Статья Детский сад – первая ступень в формировании экологической культуры ребенка
статья по окружающему миру на тему

Комарова Елена Анатольевна

Экологическое образование в ГБДОУ № 48 Калининского района является одним из приоритетных направлений. Этот выбор не дань моде, и не только реализация постановлений соответствующих Министерств. К этому выбору нас привела реальная жизнь, так как воспитание экологической культуры дает начало качественному обучению детей, пробуждает в них чувство сопереживания и ответственного отношения к своим поступкам и действиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Комарова Е.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 48 Калининского района

Санкт-Петербурга

Детский сад – первая ступень в формировании экологической культуры ребенка

        

Экологическое образование в ГБДОУ № 48 Калининского района является одним из приоритетных направлений. Этот выбор не дань моде, и не только реализация постановлений соответствующих Министерств. К этому выбору нас привела реальная жизнь, так как воспитание экологической культуры дает начало качественному обучению детей, пробуждает в них чувство сопереживания и ответственного отношения к своим поступкам и действиям.

Работа по воспитанию экологической культуры осуществляется в трех направлениях:

  1. Повышение экологической культуры всех сотрудников детского сада;
  2. Экологическое воспитание детей;
  3. Пропаганда экологических знаний среди родителей и населения.

Самыми важными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети. Перед нашим коллективом встал вопрос: какие цели и задачи должен преследовать этот процесс согласно ФГОС, чтобы воспитать настоящих защитников природы. Прежде всего, нужно было определить, что знают о природе дети, как чувствуют и понимают ее. Для этой цели были составлены вопросы по диагностике экологических знаний для всех возрастных групп.

        По результатам выполненных детьми заданий, многократных наблюдений за их деятельностью, проявлений нравственных эмоций, - мы сделали выводы о степени сформированности у воспитанников представлений о природе и формах отношений к ней. Результаты диагностики показали, что у детей отсутствуют необходимы знания о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития, что дошкольники добрее относятся к животным, чем к растениям. Дети больше знают о жизни животных, так как животное легче ассоциировать с собой, наделив его разумом, переживаниями, сходными со своими собственными. Для исправления этих пробелов, в каждой возрастной группе было разработано перспективное планирование, где предусмотрены разнообразные формы организации с детьми: игры, познавательные беседы, рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы, проведение опытов, наблюдений в природе и т.д. согласно ФГОС.

        Воспитатели, используя участок детского сада и уголки природы в группах , приступили к формированию у детей элементарных представлений о растениях и животных, их взаимосвязях с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.

        Большую помощь воспитателям оказал экологический паспорт детского сада. В его составлении приняли участие все воспитатели, дети старших групп и родители. В нем указаны названия всех видов деревьев и кустарников, которые растут на территории детского сада, их характеристики; птиц, которые наблюдаем вблизи и на территории детского сада, характеристика почвы. В паспорте отражены отражены основные загрязнители воздушного бассейна.

        В методическом кабинете в помощь воспитателям собран богатый материал по формированию элементарных представлений об окружающей среде. Оформлена картотека. Руками воспитателей изготовлено большое количество пособий, дидактических игр, оформлены альбомы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Деревья», «Насекомые» и т.д., альбомы по временам года с подборкой стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок, закличек.

        Для глубокого познания детьми мира, природы, обучение начинается с познания «кирпичиков» этого мира: земли, воды, воздуха, растений, насекомых, деревьев, птиц. Эти «кирпичики» и составляют содержание первой ступени обучения. На второй ступени дети узнают о взаимосвязях и взаимодействиях в природе, ее динамических законах: сезонность, природных явлений, географических особенностях этих явлений.

        Одним из действенных методов экологического воспитания, нашедших  широкое применение у педагогов нашего сада, является опытническая направленность. Для этого в детском саду оборудована небольшая экологическая лаборатория, в которой собраны образцы растений, грунта участка детского сада и прилегающей территории.

        Опыты, как известно, дают возможность детям получить новые сведения о том или ином предмете, понять суть многих явлений и процессов как в живой, так и в неживой природе, глубже анализировать наблюдаемое, что способствует развития мышления.

        Опыты помогают пробудить активность, задействовать как можно больше органов чувств, не только зрения и слух, но по возможности, и вкус с обонянием.

        При проведении опытов у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного, они чувствуют себя активными «деятелями».

        Формирование нового отношения к миру у детей начинается с «написания» ими собственной «экологической книги». Эта книга создается ребенком с помощью рисунков, в которых воссоздается не наш современный и изуродованный мир природы, а тот, который должен быть.

        Экологическое воспитание невозможно без валеологического аспекта, без укрепления здоровья каждого ребенка

        Мы проводим разнообразные и оздоровительные мероприятия, традиционные для многих садов. Результат – высокая посещаемость детей в течении всего года.

        Родители – наши союзники и единомышленники. Сформировать у родителей экологическое мышление непросто, но через ребенка, совместно с ребенком – возможно. Они помогают нам, проявляя неподдельный интерес к нашей работе. А воспитатели стремятся поддержать его с помощью консультаций, коротких заметок – рекомендаций, помещенных в групповые родительские уголки.

        Задача у нас одна – сформировать у ребенка экологическое мировоззрение. Чтобы он уже не раздумывал, можно или нельзя сорвать цветок, уничтожить красоту и причинить боль живому существу. Чтобы отвращение к злу перешло во внутреннее убеждение и стало прочной мотивацией поведения в дальнейшей жизни, чтобы поступки, насыщенные чувствами и личным отношением, стали привычкой.

        Экология должна выступать как одно из основных направлений развития образования и воспитания, формирования нравственных и творческих людей, способных реально влиять на процессы оздоровления матери-Природы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".

В статье раскрываются вопросы экологического воспитания средствами музыкального фольклора....

"Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".

Статья раскрывает вопросы экогогического воспитания средствами детского музыкального фольклора....

Статья "Наблюдение, как основной метод в формировании экологической культуры дошкольника"

В консультации раскрывается значение метода наблюдения в экологическом  воспитании детей. Представлены виды и основные этапы наблюдения....

Статья " Наблюдение, как основной метод в формировании экологической культуры дошкольника"

В статье раскрывается значение метода наблюдения в экологическом  воспитании детей. Представлены виды и основные этапы наблюдения....

Статья. Детский сад первое звено системы непрерывного экологического образования.

Детский сад первое звено системы непрерывного экологического образования....

“ Экологическая тропа в ДОУ-как средство формирования экологической культуры ребенка”

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки...

Научная статья на тему "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАвоспитатель Беляева Полина РомановнаГБДОУ №100 Выборгского районаСтатья посвящена духовно-нравственным основ...