Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

    Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.

    Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы на основе эксперимента; развивать познавательную активность и  интерес в процессе исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику; воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.

    Ведущая образовательная область:  познавательное развитие

    Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное развитие

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

    Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.

    Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы на основе эксперимента; развивать познавательную активность и  интерес в процессе исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику; воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.

    Ведущая образовательная область:  познавательное развитие

    Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное развитие

    Материалы для занятия: коробка с бумажными предметами, листочки бумаги разного вида размером15/15см для игры «Найди на ощупь», материалы для проведения опытов, корзинка с цветами, выполненными в технике оригами, плоская прозрачная емкость с водой для сюрпризного момента.

    Предварительная работа:  беседы о происхождении бумаги, об использовании ее в повседневной жизни, рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме, сбор коллекции «Виды бумаги».

    Содержание организованной образовательной деятельности

    1. Организационный момент

    Утренний ритуал(дети стоят в кругу)

    -Доброе утро!( каждому из детей)

    -Доброе утро, вся Земля!(все вместе)

    2. Ход занятия

     Появляется Инопланетянин(роль выполняет взрослый). В руках у него красивая коробка.

    Инопланетянин:

    - Доброе утро, Земляне! Мне нужна ваша помощь. На вашей планете я нашел интересные вещи, которых никогда раньше не видел. Не могли бы вы рассказать мне- что это такое и из чего это сделано?( открывает коробку, выкладывает на стол предметы из бумаги: коробочку, тарелку, стакан, открытку, конверт, пакет, книгу, цветы, тетрадь, листочки для записи, блокнот)

    Воспитатель :

    - Доброе утро, Инопланетянин! Думаю, мы сможем тебе помочь. Правда, ребята?

    - Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти предметы? (ответы детей)

    Мы с вами уже знаем, что бумага была не всегда. Расскажите инопланетянину: на чем в древние времена люди писали, рисовали?(камни, дощечки, папирус)

    - А из чего же делают бумагу? Кто помнит? (ответы детей)

    • из древесины различных деревьев
    • из некоторых растений
    • из старой бумаги( макулатуры)

    -Какие виды бумаги мы с вами знаем? ( в помощь детям- коллекция различных видов бумаги, собранная ранее и оформленная на ватмане: печатная, газетная, цветная, обойная, туалетная, картон, оберточная, копировальная, денежная, наждачная и т.д)

    -В чем различие разных видов бумаги?( ответы детей)

    Игровая деятельность

    Игра «Найди на ощупь»

    - Хотите поиграть? Мы с вами сейчас будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, а глаза завяжем платком.

     Дети с завязанными глазами определяют, какая бумага(шероховатая, гладкая ,тонкая, плотная, бархатная, гофрированная и т.д.)

    - Ребята, посмотрите на предметы, которые принес Инопланетянин. Про какие из них можно сказать: бумажный(ответы детей-  бумажный конверт, бумажный пакет, бумажный  стаканчик); бумажная( салфетка, коробочка); бумажные( цветы, листки, игрушки)

    -А как вы думаете: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду ?( ответы детей)

    -Давайте поиграем в игру «Бывает-не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги- вы хлопаете в ладоши. Если нет-топаете. Будьте внимательны!  (слова: книга, стол, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, велосипед, журнал)

    - Молодцы!

    -Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать- какие? Для этого мы с вами проведем несколько опытов. Занимайте места за столами.

    На столах приготовлены подносы на каждого ребенка. На подносах: листочки бумаги разной плотности, разного цвета, вода в пластиковых емкостях.

    Опыт 1.

    -Давайте попробуем узнать- можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую-  труднее?( ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.

    Опыт 2.

    Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас?(ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.

    Опыт 3.

    Давайте проверим- можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую легче разорвать- плотную или тонкую? (ответы детей).  Сделаем вывод. Бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.

    -Устали? Давайте отдохнем и поиграем.

    Пальчиковая гимнастика.

    Мы бумагу режем, режем,

    Мы бумагу рвем, рвем,

    Мы бумагу клеим, клеим,

    Мы бумагу мнем, мнем.

    Опыт 4.

    - А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? ( ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени.  Какой сделаем вывод? Бумага намокает.

    Опыт 5.

    - Бумага легко воспламеняется и горит. Это свойство бумаги вы пока исследовать не будете. Как вы думаете-почему? (ответы детей). Верно, это очень опасно.  Можно получить ожог, может случиться пожар. Я сама проведу этот опыт, а вы будете наблюдать.

    - Понравилась ли вам наша сегодняшняя работа? Что интересного вы узнали о бумаге? Как мы используем бумагу в  детском саду? (рисуем, пишем, делаем аппликацию и т.д)

    - А нужно ли бумагу беречь? Почему?

    - Молодцы! А теперь давайте спросим у нашего гостя: помогли ли мы ему разобраться с неизвестными предметами7

    Инопланетянин:

    - Большое спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я расскажу на своей планете всё, что узнал сегодня.

    Воспитатель:

    - А на прощание у меня есть для вас сюрприз! Любите сюрпризы? Я принесла сегодня целую корзинку цветов. Только вот они еще не распустились. А хотите увидеть, как цветы начнут распускаться? Опустите их в воду. (лепестки в воде раскрываются)

    - Посмотри, Инопланетянин, скоро весна, и на нашей планете распустятся красивые цветы. Прилетай еще к нам в гости!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кто живёт в реке и в озере"

    Цель: формирование представлений об обитателях  пресных водоемов(рек, озер),  их образе жизни и значении.Задачи:1)Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Песочная страна» в средней группе

    формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить);развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать,...

    Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности на тему "Вот я какой!"

    Занятие разбито по блокам о познании человека для детей подготовительной группы...

    Конспект-занятие по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зима белоснежная» для дошкольников младшей группы 3-4 года

    quot;Зима белоснежная"Цель: закрепление знаний о времени года - зима.Задачи: Образовательные: учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого; уточнить, что все времен...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы.

     Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17      Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятел...