Экспедиция в историю бумаги Одд по ознакомлению с окружающим в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Герелюк Татьяна Викторовна

     Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем дошкольного образования. Так или иначе, но для дошкольников каждое занятие является новым открытием взрослого мира. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_bumagi.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ:     Закрепить и расширить знания детей об истории возникновения бумаги.

Обобщить и систематизировать представление о различных видах бумаги и её практическом применении в зависимости от свойств. Закрепить умение ориентироваться на карте.

Учить делать самостоятельно выводы, опираясь на результаты исследований.

Развивать глазомер, мелкую моторику рук, зрительную память, внимание, логическое мышление при выполнении поделок оригами.

Воспитывать бережное отношение к живой природе (лесным ресурсам) и рукотворному миру (книге, бумаге, поделке).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций по теме, исследование различных образцов бумаги, проведение ряда исследований по ознакомлению со свойствами бумаги, изготовление коллективных работ из бумаги и поделок оригами, создание минилаборатории по теме «Бумага», экскурсия на офсетную фабрику, коллекционирование марок, календариков, открыток, салфеток, денег, проведение конкурса семейных работ, выполненных из бумаги.

МАТЕРИАЛ:

Ширма с меняющейся декорацией; Колесо истории; карта и значки; стенд с семейными поделками, выполненными из бумаги; посылка с бумажными предметами: календарь, книга, коробочка, открытка, поделка, пачка салфеток, рулон обоев, фотография; 8 китайских шляп; поделки из бумаги; 8 подкладных листов; 8 вазочек; 8 клеящих карандашей; 8 заготовок для поделок; 8 кусочков бересты; 8 гвоздей; 4 коробки песка; 4 палочки; 4 плоских камня и 4 острых камешка; 4 ванночки; салфетки; картон; фантики; леденцы.

Экспедиция в историю бумаги.

Ход занятия:

(воспитатель входит вместе с детьми)

- Ребята, что стоит на столе? (дети - посылка)

- Как она попала к нам в детский сад? (дети - её принёс почтальон)

- А откуда она? Кто её прислал?

(из далёкого Китая, прислал Цай Лунь)

- И мы с Вами договорились открыть её на занятии, правда? Ну что, открываем?

(дети помогают  воспитателю  открывать  посылку  и  поочерёдно достают предметы из неё и называют их, расставляя предметы на столе)

ПРЕДМЕТЫ: календарь, книга, коробочка, открытка, поделка, пачка салфеток, рулон обоев, фотография.

- Как Вы думаете, что объединяет все эти предметы? (все предметы сделаны из бумаги).

- А всегда ли была бумага?

- Сегодня мы раскроем тайну возникновения бумаги, а  поможет нам в этом  Колесо истории.

Ты крутись, Колесо истории. Покажи нам дальние дали, Расскажи нам историю прошлого. Покажи нам рисунки наскальные В пещерах люде первобытных, (звучит музыка там-тама).

открывается ширма. На столах 4 коробки с влажным просеянным песком, 4 деревянные палочки, 4 округлых камешка, 4 острых, подкладочные листы, салфетки).

- Ребята, мы с Вами оказались возле пещеры древних людей. Давайте найдём это место на карте, (дети отмечают).

- На чём рисовали древние люди? (на стенах в пещерах, чертили палочками на песке).

- Давайте на минуточку превратимся в древних людей и оставим послания друг другу как это делали древние люди.

(4 человека - чертят на песке, 4 - царапают на камнях).

- Ну, как готово? Какие интересные послания у Вас получились. Вы обязательно обменяетесь ими после занятия. Скажите, пожалуйста.

- Почему люди отказались от письма на песке и на камнях? (послания на песке сдувал ветер, размывала вода, на камнях очень трудно писать).

-Поэтому люди стали изобретать другой материал для письма. А какой -нам подскажет наше Колесо истории.

Ты неси, Колесо истории

В государство Египет Древний. Где в песках золотых, сыпучих. Пирамиды стоят высокие. Покажи, Колесо истории

Родину Сфинкса грозного, Голубого священного Лотоса

И папируса знаменитого.

