Игра как средство экологического воспитания дошкольников
методическая разработка по окружающему миру на тему

Сидоренко Людмила Григорьевна

Представление опыта по экологическому воспитанию с использованием игровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_sidorenko.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт

Муниципальный  этап всероссийского конкурса

«Воспитатель года 2011»

Игра как средство экологического воспитания

дошкольников

                                                                  Сидоренко Людмила Григорьевна

                                                                              воспитатель первой                                          

                                                                              квалификационной  категории

                                                                              МБДОУ «Колосовский детский  

                                                                              сад Колосовского района Омской  

        области

Колосовка  2011

Содержание:

1.Актуальность………………………………………………………..                                                          

2.Теоритическое обоснование ……………………………..4                                  

3.Система опыта…………………………………………………….4

4.Результативность опыта……………………………………..8

5.Библиографический список……………………………….9

6.Приложение……………………………………….................10

Актуальность опыта

Экологическое  образование и воспитание дошкольников чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В настоящее время именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно. Игра является одним из интереснейших видов человеческой деятельности, ведущим видом деятельности дошкольников. Детская игра – это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и социальной действительности,  где ребенок отображает впечатления от познания этих явления. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, которые готовят переход к новой, более высокой ступени развития. Одновременно игра имеет огромный потенциал для развития творческих способностей. Во время игры развивается речь, чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера, и закладываются первые творческие способности.

Теоретическое обоснование

Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А.Хайдуровой,  Т.Г.Саморуковой, И.Т.Суравегиной и др.

Результат экологического воспитания  большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры. Проблемы изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова, Н.Ф.Виноградова.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры, осознанно-правильное отношение к предметам и явлениям живой и не живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в данный период жизни. В настоящее время в связи с выходом ФГТ игре в дошкольном возрасте уделяется всё большее значение


Система опыта

Игра как основной вид деятельности дошкольников, является жизненно необходимым компонентом, особенно в современном этапе, в связи с выходом ФГТ, когда игра приобретает еще большее значение.

Цель игровой деятельности:

- создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи игровой деятельности:

  1. Научить отображать в игре полученные от общения с природой знания и опыт.
  2. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.
  3. Воспитывать чувство, сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, деревьям, насекомым, птицам, животным, человеку.

Работая по программе М.А. Васильевой я стала замечать то, что дети недостаточно бережно относятся к окружающей среде, к цветам, деревьям, бабочкам, жукам, птицам, животным.

В результате своих наблюдений я пришла к выводу, что необходимо активизировать свою работу с детьми дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у детей наиболее интенсивно формируется нравственные и моральные качества.

И так как игра это основной вид деятельности дошкольников, считаю, что наряду с другими методами экологического воспитания, она играет так же огромное значение.

В своей работе я использовала различные игры.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, засушенные цветы, камешки, ракушки, шишки) позволяют закреплять знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Такие игры я организовывала во время прогулок, когда дети непосредственно соприкасаются с деревьями, кустарниками, цветами, листьями семенами.

Для того чтобы  дети имели возможность чаще соприкасаться с природой, старалась чаще организовывать прогулки не только на участках детского сада. Мы ходили на экскурсии в парк, находящийся  вблизи детского сада, реки Оша.

Зимой ходили на лыжах по реке и устраивали различные игры и соревнования. Летом играли на берегу реки в различные подвижные игры. Ходили на экскурсию в осенний лес, где так же организовывали игры и драматизации русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса».

Во время прогулок и экскурсий старалась прививать детям нравственные и моральные качества, знакомила с правилами поведения в природе: не ломать деревья и кустарники; не рвать без необходимости цветы, не топтать; не беспокоить птиц и животных шумом.

После прогулок и экскурсий дети применяли полученные знания и опыт в сюжетно-ролевых играх.

Большое значение в экологическом воспитании имеет и настольная игра.

Настольно-печатные игра «Лето», «Парные картинки», «Что лишнее?» подводят ребенка к умению классифицировать предметы и явления.

Настольные игры, устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание из нескольких частей – сложный процесс осмысления, работы воображения. В настоящее время стали популярны пазлы, где картинки имеют особый способ соединения. На них могут быть изображены животные, птицы, овощи, разные состояния погоды, времена года.

Словесные игры  отличаются тем, что процесс обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений., без опоры на наглядность . Словесные игры делятся условно  на 4 группы:

- игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, правильные умозаключения («Похож – не похож», «Что где растет?», «Кто, где живет?»);

- игры, с помощью которых, формируется умение выделять главные признаки предметов и явлений («Магазин»);

- игры, которые учат обобщать, классифицировать предметы по различным признакам («Назови одним словом», «Назови три предмета», «Кому это нужно?»);

- игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки («Испорченный магазин», «Летает - не летает», «Съедобное – не съедобное»).

Свою работу старалась строить на сотрудничестве с детьми, исключая авторитарную модель обучения.

Обучающий процесс  строила так, чтобы ребенок мог самостоятельно решить проблему или задачу, поставленную в ходе игры, мог задавать вопросы, выдвигать свои способы решения кругозора детей, на формирование целостной картины мира.

Так же было проведено развлечение «Антошка нам расскажет о картошке», в ходе которого дети узнали о полезных свойствах не только самой картошки, но и о лечебных свойствах его цветков.

Большое значение уделяю работе с родителями, которые принимают участие в различных конкурсах  таких, как «Солнечная страна» во время участия в котором дети с родителями вместе мастерили кормушки для птиц; участвовали в обустройстве участка, различных поделок, дорожек. Родители вместе с детьми участвуют в осенних выставках «Дары природы», во время которых у детей развивается фантазия и воображение в процессе превращения овощей в сказочные  персонажи.

Результативность опыта

Анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по созданию условий для формирования у детей экологического сознания и экологической культуры, а так же представлений об универсальности  и самоценности природы, привела к тому, что экологические знания  детей приобрели новое качество – они стали результатом.

Заметно изменилось отношение детей к природным объектам.

В процессе наблюдений за природой  в сознании  детей  появилось ясное с точное представление о предметах и явлениях природы, о том, что в природе все взаимосвязано, что любые особенности растений и животных подчинены определенным законам.

А человек, являясь частью природы, наделенной сознанием, своим трудом активно воздействует на природу. Главное, чтобы это воздействие было не во вред, а на пользу природе.

Библиографический список

 

1.Иванова А.И.«Экологические наблюдения в детском саду»

   М:«ТЦ Сфера», 2004    

2.Иванова А.И «Методика организации экологических наблюдений и эксперименты в детском саду» М:«ТЦ Сфера», 2004    

3. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.» М:«ТЦ Сфера», 2004                

4.Кондратьева Н.Н Программа экологического образования детей «Мы» С-Пб «Детство — пресс» 2003

5.Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства» М: «Мозаика-Синтез» 2004

     

Сидоренко Людмила Григорьевна                               МДОУ «Колосовский детский сад»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Введение Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, ч...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников.

Сообщение воспитателя на педсовете о роли дидактической игры в воспитании дошкольников....

Статья на тему: Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. П...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Мастер-класс с аудиторией взрослых «Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников»

Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по по...