на  наше озеро?

-Быстрее всего до него  долететь. А хотите, я вас превращу в насекомых, которые летают

 и мы сами полетим на водоем. Кто из вас в кого хочет превратиться (ответы детей:

 бабочки, пчелы, осы, стрекозы и т.д.)

 -Я прочитаю заклинание: «Хлоп-хлоп, топ-топ, вокруг себя повернись, в насекомое превратись». Приготовили крылышки и полетели. Спускаемся осторожно на берег.

- Кто хочет рассказать, где и как вы отдыхали летом (на реке, озере, на море).

Уточнять название и местоположение водоёмов.

Воспитатель предлагает детям наловить рыбы. Игра « Поймай рыбку».  Дети, фантазируя,

называют  какую рыбу они поймали, где она водится и характерные для неё  отличия

( запомнившиеся сведения о рыбах).

- А теперь мы покупаемся в речке:  

                                                          К речке быстро мы спустились,

                                                          Наклонились и умылись.

      1.2.3.4. – вот как славно освежились.

                                                          А теперь поплыли дружно,

                                                          Делать так руками нужно-

                                                          Вместе – раз – это брасс.

       Качаясь на волне – плывём на спине.

                       Вышли на берег крутой и отправились домой!

Игровое упражнение «Что можно и что нельзя» - воспитатель озвучивает разные ситуации

во время посещения водоёмов. Если положительная ситуация дети поднимают кружочек

 зелёного цвета, если, так делать нельзя - кружочек красного цвета (опасность).

1. На природе запоминать увиденное.

2.  Рвать цветы, травы водоемов.

3.  Кричать,  включать громко музыку.

4. Ловить насекомых.

5. Не ловить мальков и лягушек.

6. Не убивать животных.

7. Приносить животных домой.

8. Не оставлять на берегу не затушенных костров, мусор.

9. Мыть машины в водоемах.

- С соблюдения этих  маленьких  правил  начнется наш вклад в спасение наших водоемов.

Дети возвращаются на участок, воспитатель предлагает желающим нарисовать  лучший

водоём,  каким его представляют дети. Организация выставки « Мы будем охранять природу».

План-конспект посещения экологической точки « Озеро»

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Значение воды для всего живого на Земле».

Цель: способствовать закреплению представлений детей в важности воды

для всего живого на планете «Земля»;  через экспериментальную деятельность  закреплять представления о свойствах воды.

Материал: глобус или карта, лист бумаги со схематичным  изображение здания детского сада, карандаш, ёмкость с водой, разные сосуды (лейка, ведёрко, стаканчик и др.)  мелкие предметы (игрушки, природный материал), пластиковые стаканчики

и трубочки.

Ход.

Загадка.  На ноге стоит одной,

               Крутит-вертит головой.

               Нам показывает страны,

               Реки, горы, океаны.   (ответ: глобус)

 Я ходил по разным странам,

 Плыл по рекам, океанам,

 По пустыне шёл отважно –

 На одном листе бумажном.

(Географическая карта.)

- Вспоминают  каким  цветом изображены  пустыни, горы, леса, вода. Определяют, что вода

занимает большое место на планете. Находят и называют моря, океаны, реки.

- У нас, в детском саду тоже есть водоём. Отправимся  в путешествие? Но нам, как настоящим

путешественникам нужно составить карту, возьмём  лист бумаги  с изображением детского

сада, будем запоминать маршрут и затем нарисуем на карте.

Воспитатель с детьми идут по территории детского сада, отмечают ориентировочные точки

( участки групп, повороты и т.д.). Подходят к экологической точке «Озеро».

- Рассматривание местности (находится в окружении деревьев).

- Определяют, что это озеро  (пруд) сказочное место.

- Кто встречает нас на озере? герои из сказки «Царевна-лягушка».

Воспитатель предлагает детям придумать название для озера.

-Как человек использует воду?

(вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, питья и т.д.).

- Для кого ещё  на планете необходима вода? ответы детей.

- Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку,

 но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых животных и растений

 вода – это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.

- Что такое вода? – жидкость.

