Огород - круглый год. Обобщение опыта по организации трудовой деятельности дошкольников в природе. .Материалы для городского конкурса учебно – опытных участков.
проект на тему

Бондарева Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_-kruglyy_god.docx37.29 КБ
Файл prilozhenie1.docx14.07 КБ
Файл prilozhenie2.docx18.38 КБ
Файл prilozhenie3.docx24.06 КБ
Файл prilozhenie_4.docx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Комитета образования администрации городского округа

 «Город Чита»

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 99»

Огород круглый год

Обобщение опыта по организации трудовой деятельности дошкольников в природе  

Воспитатель-эколог

Бондарева О. Н

Чита- 2012г


Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,  делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В нашем дошкольном учреждении экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса. Детей знакомят с природой, с происходящими в ней процессами и явлениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как - реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться к объектам природы. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.

Воспитание трудолюбия и бережного отношения к природе – важнейшие задачи в становлении экологически воспитанной личности. Проанализировав результаты диагностики, проводимой по методике Т. В. Хабаровой, с целью определения уровня сформированности экологической культуры воспитанников, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно развиты навыки и умения по уходу за объектами природы. Перед нами стала проблема, как привить детям интерес к труду, совершенствовать навыки ухода за растениями и животными.                Проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и дошкольника, относится к числу таких, которые никогда не устареют, будут всегда иметь особый смысл и актуальность. Наблюдая за трудом   детей, мы нередко отмечаем, что у ребят нет интереса к нему. Одна из причин этого явления – непосильные нагрузки. Как перегрузка, так и не догрузка формирует в равной степени отрицательное отношение к труду. Вторая причина – неразумная родительская любовь, ограждение  ребенка  от каких либо трудностей, обязанностей, поспешное и чрезмерное удовлетворение всех его желаний.

Чтобы ребенок полюбил труд, необходимо сделать его результативным, успешным, постоянно усложняющимся по содержанию и форме организации. Сложная задача  трудового воспитания может быть успешно решена при дружной, совместной работе семьи и детского сада.

Для формирования у детей положительного эмоционального отношения к труду и повышения уровня сформированности трудовых умений и навыков мы решили вовлечь детей и взрослых (родителей) в совместную деятельность по выращиванию растений. Этот вид труда имеет свою специфику, он является единственным видом производительного труда, доступным детям дошкольного возраста.  Конечная цель - вырастить овощи, ягоды, цветы – и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Одним из условий, для создания у детей устойчивого, положительного отношения к повседневной однообразной, но столь необходимой  работе, является правильная организация труда.  Немаловажным условием является и создание предметно - развивающей среды, обеспечивающей возможность организовывать различные виды трудовой деятельности.

В нашем детском саду есть все необходимое для воспитания у детей привычки трудиться , любви к коллективному труду. У нас есть небольшой огород, цветники, рабатки разной формы, фито уголок, которые дают уникальную возможность включать детей в активную трудовую деятельность совместно с взрослыми.

Работа в цветнике и на огороде помогает решать множество воспитательно-образовательных задач:

- формировать у детей элементарную систему знаний о размножении растений разными способами (средняя – подготовительная к школе группа);

- знакомить с разными семенами растений и приёмами их посева (младшая – подготовительная к школе группа);

- учить устанавливать экологическую зависимость между растениями и неживой природой (почва, вода, свет, тепло) (младшая – подготовительная к школе группа);

- знакомить с правилами пикировки рассады (старшая – подготовительная к школе группа);

- учить составлять экологические цепочки, используя модели растений (средняя – подготовительная к школе группа);

- закреплять и обобщать знания детей о роли растений в жизни человека, зависимости его здоровья от наличия или отсутствия витаминов (младшая – подготовительная к школе группа);

-учить способам ухода за растениями (младшая – подготовительная к школе группа);

- знакомить с разными видами безопасных удобрений (минеральными и органическими), их влиянием на рост и развитие растений (старшая – подготовительная к школе группа);

- воспитывать интерес к трудовой деятельности по уходу за растениями с целью получения результатов труда (средняя – подготовительная к школе группа);

- формировать интерес к огороду, знакомить с правилами гигиены при работе  с землёй, побуждать желание узнавать новое о природе (младшая – подготовительная к школе группа).

