педагогический проект "Мамы всякие нужны, их профессии важны"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

леонтьева ирина геннадьевна

подробное описание ситемы работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с женскими профессиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_znakomim_s_professiyami.doc1023 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №158» с приоритетным осуществлением социально-личностного развития управления образования администрации

г. Чебоксары

Педагогический проект:

«Мамы разные нужны, их профессии важны»

для детей 6-7 лет с ОНР

                                                                            Разработчик проекта:

                                                                            Воспитатель:

                                                                            Леонтьева Ирина Геннадьевна

г. Чебоксары 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Разработчик проекта.
  2. Актуальность
  3. Проблематика.
  4. Ключевая проблема.
  5. Концепция.
  6. Цель проекта.
  7. Задачи проекта.
  8. Целевые группы.
  9. Факторы, затрудняющие решению поставленной цели.
  10. Сильные стороны.
  11. Слабые стороны.
  12. Угрозы, риски и ограничения.
  13.  Гипотеза
  14. Ожидаемые результаты.
  15. Этапы  работы.
  16. Оценка результатов.
  17. Программно-методическое обеспечение.
  18. Цифровые образовательные ресурсы.
  19. Приложение:
  • Загадки о профессиях
  • Стихи о профессиях
  • Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников

1. Разработчик проекта

воспитатель МБДОУ «Детский сад №158»  города Чебоксары Чувашской Республики

ЛЕОНТЬЕВА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА

2. Актуальность

          На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности.

Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей и др.

           Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

Важным направлением социально-коммуникативного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.

              В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.

             Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.

              Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются.

            В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

  1. Проблематика

          Выделяя основное из всего описанного и учитывая условия ДОУ, реализуемые программы, данные обследования детей можно обозначить следующие проблемы:

- Недостаточность знаний у детей об особенностях профессий

 - Низкий словарный запас у детей по данной  теме.

 - Незаинтересованность родителей в совместной игре с детьми в профессии.

- Слабое дидактическое обеспечение;

- Недостаточность финансового сопровождения;

  1. Ключевая проблема.

           Суммируя все проблемы, выделяется ключевая проблема:

отсутствие системного подхода в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста трудом взрослых.

5. Концепция.

            При целенаправленной и систематизированной работе можно расширить представления детей о профессиях их мам и создать условия для применения детьми этих знаний в своей игре.

    6. Цель проекта:

Расширить и  обогатить знания детей о многообразии профессий мам  (взрослых в ближайшем окружении), используя для этого разные формы работы.

7. Задачи проекта:

Образовательные:

  • Расширять у детей  представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
  • Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
  • Сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об эволюции предметов, изменении профессии  в связи с этим;
  •  Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.
  • Заинтересовать родителей в совместной игре  с детьми в профессии.
  •  Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях чувство уважения к труду  взрослых.
  • Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
  • Воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
  • Развивать чувство гордости за свою маму, чувство собственного достоинства.
  • Привлекать детей к посильному участию к подготовке праздника 8 марта, к выполнению обязанностей по дому в помощь маме.

     8. Целевые группы:

  • дети
  • педагоги
  • музыкальный руководитель
  • родители

9 Факторы, затрудняющие решению поставленной цели.

  • Недостаточное бюджетное финансирование ограничивает приобретение игр и пособий, вследствие чего проблема не решается полностью.
  • Не у всех родителей  сформировано понимание важности проблемы.
  • Большинство детей из семей с материальными проблемами. Сложившийся социальный фактор иногда мешает выполнению рекомендаций воспитателя.
  • Мало авторских диагностических инструментариев, без которых также невозможно отслеживать результативность воспитательно-образовательной работы, проводимой в данном направлении.
  1. Сильные стороны.
  • Наличие высшего и специального образования у воспитателя.
  • Своевременное периодическое прохождение курсов повышения квалификации при ЧРИО.
  • Наличие педагогического опыта у педагогов группы.
  • Накоплен большой дидактический материал и методическая литература в ДОУ по данной проблеме.
  • Богатая предметно-развивающая среда  группы.
  • Положительный имидж группы среди родителей детского сада, микрорайона и педагогов.
  1. Слабые стороны.
  • Недостаточно богат методический фонд группы;
  • Недостаточное финансирование групп для создания благоприятной развивающей среды;
  1. Угрозы, риски и ограничения.

