Научная статья на тему "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья

Беляева П.Р.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

воспитатель Беляева Полина Романовна
ГБДОУ №100 Выборгского района

Статья посвящена духовно-нравственным основам формирования начал экологической культуры на этапе дошкольного детства. Автором отмечается значимость и актуальность данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с опорой на духовно-нравственное воспитание, поскольку в его основе лежит обретение растущим человеком высшего смысла жизни, гармонии с собой и окружающим миром. Попытка привлечь внимание к вопросам духовно-нравственного развития личности обусловлена кризисом духовности в современном мире. В статье раскрываются механизмы развития нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста в структуре формирования основ экологической культуры; обосновывается значимость решения задач духовно-нравственного воспитания в период дошкольного детства. Особое внимание автор уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания в семье с учётом позиций формирования основ экологической культуры.
Ключевые слова: экологическая культура, духовно-нравственные основы личности, нравственное воспитание ребёнка дошкольного возраста, духовность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

воспитатель Беляева Полина Романовна
ГБДОУ №100 Выборгского района

Статья посвящена духовно-нравственным основам формирования начал экологической культуры на этапе дошкольного детства. Автором отмечается значимость и актуальность данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с опорой на духовно-нравственное воспитание, поскольку в его основе лежит обретение растущим человеком высшего смысла жизни, гармонии с собой и окружающим миром. Попытка привлечь внимание к вопросам духовно-нравственного развития личности обусловлена кризисом духовности в современном мире. В статье раскрываются механизмы развития нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста в структуре формирования основ экологической культуры; обосновывается значимость решения задач духовно-нравственного воспитания в период дошкольного детства. Особое внимание автор уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания в семье с учётом позиций формирования основ экологической культуры. Ключевые слова: экологическая культура, духовно-нравственные основы личности, нравственное воспитание ребёнка дошкольного возраста, духовность.

