Система работы по формированию первичного экономического опыта дошкольников в современном ДОУ.
проект по окружающему миру по теме

Сечина Надежда Моисеевна

Представлена система работы по формированию первичного экономического опыта детей, которая позволит педагогам ДОУ фсормировать элементарные представления об экономических процессах и объектах экономической сферы жизни через знакомство с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, людей, природы.
Поможет обогатить  разные виды детской деятельности экономическим содержанием..

Скачать:


Предварительный просмотр:

.СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕРВИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

   
ЦЕЛЬ: 
        создание условий для эффективного формирования первичного экономического опыта дошкольников, воспитание нового поколения, которое будет положительно воспринимать экономическую информацию, усваивать элементарные экономические понятия и приобретать «рыночных навыков поведения». 

ЗАДАЧИ: 


Образовательные:
             Формировать элементарные представления об экономических процессах и объектах экономической сферы жизни через знакомство с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, людей, природы.
Дать представление о различных потребностях, ограниченности возможностей в удовлетворении потребностей; о ресурсах, как и для чего они используются; об изделиях, об обмене товарами и услугами, о деньгах и их значение.
Обогащать разные виды детской деятельности экономическим содержанием.

Развивающие:
             Сформировать навыки самопознания через общение с людьми и практическое взаимодействие с миром.
             Формировать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью: трудолюбие, бережливость, экономность, рациональность.
             Развивать навыки и привычки, которые имеют экономическую основу, а именно: рациональное использование природных ресурсов ( вода, воздух, растительный и животный мир).


Воспитательные:
             Воспитывать интерес к экономическим знаниям  в процессе развития всех видов детской деятельности .
             Воспитывать деловитость, бережливость, честность, чувство ответственности, уважения к людям труда.
             Воспитывать интерес к труду.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
• ориентировочно-адаптивный;
• деятельностно - поведенческий;
• деятельностно – творческий.

1 этап. Ориентировочно-адаптивный этап
Цель:
• смотивировать участников разработки и реализации проекта;
• определить формы, методы и приемы реализации проекта;
• адаптировать образовательно – воспитательный процесс дошкольного учреждения к выбранной проблеме.


Содержание работы

 с педагогами:
• обдумывание идеи проекта и путей его реализации;
• определение ожидаемых результатов;
• обсуждение формы презентации результатов проекта;
• создание творческой группы; 
• планирование мероприятий по реализации проекта и составление педагогами индивидуальных планов работы; 
• создание предметно-развивающей среды; 
• составление тематической библиотеки необходимой литературы по экономическому воспитанию; 
• подведение итогов ориентировочно-адаптивного этапа.
с детьми:
• ознакомление детей с экономической сферой жизнедеятельности;
• формирование представлений об элементарных экономических понятиях и развитие интереса к экономическим процессам;
• обогащение словарного запаса детей;
• целенаправленное формирование социально-экономических представлений.
с родителями:
• информирование родителей о проблеме, над которой работает дошкольное учреждение, ее актуальность на современном этапе развития образования.
• разработка анкет и опрос родителей по проблеме необходимости экономического воспитания детей.

2 этап. Деятельностно - поведенческий этап
Цель:
• направить работу методической службы на организацию и проведение мероприятий по реализации проекта;
• формировать различные способы поведения детей в определенных экономических и жизненных ситуациях.  


Содержание работы

 с педагогами:
• оптимизация экономической осведомленности педагогов через различные формы методической работы;
• разработка конспектов занятий, игр, игрового материала;
• создание методических пособий:
ϖ Игры экономической направленности (пособие для воспитателей).
ϖ Пословицы, поговорки, загадки экономического содержания (пособие для 
воспитателей и родителей).
ϖ Иллюстрированный экономический словарик .
ϖ «Путешествуем страной Экономики» (рабочая тетрадь для детей).
ϖ Денежные единицы стран мира (дидактическое пособие).
ϖ «Увлекатедьное путешествие Гнома Эконома и Развивайки» (пособие для воспитателей и родителей ).
с детьми:
• решение познавательных задач экономической направленности; 
• организация разнообразных игр экономической направленности; 
• проведение занятий экономической направленности.
с родителями: 
• планирование совместных мероприятий взаимодействия с родителями;
• сбор материала постоянно действующей выставки «Экономические знания - малышам» (просветительская деятельность)
• работа консультпункта дошкольного учреждения «Мир экономики»;
• разработка плана работы клуба «Заботливые родители» и конспектов совместной деятельности;
• создание модели сотрудничества ДОУ и родителей. 