Музыка

(ширма, картина)

Ребята, мы с Вами оказались в краю храмов и пирамид - в Древнем Египте, (отмечаем на карте). Посмотрите, какое интересное растение. Как же оно называется? (папирус). Правильно, папирус - это особый вид тростника. А где рос папирус? (на берегах реки Нил). Правильно, в самых заболоченных местах.

- На чём же писали древние египтяне? (на папирусе, на папирусных свитках). А как назывались знаки, которыми писали древние египтяне? (иероглифы). - Писать на папирусе, конечно, было легче и удобней, но почему всё же люди от письма на папирусных свитках?

(очень трудно было их изготовлять).

- Поэтому люди по-прежнему изобретали всё новые и новые материалы для письма.

Давайте узнаем, что же было дальше.

Ты неси, Колесо истории

В город Новгород,

На Русь Древнюю.        

Покажи, Колесо истории        

Храмы белые, златоглавые.        

Реки буйные, степь бескрайнюю.

И берёзки, сердцу милые.

Музыка.

(ширма, на столах - подкладочные листы, кусочки бересты, гвозди, салфетки).

- Вот, ребята, мы с Вами оказались в Древней Руси, (отмечаем на карте).

- Как Вы думаете, ребята, на чём писали древние русичи? (на бересте).

- А что же такое береста? (наружная часть березовой коры).

- Как назывались документы, написанные на бересте? (берестяные свитки, берестяные грамоты).

-Чем писали на бересте? (металлическими стержнями или костяными инструментами).

- Удобен ли был такой материал для письма? (нет). Почему? (свитки бересты занимали много места).

- На чём же ещё писали люди в Древней Руси? (на пергаменте).

- Из чего изготовляли пергаментные листы? ( из кожи молодых животных).

- Были даже целые пергаментные книги. Для защиты от царапин они были окованы медью.

- На что была похожа такая книга? (на сундук). Чем? (были застёжки и замки).

-Эти книги очень дорогие и писались вручную. А сейчас я приглашаю Вас написать друг другу письмо на бересте. Обменяйтесь, пожалуйста, своими письмами, а прочтём их на прогулке. Несмотря на то, что люди уже пытались писать и на папирусе, и на бересте, и на пергаменте - был ли раскрыт секрет бумаги? (нет).

Чтобы узнать, что было, дальше попросим помощи у Колеса истории.

Ты неси Колесо истории

В страну волшебную, дальнюю.

Родину шелка и пряностей,

Фарфора, камней драгоценных,

Китайской стены великой.

(физминутка)

Музыка - дети подбегают к расположенным на полу шляпам, надевают их и начинается китайский танец. После окончания танца дети снимают шляпы и оставляют их на полу.

- Ребята, как Вы думаете, почему мы оказались именно в Китае? (в Китае была изобретена бумага),

- Кто же изобрёл бумагу?

(человек по имени Цай Лунь).        ?

-Правильно, Цай Лунь показал китайскому императору секрет изготовления бумаги.

- Из чего же он изготавливал бумагу? (из шелковой ваты).

- А кто раскроет нам секрет Цай Луня? ( он замачивал шелковую вату в сосуде с водой, потом массу хорошо взбивал в кашицу, потом кашицу черпал бамбуковой сеткой и высушивал - получался тонкий лист).

-Правильно, этот лист назывался «Цай чти» - шелк Цая.

-Этот рецепт изготовления бумаги долгие годы держали в тайне. Только через много-много лет другие страны узнали, как же делают бумагу.

- Почему люди хранят в памяти имя Цай Луня? (он придумал бумагу).

-А может ли сейчас современный человек обойтись без бумаги? (нет).

-Почему? Докажите, правда ли так нужна бумага? (пишем, рисуем, заворачиваем, делаем поделки, клеем обои, печатаем книги и газеты и т.д.).

- Вот видите, как мы должны быть благодарны китайскому мастеру Цай Луню за его рецепт изготовления бумаги. Но Цай Лунь изготавливал бумагу из шелковой ваты, а сейчас из чего изготавливают бумагу? (из древесины).

- У кого же человек подсмотрел рецепт изготовления бумаги из древесины?              (У Ос).

- А кто нам расскажет этот рецепт? (Осы перетирают древесную крошку и смешивают со слюной, которая служит им клеем - так и получается бумажная кашица - из которой осы строят гнёзда).