Современный ребёнок проживает свое детство в непростое для российского общества время. Очевидно, что типичные ценностные ориентации современных детей дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Однако в настоящий период современное общество характеризуется неблагополучием экологической ситуации, вызванной негативными последствиями научно-технического прогресса, разрушительной деятельностью людей по отношению к природе, кризисом духовно-нравственных ценностей. Формирование основ экологической культуры на этапе дошкольного детства является одним из показателей развития личности. Опыт практики свидетельствует, что данный процесс невозможен без опоры на духовно-нравственное воспитание, поскольку в его основе лежит обретение человеком высшего смысла жизни, гармонии с собой и окружающим миром. Исходя из этого, экологическое воспитание в дошкольном возрасте призвано закладывать основы духовно-нравственного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, а также формирование базовой системы ценностей и нравственное отношение ребёнка к окружающему миру. В этой связи реализация принципов, содержания духовно-нравственного воспитания считается одной из сложных проблем дошкольной педагогики и обязательно должна решаться абсолютно всеми, кто имеет отношение к детям дошкольного возраста. В последнее время актуализируются вопросы необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что напрямую связано с процессами воспитания и развития подрастающего поколения; от грамотной организации образовательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации зависит не только судьба конкретного индивида, но и судьба всего человечества. В связи с модернизацией, реформированием дошкольного образования отмечается повышенное внимание к вопросам духовно-нравственного развития личности, что обусловлено кризисом духовности в современном мире. Так за последние четверть века наша страна пережила большую ломку в экономическом, социальном укладе, что привело к изменению судеб значительной части населения: переход к рыночной системе отношений в экономике, период ориентации на деидеологизацию привел к резкой смене жизненных условий для целого поколения. Снижение нравственной основы жизни коснулось, прежде всего, родителей нынешних современных детей. Концепцией государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности отмечается «пьянство, наркопривязанность, снижение роли семьи и этики отношения полов, неспособность родителей и общественности нести ответственность за судьбу детей, их включение в нормальную среду жизни и обеспечение необходимого уровня нравственности, этики, понимания значения патриотизма, формирования здоровой физически и нравственно личности» [1]. Именно поэтому особую роль в социализации личности ребёнка дошкольного возраста выполняет семья. Опыт практики показывает, что в первую очередь ребёнок хочет подражать родителям. По мнению Ю.В. Кондрашевой, Э.В. Прудских, семья может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процесс воспитания ребёнка. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Подражание - генетически заданный механизм, позволяющий получать необходимый для выживания опыт не генетическим путем, а в процессе общения [2]. Л.И. Акатов указывает на то, что основы духовности человека закладываются в семье. Только в семье ребёнок может получить от родителей уроки альтруистического служения одного человека другому: проявления любви, душевной теплоты, ласки и заботы, гуманного отношения к окружающему миру, в том числе родной природе. Такой опыт взаимодействия взрослых с ребёнком носит не столько конкретное ситуативное значение, сколько более продолжительное, относящееся к формированию способности экзистенциального осмысления смысла жизни. Закрепившись на подсознательном уровне, этот опыт может стать в дальнейшем основой различных вариантов развития духовно¬нравственной сферы личности человека [3]. В настоящее время, несмотря на определенные позитивные тенденции в социально-экономическом развитии Российской Федерации, наше общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса. Согласно Концепции государственной политики в области духовно¬нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности масштабы этого кризиса таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, количество самоубийств детей, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, количество социальных сирот, уровень насилия в обществе), общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут начаться необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа [1]. В этой связи приобщение ребёнка-дошкольника к природе, ее красоте и явлениям выступает актуальной задачей в деятельности педагогов дошкольной образовательной организации и родителей в семье. Уточним, что основой экологической культуры, её духовной составляющей, является экологическое сознание. Структурными элементами экологического сознания выступают, прежде всего, интеллектуальная сфера личности, ответственное отношение к природе на уровне убеждения, чувственная сфера (моральные и эстетические чувства), а также волевые устремления. Особую роль в экологическом сознании играют моральные чувства, которые помогают человеку совершать нравственные поступки в любой ситуации. Например, создание совместных экологических проектов «Покормим птиц зимой», «Человек – часть природы», «Сделаем мир чище» и др. Именно поэтому качественные характеристики формирования основ морального сознания в период дошкольного детства в основном обусловлены социальным самочувствием семьи и системой отношений родитель – ребёнок. Несмотря на то, что семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека и является непременным условием существования подлинно человеческого общества, в настоящее время её ценность подвергается переоценке и ревизии. Семья для многих становится обузой, а дети - обузой вдвойне [3]. Л.И. Акатов перечисляет несколько причин, вызывающих дисфункцию семьи: экономические, асоциальные (алкоголизм, наркомания, проституция), психологически- этические (жестокость, агрессивность, конфликтность, супружеская неверность, социальная близорукость, эгоизм, отчужденность членов семьи друг от друга), медицинские (различные заболевания) и др. В результате всего этого страдают не только взрослые, но прежде всего дети. У них разрушаются самые главные духовные качества – вера в человека, вера в себя, в гуманные отношения между людьми. Разрушение семьи – это ещё и противоестественное положение ребёнка, лишённого возможности привыкать с детства к заботе об окружающем [3]. Другим важнейшим социальным институтом, который закладывает основы духовно-нравственного развития, выступает дошкольная образовательная организация, в стенах которой дошкольник проводит основную часть времени. Педагогическая задача детского сада и семьи состоит в том, чтобы предложить ребёнку качественный образец действия и поведения, создать оптимальные условия для его собственных действий, помочь перевести оценку окружающих людей в самооценку ребёнка, вызвать у него желание повторных аналогичных действий [2]. Поскольку дошкольный возраст является стартовым периодом формирования всех высоких человеческих начал, педагогам дошкольного образования отводится решающая роль в формировании духовно-нравственных основ личности. Именно в условиях дошкольной образовательной организации закладываются нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения и умению жить в гармонии с окружающим миром и природой. Педагог дошкольного образования реализует образовательную миссию, он – работник «духовного производства», он вводит ребёнка в «поле культуры, духовности», в «духовную мастерскую» человечества, чтобы «образовать человека». Духовная миссия педагога состоит в том, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», учить различать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие, помогать развивающемуся человеку обрести способность осознавать и осуществлять в самом себе преобразования к лучшему, высшему. В этом, по мнению Н.И. Анциферовой, заключается духовная основа профессионально-педагогической деятельности педагога [4]. В России на уровне государства осуществляются некоторые попытки решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей. Рассмотрим основные научные подходы, лежащие в основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: культурно-исторический подход определяет развитие ребёнка как «процесс формирования личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств» (Л.С. Выготский); личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребёнка, изменение структуры направленности его поведения. В этой связи, предлагаемая ребёнку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец); деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением, как движущую силу психического развития ребёнка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов). Данные подходы способствуют целостному процессу приобщения детей к социо-культурным нормам, традициям семьи и формированию познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, в том числе экологической направленности (экологические проекты, досуги, праздники, природоохранные акции и пр.). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует личностное развитие детей на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные позиции. Одной из задач, на решение которых направлен стандарт дошкольного образования является объединение обучения, воспитания, развития и деятельности в единый образовательный процесс на базе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и установленных в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [5]. Дошкольный возраст считается периодом активного нравственного развития человека. Основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных взаимоотношений [6]. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что духовно-нравственное развитие ребёнка дошкольного возраста представляет собой процесс, связанный с положительными качественными преобразованиями внутреннего мира личности под воздействием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, личного опыта, а также эмоционально-творческого опыта взрослых. Уже к семи годам формируются устойчивые нормы нравственного поведения. Благодаря пластичной нервной системе, у детей дошкольного возраста достаточно высокая и лёгкая восприимчивость, что открывает возможности для эффективного нравственного воспитания. В ходе общения со взрослыми, формируется опыт нравственного общения и поведения, что даёт возможность целенаправленно влиять на детей [7]. Поиск путей решения проблемы формирования духовно-нравственных основ личности ребёнка дошкольного возраста подразумевает выявление сущности понятий «духовность» и «нравственность». В подавляющем большинстве подходов к духовности она рассматривается как явление, выходящее за рамки индивидуальности и связанное со сверхличностными, божественными или космическими силами. Духовность является признаком зрелости личности, вышедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей отмечают В. Усманов, А. Дзиов, А. Ветошкин [8]. Понятие «духовность» в последние годы все чаще употребляется в педагогической среде, но трактуется разными учеными неоднозначно, что зачастую искажает истинный смысл. Обычно педагоги отождествляют духовность с нравственностью. Понятие «духовность», как высший уровень развития личности, реализующей самые высокие человеческие ценности, имеет религиозное происхождение и основание, а духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, трудолюбия, патриотизма [8]. По мнению Т.И. Петраковой, в педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Духовность – это самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность, это предмет человеческих стремлений, направленность его души, устремленность к избранным целям (ценностям). Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность – сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. Вместе с тем, нравственность не рядоположена духовности. Своим пересечением духовность и нравственность, утверждает Т.И. Петракова, образуют как бы невидимые линии, являющиеся основой личности [9]. Л.С. Выготский определяет духовность как ценностное содержание сознания, нравственно-ориентированную волю [10]. Под духовностью подразумевается потребность личности в познании себя и окружающего мира, связи с природой, поиск смысла жизни. Исходя из этого следует, что человек духовен в той степени, в какой он задумался над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Ценностным стержнем подлинной духовности выступает нравственность, которая определяется как моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе, отмечает Р.Г. Апресян [11]. Л. И. Акатов определяет духовность как одно из сложнейших психических образований, ведущей детерминантой которой является поиск человеком смысла жизни и его реализация. Духовность – такая категория, которая определяет нравственное совершенство личности, реализуемое в её деяниях по отношению к миру, к другим людям и к себе, смыслом жизни которой становится потребность созидать, творить добро, активно противостоять злу, насилию, утверждать истину и красоту человеческих отношений, преобразовывать жизнь и себя на основе моральных ценностей, культивируемых человечеством [3].

