Дидактические игры об представление окружающего мира
учебно-методическое пособие по окружающему миру на тему

Устимова Алена Сергеевна

Для детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_3.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс дидактических игр на формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений об окружающей деятельности.

Дидактические игры направленные на  формирование представлений о признаках времен года, названий растений, животных птиц и рыб

«Лото. Времена года» (настольно-печатная игра)

Цель. Расширять представления детей о временах  года (зима, весна, лето, осень), сезонных явлениях. Развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Материал. Набор лото «Времена года» (разрезные картинки с изображением характерных сезонных признаков, большие карточки с пустыми окнами)

Описание. Дети подбирают нужную картинку и закрывают пустое окно.

«Осенние приметы»  (игра словесная  с карточками)

Задачи. Формировать знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Материалы: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук), игровое поле, разделённое на 8 клеток.

Описание:  дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано,  определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Игра «Это когда?» (настольно-печатная игра)

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Материалы. Предметные карточки.

Описание.  У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
  «Признаки времени года» (словесная игра)

Цель. Уточнить и углубить знания о времени года; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Материал. Фишка.

Описание. Воспитатель называет время года (осень) и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенью, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.

«4 времени года» (словесная игра)

Цель. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал. 4 маленьких карточки с символическим изображением каждого времени года,  большие иллюстрации времен года.

Описание.Детям предлагаются 4 маленьких карточки с символическим изображением каждого времени года и большие иллюстрации времен года, ребенку необходимо выбрать иллюстрации со временем года, символ которого он получил и подробно рассказать о нём. 

«Когда это бывает» (словесная игра)

Цель: Формировать знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту природы.

Материал. Картинок с изображением разных времен года

Описание. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки (зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой). На столе лежит стрелка. Воспитатель, раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу, тот, на кого указала стрелка, рассматривает картинку и рассказывает о ее содержании. Затем снова вращает стрелку, на кого она укажет, тот отгадывает, о каком времени года шла речь. После ответа первый играющий показывает картинку. Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.             

  «Угадай время года»  (словесная игра)

Цель: закреплять у детей знания и представления об особенностях каждого времени года.

Задачи. Обогащать словарный запас, развивать связную речь, составлять описательный рассказ. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Игровой материал. Картинки по временам года. Прищепки.

Описание. Воспитатель. - Скажи, пожалуйста, какое время года изображено на этой картинке? Правильно. А как ты это понял? А у меня есть еще и маленькие картинки. Но они выпали из этих рамочек, которые подвешены на веревочке прищепками. Эти картинки перемешались с другими. Найди среди них 4 картинки с таким же временем года, как и на большой, и поставь их в рамочки, которые висят на прищепках. Надави пальчиком на прищепку, подставь под нее картинку и отпусти пальчик. 

Дидактические игры на тему:  птицы, животные, рыбы

 «Назови детёныша» (словесная игра)

Цель.Закреплять знания детей о  перелетных птицах и их детенышей, понятие «перелётные  птицы» (уметь объяснить). Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.  Активизация детского словаря.

 Учить детей   из существительного образовывать новые однокоренные слова.

  Задание. Назвать  птицу и её детеныша.

Материал: разрезные карточки с изображением перелетных птиц с их детенышами.

Описание: Воспитатель предлагает выбрать   детям понравившуюся карточку.  По карточке  рассказать, какая птица изображена на картинке(уточнить это птица перелетная и оседлая), и назвать её детеныша

 Грач – грачонок – грачата; аист - … - …; стриж - … - …; журавль - … - …; лебедь - … - …; кукушка - … - …; утка - … - …; гусь - … - …

«Кто как кричит?» (словесная игра)

Цель. Закрепить представления детей об издаваемых животными звуках, а также их детенышах. Глаголы: лететь, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, чирикает, каркает, воркует, трещит, шипеть, гоготать, щебетать, заливаться, кружить, парить, взлетать, опускаться. Выработать представления о повадках, внешних признаках и образе жизни зимующих пт

Материал. Не требуется.

Задание.  Подбери нужное слово.

Описание.  Воспитатель предлагает детям подобрать нужное слово:  « Ласточка – щебечет, соловей – заливается, кукушка – кукует, журавль – курлычет, гусь – гогочет, утка – крякает, жаворонок – звенит. Ворона каркает; голубь … (воркует); воробей … (чирикает); сорока … (трещит).

