Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дмитриева Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.

Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы на основе эксперимента; развивать познавательную активность и  интерес в процессе исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику; воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.

Ведущая образовательная область:  познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.

Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы на основе эксперимента; развивать познавательную активность и  интерес в процессе исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику; воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.

Ведущая образовательная область:  познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное развитие

Материалы для занятия: коробка с бумажными предметами, листочки бумаги разного вида размером15/15см для игры «Найди на ощупь», материалы для проведения опытов, корзинка с цветами, выполненными в технике оригами, плоская прозрачная емкость с водой для сюрпризного момента.

Предварительная работа:  беседы о происхождении бумаги, об использовании ее в повседневной жизни, рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме, сбор коллекции «Виды бумаги».

Содержание организованной образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Утренний ритуал(дети стоят в кругу)

-Доброе утро!( каждому из детей)

-Доброе утро, вся Земля!(все вместе)

2. Ход занятия

 Появляется Инопланетянин(роль выполняет взрослый). В руках у него красивая коробка.

Инопланетянин:

- Доброе утро, Земляне! Мне нужна ваша помощь. На вашей планете я нашел интересные вещи, которых никогда раньше не видел. Не могли бы вы рассказать мне- что это такое и из чего это сделано?( открывает коробку, выкладывает на стол предметы из бумаги: коробочку, тарелку, стакан, открытку, конверт, пакет, книгу, цветы, тетрадь, листочки для записи, блокнот)

Воспитатель :

- Доброе утро, Инопланетянин! Думаю, мы сможем тебе помочь. Правда, ребята?

- Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти предметы? (ответы детей)

Мы с вами уже знаем, что бумага была не всегда. Расскажите инопланетянину: на чем в древние времена люди писали, рисовали?(камни, дощечки, папирус)

- А из чего же делают бумагу? Кто помнит? (ответы детей)

  • из древесины различных деревьев
  • из некоторых растений
  • из старой бумаги( макулатуры)

-Какие виды бумаги мы с вами знаем? ( в помощь детям- коллекция различных видов бумаги, собранная ранее и оформленная на ватмане: печатная, газетная, цветная, обойная, туалетная, картон, оберточная, копировальная, денежная, наждачная и т.д)

-В чем различие разных видов бумаги?( ответы детей)

Игровая деятельность

Игра «Найди на ощупь»

- Хотите поиграть? Мы с вами сейчас будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, а глаза завяжем платком.

 Дети с завязанными глазами определяют, какая бумага(шероховатая, гладкая ,тонкая, плотная, бархатная, гофрированная и т.д.)

- Ребята, посмотрите на предметы, которые принес Инопланетянин. Про какие из них можно сказать: бумажный(ответы детей-  бумажный конверт, бумажный пакет, бумажный  стаканчик); бумажная( салфетка, коробочка); бумажные( цветы, листки, игрушки)

-А как вы думаете: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду ?( ответы детей)

-Давайте поиграем в игру «Бывает-не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги- вы хлопаете в ладоши. Если нет-топаете. Будьте внимательны!  (слова: книга, стол, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, велосипед, журнал)

- Молодцы!

-Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать- какие? Для этого мы с вами проведем несколько опытов. Занимайте места за столами.

На столах приготовлены подносы на каждого ребенка. На подносах: листочки бумаги разной плотности, разного цвета, вода в пластиковых емкостях.

Опыт 1.

-Давайте попробуем узнать- можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую-  труднее?( ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.

Опыт 2.

Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас?(ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.

Опыт 3.

Давайте проверим- можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую легче разорвать- плотную или тонкую? (ответы детей).  Сделаем вывод. Бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.

-Устали? Давайте отдохнем и поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Мы бумагу режем, режем,

Мы бумагу рвем, рвем,

Мы бумагу клеим, клеим,

Мы бумагу мнем, мнем.

Опыт 4.

- А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? ( ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени.  Какой сделаем вывод? Бумага намокает.

Опыт 5.

- Бумага легко воспламеняется и горит. Это свойство бумаги вы пока исследовать не будете. Как вы думаете-почему? (ответы детей). Верно, это очень опасно.  Можно получить ожог, может случиться пожар. Я сама проведу этот опыт, а вы будете наблюдать.

- Понравилась ли вам наша сегодняшняя работа? Что интересного вы узнали о бумаге? Как мы используем бумагу в  детском саду? (рисуем, пишем, делаем аппликацию и т.д)

- А нужно ли бумагу беречь? Почему?

- Молодцы! А теперь давайте спросим у нашего гостя: помогли ли мы ему разобраться с неизвестными предметами7

Инопланетянин:

- Большое спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я расскажу на своей планете всё, что узнал сегодня.

Воспитатель:

- А на прощание у меня есть для вас сюрприз! Любите сюрпризы? Я принесла сегодня целую корзинку цветов. Только вот они еще не распустились. А хотите увидеть, как цветы начнут распускаться? Опустите их в воду. (лепестки в воде раскрываются)

- Посмотри, Инопланетянин, скоро весна, и на нашей планете распустятся красивые цветы. Прилетай еще к нам в гости!