Конспект НОД «Планеты солнечной системы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рейх Татьяна Фёдоровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей   группе «Планеты солнечной системы»

Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Задачи:

Обучающие:

- Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры  планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.

Развивающие:

- Развивать внимание, память, мышление.

- Формировать познавательное отношение к миру.

- Расширять кругозор.

Воспитывающие:

- Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,

Предварительная работа:

- беседа о строении солнечной системой;

- знакомство с понятиями Вселенная, космос;

- рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;

- разучивание стихотворений о планетах;

- беседа о планетах и их основных характеристиках;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей         группе «Планеты солнечной системы»

Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Задачи:

Обучающие:

- Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры  планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.

Развивающие:

- Развивать внимание, память, мышление.

- Формировать познавательное отношение к миру.

- Расширять кругозор.

Воспитывающие:

- Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,

Предварительная работа:

- беседа о строении солнечной системой;

- знакомство с понятиями Вселенная, космос;

- рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;

- разучивание стихотворений о планетах;

- беседа о планетах и их основных характеристиках;

Ход.

Воспитатель. Ребята сегодня мне пришло необычное письмо «Электронное» (слайд 2). А написал нам ваш любимый герой мультиков Лунтик (слайд 3).

Лунтик. Здравствуйте ребята! Я прилетел к вам с «планеты» Луна. Хочу отправиться в космическое путешествие, но никак не могу собраться в дорогу. Помогите мне пожалуйста?

Воспитатель. Ребята скажите, пожалуйста, а Луна это планета?

Дети. Нет. Это спутник земли.

Воспитатель. Ребята, я думаю, Лунтик очень мало знает о космосе и ему действительно нужна помощь. Поможем ему?

Дети. Да.

Воспитатель. Отгадайте загадку? 

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски: «астронавт»

А прусски …………. (Слайд4)

Дети. Космонавт

Воспитатель. Кто был первым космонавтом на планете? (ответы детей) (слайд 5)

Как вы думаете,  каким нужно быть космонавту? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым здоровым, сильным, умным, терпеливым, воспитанным и т. д.)
Воспитатель. Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю.А.Гагарин? («Восток»)
Воспитатель. Вы так много знаете о космосе. А хотели бы вы сами совершить космическое путешествие? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Давайте сделаем зарядку космонавта.

Физминутка «Космонавты»

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

Д/И «Собираемся в космос» (слад 6).
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, об особенностях жизни и работы космонавтов в связи с нахождением в безвоздушном пространстве.
Дети выбирают предметы которые возьмут с собой в космос ( Ракета, скафандр, телескоп, еда космонавта и карта).

Воспитатель. Ребята посмотрите внимательно. Это ведь карта Земли (слайд 11). Понадобится она нам в космосе? (ответы детей). Нам нужно взять карту Солнечной системы. Посмотрите, что то с нашей картой случилось? Что вы видите на картах? (звезды, орбиты)
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)

Воспитатель. Давайте, проведем опыт.

Этот шарик –это планета, если положить его в ведро, то он… .,

А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Если планеты не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.


Воспитатель . Чего не хватает на ваших картах? (солонца и планет)
Приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы и составлять карту.

Воспитатель. На чем же мы отправимся в космос? (на ракете)

Физминутка «Ракета» (слайд 12)

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре — вот летит ракета ввысь.

Воспитатель. Внимание! Мы приближаемся к первому объекту. 

Воспитатель: Наши дети очень много знают о планетах и с удовольствием расскажут тебе, Лунтик, о них.

Д/И «КАРТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, строении солнечной системы, о планетах солнечной системы и их особенностях.
Дети по очереди берут  картинки с изображением планет и крепят их на соответствующие места  макета. В центр - “Солнце”, остальные «планеты» -  каждая на свою орбиту.

Первый ребенок:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Слайд 13)

Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.

Второй ребенок: (Слайд 14)

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей.

Воспитатель. Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? Выполните задание, поместите Меркурий на карту. На какой орбите находится Меркурий.


Воспитатель. Внимание, внимание, мы приближаемся к самой красивой планете солнечной системы.