- Вспомните, какие свойства имеет вода? – прозрачность, текучесть, без цвета и запаха,

может изменять состояние (замерзать и превращать в пар),  в воде есть воздух.

Проводится экспериментальная деятельность – прозрачность, без запаха и цвета, текучесть,

приминает  форму ёмкости, в воде есть воздух.

Воспитатель просит детей закончить высказывания:

-  «Для людей вода – это…»

- «Для растений вода – это …»

- « Для животных вода – это…»

В заключении воспитатель читает стихотворение.

Вы слыхали о воде?    

 Говорят она везде

 В луже, в море, в океане

 И в водопроводном кране.

 Как сосулька замерзает,

 В лес туманом заползает

 На плите у вас кипит

 Паром чайника кипит,

 Без нее вам не умыться,

 Не наесться, не напиться!

 Смею вам я доложить:

 Без воды нам не прожить!

Деятельность в ходе режимных моментов.

Опыты с водой.  

- Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого   возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую   баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода   не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –   жидкость.

 Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках   собираются, а в землю

 впитываются их не видно, только земля влажная. И так   вода  не  имеет  формы.

- Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком.   Возьмем  картинку

  и  поставим  ее  за  стаканом  с  водой.  Нам  видно  картинку?     (ответы  детей)  А  теперь  поставим  картинку  за  стаканом  с  молоком.  Что  мы      обнаружили?  Вывод:  через  воду  рисунок  виден,

 а  через  молоко  –  не  виден.  Значит  вода  прозрачная  жидкость.  Прозрачную  воду  можно

 сделать    непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску

понемногу,  наблюдая,  как  изменяется  прозрачность  воды.  Смотрим  через  нее  на  картинку.

  Рисунок  не  виден.  И  так,  делаем  вывод,  что  вода   прозрачная  жидкость.

- Вода  –  растворитель.  А  есть  ли  у  воды  вкус?  Дети  пробуют  воду  и   высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде   сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения   веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось?

 У воды   появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды   нет.

-Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка  и   братец  Иванушка».

 Что  случилось  с  Иванушкой?    (Ответы  детей).  Почему   нельзя  было  пить  эту  воду?  Правильно  потому,  что  она  грязная.  Но  бывает   такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть   хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми

простыми  способами,    которые  вам  в  жизни  могут  пригодиться,  мы  сейчас   познакомимся.

 Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для   воды.  Вместе  с  детьми  выясняем,

 как  сделать  очистительные  устройства  –  фильтры.  И  так,  если  бы  Аленушка  с  Иванушкой  знали,  

что  воду  можно   очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

Чтение энциклопедии по темам  «Откуда берётся вода», «Круговорот воды в природе».

Рисование маршрута к «Озеру» (коллективно и индивидуально).

Чтение сказки « Царевна- лягушка».

План-конспект посещения экологической точки « Озеро»

в подготовительной к школе группе.

Тема: « Разнообразие водоёмов».

Цель: способствовать формированию представлений о разнообразии водоёмов:

естественные (природные) и искусственные.

Материал: кувшин с подсоленной водой, пластиковые стаканчики, иллюстрации

разных видов водоёмов (естественных и искусственных).

Ход.

- Ребята, как вы любите отдыхать летом? ответы детей.

- Приятней всего в жаркую погоду находиться около воды. Я приглашаю вас на прогулку

к нашему озеру (название, придуманное детьми раннее).

- Наше озеро сказочное, а я хочу вас познакомить с разными видами водоёмов.

Рассказ воспитателя:

Водоём - это место скопления или  хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные.

 Естественные, это те которые  создала природа – океан, море, река, озеро, ручей.

 -  Океан – водный покров земли, окружающий материки и острова. На земле 4 океана:

 Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый.

-   Море – часть океана, окружённая  сушей. Морская вода соленая и непригодна для питья.

Люди пьют воду, чтобы уталить жажду. Может ли это сделать солёная вода? Давайте проверим.

Воспитатель предлагает детям попить   подсоленную воду. Дети делятся впечатлениями и делают

выводы.  Морей на нашей планете очень  много, наша страна омывается 12морями.

