Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГДМО г. Белогорск, 2011г.

Семинар – практикум «Экологическая тропа как средство развития экоцентрического воспитания дошкольников»

Методическая  разработка

Тема: «Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи».

Подготовила:           учитель-логопед

Якимчук В.С.

В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с нарушениями речи у детей дошкольного возраста. Как показывает практика, большинство из них носят системный характер, т.е. отстаёт от нормы формирование основных компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики, связной речи (ОНР).

Несмотря на различную природу дефектов у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системность нарушений речевой деятельности:

1.более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4 годам, а иногда к 5);

2. речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

3. экспрессивная речь отстаёт от импрессивной;

4. речь детей с ОНР малопонятна.

В связи с такой проблемой логопедические занятия носят комплексный характер, т.е. они направлены не только на коррекцию звукопроизношения, но также и на развитие лексико-грамматических представлений у детей.

В своей работе  мы успешно применяем экологическую тропу как средство обучения  дошкольников с речевыми нарушениями.

Стоянка 1. «В гостях у дядюшки Филина»

  1. Д/и «Кто как кричит?»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Описание: логопед предлагает детям по звукоподражанию угадать название птицы  (ворона – каркает, филин – ухает, воробей – чирикает).

  1. Д/и «Для чего?»

Цель: закреплять знания детей о частях тела птицы.

Описание: логопед предлагает детям ответить на вопросы: «Для чего птичке клюв?», «Для чего птички крылья?» и т.д.

  1. Д/и «Что могут птицы?»

Цель: активизировать глагольный словарь детей по теме «Птицы».

Описание: логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Что могут птицы?» (летать, клевать, вить, вить, петь и т.д.).

  1. Д/и «Звуковичок»

Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Описание: логопед предлагает детям среди птиц, встречающихся на экологической тропе, найти тех, названия которых начинаются со звука «В» (ворона, воробей), «СЬ» (синица).

  1. Загадки.

Стоянка № 2. «Куда спрятались насекомые?»

  1. Д/и «Кто как передвигается?»

Цель: учить детей составлять сложные предложения со значением противоположности.

Описание: логопед предлагает детям закончить предложения:

Муравей  ползает, а бабочка ___________.

Гусеница ползает, а кузнечик __________.

Жук ползает, а стрекоза ________.

  1. Д/и «Подскажи словечко»

Цель: развивать внимание, обобщить словарь по теме.

Описание: логопед предлагает детям закончить четверостишия:

             Звон весь день в ушах стоит

             Надо мною кто звенит?

             Прилетел он со двора

             Длинный нос у ….....

Два пера и три былинки

И листочек и травинку

В муравейник принесли

Работяги………

  1. Д/и «Как бабочка летала»

Цель: усвоение предлогов НА, С, ПОД, ИЗ-ПОД.

Описание. Бабочка летала-летала и села НА цветок. Бабочка улетела с цветка. Бабочка села под грибок. Посидела и вылетела ИЗ-ПОД грибка.

  1. «Со словами мы играем»

Цель: учить детей делить слова на части, удлинять их.

           Со словами мы играем

И слова мы удлиняем

Стре-ко-за, за-за-за, (6 хлопков)

Му-ра-вей, вей-вей-вей,

Свер-чок, чок-чок, (4 хлопка)

Ба-боч-ка, ка-ка-ка.

Стоянка № 3 «Найди меня!

  1. Д/и «Кто где живёт?»

Цель: активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»

Описание: логопед предлагает детям ответить на вопросы:

  1. Как называется жилище медведя?
  1. Как называется жилище белки?
  2. Как называется жилище лисы?

  1. Д/и «Чей, чья, чьё?»

Цель: продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

Описание: логопед предлагает детям ответить на вопросы:

лапа медведя (чья лапа?) – медвежья;

иголки ежа (чьи иголки?) – ежиные иголки.

  1. Составление описательного рассказа.

Цель: учить детей составлять описательные рассказы  о животных.

Описание: логопед предлагает детям составить описательный рассказ про животных, которые им встретились на экологической тропе. Если дети затрудняются, логопед помогает им, задавая наводящие вопросы.

  «Медведь – дикое животное, он живёт в лесу.   Он большой, коричневый, лохматый. Медведь ест рыбу, насекомых, корешки. Зимой он спит в      берлоге.

  1. Загадки.

Таким образом, мы можем говорить о том, что практическое применение экологической тропы позволило сделать занятия для детей более наглядными, интересными и увлекательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экологическая тропа как средство обучения детей с нарушениями речи"

В презентации представлены игры и задания по формированию лексико-грамматического строя речи, связной речи, фонематического слуха, произносительной стороны речи....

Учебно-методические материалы в MicrosoftWord для обучения детей с нарушениями речи.

Учебно-методические материалы  для обучения детей с нарушениями речи....

Лэпбук как средство обучения дошкольников с нарушением речи в условиях внедрения ФГОС ДО

Что такое ЛЭПБУК? Каково его значение в коррекционной работе? Как его изготовить? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в представленном материале....

Программа "ЛОГОМЕР" как современное универсальное средство обучения детей с нарушениями речи

ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует внимание педагогов на необходимости больше уделять внимания процессу игры. База интерактивных игр Мерсибо поз...

Консультация для педагогов «Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» - современное, универсальное средство обучения детей с нарушениями речи»

     «Логомер 2» — образец ИКТ в современном образовании.  Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Профессиональные актеры ...

Игра как средство обучения детей с нарушениями речи в образовательном процессе.

В данной статье описывается неоценимая роль игры в дошкольном детстве.В коррекционной работе логопед использует игры и игровые приемы для улучшения речевого развития детей-логопатов.В статье раскрыта ...


 

Комментарии

БУЛИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

Очень понравилась методическая разработка. Дальнейших вам разработок.