Наблюдения показывают, что мир эмоций и чувств формируется уже в раннем возрасте, и если в период дошкольного детства какие-то фундаментально-важные для морали эмоции не сложились, мало надежды на то, что этот пробел будет восполнен в будущем, поскольку опыт свидетельствует о необратимости психического развития ребёнка на разных этапах. «Воспитание сердца» и направление воли ребёнка к добру и правде с самого раннего детства, по мнению Я.А. Коменского, является профилактикой развития пороков (своеволия, упрямства, дерзости, гордости, гнева, безрассудства, праздности и малодушия) [12]. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Именно поэтому нравственное воспитание является одной из важнейших сторон общего развития ребёнка. И. П. Подласый определяет нравственное воспитание как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [6]. Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения, опыт общения с природой. Развитие нравственного сознания – многоуровневый и длительный процесс, начинающийся с ознакомления с простыми представлениями о культуре и этикете, и со временем усложняющийся вплоть до системы нравственных убеждений, в основе которой лежат усвоенные знания. Движущей силой нравственного сознания считается нравственное мышление – процесс непрерывного накопления и осмысления нравственных факторов, взаимоотношений. Нравственные переживания порождаются единством чувственных состояний, отражённых в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственные чувства, сознание и мышление считаются базой и стимулом проявления нравственной воли [13]. С точки зрения Л.Н. Антилоговой, нравственное сознание предполагает собой непростую многоуровневую и полиструктурную систему. В нравственном сознании исследователь выделяет убеждения и ценностные ориентации, которые составляют основу нравственного сознания; нравственные способности, мотивы и нравственные качества, представляющие собой три основные сферы нравственного сознания: эмоционально-чувственную (нравственные эмоции и чувства), рациональную (нравственные знания), волевую [14]. Понятие «нравственное воспитание» включает все без исключения стороны жизни и деятельности индивидуума. Процесс нравственного воспитания складывается в двустороннем содействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения [12]. Приучение дошкольников к деятельному добру не представляется Я.А. Коменскому особенно сложным: он предлагает опираться на естественную склонность ребёнка к активности, которую следует лишь направлять, чтобы дети «делали все разумно». В методическом арсенале духовно-нравственного воспитания, по Я. А. Коменскому, пять основных пунктов, которые на сегодняшний день не потеряли своей актуальности: 1) необходимость взрослым быть для детей постоянным образцом добродетели и благочестия; 2) ограждение детей от всего порочного; 3) своевременное и осторожное наставление; 4) умеренная дисциплина; 5) упражнение в делах благочестия, добром поведении, любви и благотворительности [11]. Целью нравственного воспитания считается развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм. Нравственное воспитание должно осуществляться как комплексная организация всей жизнедеятельности детей – их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности. Итогом правильно-организованного образовательного процесса является развитие личности, поддерживающей общественно-значимые ценности, объединяющей в себе этику, мораль, совесть, чувство долга. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой описан механизм формирования нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. В структуре этого механизма выделены следующие компоненты: когнитивный (освоение знаний и формирование нравственных представлений у ребёнка), мотивационный (формирование нравственной мотивации), эмоциональный (развитие нравственных чувств и отношений), практический (овладение навыками нравственного поведения, способностью совершать нравственные поступки) [15]. На наш взгляд эти же базовые компоненты составляют основу формирования экологической культуры ребёнка дошкольного возраста. Её характерными показателями являются экологическая образованность, культура деятельности, поведения и чувств. Такая структура механизма формирования нравственной сферы дошкольников обосновывает классификацию задач нравственного воспитания с учетом формирования основ экологической культуры, включающих, во-первых, задачи, связанные с формированием механизма нравственного воспитания (освоение нравственных представлений, формирование мотивов нравственного поведения, развитие нравственных чувств и отношений, освоение практики нравственного поведения в природе, развитие нравственных чувств к явлениям природы); и, во-вторых, задач, направленных на воспитание конкретных нравственных качеств при общении с родной природой. Л. И. Акатов в качестве рабочей модели предложил следующую структуру духовно-нравственной сферы личности, которая могла бы служить ориентиром при организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В неё были включены подструктуры, иерархически и координационно взаимосвязанные между собой.