          Слабые стороны создают угрозы, риски и ограничения в выполнении проектной темы.

  • Существует угроза того, что в связи с недостаточным финансированием группа не будет обеспечена современными методическими, дидактическими и практическими пособиями.

13. Гипотеза:

Дети знают, что их мамы работают, но и мало знаем где и кем. В ходе реализации проекта дети получат знания о женских профессиях, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к занятию матерей, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о профессиях, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе мам и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

14. Ожидаемые результаты:

-  Дети должны знать и называть профессии своих мам и их значимость;

-  Дети должны знать и называть  большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, должны уметь составить описательный рассказ о профессии.

-  Сделать детей более раскрепощенными и самостоятельными.

-   У детей должно быть сформировано чувство гордости за свою маму и желание помогать и оберегать ее.

- У родителей должен проявиться интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы.

15. Этапы  реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

Срок: с 11января 2016 года по 29 января 2016 года.

Задачи этапа:

  1. Поиск и изучение необходимой для проектной деятельности информации (подбор литературы, пополнение методического и дидактического материала, пособий и т.д.)
  2. Сформировать пакет диагностического инструментария для проведения диагностики с детьми и с родителями.
  3. Проведение исследований в рамках проекта (диагностика детей, анкетирование родителей)
  4. Разработать и согласовать проект с руководителем МБДОУ

Содержание:

п/п

Мероприятия

Сроки

вып-я

Ответственные

Ресурсы

1

Изучение передового практического опыта

Январь

Леонтьева И.Г.

Библиотека

2

Подбор методической литературы по данной проблеме

Январь

Леонтьева И.Г.

Библиотека

Книжные магазины

3

Комплектование пакета диагностического инструментария

Январь

Леонтьева И.Г.

Библиотека

Интернет

4

Первичная диагностика детей

Январь

Леонтьева И.Г.

Опросник для детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессиональная деятельность взрослых»

(Л.В. Куцакова)

6

Беседа с родителями по теме

Январь

Леонтьева И.Г.

7

Подготовка материально-технических условий для осуществления проекта

Январь

Леонтьева И.Г.

Родители

Методическая литература

Книжные магазины

Интернет

8

Разработка перспективного плана по ознакомлению детей с профессиями

Январь

Леонтьева И.Г.

Библиотека

Интернет

9

Разработка проекта

Январь

Леонтьева И.Г.

Библиотека

2 этап. Практический.

Срок: с 1 февраля 2016 года по 11 марта 2016 года

Задачи этапа:

  1. Реализовать проектную идею через мероприятии с детьми, с родителями.
  2. Повысить педагогическую грамотность родителей.
  3. Информировать педагогический коллектив о ходе реализации проекта.

1. Работа с детьми:

Форма проведения

Программное содержание

1

Беседа «Кем работают твои родители»

Закрепить знания детей своего домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы.

2

Рисование на тему: «Кем ты хочешь стать?

Учить передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображать людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке. Развивать технические навыки.

3

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Расширять представления о женских профессиях, обогащать игровой опыт детей по данной теме.

4

Чтение произведения Д.Родари «Чем пахнут ремесла»

Учить понимать мораль и идею произведения

5

Лото «Кем быть»

Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

6

Дидактическая игра «Играем в профессии»

Воспитывать в детях чувство уважения к труду  взрослых.

7

Игра «Угадай мою профессию»

Учить определять профессии по атрибутам

8

Игра «Назови мамину профессию»

Закрепит название женских профессий. Упражнять в словообразовании (ткач-ткачиха, повар- повариха)

9

Игра «Самый главный»

Упражнять в составлении рассказа о профессиях.

10

Экскурсия в парикмахерскую.

Расширять у детей  представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

11

Презентация: «Моя мама на работе»

Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

12

Вечер загадок о профессиях

Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

13

Чтение произведения

С.Михалкова

 «А что у вас?»