Огород представляет собой небольшой участок, окаймленный по периметру бордюром из кирпича, который ярко раскрашен цветочным орнаментом. Оформленный огород имеет привлекательный вид, кроме того, создаётся естественная изоляция групп. Для выращивания с детьми на огороде детского сада выбираются культуры, неприхотливые к почве, простые в уходе, те, что быстро растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, а также интересны для наблюдения.

Из  овощных  культур мы выбрали: плодовые (томат, огурец, тыква, баклажан, кабачок), корни и клубнеплоды (морковь, редис, свёкла, картофель), бобовые (горох), капустные (капуста белокочанная). Из зеленных культур использовали такие как салаты, укроп, петрушка, ревень; высадили отдельно в виде небольшой горки, которая оживила площадку и привлекла внимание детей перспективой выращивания зеленых витаминов.

На участке, отведенном под огород, сделали грядки как традиционные, так и стилизованные. Между грядками расположили тропинки, чтобы дети могли свободно перемещаться на огороде, иметь доступ к посадкам. Для детей младших групп стилизованные грядочки устроили рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая её с игрой. Для детей средней и старшей групп огород получился общий. Такая планировка даёт возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.

Для огорода с детьми младших и средних групп использовали быстрорастущие (раносозревающие) овощи и, прежде всего, такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, редис. Такие растения имеют ярко выраженные части и ускоренную динамику развития, что является немаловажным фактором для поддержания интереса к наблюдениям за растениями и формированию элементарных трудовых навыков по уходу за ними в данном возрасте. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовали весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом подбирали овощи, которые размножаются семенами и рассадой. В данном возрасте детям доступны более сложные формы трудовой деятельности. Мотивируя детей на перспективу добиться конечных результатов, имеющих значение для окружающих, у них можно развить интерес и любовь к труду, готовность участвовать в трудовой деятельности наравне со всеми. Параллельно с формированием практических навыков и умений мы организовывали длительные наблюдения, вели опытно - экспериментальную работу, что способствовало накоплению естественнонаучных представлений о строении  и стадиях роста растений, условиях и потребностях необходимых для их развития, результаты которых фиксируем в календарях труда, дневниках наблюдения. (Приложение1) Для этой цели на тематической площадке «зелёный островок» установили стол и скамейки, приготовили необходимые материалы: карандаши, бумага, трафареты и др.

Здесь же оборудовали специальное приспособление (шкаф) для хранения инвентаря, куда складывали носилки, грабли, лопатки, косынки, рыхлители, лейки и т.д.

В центре огорода разместили  «мини-поле», где выращивали зерновые культуры: пшеницу, овёс, подсолнечник. Дети имели возможность наблюдать развитие злаков, которое проходит ряд фаз: появление всходов, кущение, выход в трубу, колошение.

Огород украсили декоративными элементами: сказочный персонаж Феклуша, выполняющий роль «зазывалки» на огород, был  изготовлен по принципу огородного пугала; над грядками «летали» бабочки, жучки, «ползали» гусеницы, были  укреплены таблички-указатели с  изображением овощной культуры.

Рядом с огородом расположили аптекарский уголок, где в различные по форме ёмкости высадили лекарственные растения (мяту, подорожник, землянику, крапиву, одуванчик, чистотел, ромашку). Композиция обнесли декоративным бордюром из пластиковых бутылок.  Уголок был оформлен, с  целью познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями, произрастающими в нашем регионе, их внешним видом, лечебными свойствами, значением для оздоровления людей.