Третий ребенок: (Слайд 15)

В честь богини красоты

Названа, Венера,  ты.

В облаках летаешь,

Красотою озаряешь.

Воспитатель: Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте. (дети выполняют задание)


Приготовились….Наше путешествие продолжается. 

Четвертый ребенок: (Слайд 16)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Воспитатель.  Вы догадались, что это за планета? (Земля)
- Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
- Можно нашу планету назвать живой? Почему?

Воспитатель. Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете.

Пятый ребенок:  (Слайд 17)

Я – Марс.

Над планетой красной кружат

Камни, страх и ужас

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем здесь, на планете.

Воспитатель:  На Марсе нет жизни. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком. Поместите марс на наши карты.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: 
Путешествие наше очень долгое. Да и какое путешествие без выхода в открытый космос. Вы хотите побывать в открытом космосе? Проверьте свои скафандры. Помните, что все движения в космосе плавные, там человек не ходит, а плавает, летает, передвигается очень медленно. (дети двигаются под музыку)

Внимание, внимание, возвращаемся на корабль. Занимайте свои места.
Наш экипаж приближаемся к самой огромной планете. (слайд 14)

Шестой ребенок: (Слайд 18)

Юпитер больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Воспитатель. Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.
Найдите эту планету.
На какой орбите расположен Юпитер?

Седьмой ребенок: (Слайд 19)

Сатурн непременно узнаешь в лицо,

Его окружает большое кольцо.

Когда-то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Воспитатель.  Сатурн – красивая планета,
с кольцами камней и льда
На какую орбиту вы их поместите?

Воспитатель: Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете!

Восьмой ребенок:  (Слайд 20)

Я Уран.

Я уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчусь я, лежа на боку.

Воспитатель: Уран - это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока!

Приготовились….Наше путешествие продолжается. 

Девятый ребенок:  (Слайд 21)

Я – Нептун.

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима.

Воспитатель: Нептун кажется голубым  потому, что ее окружает газ метан.
Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете.
Как она называется.? (Плутон)

Десятый ребенок:  (Слайд 22)

Я - Плутон.

Нужно 5 часов, чтоб свету

Долететь до сей планеты,

И поэтому-то я

В телескопы не видна!

Воспитатель: Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. Расположите последнюю планету на вашей карте. 


Воспитатель: Посмотрите, мы  справились и составили карту Солнечной системы. Сравните свои карты с солнечной системой.

Воспитатель: Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий. 
И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на  вопросы. 
Сколько планет в солнечной системе?
Как называется самая близкая к солнцу планета?
Какая планета самая маленькая?
Какая самая большая?
Какую планету окружают кольца?
Назовите обитаемую планету солнечной системы? 
Молодцы, вы ответили на все вопросы, составили замечательные карты, по которой  может отправиться в путешествовать наш друг Лунтик. Я обязательно сегодня отправлю Лунти карту «Солнечной системы» (слайд23).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного занятия "Планеты Солнечной Системы"

Программные задачи:Формировать представление детей о планетах Солнечной системы.Воспитывать интерес к познанию космоса.Развивать зрительное внимание....

Конспект нод "Планеты Солнечной системы" старшая группа

Конспект нод в старшей группе "Планеты Солнечной системы" с учетом ФГОС ДО...

Конспект НОД "Планеты Солнечной системы" для детей подготовительной к школе группы

Данный материал поможет в формировании у детей элементарных представлений о Вселенной и закрепит знания о планетах Солнечной системы. Главная цель - это развитие связной речи....

Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»

Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...

Конспект ФЦКМ "Планеты солнечной системы" старшая группа

Конспект ФЦКМ "Планеты солнечной системы" старшая группа...

Конспект занятия «Планеты солнечной системы» в старшей группе

Цель:-объяснить детям, что собой представляет Солнечная система,-ввести понятия «планеты», «орбита»,-обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Вене...

Конспект НОД "Планеты Солнечной системы"

На занятии дети знакомятся с планетами и их особенностями. Использутся : презентация, опыт, художественное слово, физкультминутки...