Правильно, а так как бумагу изготавливают из древесины, то сейчас гибнут большие площади лесов. Чем же мы можем помочь, чтобы как можно меньше вырубалось лесов?

(бережно относится к бумаге, книгам, собирать макулатуру).

Как Вы знаете, бумага по своим свойствам бывает разная. А теперь давайте проведём ряд исследований.

(дети подходят к столам. На столах у каждого - 3 леденца, 1 салфетка,

1 картон, 1 обёрточная бумага).

- Какие виды бумаги?

-Заверните, пожалуйста, леденцы в каждый из видов бумаги, и выясните в какую бумагу удобнее заворачивать леденцы?

Выводы: 1) салфетка - слишком тонкая, мягкая, быстро рвётся, прилипает к леденцам, имеет не эстетический вид;

2) картон - слишком плотный, твёрдый, плохо сминается;

3) обёрточная бумага - в меру тонкая, достаточно прочная, не рвётся, имеет красивый вид.

- Как называется обёрточная бумага для конфет? (фантик).

- Кто первый придумал фантики? (Томас Эдисон).

- Какое ещё изобретение, связанное с бумагой, придумал Томас Эдисон? (печатную машинку, усовершенствовал электрическую лампочку).

А сейчас мы продолжим наше исследование и проверим как действует друг на друга бумага и вода, (на столах ванночки с тёплой водой, на каждого человека -

2 салфетки, 2 картонки, подкладочный лист).        

Опустить в воду салфетку, картон.

Что произошло с салфеткой (она размокла). А картон (впитал воду, но не размок).

Выводы:

1. Бумага впитывает воду.

2. Салфетка - тонкая, мягкая, легко впитывает воду.

3.Картон - плотный, твёрдый, медленно впитывает воду. Руки у Вас стали влажные, вытрите их, пожалуйста. Почему Вы взяли салфетки, а не картон? (салфетка - мягкая, быстро впитывает воду, а картон -твёрдый, плохо сминается, медленно впитывает воду).

Чьё же это изобретение - бумажные салфетки? (художника Леонардо Да Винчи).

Интересно. В какую же страну перенесёт нас Колесо истории в этот раз. Слушайте внимательно.

Ты неси Колесо истории.

В страну Восходящего солнца.

Где в пышном цветении сакуры,

Плывут звуки лютни волшебные.

 В страну, что трудом своим славится. Где люди храбры и бесстрашны.

Музыка.

-Ребята, в какую же страну мы с Вами попали? ( в Японию). Отметим её па карте. В этой стране около 15 тыс. лет назад придумали секрет складывания фигурок из бумаги.

- Как называется это волшебное, красивое искусство? (оригами).

-Что в переводе с японского означает оригами? (сложенная бумага)

-Давайте покажем, чему мы научились в школе оригами. Выберите, пожалуйста, для себя схему и изготовьте по ней поделку.

(на столах - листы цветной бумаги, детали-заготовки, клей-карандаш, ножницы,

подкладочные листы, салфетки на каждого ребёнка).

- Кто уже выполнил, покажите свои фигурки гостям.

(дети подходят к гостям, рассказывают, что они сделали и говорят: я Вам дарю).

(с подноса раздаются фигурки всем гостям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги по теме: «Новогоднее украшение «Елочка» - старшая группа.

На пушистых, мягких лапах,К нам приходит елка в дом!Чуть смолистыйТерпкий запахС детства каждому знаком....

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами для детей старшей группы «Подснежники»

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами для детей старшей группы «Подснежники»...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами для детей старшей группы "Подснежники"

Цели занятия: 1. Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки, развивать вариативность мышления.2. Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. 3. Отрабатывать в...

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...

Конструирование цветов из бумаги для мамы на "День матери"(старшая группа)

Конструирование цветов из бумаги для оформления стенгазеты "Мамочка, ты тоже маленькой была"...

«Экспедиция на Арктику».Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе.

Цель данного занятия- это  формирование представлений об  Арктике у детей старшего дошкольного возраста....

«Ознакомление с историей и прикладным искусством народов севера в старших группах детского сада» из опыта работы воспитателя

   19 марта в республике Саха (Якутия) отмечался День Арктики. Праздник учрежден Указом Главы РС(Я) с целью поддержки и развития арктических районов Якутии.      К...