Для полива культур на территории детского сада использовали водопровод, закупили шланги. Для более экономичного использования воды приобрели специальные ёмкости (бачки, надувные бассейны), откуда дети брали её вёдрами и лейками.

На игровых участках, закрепленных за каждой группой, укрепили умывальники и вешалки для одежды, где дети приобретали культурно-гигиенические навыки: переодевались, мыли руки после работы с землёй.

Для работы с детьми на огороде составили график работ, определили содержание (Приложение 2).

          Подготовку детей к предстоящим работам на участке начали осуществлять  задолго до посадок на огороде и цветнике. В феврале-марте на специальных занятиях, а также в специально организованной деятельности воспитателя с детьми мы знакомили детей с различными способами размножения растений (в т.ч. и вегетативным), с внешним видом и строением семян, высаживали овощные культуры  для дальнейшего ухода и наблюдения за растениями.

          Для этой цели подготовили специальный инвентарь и оборудование: ящички для высадки рассады, мини-теплицы, рабочие инструменты, фартуки. Все посадки оформили в виде небольших по объему, но ёмких по содержанию сюжетных огородов на окне. Огороды в каждой группе получились разнообразные по своей тематике, эстетическому виду.

        Дети узнали много нового, принимая активное участие в интересном деле – сами сажали лук, сеяли семена петрушки, укропа, салата, а затем с нетерпением ждали, когда появятся первые всходы, выглянут зелёные перышки лука. Малыши с удовольствие ухаживали за своими «грядками»: поливали, рыхлили  землю и в результате получили ценную витаминную добавку к обеду! Очень вкусную и очень полезную! Созданию огорода в старших группах предшествовала экскурсия в магазин «Всё для сада и огорода». Во время экскурсии закупили семена петрушки, укропа,  салата, контейнеры для выращивания рассады, почво грунт. В группе дети внимательно рассмотрели семена, определили, что они все разные, не похожие друг на друга, имеют свой цвет, размер и даже запах. Затем замочили семена, чтобы «дать им проснуться». Какая была радость, когда они увидели, что у семян появились первые  крошечные листочки! Затем семена высеяли в землю, и через неделю уже радовались первым всходам.

        Дети каждый день поливали, рыхлили, поворачивали к солнышку зелёные всходы. И, конечно, растения отблагодарили детей за заботу своей ярко-зелёной красотой среди забайкальской зимы.

        Работа в огородах продолжалась  до самого лета: сначала выращивали зелень, а затем овощную и зеленую рассаду для посадки в открытый грунт.

Создание огородов и вся последующая работа с ними позволила не только приобщить дошкольников к труду  и сформировать трудовые навыки и умения, но и познакомить детей с биологическими особенностями растений, условиями их жизнедеятельности в процессе роста и развития. Формирование естественнонаучных представлений происходило во время наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности благодаря наличию зеленых насаждений в зимний период времени, когда возможности экспериментирования с растениями в естественных условиях ограничены.

        Проведение опытов и экспериментов позволило вычленить влияние

отдельных факторов на рост и развитие растений, следовательно, это  способствовало подготовке детей к пониманию биологического смысла тех агротехнических мероприятий, которые проводились при выращивании растений на цветнике и огороде.

         Разведение растений и наблюдение за ними – одно из наиболее любимых занятий не только детей, но и воспитателей. Этот вид деятельности имеет большую протяженность во времени и включает в себя целый ряд взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является создание зелёных огородиков. Ежегодно, в преддверии этой работы, в детском саду объявляется конкурс «Огород на окне». Принимая участие в конкурсе, каждый воспитатель имеет дополнительный стимул для проявления своего творческого потенциала, расширения способов педагогического воздействия на детей, роста профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания дошкольников. Для оценки участников конкурса выбираются такие критерии,  как:  многообразие культур, используемых для выращивания и наблюдения, ведение дневников наблюдения за ростом  растений и фиксации результатов опытов, использование алгоритмов трудовых действий и последовательности проведения экспериментов, индивидуальный подход к каждому ребёнку, эстетика оформления, наличие стимульного материала (декоративных элементов, игровых персонажей, привлекательного оборудования для труда и экспериментальной деятельности), участие родителей, планирование с реализацией мини проекта.