Вот  названия некоторых: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Каспийское, Охотское,

Чёрное, Чукотское.

- Река – постоянный водный поток значительных размеров. В  нашей стране около

 2  миллионов рек. То место, где начинается  река  называется «исток». Реки впадают в моря, океаны; это место называется «устье».  

-На  берегу  какой реки мы с вами живём?

 -Самая главная река России – Волга.  Нижний  Новгород раскинулся  на берегах рек Ока и Кама,

они впадают в реку Волга.  Вот названия самых крупных рек нашей страны: Обь, Амур, Лена, Енисей, Иртыш, Амур,  Дон, Северная Двина.

Динамическая пауза.           Физминутка "Море". 

                                               Море очень широко,

                                               (Дети широко разводят руки в сторону.)

                                               Море очень глубоко.

                                               (Приседают, коснувшись руками пола.)

                                              Рыбки там живут, друзья,

                                               (Выполняют движение «Рыбка».)

                                              А вот воду пить - нельзя.

                                              (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

или    Физминутка "На речке"

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.  

 Один, два, три, четыре. Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,  делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.   Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем как дельфин.  Вышли на берег крутой  и  отправились домой!

- Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем. Озера могут быть с солёной

и пресной водой. Пресная вода пригодна для питья. Только есть одно важное правило,

чтобы сохранить здоровье. Может вы  догадались  какое это правило? предположения детей-

нужно обязательно кипятить. Названия самых крупных озёр России: Байкал, Онежское,

Чудское, Ладога, Таймыр, Ильмень.

В Нижегородской области  самым известным считается озеро «Светлояр».

Искусственные  водоёмы созданы при помощи человека – водохранилище, пруд.

- Водохранилище – искусственный водоём, образованный  в долине реки водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

Люди создают водохранилища  для   отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии.

Мы с вами живем рядом с таким водоёмом – и называем его Горьковским морем, это  и есть

водохранилище.   Оно необходимо  для работы Горьковской ГЭС. Что даёт людям ГЭС?

Вы бывали, отдыхали на его берегу. Что интересного видели?  - люди   купаются, ловят рыбу,

 ходят речные суда, катера и др.

-Пруд – это водоём  искусственного происхождения. Люди  создают пруды с целью сохранения воды,   полива окружающих территорий, разведения рыбы. Пруды – пресные водоемы.

 Может человек использовать воду с пруда? ответы детей.

Деятельность в ходе режимных моментов.

 -Рассматривание карты и нахождение  океанов, морей, рек и других водоёмов; прочтение названий.

-Подвижная  игра « Суща– вода».  Ход: Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров.

Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.

-Чтение сведений об озере «Байкал» ист. «Детская  энциклопедия», «Жизнь вокруг нас» Н.Н.Авдеева  стр. 65

- Беседа по теме «Безопасность на воде» с использованием памятки с  иллюстрациями.

План-конспект посещения экологической точки « Озеро»

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Экологическая система - водоём».

Цель: способствовать ознакомлению детей с понятием  «экологическая система- «водоём», способствовать закреплению представлений о флоре и фауне  водоёма.

Материал: письмо, игра с карточками «Берегите природу».

Ход.

Дети «получают» письмо. Воспитатель предлагает детям прочитать  его.

«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы любите природу. Приглашаем вас  в гости.

Жители озера …(название)».

- Ребята, мы принимаем приглашение? Перед  тем, как отправиться в гости к жителям озера,

нужно вспомнить, как правильно вести себя в природе.

Игра « Берегите природу».

- Дети и воспитатель подходят к озеру, встают вокруг него. Воспитатель предоставляет 1-2

минуты для самостоятельного рассматривания.

-  Как здесь тихо и красиво! Посмотрите внимательно, что окружает озеро?  (растения).

- Знаете ли вы их названия?

- Растут ли здесь такие растения и цветы: ромашки, васильки, бархатцы? А может водная  лилия

 и ряска расти на лугу? Почему?  (Эти растения приспособлены жить около или в воде,  

потому  что она необходима им для роста.  Если поместить  водные растения в другие условия

 они погибнут).

