Тема: «Сохраним родную природу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шаталова Антонина Вячеславовна.

Знакомство с Хопёрским заповедником, его обитателями, правилами поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_rodnuyu_prirodu.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие с детьми старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Шаталова А.В.

1квалификационной категории

МКДОУ БГО

Борисоглебский сад № 1                                                                                                                                     комбинированного вида.


Тема: «Сохраним родную природу».

Программное содержание: Познакомить детей с Хопёрским заповедником. Закрепить названия лесных деревьев средней полосы России. Познакомить с правилами поведения в природе. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Развивающая среда: мультимедийный проектор, аудиозапись «Звуки леса», иллюстрации с изображением деревьев: дуба, клёна, ивы, берёзы, каштана, липы, ольхи, сосны; изображения дуба и берёзы, засушенные листья берёзы, дуба; клей- карандаш, 2 клеенки и салфетки; знаки - правила поведения в природе.

Словарная работа: Хопёр, заповедник, эмблема, выхохуль, бобры, зубры; лиственные, хвойные.

Ход занятия.

Воспитатель. Закройте глаза, послушайте и представьте, что звучит (звучит аудиозапись «Звуки природы «Ночной лес»).

-  Откроем глаза. Что вы услышали? (ответы детей)

Ребята, вы любите  природу? (ответы детей). Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и приятного настроения, она даёт человеку то, без чего невозможно жить. А что именно подскажут загадки.

 Ну- ка, кто из вас ответит:

 Не огонь, а больно жжёт,

 Не фонарь, а ярко светит,

 И не пекарь, а печёт? (солнце).

- Может ли человек прожить  без солнечного тепла  и света?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он -  невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (воздух).

- А без воздуха можем мы прожить?

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я. Кто такая? (вода).

Подмигнет тебе украдкой из травы фонарик сладкий. (ягода).  

Стоял на крепкой ножке,

 А теперь лежит в лукошке. (гриб) .

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (пчела).

- Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (рыба).

Воспитатель. Солнце, воздух, ягоды, грибы, пчела, рыба, и всё это – природа. Человек живёт в природе, от природы зависит наша жизнь.

- А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Дети. (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д)

Воспитатель. А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губит природу?

Дети. (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных ит.д)

Воспитатель. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. Встречается много примеров, когда человек, наносил огромный вред растительному и животному миру. Стали исчезать многие виды животных и растений. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.                                                                            

  Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.                                                                                                          В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на животных и птиц.                                                                                                                                                           В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.                                                                                                                                                                    Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае, вдоль реки Хопёр, находится и охраняется государством один из старейших заповедников – Хопёрский заповедник? Это чудесный лесной островок, где живёт много животных и растёт много растений.                                                                                                      На эмблеме Хопёрского заповедника изображена фигура выхохули. Своим созданием и существованием заповедник обязан прежде всего  выхохули. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха.                                                                                                                                                                 Жителями заповедника являются бобры. Это великолепные строители. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна реки. Вход в такую хижину – под водой, чтобы враги не могли подобраться. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке.                                                                                                                                                                    Проживают в заповеднике очень крупные животные - зубры. Зубр – это дикий бык. Когда зубр сердит, он страшен и опасен.                                                                                                                          Много в заповеднике и других животных- косулей, кабанов, лосей, волков, лисиц, хорьков, зайцев.

Гнездятся в заповеднике и птицы. Растёт много редких растений.                                                                                                                                              (Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией слайдов.)                                                                                       Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.                        

А сейчас послушайте ещё загадки .

- Нам в дождь и зной поможет друг,

Весёлый друг, хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (лес)

- Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой,

Словно девочки подростки,

Белоствольные…(берёзки).                                                                                                                                  К речке дерево склонилось,

А склонившись, удивилось:

 Как же я красива!

Называюсь…(ива).

Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая как ёж,

Зимою в платье летнем.(ель)                         .                                                                                 - Давайте отправимся в лес на прогулку(звучит фонограмма «Звуки леса»).  

Физкультминутка.                                                                                                             В лес гулять мы пошли, (маршируют на месте)

Вброд ручей перешли, (шагают, высоко поднимая колени).                                                                                       Небывалой высоты

У ручья растут цветы.(поднимают руки, встают на носки, тянутся вверх).                                                                                                                                                              Посмотри по сторонам,

Что же лес подарит нам? (ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо- влево). 

Наклонись, сорви малинку

И клади её в корзинку. (наклоняются вправо- влево).                                               

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок. (выполняют приседания).

- Вот мы и в лесу. Давайте вспомним названия лесных деревьев.                                                                          Дети называют деревья по картинкам. 