3 этап. Деятельностно – творческий этап
Цель:
• формировать активное поведение всех участников образовательно-воспитательного процесса в различных экономических ситуациях, умение согласовывать свои действия с действиями всех членов коллектива и строить общую стратегию деятельности.


Содержание работы

 с педагогами:
- освещение организационно-методических аспектов по формированию первичного экономического опыта:
-  презентация опыта работы дошкольного учреждения на
городских методических объединениях: «Экономическое воспитание дошкольников» (видеоматериалы);
- презентация оборудования для игр экономической направленности;
- фотоальбом «Маленькие экономисты »;

- видеофильмы ;

- мониторинговые исследования по экономическому воспитанию .
с детьми:
• проведение ситуативных , ролевых, дидактических  игр экономической направленности, игр-стратегий ;
• систематическое проведение тематических занятий и ролевых игр;
• театрализованная деятельность по сюжетам сказок и рассказов;
• решение жизненных и искусственно созданных ситуаций.
с родителями:
• работа  клуба «Заботливые родители»;
• проведение экономических ярмарок;
• проведение круглых столов по обмену семейным опытом по экономическому воспитанию;
• совместные мероприятия «Дни открытых дверей», праздники,конкурсы,развлечения,тематические занятия  и т.д..

Ожидаемые результаты реализации этого проекта:
- дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся
устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах
жизнедеятельности;
- родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
- дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной
проблемы;
- педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.

Приложения:
ϖ «Путешествуем страной Экономики» (рабочая тетрадь для детей);
ϖ Иллюстрированный экономический словарик ;
ϖ Денежные единицы стран мира (дидактическое пособие);
ϖ Игры экономической направленности (пособие для воспитателей);
ϖ Пословицы, поговорки, загадки экономического содержания (пособие для
воспитателей).
ϖ Презентация опыта работы «Воспитываем маленьких экономистов» 
(видеоролик).
ϖ Презентация оборудования для игр экономической направленности 
ϖ «Увлекатедьное путешествие Гнома Эконома» (пособие для воспитателей и родителей с развивающими задачами).

Выводы: Проект позволит сформировать у всех субъектов образовательного процесса  целостную систему представлений, взглядов, которые помогут выработать критерии обретения ребенком первичного экономического опыта. Реализация проекта в полном объеме даст возможность развивать умение ребенка правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, то есть строить свою жизнь более организованно, интересно и с умом. Экономическое воспитание не только приближает ребенка к реальной жизни, учит его ориентироваться в том, что происходит, но и формирует деловые качества личности, что обеспечит преемственность в обучении между детским учреждением и школой.
                 В процессе организации работы по формированию первичного экономического опыта дошкольников, в начале работы с детьми проводится диагностическое обследование в соответствии с разработанными критериями. Показатели вносятся в обобщающие таблицы  и определяется общий уровень развития экономических знаний у детей. В конце работы, при повторном диагностировании отслеживается определенная динамика в определении сформированности экономических знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника...

Система работы по формированию культуры взаимоотношений у дошкольников "Навстречу друг другу".

Взаимоотношения между дошкольниками формируются через осуществление ими совместной деятельности и возникают уже к 3-4 годам. Сначала они выступают в пассивной форме (в умении не мешать другому ребёнку...

Использование современных технологий в системе работы по формированию экологического сознания ребенка – дошкольника

На сегодняшний момент существуют различные виды современных образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следую...

Система работы по формированию культуры взаимоотношений у дошкольников

Основным принципом формирования культуры взаимодействия дошкольников является воспитание ребёнка в коллективе....

Система работы по формированию читательской грамотности у дошкольников

Ориентируясь на вызов времени следующее выбранное нашим ДОУ направление деятельности – формирование читательской грамотности. Современные исследования свидетельствуют о том, что это са...