- Растения, кустарники, деревья около озера или другого водоёма имеют одно общее название

- это флора водоёма. Хоровой повтор.

Все насекомые, птицы, животные около водоёма образуют  фауну водоёма. Хоровой повтор.

- Ребята,  в письме  жители водоёма нам прислали загадки. Они предлагают отгадать их

 и найти отгадки.

В  процессе отгадывания воспитатель предлагает детям изобразить повадки, характерные особенности персонажей.

Загадки об обитателях берегов водоёмов.

Знают взрослые и дети —        

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук)

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (комар)

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (стрекоза)

По дорожке лезут рожки.

 Вы не будете бодаться?

 А потрогал их немножко -

 Рожки спрятались опять (улитка).

Хоть и две ноги у птицы,

Удобней на одной стоится.

Из речки лягушат, как капли,

Кто ловит клювом? (Цапля)

Плавать в речке ей не лень,

Нырять и крякать целый день:

- Ну, отдохни хотя б минутку!

Кто без воды не может? (Утка)

Закрепляется понятие «водоплавающие птицы».

- Молодцы, все загадки отгадали. Я считаю, жильцы нашего озера довольны вами и не ошиблись,

что пригласили нас к себе в гости.

- Все живые существа, населяющие водоём живут в согласии друг с другом. Все они образуют

экологическую или по-другому сказать природную систему.  Озеро, река и другие  водоёмы

 для них  служат домом. Здесь они  появляются на свет, растут, живут, питаются,

выводят своё потомство.  Вы любите свой дом? Так и все жители водоёмов  любят  свой дом.

Как вы думаете, что произойдёт, если водоём погибнет? рассуждения детей.

- Как мы  можем отблагодарить жителей озера за интересное путешествие в их удивительный дом?

Воспитатель выслушивает предложения детей.

Дети прощаются с обитателями озера, обещают, что ещё придут к ним в гости.

Деятельность в ходе режимных моментов.

Художественно-эстетическое развитие.

Коллаж «Удивительный мир озера»

Лепка « Маленькие друзья»- насекомые

            « Кто живёт на берегу» - водоплавающие птицы

Физическое развитие.

П/игры:  «Охотники и утки»

Игроки-«утки» находятся на площадке. 2 водящих – «охотники», стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, у одного из них в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра длится

 1, 5-2 мин., затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие.

«Берег реки». Чертится линия. Она делит поле игровое на две части: берег и реку. Напишите, где будет берег, а где – река. Ведущий ( это может быть ребенок или взрослый ) говорит «берег» или «река». И дети должны перебежать или на берег или на реку. Тот, кто запутался, выбывает из игры. Если дети на берегу и ведущий назвал берег, то надо просто подпрыгнуть на месте.

«Ручеек»

 Число участников нечетное.   Разбившись на пары, игроки встают друг за другом, берутся за руки

 и поднимают их над головой. Образуется своеобразный коридор. Тот, кто остался без пары, направляется к «истоку» ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает себе пару. Новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве, — в начало. И все повторяется.

План-конспект посещения экологической точки « Озеро»

в подготовительной к школе группе.

Тема: «О чём молчат рыбы».

Цель: способствовать дальнейшему формированию представлений о многообразии

рыб в различных  водоёмах.

Материал: мнемотаблица «Рыбы», методическое пособие серия «Расскажите

детям» - «Обитатели морей», презентации «Обитатели морей и океанов» и

«Удивительный и загадочный подводный мир»,  игра « Поймай рыбку».

Ход.

Проводится игровое упражнение «Без слов». Ход: выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет, действие, пытается что-то сказать. Дети должны отгадать, что задумал водящий.

- Трудно ли  было вам отгадать, что задумал водящий?

- Есть народная поговорка «Молчит, как рыба». Как вы можете её объяснить? детские предположения.

- Наверное,  у рыб много секретов от людей. А вы хотели бы узнать эти секреты?

- Куда мы можем  отправиться, чтобы  больше узнать об обитателях водоёмов?

Дети и воспитатель подходят к озеру.

