Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме:
    Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

    Якимчук Виктория Сергеевна

    Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГДМО г. Белогорск, 2011г.

    Семинар – практикум «Экологическая тропа как средство развития экоцентрического воспитания дошкольников»

    Методическая  разработка

    Тема: «Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи».

    Подготовила:           учитель-логопед

    Якимчук В.С.

    В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с нарушениями речи у детей дошкольного возраста. Как показывает практика, большинство из них носят системный характер, т.е. отстаёт от нормы формирование основных компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики, связной речи (ОНР).

    Несмотря на различную природу дефектов у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системность нарушений речевой деятельности:

    1.более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4 годам, а иногда к 5);

    2. речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

    3. экспрессивная речь отстаёт от импрессивной;

    4. речь детей с ОНР малопонятна.

    В связи с такой проблемой логопедические занятия носят комплексный характер, т.е. они направлены не только на коррекцию звукопроизношения, но также и на развитие лексико-грамматических представлений у детей.

    В своей работе  мы успешно применяем экологическую тропу как средство обучения  дошкольников с речевыми нарушениями.

    Стоянка 1. «В гостях у дядюшки Филина»

    1. Д/и «Кто как кричит?»

    Цель: развивать фонематическое восприятие.

    Описание: логопед предлагает детям по звукоподражанию угадать название птицы  (ворона – каркает, филин – ухает, воробей – чирикает).

    1. Д/и «Для чего?»

    Цель: закреплять знания детей о частях тела птицы.

    Описание: логопед предлагает детям ответить на вопросы: «Для чего птичке клюв?», «Для чего птички крылья?» и т.д.

    1. Д/и «Что могут птицы?»

    Цель: активизировать глагольный словарь детей по теме «Птицы».

    Описание: логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Что могут птицы?» (летать, клевать, вить, вить, петь и т.д.).

    1. Д/и «Звуковичок»

    Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.

    Описание: логопед предлагает детям среди птиц, встречающихся на экологической тропе, найти тех, названия которых начинаются со звука «В» (ворона, воробей), «СЬ» (синица).

    1. Загадки.

    Стоянка № 2. «Куда спрятались насекомые?»

    1. Д/и «Кто как передвигается?»

    Цель: учить детей составлять сложные предложения со значением противоположности.

    Описание: логопед предлагает детям закончить предложения:

    Муравей  ползает, а бабочка ___________.

    Гусеница ползает, а кузнечик __________.

    Жук ползает, а стрекоза ________.

    1. Д/и «Подскажи словечко»

    Цель: развивать внимание, обобщить словарь по теме.

    Описание: логопед предлагает детям закончить четверостишия:

                 Звон весь день в ушах стоит

                 Надо мною кто звенит?

                 Прилетел он со двора

                 Длинный нос у ….....

    Два пера и три былинки

    И листочек и травинку

    В муравейник принесли

    Работяги………

    1. Д/и «Как бабочка летала»

    Цель: усвоение предлогов НА, С, ПОД, ИЗ-ПОД.

    Описание. Бабочка летала-летала и села НА цветок. Бабочка улетела с цветка. Бабочка села под грибок. Посидела и вылетела ИЗ-ПОД грибка.

    1. «Со словами мы играем»

    Цель: учить детей делить слова на части, удлинять их.

               Со словами мы играем

    И слова мы удлиняем

    Стре-ко-за, за-за-за, (6 хлопков)

    Му-ра-вей, вей-вей-вей,

    Свер-чок, чок-чок, (4 хлопка)

    Ба-боч-ка, ка-ка-ка.

    Стоянка № 3 «Найди меня!

    1. Д/и «Кто где живёт?»

    Цель: активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»

    Описание: логопед предлагает детям ответить на вопросы:

    1. Как называется жилище медведя?
    1. Как называется жилище белки?
    2. Как называется жилище лисы?

    1. Д/и «Чей, чья, чьё?»

    Цель: продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

    Описание: логопед предлагает детям ответить на вопросы:

    лапа медведя (чья лапа?) – медвежья;

    иголки ежа (чьи иголки?) – ежиные иголки.

    1. Составление описательного рассказа.

    Цель: учить детей составлять описательные рассказы  о животных.

    Описание: логопед предлагает детям составить описательный рассказ про животных, которые им встретились на экологической тропе. Если дети затрудняются, логопед помогает им, задавая наводящие вопросы.

      «Медведь – дикое животное, он живёт в лесу.   Он большой, коричневый, лохматый. Медведь ест рыбу, насекомых, корешки. Зимой он спит в      берлоге.

    1. Загадки.

    Таким образом, мы можем говорить о том, что практическое применение экологической тропы позволило сделать занятия для детей более наглядными, интересными и увлекательными.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Логопедические досуги» как средство включения дошкольников с нарушениями интеллекта в общество сверстников

    Статья из опыта работы - «Логопедические досуги» как средство включения дошкольников с нарушениями интеллекта в общество сверстников ...

    Презентация "Экологическая тропа как средство обучения детей с нарушениями речи"

    В презентации представлены игры и задания по формированию лексико-грамматического строя речи, связной речи, фонематического слуха, произносительной стороны речи....

    Семейные познавательно-творческие проекты, как средство социализации дошкольников с нарушением зрения.

    Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориен...

    Учебно-методические материалы в MicrosoftWord для обучения детей с нарушениями речи.

    Учебно-методические материалы  для обучения детей с нарушениями речи....

    Лэпбук как средство обучения дошкольников с нарушением речи в условиях внедрения ФГОС ДО

    Что такое ЛЭПБУК? Каково его значение в коррекционной работе? Как его изготовить? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в представленном материале....

    Программа "ЛОГОМЕР" как современное универсальное средство обучения детей с нарушениями речи

    ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует внимание педагогов на необходимости больше уделять внимания процессу игры. База интерактивных игр Мерсибо поз...


     

    Комментарии

    БУЛИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

    Очень понравилась методическая разработка. Дальнейших вам разработок.