Обогащать знания детей по теме.

14

Игра “Подскажи словечко”

Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму

15

Игра «Собираемся на работу»

Учить детей подбирать инструменты для людей разных профессий. Уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых, использовать эти знания в процессе сюжетно-ролевых игр.

16

Сюжетно-ролевая игра «Папа вызывает врача»

Учить детей брать на себя роли мамы, папы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Продолжать учить действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой: пользоваться в игре атрибутами по назначению; сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги. Воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения. Учить относиться к кукле, как к дочке.

17

Утренник «8 марта - мамин праздник»

Развивать чувство гордости за свою маму, чувство собственного достоинства. Привлекать детей к посильному участию к подготовке праздника 8 марта, к выполнению обязанностей по дому в помощь маме.

18

Оформление фотоальбома «Моя мамочка»

Развивать чувство гордости за свою маму, чувство собственного достоинства.

Работа с родителями:

Форма проведения

1.

Беседа «Знакомим детей со своей профессией»

2.

Создание презентаций: «Моя мама на работе»

3.

Участие мам в подготовке и проведении праздника 8 марта

3 этап. Заключительный

Срок: с 14 по 31 марта 2016 года

Задачи этапа:

  1. Подвести итоги работы по реализации проекта.
  2. Оценить эффективность проекта.
  3. Распространить передовой опыт работы по данной проблеме.

1. Работа с детьми:

№ п/п

Мероприятия

1.

Праздник  «8 марта – женский день»».

2.

Диагностика  уровня знаний по теме.

2. Работа с родителями:

№ п/п

Мероприятия

1.

Ознакомление с результатами диагностики.

2.

Организация фотовыставки «Моя мама на работе»

3. Работа с педагогами:

№ п/п

Мероприятия

1.

Презентация проекта перед коллективом.

2.

Распространение  материала для практического использования с детьми среди педагогов детского сада

16. Оценка результатов.

Мониторинг и оценка результатов реализации проекта осуществляется по направлению:

Мониторинг уровня знаний

воспитанников подготовительной группы №24

по теме «Профессии»

март 2016 г.

Из диаграммы видно, что к концу реализации проекта детей с высоким уровнем развития стало 90%, со средним 10%, с низким уровнем развития детей нет.

         Результаты диагностики показывают, что дети знают и называют  большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.  Дети стали  более раскрепощены и самостоятельны. В свободной  деятельности  широко применяют  пение песен, используют для этой цели  атрибуты и наряды.

           У родителей появился интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы.

           Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Вывод: я считаю выбранная мною проблема «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых» очень важна. Дает хорошие результаты,  требует небольших финансовых вложений, а сам проект дает возможность целенаправленно, систематически работать над данной проблемой.

  1. Программно-методическое обеспечение.
  1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-
  2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет.
  3. Буре  Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7  лет).
  1. Цифровые образовательные ресурсы.
  1.  www.solnet.ee – портал солнышко ( для воспитателей и родителей).
  2. www.adakids.ru – детская поисковая система.
  3. www.ivalex.vistcom.ru- все для детского сада.
  4. chrio.cap.ru- сайт ЧРИО
  5. www.logopedya.com

  1. Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Все профессии нужны, все профессии важны"

В старшем дошкольном возрасте  особое значение для полноценного развития детской личности приобретает    дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов....

Педагогический проект "Все профессии нужны - все профессии важны!"

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "Все профессии нужны - все профессии важны!"...

Мамы всякие важны, мамы всякие нужны./ о профессиях мам\

В мире существует тысячи различных профессий.Нет ненужных профессий.Любая работа важна и нужна людям. Каждый человек выбирает одну, которой он посвящает всю свою жизнь....

КОНСПЕКТ педагогического мероприятия с детьми старшей группы по ранней профориентации Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Ранняя профориентация дошкольников одна из основных задач современного детского сада. Профориентация в дошкольном возрасте - это прежде всего знакомство детей с профессиями родителей и других близких ...

Проект "Мамы всякие нужны, их профессии важны!"

В старшем дошкольном возрасте  особое значение для полноценного развития детской личности приобретает    дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Озн...

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...