- Ребята, существует много разных наук, изучающих животный мир. А вот жизнь рыб

изучает наука – ихтиология. Ученые этой науки  изучают  происхождение  рыб, строение, среду обитания, особенности питания.

- Хотите сегодня стать такими учёными? Вы уже много знаете о рыбах, давайте вспомним.

Воспитатель показывает мнемотаблицу.  Дети рассказывают известные им сведения (строение,

обтекаемость тела, жабры, детёныши – икринки, дышат воздухом, питание  и др.)

Динамическая пауза «Рыбаки и рыбки».

Ход игры. Игроки - «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки. Правила игры. Рыбки не должны сталкиваться, рыбаки – расцеплять руки.  

- Учёные-ихтиологи рассказывают о своих  наблюдения за рыбами в книгах. Сегодня

я  хочу рассказать вам некоторые секреты жизни обитателей водоёмов.

- Названия   каких рыб вы знаете? ответы детей.

- В каких водоёмах живут рыбы?

- Рыбы, обитающие в водоёмах с пресной водой называются пресноводными. Они не смогу жить

в морях и океанах с солёной водой.

В реке разных речных обитателей можно увидеть каждого в своём удобном, подходящем для него месте. Под корягой, у  самого дна притаился сом. Зубастая акула предпочитает охотиться на мелких рыбёшек из-за засады, спрятавших в зарослях водорослей. Поближе к берегу, на мелководье, по дну

ползают раки, их сильные большие клешни служат надёжной защитой от щуки и сома.

Караси и ерши любят пощипать молодые побеги водорослей, поймать червячка или, выпрыгнув из воды поймать мошку.  Карасям нужно быть на стороже, ведь где- то рядом прячется щука.

А вот ершам щука нипочём: у них на спинке и брюшке плавники с острыми колючками.

В  реках есть рыбки, которые защищаются от врагов тем, что умеют прятаться, сливаясь с дном.

У них такая окраска, что заметить их среди речного песка и мелких камешков очень трудно.

Подвижная игра «Караси и щука». Ход игры. Участвуют 2 группы. Одна строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры.

- В морях обитают другие виды рыб. Это - минтай, сельдь, мойва, сайра, треска, хек, палтус,

лосось, форель,  рыба-меч. Встречаются и более экзотические экземпляры. Например, морской конек, способный в вертикальном состоянии перемещаться в глубине  воды. Или китовая акула – крупнейшая морская рыба, попавшая благодаря своему размеру в книгу рекордов Гиннеса (ее вес достигает тридцати четырех тонн, а длина может превышать двадцать метров). Несмотря на это китовая акула отличается весьма миролюбивым нравом. Отчаянные ныряльщики порой умудряются ее потрогать и даже покататься на спине. Еще один чрезвычайно интересный морской обитатель - илистый прыгун. Для рыб он имеет очень необычное строение тела: его хвост позволяет высоко подпрыгивать, а плавники служат вместо рук и дают возможность перемещаться по суше. Илистые прыгуны по виду напоминают ящериц, но наличие плавников и жабр явно указывает на то, что эти странные животные принадлежат к рыбам.

- Ребята, какой вид водоёмов  самый  большой по размеру? – океан.

-Это  и самый  населённый вид водоёмов. В воде и на берегах живут разные  рыбы и животные.

Это моржи, тюлени, киты, дельфины, крабы, медузы. Большинство обитателей приспособились жить поближе к поверхности воды: там много света и корма. Другие живут в глубине, куда почти

не проникают солнечные лучи, там всегда сумерки и живут на такой глубине гигантские кальмары и осьминоги. На океанских просторах можно встретить диковинных рыб: удильщик, большерот,

чёрный живоглот. Об обитателях океанов мы посмотрим фильм в группе и узнаем  всё, о чём бы они рассказали.

- Вы ходили на рыбалку? С кем? Каких рыб вам удалось ловить? Я предлагаю сейчас стать

рыбаками и поиграть в игру «Поймай рыбку» (на магнитах).

Деятельность в ходе режимных моментов.

Просмотр и обсуждение презентаций «Обитатели морей и океанов», «Удивительный и загадочный подводный мир».