1. Потребностно-мотивационная сфера (потребности в самосовершенствовании, в заботе о других, в созидании; мировоззренческие позиции; жизненные цели, мотивы, установки, ценностные ориентации).
2. Интеллектуально-креативная сфера (любознательность, увлечённость, осознание своей индивидуальности, интеллект, творчество).
3. Эмоционально-чувственная сфера (интерес к жизни, любовь, милосердие, достоинство, морально-этические и эстетические переживания и предпочтения в искусстве, природе).
4. Морально-нравственная сфера (доброта, эмпатия, моральные ценности, вера в свои силы и силы добра).
5. Поведенческо-волевая сфера (активность, вобода, ответственность, целеустремлённость, организованность, самостоятельность, следование в жизни своим взглядам и убеждениям) [3].      В этой связи учитывая многогранность духовно-нравственной сферы личности, можно утверждать, что духовно-нравственное воспитание при взаимодействии с природой будет результативным, если осуществляется целостный процесс педагогической организации всей жизнедеятельности ребёнка с учётом его индивидуальных и возрастных возможностей и особенностей. Опыт практики свидетельствует, что формирование основ экологической культуры невозможно без развития духовно-нравственных основ личности ребёнка дошкольного возраста. Становление духовно-нравственных основ личности выступает целенаправленным процессом её активного развития под влиянием воспитания, обучения и социальной среды. Структура духовно-нравственной сферы личности представлена тремя основными компонентами: когнитивным, эмоционально-ценностным, поведенческим, которые являются мотивацией к дальнейшему познанию себя, социальной действительности, окружающего мира природы, выстраиванию взаимоотношений на основе духовно-нравственных ценностей, основ поведенческой культуры. Таким образом, решая задачи духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте, мы учим детей жить в гармонии с собой и своей совестью, формируем осознанно-правильное отношение к миру природы, позитивные взаимодействия с объектами природы, формируем чувство собственного достоинства, помогаем им отыскать гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение сопереживать и сочувствовать всему живому на Земле.