  «В мире животных» (настольно- печатная игра) лото

Цель. Учить детей  узнавать перелетных и оседлых  птиц; названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелётных, кочующих птиц; Активизация детского словаря: Существительные: ворона, сорока, воробей, дятел, снегирь, синица, голубь, кормушка, помощь, лебедь цапля, утка, скворец, ласточка, соловей, кукушка, журавль, гусь, утка, жаворонок.

Материалы. Лото «В мире животных».

Задание: поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

Описание. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: сорока к сороке, воробей к воробью, синица к синице  и т.д. (называя птицу и уточняя, перелетная она или оседлая) -  и не разу не ошибется, он получает фишку -красный кружок

 «Скажи, какая? какой?» (словесная игра)

Цель. Уточнять и углублять знания детей о  названиях частей тела птиц (лапки, хвост, крылья, грудь, клюв и т.д.). Учить  детей образовать сложных прилагательных.

Материалы. Не требуются.

Описание.Воспитатель - У сороки белые бока – она какая? – белобокая; у синицы жёлтая грудка – она какая? – желтогрудая; у снегиря красная грудка – он какой? - …; у дятла красная голова – он какой? - …; у воробья короткие лапки – он какой? - …; у вороны длинный клюв – она какая? - …

«Зоологическое лото» (настольно-печатная игра)

Цель:Формировать знания детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.

Материал. Зоологическое лото.

Описание. На карточках изображены дикие и домашние животные. Карточки разложены изображением вниз. Дети отсчитывают по 6 карточек. Положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход.

  «Узнайте животного по описанию».

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

Описание. Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

  «Кто где живёт» (настольно-печатная игра)

Цель. Учить детей классифицировать рыб. Дать понятие о том, что  рыбы живут в разных  водоёмах; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде.

Материал. Разрезные карточки с изображением рыб, большие карточки с водоемом (озеро, речка, аквариум)

Описание. У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Кто живет в аквариуме?» (игра с предметами)
Цель. Познакомить с аквариумными рыбками, сообщить их названия; вызвать  у детей эмоциональный отклик (радость)  от его восприятия золотой рыбки, , желание наблюдать за ними, .

Материал. Аквариум с рыбками.

Описание.  Воспитатель предлагает понаблюдать за рыбками в аквариуме, покормить их. Называя название рыбок, (скалярия,  золотая рыбка) воспитатель  предлагает повторить , чтобы запомнить.

"Пищевые цепочки водоёма" (настольно-печатная игра)

Цель. Формировать   знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Материал. Предметные карточки (лото).

Описание. Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

Игра «Пищевые цепочки в лесу» (настольно-печатная игра)

Цель. Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Материал. Силуэтные  предметные карточки.

Правила игры. Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

Дидактические игры на тему: растения

Определи растение по запаху» (игра с предметами)

Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Описание: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

Что помогло вам почувствовать этот запах?

Где можно почувствовать такой запах?

«Что где растёт» (словесная игра)

Цель: формировать знания  детей о том, где растут лекарственные растения; закреплять умение детей различать и называть полевые цветы; развивать активность и самостоятельность мышления.

Материал:  мяч.

Описание: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

- Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

- Где растёт ромашка? и т.д.

  «Садовники» (настольно-печатная игра)

Цель. Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.
Материал. Набор  настольно-печатной игры «Садовники».

Игровые действия: дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.

Описание. Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; меленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот.кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.

  «Опиши цветочек , мы отгадаем» (словесная игра)

Цель. Учить детей классифицировать растения по их признакам.

Задание: Описать предметы и найти их по описанию.

Описание. Ребенок выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках плода, который надо узнать и назвать.

Дидактические игры, направленные на формирование  временных представлений,  понятий «вчера» и «завтра,  последовательности дней недели

«Волшебный поезд» (настольно-печатная игра)

Цель.Закрепить и систематизировать  знания о днях недели.

Материал.Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона); два комплекта карточек с изображением  дней недели .

Описание.На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

«Части суток» (игры с предметами)

Цель: Закреплять знания детей о частях суток, их характерных признаках; развивать у детей  внимание, логику, находчивость, выдержку.

Материал. Сюжетные картинки, игрушка.

Описание.Взрослый раскладывает на столе 4 картинки-домика, каждый соответствует одной части суток, читает стихотворение о каждой части суток, а ребенок выбирает нужный домик и ставит в него игрушку.

  «Домик дней» (словесная игра)

Цель. Дать знания детям о названиях суток «вчера», «сегодня», «завтра» и активизировать их в речи детей.  Развивать внимание, находчивость, выдержку.