Чтение дополнительных сведений об обитателях водоёмов (ист. «Жизнь вокруг нас» стр. 76-86).

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».

Аппликация «Разноцветные рыбки». Аппликация «На дне морском».

Лепка из пластилина «Рыбки играют».

Оригами « Морские рыбки».

Подвижная игра «Рыбаки»

Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.

План-конспект посещения экологической точки « Озеро»

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Берегите природу».

Цель: способствовать формированию представлений детей о разном отношении людей к обитателям водоёмов, способствовать формированию экологической культуры.

Материал: иллюстрации о деятельности людей, для игры « Очистим озеро»:

ёмкость с водой и бросовым материалом, сачки, иллюстрации о деятельности

«ГРИНПИС».

Ход.

В ходе прогулки по территории детского сада воспитатель и дети подходят к «озеру».

Воспитатель рассказывает о том, как выходной день была на реке и стала свидетелем того,

как на берегу отдыхала группа людей. Они бросали в воду бумажки, пустые баночки и пакеты

из-под сока, пакеты и т.д. Чем плохо это для обитателей водоёма? Что может с ними случиться?

-Что нужно, по вашему мнению, чтобы рыбам, уткам, цаплям, лягушкам, улиткам жилось хорошо?

-Какими должны быть воздух, вода, берега?

-Как вы  думаете, кто и что вредит чистоте природе, жизни обитателей водоёмов?

Выслушиваются размышления детей. Воспитатель рассказывает о деятельности людей, которая

грозит  обитателям водоёмов  (промышленные отходы, браконьерство, разливы токсичных отходов

в морях и океанах, загрязнение берегов). Сопровождает рассказ показом иллюстраций.

- Игра « Очистим озеро».

- Сегодня на территории России в человеческом участии и заботе нуждаются многие речные рыбы, список которых с каждым годом увеличивается. К ним относятся азовская белуга, стерлядь, волжская сельдь, волховский сиг, черный амур, байкальский белый хариус, байкальский осетр, камчатская семга и другие. Все эти рыбы находятся на грани вымирания.

- В Красную книгу занесены такие обитатели морей и океанов: голубой кит, касатка, морж,

морская черепаха, тюлень, дельфин и многие, многие другие.

- Но есть люди, которые понимают опасность  и заботятся об обитателях водных глубин и всего живого на нашей планете.  Они объединяются  в организации. Самой известной такой

 организацией является ГРИНПИС. В переводе с английского языка это – Зелёный мир.

Члены этой организации  борются за  спасение и защиту окружающей среды в 47 странах мира.

Рассматривание и обсуждение  фото деятельности организации  ГРИНПИС.

- Ребята, как вы считаете, нужна такая организация  по охране природы?

- А что мы с вами можем делать для того, чтобы сохранить природу?

- Я предлагаю нам  создать свою   организацию по охране природы, придумать ей название,  нарисовать экологические знаки по охране водоёмов. Вы  согласны? Тогда пройдем на участок

и приступим к работе.

Деятельность  в ходе режимных моментов.

Рисование «Экологические знаки».

Игровое упражнение  «Что можно и что нельзя» - воспитатель озвучивает разные ситуации  во время посещения водоёмов. Если положительная ситуация дети поднимают кружочек  зелёного цвета, если,

 так делать нельзя - кружочек красного цвета (опасность).

1. На природе запоминать  увиденное.         2.  Рвать цветы, травы водоемов.

3.  Кричать,  включать громко музыку.        4. Ловить насекомых.

5. Не ловить мальков и лягушек.                   6. Не убивать животных.

7. Приносить животных домой.                     8. Не оставлять на берегу не затушенных костров, мусор.

9. Мыть машины в водоемах.

План-конспект посещения экологической точки « Озеро»

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Летние впечатления».

Цель: создать у детей положительные эмоции от воспоминаний о летнем отдыхе

 на водоёме.

Материал: кроссворд, фотографии о летнем отдыхе детей, воздушные шарики.

Предварительная работа: предложить родителям вспомнить с детьми  интересные

ситуации,  факты  о летнем отдыхе на водоёмах; принести  фотографии.