 Библиографический список

1. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности. Available at: http://docplayer.ru/26105438-Koncepciya-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-rossiyskoy-federacii-i-zashchity-ih-nravstvennosti.html 2. Кондрашева Ю.В., Прудских Э.В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Инновационные педагогические технологии: материалы III Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. 3. Акатов Л.И. Формирование духовно-нравственной сферы как основа личностного становления человека Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015; 1 (33). Available at: file:///C:/Users/User/Desktop/formirovanie-duhovno-nravstvennoy-sfery-kak-osnova-lichnostnogo-stanovleniyacheloveka.pdf 4. Лифинцева Н.И. Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности учителя Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012; Том 18: 72 – 75. 5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Available at: http://base.garant.ru/70512244/ 6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для студентов вузов. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2009. 8. Усманов В., Дзиов А., Ветошкин А. // Россия. Родина. Молодежь. Доклад на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27 – 28 апреля 2009). Available at: http://www.rusk.ru/st.php?idar=114341 9. Петракова Т.И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики. Педагогика. 2007; 2: 59 – 68. 10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. Москва: Педагогика, 1984. 11. Апресян Р.Г. Нравственность. Новая философская энциклопедия. Москва: Мысль, 2000; Т. 3. 12. Потаповская О.М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2012; 3 (26): 43 – 67. ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (74) 2019 65 13. Гребёнкина Л.К. Духовность – позиция ценностного сознания. Москва, 2003. 14. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: Производство и потребление. Москва: Мысль, 1988. 15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. Москва, 2009. 16. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста

Оснащение и использования музея природы Саратовской области в дошкольном учреждение...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...

Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной деятельности, принадлежит ведущая роль в реализации познавательной коммуникативной функции....

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...