        Выращивание растений в разных возрастных группах было объединено общими задачами, и поэтому для нас очевидна целесообразность проведения такой работы в рамках долгосрочного проекта «Огород круглый год», который реализовался в течение нескольких месяцев (с февраля по октябрь включительно).

         Проект носил интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдали, экспериментировали, играли, читали, слушали музыку, выполняли пластические этюды, вместе с родителями и педагогами подбирали информацию в энциклопедиях и другой литературе, ставли спектакли, ухаживали за растениями, рисовали. При этом активизировались все органы чувств: дети трогали предметы, рассматривали их, нюхали, пробовали на вкус. Проект предполагал тесное сотрудничество с родителями (поиск информации, сбор и проращивание семян, приготовление блюд, создание костюмов, декораций и т.п.) В зависимости от возраста детей ,использовались различные формы организации работы с детьми: от индивидуальной до групповой. Чем старше дети, тем больше индивидуальных заданий они могут выполнять. Содержание деятельности также усложнялось в зависимости от возрастных особенностей дошкольников. Выращивать растения и наблюдать за ними, отгадывать загадки, слушать сказки могут и дети трех-четырех лет. Более сложные исследовательские задания планировались с дошкольниками пяти-семи лет.

          Проект был составлен из ряда подпроектов,  которые выполнялись разными группами детского сада или разными семьями. Каждый под проект посвящался определенному растению (определенному способу размножения растений) и выполнялся по общей схеме, т.е. включал три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решались определенные задачи. В зависимости от объекта исследования проект дополнялся рядом специфических заданий. Примеры под проектов: «Лук от всех недуг», «Весна нам поручила вырастить редис» (Приложение 3), «Продлим жизнь растению цветника», «Горох – тонкий стебелек», «Сеньор Помидор», «Путешествие внутрь грядки» и др.

Таким образом, вся организованная и проведенная нами работа способствовала формированию у детей знаний о способах и необходимости трудовых действий, развитию трудовых навыков и умений по уходу за растениями и животными. Между детьми сформировались положительные взаимоотношения, укрепились чувства коллективизма, взаимопомощи. У ребят развивается эмоциональное отношение к труду в природе, в группе. Они самостоятельно ухаживают за растениями, бережно к ним относятся, сопереживают, эмоционально реагируют на положительные изменения в их развитии. В целом сложилась система работы по формированию у детей устойчивого эмоционально - положительного отношения к труду в природе. В дальнейшем предполагается проведение просветительной работы по данной проблеме с родителями в форме консультаций, практикумов, а также привлечение родителей к участию в работе по благоустройству территории детского сада, созданию элементов ландшафтного дизайна.



Предварительный просмотр:

Приложение

Эксперимент: Влияние освещенности на скорость роста

Педагог  предлагает детям высказать предположение, где быстрее растут растения: на свету или в темноте. Выслушав разные мнения, он не даёт окончательного ответа и советует провести опыт: одни растения выращивать на свету, другие - в затененном месте, где-нибудь за шкафом, куда свет падает с одной стороны. Когда высота растения составит 8-10 см, дети сравнивают их длину и убеждаются, что в затененном месте растение длиннее, но тоньше, чем на свету. Педагог объясняет: когда света не хватает, растение стремится расти как можно быстрее, чтобы скорее выбраться на свет.

Эксперимент: Зависимость состояния растений от качества почвы.

Для эксперимента понадобятся разные виды почв (песчаная, глинистая, черноземная). При отсутствии песчаных и глинистых почв можно воспользоваться обычным песком и глиной. Дети насыпают их в небольшие ёмкости и сеют в них любые семена.  