Материал. Изображение дома с окошками «вчера», «сегодня», «завтра». Карточки со стихами.

Описание.Эта игра поможет детям запомнить названия суток «вчера». «сегодня», «завтра» и активизировать их в речи. Педагог читает детям стихи и предлагает поселить каждое стихотворение в соответствующее окошечко.

Дидактические игры, направленные на формирование представлений об орудиях и процессе труда представителей различных профессий

 «Кто это?» (словесная игра)

Цель игры: развивать умение определять представителя той или иной профессии по отличительным признакам.

Материалы. Не требуются.

Ход игры: воспитатель описывает представителя какой-либо профессии, дети угадывают кто это, например: -ходит в белом халате,

-на голове - белый колпак, -без него все ребята останутся голодными, и т. п.

«Да или нет?» (словесная  игра)

Цель игры. Развивать внимание, логическое мышление. Закреплять знания детей, какие инструменты использует человек данной профессии.

Материалы. Не требуются.

Описание. Воспитатель задает провокационные вопросы по теме, например: - повар делает уколы, так ли это?

-дворнику нужен белый халат, так ли это?

-врач должен подметать двор, так ли это?

-шофер пользуется фонендоскопом, так ли это? и т. п.

«Кому что нужно» (игра с предметами)

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Описание: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет,  необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

  «Найди лишний предмет» (игра с предметами)

Цель игры: учить детей анализировать группировать предметы, развивать внимание, мышление.

Материалы. Атрибуты профессии – «Повар»

Описание: на обозрение выставляются (например, занятие «труд повара») :  -две больших кастрюли, одна маленькая кастрюля, чашка, -три чашки разной расцветки и ложка, -кастрюля, чашка, ложка и мяч.

Во всех случаях надо найти лишний предмет.

  «Что кому?»  (игра с предметами)

Цель. Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Игровые действия. Поиск нужных предметов.

Материалы: предметы - игрушки для труда людей разных профессий.

Описание.У взрослого на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки: набор медицинских инструментов, набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ (из конструктора) и т.д.  Взрослый приглашает по одному участнику к своему столу.тот берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают: «Он нужен столяру, плотнику». Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, взрослый предлагает детям их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая - профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

  «Кому что надо?» (игры с предметами)

Цель:систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.

Материалы. Атрибуты повара и врача, колпак повара, шапочка врача.

 Описание. Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого - шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее, передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты». В процессе игры состав ее участников меняется один или, если позволит время, 2 раза.

 

Дидактические игры, направленные на формирование   знаний о предметах посуды

«Накроем стол к чаю» (игры с предметами)

Цель.    Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.  Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда».  Прививать  правила этикета. Воспитывать умение четко выполнять правила игры.

Оборудование. Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.

Описание. Воспитатель объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Дети выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки? Для чего нужно блюдце

  «Угадай, что в руке» (игра с предметами)

Цель.Активизация словаря. Ввести   в словарь детей названия классификаций  посуды (чайная, столовая, кухонная), закреплять в словаре у детей названия предметов посуды. Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов. Обобщать (посуда) и классифицировать (чайная, столовая, кухонная) предметы  посуду. Воспитывать умение четко выполнять правила игры.

Материал: кукольная посуда (чайная, столовая, кухонная).

Описание. Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям кукольную посуду. Затем показывает один из предметов посуды. Дети, которые определи у себя такой же предмет посуды,  делают два  шага к воспитателю и называют этот предмет.

 «Мы посуду перемыли» (игра с предметами)

Цель. Формировать умения  детей классифицировать посуду. Воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. Активировать   словарь у детей. Воспитывать у детей чувство сострадания, желание помочь.

Материал: посуда кухонная, чайная, столовая. 3 – подноса для посуды.

Задание: дети классифицируют посуду следующим образом: кухонная, чайная, столовая.

Описание. Воспитатель предлагает детям помочь «Золушке»  помыть и разобрать посуду на подносы:  желтый для столовой, синий для чайной, красный для кухонной посуды. 

«Найди пару»  (игра с предметами)

Цель. Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.  Формировать знания детей о цветах, знание детей о предметах посуды. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия. Воспитывать у детей желание работать в паре.

Задание: поиски похожего предмета (по форме, по цвету). Искать пару только по сигналу.

Материал:  парные предметы посуды  в соответствии с количеством пар детей.

Описание: По сигналу воспитателя, дети в парах начинают поиск такого же предмета посуды (и по цвету тоже) какой находиться у них в руках.