Ход.

Дети стоят вокруг  «озера».  

- Ребята, в  течение   лета мы посещали наше озеро. Давайте вспомним его название.

Я знаю, что многие из вас отдыхали вместе с родными. Всем  хочется узнать, где вы побывали,

что интересного узнали и видели.

- Как называется место где вы были? Как называется река, озеро, море на котором вы отдыхали?

Что особенно запомнилось? Каких обитателей водоёмов и их берегов вы видели?

Соблюдали вы правила безопасности? Какие правила и как вели себя на воде?

Встречали  ситуации, когда люди вели себя неправильно – загрязняли воду и берега, не бережливо

относились к обитателям водоёмов?

Выслушивают всех желающих, поделиться  знаниями и впечатлениями. Рассматривают фото.

 Дети самостоятельно  дают оценку разным фактам из рассказов сверстников.

Подвижная игра «Морские котики».

Напомнить  детям, что морские котики могут хорошо и долго удерживать мяч на кончике   носа.

- Мы с вами попробуем стать морскими котиками.

Отметить место старта и финиша. По сигналу участники (по 3-4 ребёнка) должны добраться

до финиша,  подкидывая и направляя свой шарик головой  (усложнение – носом).

- Обитатели водоёма не хотят с вами расставаться до следующего лета и приготовили для нас

задание – кроссворд.

Разгадывание кроссворда « Родник».

- Ребята, мы разгадали кроссворд. Ключевое слово «родник».

- А что это  такое? – предположения детей.

- Вы, наверное, знаете, что под землей тоже есть вода. Там бегут глубокие реки, струятся ручейки.

Родник — этот небольшой водный объект, источник   чистейшей и полезной воды.

Подземная вода бывает соленой и пресной, холодной, а порой и горячей. Подземные воды могут быть целебными. Они очень полезны для здоровья людей, так как насыщены растворенными минеральными солями и другими веществами, полезными для здоровья.

Многие источники на Руси получили названия «святых». Благодаря их целебным свойствам происходят чудеса исцеления больных!

-Слово «родник». С какими словами оно созвучно? – Родина,  родной.

- Важно помнить, что Земля – наш общий дом. Все обитатели планеты дышат одним воздухом,

им нужна чистая вода и солнце. Природа даёт человеку  пищу, одежду и многое-многое другое.

Только бережное отношение каждого человека к каждому растению, животному, обитателю

водоёмов  поможет сохранить нашу планету  красивой, уютной и родной для всех.

КРОССВОРД « РОДНИК»

  1. И в неё льётся, и из неё льётся, а она сама по земле плетётся.
  2.  И месяц и звёзды в нём отражаются. Как зеркало это называется?
  3.   Меня  льют,  меня  пьют;  всем я нужна. Кто же я?
  4.  Они за дождиком в лесок по озеру идут, но только ступят на песок – вздохнут и упадут.
  5.  На виду у детворы речка прыгает с горы.
  6.  Я реке и друг, и брат, сократить пути я рад, да и летом от засухи лес и поле берегу.

                                         О Т В Е Т Ы:

  1. Река.  2.  Озеро.  3.  Вода.  4.  Волны.   5.  Плотина.  6.  Канал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

Методические разработки "Экологические тропинки"

Методические разработки для воспитателей...

Методическая разработка «Экологическая тропа»

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...

Методическая разработка экологической тропы с элементами квест-игры для средней группы детского сада.

Методическая разработка экологической тропы с элементами квест- игры. Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как ус...

Методическая разработка: Экологическая тропа. Экологический паспорт (приложение)

Методическая разработка: «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Представлен материал из опыта работы МБДОУ детский сад "Рябинушка"...

Методическое пособие "Экологическая тропинка"

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно – правильных отношений к природным...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ экологической олимпиады для детей дошкольного возраста в рамках Всероссийского детского экологического фестиваля «Экодетство»

Локальный этап Республиканской детской заочной экологической олимпиады для детей дошкольного возраста в рамках Всероссийского детского экологического фестиваля "Экодетство"...