Отверстия в дне не делают, так как продолжительность эксперимента невелика. Полив осуществляют по мере необходимости. Избегают избыточного увлажнения почвы.

Вначале разница между всходами будет незначительной, так как на ранних этапах своего развития проростки питаются запасными питательными веществами, содержавшимися в семени. Через несколько дней они перейдут на почвенное питание, и тогда станет заметной разница во внешнем виде экспериментальных растений. Проростки, растущие на черноземе или на удобренной почве, будут крупными, сочными, ярко-зелеными. На песке растения развиваются медленно; они выглядят слабыми и бледно-зелеными. В стаканчиках, заполненных глиной или глинистой почвой, появление всходов может задержаться, так как маленьким растениям трудно пробиться через тяжелую глину. Их развитие тоже затормозится, поскольку глина плохо пропускает воду и воздух.

Вывод: растения лучше всего развиваются на черноземных почвах, которые богаты солями, имеют рыхлую структуру, благодаря чему хорошо пропускают воду и воздух. Воспитатель сообщает, что такие почвы называются плодородными.



Предварительный просмотр:

Таблица

Месяц

Познавательный блок

Практический блок

В детском саду

В семье

В детском саду

В семье

Февраль, март, апрель

Наблюдение «Семена все разные и живые».

Цикл занятий «От семечка до урожая».

Подпроекты: «Путешествие внутрь грядки», «Лук от семи недуг», «Сеньор помидор».

Экскурсия в магазин «Семена».

Коллекционирование семян овощных культур.

Оборудование «мини-тепличек».

Образовательно-игровой семинар для родителей «Зелёные друзья» в жизни ребёнка и всей семьи.

Анкетирование «Наблюдаем дома вместе с ребёнком за растениями».

Посадка овощных культур для огородов на окне.

Организация эксперимента и наблюдения за ростом лука.

Выращивание семян без почвы, выращивание растений черенками.

Ведение дневников наблюдений.

Фиксация опытов выращивания овощной и цветочной рассады.

Приобщение детей к уходу за растениями дома.

Привлечение родителей к созданию экологического театра овощей (связанные, сделанные из бросового материала и т.д.)

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для группового огорода.

Май

Обучение детей посеву семян разными способами.

Занятия на экологической тропинке:

«Кто посеял одуванчик?»

«Очаровательные сорняки»

«В гости к растениям-многолетникам».

Консультация для родителей:

«Как организовать труд ребёнка на дачном  участке?»

Разбивка грядок и дорожек на огороде (перекапывание земли, грабление).

Оформление грядок бордюром из пластиковых бутылок.

Выгонка луковиц гладиолусов.

Посев семян овощных и цветочных культур.

Помощь родителей в организации огорода на территории детского сада.

Участие родителей в секции «Зелёный детский сад» (помощь воспитателям в оформлении клумб на участках).

Июнь, июль, август

Организация и проведение циклических наблюдений за всходами, ростом и плодоношением овощных культур.

Знакомство с историй овощей по книге Г.А. Шорыгиной «Овощи, какие они?»

Тренировочные игры:

«Посадим, хозяюшка, семечко», «Я – растение».

Заучивание стихов об овощах.

Придумывание и составление загадок об овощах.

Составление описательных рассказов.

Подпроекты:Д/и «Что за чем?»,

«Что нужно нашему растению?»

«Весна нам поручила вырастить редис»

«Горох – тонкий стебелек».

Составление загадок об овощах совместно с детьми.

Консультации для родителей «Овощами можно лечиться».

Чтение познавательной литературы об овощах, растениях (энциклопедии, журналы).

Систематическое проведение необходимых трудовых действий: полив, прореживание, рыхление, прополка, пасынкование, подставка тычин.

Проведение экспериментов.

Зарисовки в календарях наблюдений и фиксация результатов опытов.

Размещение этикеток.

Высадка рассады в грунт.

Оформление гербариев роста растений.

