Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию дошкольников «Труд детей в природе»
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Козлова Евгения Ивановна

В своей работе делюсь своим опытом по трудовому воспитанию: "Труд  детей в природе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_trud_v_ugolke_prirody.doc709.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад общеразвивающего вида                                                                                           с приоритетным осуществлением деятельности                                                        по художественно – эстетическому направлению                                                развития воспитанников»                                                                                                             г. Кемерово

Обобщение опыта работы                                                        по трудовому воспитанию дошкольников                                               «Труд детей в природе»

 

Провела: воспитатель старшей

                                                                                           логопедической группы № 3

                                                                             Козлова Е. И.

Апрель 2016 г.

г. Кемерово

«Радость труда в природе – могучая воспитательная сила.                                        В годы детства каждый ребенок должен                                                                пережить это благородное чувство».

                                                     В.А. Сухомлинский.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.                                           Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, - именно та необходимая деятельность ребенка - дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни. Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Большое внимание в своей работе я уделяю труду в природе.                 Важную роль для организации данной деятельности имеет правильно созданное развивающее пространство, как в группе, так и на территории детского сада. С это целью в группе создали уголок природы, в котором находится календарь погоды. Состояние погоды в календаре дети фиксируют с помощью стрелок, а дату устанавливают с помощью съемных вкладышей. Так же в уголке природы дети могут познакомиться с признаками времен года. На подоконнике нашей группы мы разместили огород для посадки лука, укропа и петрушки, который служит местом для наблюдений. Постоянные и обязательные обитатели уголка природы – это комнатные растения. Для каждого растения составлен паспорт, в котором рассказывается о растении и условиях его содержания. На каждом растении имеется табличка с его названием. Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними. Работу веду в паре с детьми, но приоритет оставляю за собой, что выражается в формуле: «я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники». Поддерживаю в каждом ребенке желание что - то сделать самому.                                                         Для ухода за растениями в группе требуется инвентарь, который я подобрала: лейки, щеточки, тазы, тряпочки, палочки для рыхления                     (мы используем палочки для суши), фартуки, пульверизатор,                   щетки – сметки. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных.                        При оценке труда дежурных обязательно учитываю и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда. Чтобы у детей вырабатывалась ответственность за порученное дело, назначаю дежурных в уголке природы небольшими группами – по два, три человека.                           Они поливают комнатные растения, осматривают их, рыхлят землю в горшках, опрыскивают, обрывают сухие листья.                                                                                                                      К работе на участке, в огороде приступаем еще тогда, когда на улице лежат сугробы – это посев семян и подготовка рассады.                 Совместно с детьми готовим семена, землю и ухаживаем за появившимися всходами.

Весной высаживаем на грядки выращенную своими руками рассаду. Активное участие принимают родители, выполняя тяжелую работу (вскапывают землю под цветники, грядки) показывая своим примером, как надо относиться к порученному им делу. После этого вместе                    с детьми высаживаем на грядки семена и выращенную своими руками рассаду. Все лето вместе с детьми ухаживали за цветниками на участке и грядках на огороде: поливали, проводили прополку, собирали семена, урожай. Собранный урожай даром не пропал, отнесли его на кухню для приготовления обеда.                                                                    Осенью дети помогали в уборке на участке, убирали мусор и переносили его в определенное место.                                                                                  Зимой укрываем корни деревьев и кустарников снегом, чистим дорожки. Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями.                   Кормушки развешивали на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки, зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц, зимой спасает их от гибели, весной готовим скворечники для встречи с пернатыми друзьями, убираем территорию детского сада от мусора. Трудовая деятельность наших детей стала носить естественный характер, что особенно ценно сейчас, содержание труда всегда интересно для них, так как они видят его значимость. Правильный труд привлекает дошкольников, позволяет осознать свои возможности, приобрести уверенность в собственных силах, я заметила, что в процессе труда самые непоседливые дети становились целеустремленными и активными. Все это способствует тому, что правильно организованная трудовая деятельность оказывает позитивное влияние на социально – нравственное воспитание ребенка, способствует возникновению доверительных отношений между родителями, воспитателями, детьми.

По инициативе родителей нашей группы были организованны выставки поделок из природного и бросового материала.                        Полученные результаты от своего труда приносят детям чувство удовлетворения, гордости, радости – не один ребенок не остается в стороне. Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка.        Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.                             Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.                                                            В этом я вижу будущее трудового воспитания.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов о...

Обобщение опыта работы по теме "Воспитание безопасного поведения детей 4-5 лет".

В этом сообщении я постаралась обобщить свой опыт работы по основам безопасности, думаю что мой опыт может пригодиться в работе с дошкольниками педагогам детских садов....

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеч...

Обобщение опыта работы по теме"Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой".

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Моя задача -научить ребенка видеть,понимать и ценить ее красоту....

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников

   Обобщение опыта   работы по экологическому воспитанию дошкольников  Поймите, люди, что природаНа всех на нас она однаПусть хорошеет год от годаОна ведь всем нам...