«Магазин посуды» (словесная игра)

Цель.Уточнять знания детей о  названиях отдельных частей посуды (носик, горлышко, ручки, крышка, стенки, донышко). Учить детей описывать предмет, который нужно купить, быть вежливым и внимательным друг другу, усваивать нормы поведения в магазине: вежливо попросить, поблагодарить.

Материал: посуда, касса.

Задание: загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов посуды.

Описание.  Дети (покупатели) приходя в магазин, описывают предмет посуды (покупку) который хотят приобрести, Продавец  (сперва это воспитатель, затем ребенок по желанию)отгадывает по описанию предмет - продает. С купленными предметами дети потом играют.

  «Фабрика посуды» (словесная игра)

Цель.Дать  детям понятия,  из какого материала делают посуду (стекло, фарфор, хрусталь, чугун, дерево, алюминий).  Развивать слуховое внимание.  Пополнить  словарь детей Прилагательными: пластмассовая, стеклянная, хрустальная, хрупкая и др.

Материал: посуда кухонная, чайная, столовая.

Описание. Дети отвечают на вопросы воспитателя «Какой? Какая? Какие?»Воспитатель поднимая в руках бокал, спрашивает:Бокал из хрусталя (какой?) – хрустальный; чашка …из фарфора…; ложка…из алюминия…; …из чугуна….; … из дерева…; …из глины…; …из пластмассы…

«Почтальон принес посылку» (словесная игра)

Цель. Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Обобщать предметы – называть, одним словом. Активизация словаря. Развитие связной речи.

Материал: кукольная посуда,   коробка.

Описание. Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке кукольная посуда. Несколько детей разглядывают и описывают каждый предмет по отдельности (не произнося название предмета), что принес почтальон. Остальные дети отгадывают. В конце игры подводя итог обобщить отгаданные предметы – одним словом «посуда».

  «Домино» (настольно – печатная игра)

Цель.Формировать знания детей о предметах посуды: тарелка, блюдце, чашка, стакан, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Продолжать  учить детей обобщать предметы посуды – называть, одним словом. Активизация словаря. Развитие связной речи. Продолжать воспитывать умение вместе играть, подчинятся правилам игры.

Материал: домино с изображением посуды.

Задание: поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

Описание. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: блюдце к блюдцу, ложку к ложке и т.д. -  и не разу не ошибется, он получает фишку -красный кружок

 «Загадки про посуду» (словесная игра)

Цель.Закреплять знания детей о предметах посуды: тарелка, блюдце, чашка, стакан, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.  Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.   

Она бывает глубока.             Она бывает мелка.                                                                    

Однако, это не река.           (тарелка)

Чайника подружка              Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.    И зовут её…

У него большой живот,         А совсем не бегемот.

Хобот-нос приподнял он,     Но, однако же, не слон.

И пыхтит он через нос          На плите как паровоз.

 

По моей тарелке                    Лодочка плывёт.

Лодочку с едою                     Отправляю в рот.

 

Среди ложек я полковник.   И зовут меня…

 

Жесткая, дырявая,                 Колючая, корявая.

Что ей на спину положат,     Все она тотчас изгложет.

«Что в чём?» (игра с предметами)

Цель.  Учить детей образовывать новые  существительные слова  с помощью суффиксов: Суп в супнице; сахар в …; соль в …; селёдка в …; сухари в …; хлеб в …Ввести в словарь детей новые слова: сухарница, солонка, хлебница и др.

Материалы. Предметы посуды (сухарница, сахарница, солонка, хлебница, селедочница, супница).

Описание. Воспитатель вносит в группу предметы посуды и предлагает детям рассмотреть. Спрашивает, знакомы ли им эти предметы. Выставляя на стол предметы по одному, приговаривает хлеб в хлебнице, сахар в сахарнице и т.д.(дети повторяют за воспитателем).

Закрепление.Дети накрывают «праздничный стол» проговаривая, куда они кладут, наливают, насыпают «продукты» (сахар, соль, сельдь, суп и т.д.).

Дидактические игры, направленные на формирование    знаний о предметах одежды

«Из каких частей состоит одежда» (игра с предметами)

Цель.  Формируется умение по словесному указанию взрослого находить предметы. Формируются элементарные трудовые умения и навыки. Активизация детского словаря:   Закрепить название частей одежды и обуви (рукава, воротник, карманы).

Материалы.  Комплекты кукольной одежды. Картинки с изображением одежды, обуви.