Оформление выставки-презентации: «Огородные истории».

Организационные работы дежурных (срезать укроп, петрушку, отнести на кухню).

Игры-исследования на даче: «Найди овощ по ботве»,  «Овощной салат».

Изготовление этикеток с опознавательными рисунками для высаживания культур, колышков, мерных палочек.

Привлечение родителей к приобретению необходимого инвентаря для труда на огороде (носилок, лопаток, граблей, ведерок, леек).

Конкурс-презентация блюд из овощей для малышей.

Сентябрь, Октябрь

Проведение праздника  урожая.

Инсценировка «Спор овощей»

Цикл занятий «Что мы знаем об овощах»

Подпроект: «Продлим жизнь растениям цветника»:

Д/и: «Что в корзинку мы берём?», «Что съел?», «Съедобное-несъедобное» и т.д.

Уборка урожая овощных культур.

Сбор семян цветов.

Пересадка цветов в ящички для дальнейшего наблюдения в группе.

Очистка огорода, подготовка к будущему посеву.

Организация выставки поделок из овощей.

Участие родителей в организации выставки поделок из овощей.

Изготовление костюмов к празднику.

Изготовление овощей из папье-маше для организации игры «Овощной магазин».

Фотовыставка «Как мы трудились на даче».



Предварительный просмотр:

Приложение

Подпроект «Весна нам поручила вырастить редис»

Материал и оборудование: ящик ощущений, коллекция семян, лопатки, грабли, лейки, клейстер, бумага, карандаши, колышки, карта-маршрут, подарок (игра, сладкое угощение), ленточки, верёвочки …, календарь труда.

Игра с ящиком ощущений. В группу к детям приходит посылка, на которой написано «Детский сад «Светлячок», четвертая группа. Педагог предлагает узнать, что внутри. Дети по очереди определяют на ощупь, что лежит внутри ящика, но не называют предмет, а дают его описание. Потрогать предмет и назвать его признак должен каждый ребёнок. Затем дети открывают «посылку» и находят пакетик с какими-то зёрнышками. Здесь же лежит письмо. Воспитатель его зачитывает: «Дорогие ребята! Вы уже большие и я могу доверить вам одно очень важное дело. Посылаю вам семена, посейте их, вырастите растение, а затем кушайте его на здоровье. Но не забывайте рассказывать мне, как идут дела, что вы делаете, как поживают мои растения. А я буду помогать вам, посылать тепло и дожди. Желаю успехов. Весна».

Рассматривание коллекции семян. Воспитатель спрашивает у детей, что это за семена. Дети высказывают свои предположения. Для уточнения обращаются к своей коллекции семян и, сравнивая присланные семена с коллекционными, приходят к выводу, что скорее всего это редис, но может быть редька или капуста.

Встаёт вопрос: как же его выращивать? В каких условиях он нуждается?

Домашнее задание: обсудив с детьми эти вопросы в объёме имеющихся у них знаний, воспитатель даёт задание на дом – выяснить у родителей. Как выращивать редис. Ту же просьбу он повторяет родителям, когда те приходят за детьми.

Беседа.

В ходе беседы выясняются проблемы, поставленные накануне. Педагог задаёт вопросы:

- Когда надо сеять редис: сейчас, пока прохладно, или через месяц, когда станет тепло?

- С чего начать работу?

- Будем ли замачивать семена?

- Как проверить, не погибли ли они?

- Как подготовить почву?

- На какую глубину заделывать семена? И т.д.

Дети делятся с педагогом и друг с другом знаниями, полученными от родителей.

Подготовка семян к посеву.

Используются два способа: часть семян замачивается, а часть наклеивается на узкие полоски газеты с помощью крахмального или мучного клейстера. При работе дети пользуются шаблонами.

Посев семян.