-Чем же деревья между собой похожи и чем отличаются?

Дети.(У всех деревьев есть корни, стволы, ветки).

Воспитатель. На ветках  некоторых деревьев растут листья - это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками (хвоёй), называются хвойными.

( Воспитатель закрепляет с детьми новые понятия)

Воспитатель. Сейчас поиграем в игру «С чьей ветки детки».  Посмотрите, какие листья прилетели на нашу полянку.

Дети. Листья дуба и берёзы.

Воспитатель. Девочки будут собирать листья берёзы, а мальчики – листья дуба.

(Дети выполняют задание) 

Молодцы! А теперь давайте приклеим их на нужное дерево.

(дети наклеивают листья на нужное дерево)                                                                                                                        Воспитатель. Ребята, а кто помнит пословицы о лесе?

(Дети называют пословицы о лесе)

Растение - земли украшение.

Рощи и леса - всему свету краса.                                                                                                            По лесу ходи - под ноги гляди.                                                                                                                Лес не школа, а всех учит.                                                                                                                                   Лес и вода - брат и сестра.                                                                                                                                       Много леса- не губи, мало леса- береги, нет леса- посади.

Воспитатель. Ребята, лес живой. И, как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло, свет, вода, чистый воздух, а ещё тишина и покой. Люди часто не задумываются о том, что легко могут нанести вред лесу и его обитателям .А как вы ведёте себя в лесу? ( ответы детей).

Давайте познакомимся с правилами поведения в лесу. А помогут нам в этом знаки по правилам поведения в лесу.

Демонстрируются знаки.                

1.Дети запомнить должны и понять:

Гнезда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.

2.Для ежиков и белок лес –

Это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Находят пропитанье,

Своих детей растят

И уходить из леса
Нисколько не хотят …

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать.

3. Есть цветочки редкие,

 Белые и нежные:

Вам кивнут приветливо

Ландыши подснежники.

Только рвать не надо их-

С ними лес добрей светлей.

Ведь теперь цветов таких

Очень мало на Земле.

4. Бабочка цветная

Над тобой порхает

Стрекоза резвится,

Пляшет веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо

Пусть себе летают,

 Землю украшают.

5.У леса музыка своя…

Ее послушайте друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам,

Нельзя шуметь, галдеть, кричать,

И громко музыку включать!

6. Без взрослых с огнем

Развлекаться опасно –

Закончиться может

Забава ужасно.

В лесу очень сухо

Бывает порой,

Костер обернется

Серьёзной бедой!

Представьте, что пламя

Легко разгорится,

Начнет полыхать,

Разбегаться искриться –

Его потушить

Невозможно тогда…

Пожары лесные-

Большая беда!

7. Вы в поход пошли, ребята,

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

 И наесться и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

8. В лесу грибов различных много.

Ты несъедобные не трогай!

В корзинку их не собирай,

Но и ногами не сбивай.

Они нужны лесным зверятам:

Лисичкам, ежикам, зайчатам…

Их только люди не едят:

В поганках, мухоморах-  яд!

Но для зверья лесного все ж

Тот гриб полезен и хорош.

9. Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных  короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

10.Нельзя деревья обижать,

Бездумно ветки обрывать!

Пускай они в лесу растут,

Добро и красоту несут.

Воспитатель .Ребята, все запомнили правила поведения в природе?

Мы заберём эти знаки с собой в группу. А вы обязательно расскажите об их значении своим друзьям и родственникам. Самое главное – эти правила выполнять, когда будете отдыхать на природе. И тогда лес откроет вам свои секреты.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для круглого стола с родителями на тему "Сохраним родную природу"

Этот материал поможет реализовать такие цели, как развитие интереса у родителей к совместным прогулкам на природе; воспитывать любовь к природе и так далее....

Конспект экологического КВН на тему «Знатоки родной природы» для детей старшей группы

Формировать познавательный интерес дошкольников к миру природы....

Консультация "Сохраним родную природу!"

Консультация для родителей...

Конспект экологического КВН на тему «Знатоки родной природы» для детей старшей группы детского сада

Конспект экологического КВН на тему «Знатоки родной природы» для детей старшей группы детского сада...

Конспект квест игры по станциям по теме: "Знатоки родной природы"

Цель: Формировать познавательный интерес дошкольников к миру природы....

Консультация для родителей на тему «Сбережем родную природу»

Данная консультация может быть полезна родителям и воспитателям ДОУ....

Презентация "Сохраним родную природу"

Презентация "Сохраним родную природу" для детей 3-4 лет...