Описание.  Воспитатель показывает и называет детали на одежде детей (воротник, манжеты, пояс, карманы, пуговицы, молнию).Дети повторяют названия, затем по просьбе воспитателя показывают одежду у которой есть пуговицы, воротник и т. д. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки, назвать части одежды и обуви.

Слова: одежда – капюшон, пояс, карман, рукав, оборка, пуговица, молния…

обувь – мысок, пятка, подошва, каблук, голенище, молния, застежка, ремешок…

«Найди и покажи» (настольно–печатная игра)

Цель.  Активизация словаря. Учить  детей называть предметы одежды и обуви на картинках, группировать картинки с изображением одежды по сезонам.  Обобщение. Понимать обобщающие слова: одежда, обувь.

Оборудование.  Разрезные предметные картинки.

Методические указания. Ребёнок рассматривает и называет предметы одежды и обуви (шуба, рукавицы, сапоги, свитер, валенки). Взрослый просит положить рядом изображения больших предметов и маленьких. Ребёнок раскладывает карточки с изображением одежды по сезонам: весенняя, летняя, зимняя.

Составление рассказа – описания.

«Зимняя одежда» (словесная игра)

Цель: учить детей давать описание зимней одежды. Прилагательные: тёплая, удобная, шерстяной, шёлковый, кожаный, меховой. Глаголы: носить, надевать, снимать, одеваться, раздеваться, стирать, гладить, складывать, вешать, чистить.

Обучающие задачи: учить правильно, называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закреплять понятие одежда; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Развивающие задачи: продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно - действенное мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к природе, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – помочь, пожалеть; приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал: кукла, зимняя кукольная одежда, снежинки- вырезанные из бумаги, мяч.

«Что ты надеваешь на улицу?» (словесная игра)

Цель.  Образование существительных ед.ч., В.п., Образование существительных в В.п. с уменьшительно-ласкательными суффиксами и приставкой на. Закреплять знания детей как нужно ухаживать за одеждой. Активизация словаря. Существительные: одежда, комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, юбка, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан, воротник, рукава, карманы.

Материалы. Мяч.

Описание. В-ль.-Что ты надеваешь на улицу? Р. - Я надеваю кофту.Р. - Я надеваю…(Раздаётся плач, стук.Дети прислушиваются…).  В-ль. К нам пришла кукла Катя, говорит, что очень хочет на прогулку.(Кукла в майке, плавочках, ботинках и с одной рукавицей).  В-ль. Катя маленькая, не умеет одеваться. Просит нас помочь. Дети приглашаются к столу, где разложена одежда).В-ль.  Вспомните, что из одежды нужно надеть сначала на Катю.  Мы будем надевать на Катю маленькую одежду.  Р. -Я надеваю на Катю штанишки.

«Чего не хватает?» (настольно-печатная  игра)

Цель.  Обогащение словаря по теме «Одежда». Коррекция грамматичной речи. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных винительного падежа единственного числа. Формирование навыка составления предложений из 3-4 слов. Активизация детского словаря: названия деталей одежды (рукава, воротник, карманы).
 Материалы. Предметные картинки, разрезанные (на 4 части) и предметные картинки как образцы

Описание. У куртки не хватает одного рукава, у перчаток – пальца, на одном ботинке нет шнурка, у платья – одного манжета на рукаве и т. п. Дети находят нужную карточку.

«Оденем куклу на прогулку» (настольно-печатная игра)

Цель: формировать знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Формировать у детей представления о назначение одежды: верхняя, нижняя (бельё), летняя, зимняя, весенняя, детская, женская, мужская, праздничная, повс.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой.

Описание:  воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации). Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная дидактическая игра по окружающему миру "Животные леса"

I.    Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе- Тема пособия: «Животные леса»- Возраст целевой...

Дидактическая игра по окружающему миру «ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ» (для детей 5-7 лет)

Игра закрепляет знания детей о многообразии объектов и явлений окружающего мира....

Картотека дидактических игр по окружающему миру для детей 6-7 лет

Картотека создана по книге:" Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет"....

План-конспект занятия по развитию элементарных представлений окружающего мира

Тема «Золотая осень»Старшая группаКоличество детей -12 человек. Длительность 25 минутИнтеграция образовательных областей: «Познание»«Коммуникация»«Музыка...

Конспект НОД по формированию представлений окружающего мира : "Художники - иллюстраторы"

Конспект НОД по формированию представлений окружающего мира: "Художники - иллюстраторы"...

Картотека дидактических игр по окружающему миру (Формирование целостной картины мира)

Формирование целостной картины мира во второй группе раннего возраста....