Кратко напомнить детям правила посева, педагог разбивает группу на два-четыре звена и распределяет обязанности между ними: мальчики копают грядки и рыхлят почву, девочки делают бороздки и кладут в них семена. Звенья запоминают свои бороздки. Их можно пометить колышками или иными условными знаками. В конце работы мальчики граблями разравнивают поверхность грядки. Девочки слегка утрамбовывают. Затем дети обильно поливают грядку водой. Вода не только обеспечивает набухание семян, но и способствует дополнительному уплотнению почвы.

Рисование «Как мы сеяли редис».

В группе воспитатель спрашивает: «Ребята, как же мы расскажем Весне, что уже посеяли семена? Писать-то вы не умеете.». создав проблемную ситуацию, он выслушивает разные предположения, давая детям возможность свободно высказать свои мысли. Коллективно приходят к выводу: если мы не умеем писать, то можем рассказать о своей работе в рисунках. Дети рисуют по замыслу, воспитатель собирает все детские работы и оформляет в папку «Дневничок труда». Воспитатель обещает выслать работы по почте Весне.

Трудовые действия по уходу за растениями.

Дети в течение нескольких дней посещают и поливают грядки. Когда на грядке появляются всходы, дети обнаруживают на ней пакет из плотной бумаги, на котором сделана надпись «Детский сад «Светлячок», четвёртая группа». В пакете письмо: «Дорогие ребята! Я получила ваши рисунки и очень обрадовалась. Спасибо, что вы так быстро выполнили мою просьбу. Из рисунков я увидела, что вы всё выполнили правильно. Молодцы! Вы заметили, что я всегда находилась рядом с вами. Сейчас у меня очень много дел в природе – надо разбудить все деревья и одеть их листочками, надо разбудить живых, которые спали всю зиму. Но не забываете, что я разбужу и травы, а среди них много сорняков. Следите, чтобы они не заглушили ваши растения. Они ещё маленькие и слабые, растут медленнее сорняков. Ваша воспитательница научит вас, как вести прополку. Желаю успехов, жду сообщений о том, что сделано. Весна.».

Далее под руководством воспитателя дети проводят первую прополку своей грядки. В конце работы обсуждают, как сообщить об этом Весне. Воспитатель подводит детей к идее гербаризации.

Составление гербариев.

Чтобы сообщить Весне о выполняемой работе, ребята засушивают по нескольку экземпляров каждого сорного растения, встречающегося на грядке.

Гербаризируют и редис на разных стадиях развития. Гербаризируемые растения приклеивают на общие листы. Там, где размещены сорняки, ставят букву С, а там, где вырос редис, - букву Р.

Цель данного этапа – дать детям биологические знания о внешнем виде культурных и дикорастущих растений, встречающихся на участке. Далее дети составляют коллективное письмо Весне. Воспитатель пишет под диктовку детей. В содержании письма отражены реальные события, которые случились в группе в последнее время.

Например: «Дорогая Весна! Мы выполнили все твои советы, выпололи сорняки. Пожалуйста, проверь, правильно ли мы отличили их от своих растений. Сейчас грядка чистая. Пиши, что нам делать дальше. Мы очень рады твоим письмам и с большим удовольствием выполняет твои поручения. Дети».

Бандероль с гербарием и письмом воспитатель «отправляет» Весне.

Сбор урожая.

Во время посещения грядки дети находят первые созревшие плоды (1-2 достаточно крупные редиски). Возникает проблема: что делать с редисом. Обычно наблюдает три варианта поведения: съесть самим, отправить Весне или угостить малышей. Конечно, больше всего хочется попробовать самим, но детей постоянно учат подчинять личные желания общественным. Поэтому воспитатель должен помочь детям найти моральное оправдание своим естественным побуждениям: как же мы можем отдавать кому-то первые редисины, если не знаем, что получилось. Давайте вначале попробуем сами , а следующими поделимся с другими. Основной урожай ещё впереди. В группе дети моют корнеплоды и делят на части, равные по количеству детей.

Цель данного занятия – дать биологические знания о вкусовых качествах редиса.

Через несколько дней, когда на грядке можно собрать достаточно богатый урожай, дети выкапывают корнеплоды, рассматривают их, находят «хвостик» - корень, сравнивают свою редиску с другими, выясняют, у кого она крупнее.

В группе из редиса делают салат, добавляют зелень и подают к обеду в качестве салата.

Когда дети приступают к еде, воспитатель говорит: «Спасибо тем, кто вырастил этот вкусный редис. Ребята, кому же это спасибо? Нам? Давайте же громко скажем «Спасибо нам!». Дети с удовольствием выполняют просьбу воспитателя.

Во второй половине дня несколько экземпляров редиса укладывают в коробочку и отправляют Весне. При этом воспитатель обращает внимание детей на то, что корнеплоды лучше не мыть, так как при этом можно повредить нежную кожицу, тогда редис быстрее завянет и даже может испортиться. Поэтому его лучше хранить в том виде, в котором он извлечён из почвы. Весна хорошо знает об этом и не только не обидится на грязь, но даже похвалит ребят за хорошие знания. В коробочку вкладывает письмо с просьбой оценить результаты труда детей.

В следующие дни дети продолжают снимать урожай, угощают малышей и родителей.

Заключительный этап.

Досуг «Сюрприз от Весны». Перед выходом на прогулку дети обнаруживают в раздевальной комнате письмо от Весны, примерно такого содержания: «Дорогие ребята! Я получила вашу посылку. Попробовала выращенные вами редис и угостила Лето.  Нам он очень понравился. Спасибо за ваш труд, за ваши хорошие, добрые, умелые руки, которые не любят лениться и всё время стараются делать что-нибудь хорошее.

В благодарность я приготовила для вас подарок и спрятала его на территории детского сада. Вы его найдёте по стрелкам и запискам, которые я оставила во дворе. Как только выйдете из дверей, повернете направо, пройдёте пять шагов и под клумбой ищите первую записку.

А теперь мы должны попрощаться до будущего года. Я ухожу, а вместо меня приходит Лето. Дружите с ним, и оно тоже подарит вам много радости. До свидания, ребята! Весна.»

Используя все известные приёмы ориентирования на местности (карта, маршрут, указатели), дети приходят к укромному месту, где закопан (подвешен) подарок от Весны. В коробочке (корзинке) могут находиться сладкие угощения, игрушка, игра. Дети забирают подарок в групповую комнату и делятся впечатлениями, вспоминая, как они работали и намечают планы на будущее.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс учебно-опытных участков

Закончился муниципальный этап смотра-конкурса УПБ и УОУ. Победителям стала МБОУ Уваровщинская сош....

Обобщение опыта по теме: «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ – КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»

Актуальность педагогического опыта.             Актуальность данной  темы определяется требованиями современной ситуации в развитии обществ...

Хезмәт эшчәнлеген оештыру процессында балаларның танып белү активлыгын үстерү / Развитие познавательной активности в процессе организации трудовой деятельности дошкольников

Хезмәт эшчәнлеген оештырганда, тәрбияче, балаларның төрле яклап үсешен тәэмин итә, үз көчләренә ышанырга, тормышта һәрвакыт кирәкле осталык һәм күнекмәләр формалаштырырга булыша, җаваплылык һәм мөстәк...

Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию дошкольников «Труд детей в природе»

В своей работе делюсь своим опытом по трудовому воспитанию: "Труд  детей в природе"....

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.

Не  нужно, наверное, никому  доказывать  важность  вопроса  трудового  воспитания  детей.  Все мы  знаем,  что  трудовое воспитание  - это...

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. (труд в природе)

ТРУД – это важнейшее средство воспитания,начиная с дошкольного возраста, в процессекоторого формируется личность ребенка,складываются коллективные взаимоотношения...

Из опыта работы «Организация практической деятельности дошкольников в природе»

      На сегодняшний день стал более жизнен вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образоват...