Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности на тему Волшебная песочная страна" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шкаруба Мария Николаевна

Программное содержание: формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить).

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

 Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

 Описание: Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их. Материал интересен и полезен для воспитателей ДО.

 Цель: Прививать интерес к познанию окружающего мира.

Задачи. Расширять представления об окружающем мире: актуализировать имеющиеся знания о воде и воздухи и добывать новые.

Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.

Закреплять знания детей о свойствах воды (вкус, запах, нагревается, растворяет).

 Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника.

Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; шарик и бутылка, ведерко с горячей и холодной водой, цветные картинки, стаканы с водой, ложечки, камешки, сахар. Предшествующая работа. Чтение художественной литературы «Мойдодыр» «Федорино горе» «Снегурочка» Просмотр мультфильма «Путешествие капельки» Наблюдение за свойствами воды на прогулке, в режимных моментах. Заучивание стихотворения о воде. Экологическая прогулка на реку. Опыты и эксперименты с водой и воздухом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности на тему                                                                                                                                                          

                        Волшебная песочная страна" в старшей группе.

Программное содержание: формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить).

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

 Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

 Описание: Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их. Материал интересен и полезен для воспитателей ДО.

 Цель: Прививать интерес к познанию окружающего мира.

Задачи. Расширять представления об окружающем мире: актуализировать имеющиеся знания о воде и воздухи и добывать новые.

Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.

Закреплять знания детей о свойствах воды (вкус, запах, нагревается, растворяет).

 Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника.

Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; шарик и бутылка, ведерко с горячей и холодной водой, цветные картинки, стаканы с водой, ложечки, камешки, сахар. Предшествующая работа. Чтение художественной литературы «Мойдодыр» «Федорино горе» «Снегурочка» Просмотр мультфильма «Путешествие капельки» Наблюдение за свойствами воды на прогулке, в режимных моментах. Заучивание стихотворения о воде. Экологическая прогулка на реку. Опыты и эксперименты с водой и воздухом.

Ход занятия. Ребята, вам нравится что мы здесь собрались? И мне нравиться, а давайте об этом расскажем товарищу. Музыкально -коммуникативная игра «Как здорово» Звучит фонограмма «Я водяной»

Воспитатель. Кажется, это поет водяной, как вы думаете, а почему он такой грустный? А давайте отправимся к нему в гости, и ему станет весело так же, как нам сейчас. На чем мы можем к нему добраться. Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Хотите? А нам в пути нужен важный помощник, угадайте кто он, о нем говорится в загадке. Через нос проходит в грудь и обратно держит путь Невидимка он и все же. Без него мы жить не можем. - Воздух.

 Открываю изображение воздушного шара Скажите, а зачем под шаром расположена горелка? (предложения детей) - А давайте сейчас узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.. Опыт 1 . Пустой воздушный шарик надеваем на горлышко бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде. Что вы видите? (шарик надувается) Ребята, это происходит, потому что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. А теперь поставим бутылку в холодную воду. Что вы видите? (шарик сдувается) Как вы думаете, почему так происходит (Предложение детей). Да, ребята при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается – воздух охлаждается и шарик сдувается. То же сделает вывод, каким свойством обладает с воздух? Давайте все возьмемся за руки. Итак, включается горелка–воздух нагревается – расширяется, и шарик заполняется, и мы летим - вот горелку выключили - воздух охлаждается, сжимается и мы приземляемся. (Дети бегут на стульчики).

 Вот мы с вами оказались на берегу реки. Ребенок Вы слыхали о воде – говорят она везде В луже, море океане и в водопроводном кране Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться. Смею я вам доложить – без воды нам не прожить. (Н. Рыжова). Давайте посмотрим по сторонам - нет ли здесь нашего Водяного?

 Зрительная гимнастика. (Музыкальная игра «смотрит влево-смотрит вправо)Входит Водяной. Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Спасибо, что вы пришли, а то мне так скучно, знаете у меня здесь столько воды и я так привык шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться, после этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только не понятно: куда потом исчезает эта вода? (смотрит на свои руки) И еще, на днях я хотел искупаться в свое любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся? Воспитатель. Ребята, попробуем ответить на вопросы Водяного? Проходите в нашу лабораторию. Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.

 Опыт 2 . Запах воды. Водяной, а скажи, как можно узнать есть ли у воды запах? Водяной. Я не знаю Ребята, как можно узнать есть ли у воды запах?(ответы детей)Давайте понюхаем. Есть запах у воды?

 Вывод: вода не имеет запаха

 Опыт 3. Вкус воды Ребята, как мы можем определить вкус воды? Ответы детей. (Попробовать) Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.

 Вывод. Вода не имеет вкуса. Положите в баночку с водой 1 ложку сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе? Сделай вывод. Вывод. Вода является растворителем, она стала сладкой

 Опыт 4. Цвет воды и прозрачность. Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек. -Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.

 Вывод: вода бесцветна и прозрачна.

Пальчики  наши устали. Давайте с ними поиграем. Пальчиковая игра.(упражнения под музыку Ю.Энтина – Я Водяной) Воспитатель. А откуда же берется дождь? Посмотрите на картинку. Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. А давайте с вами поиграем в капельки. Вот вы сейчас капельки, вы слились в лужицу, солнышко вас пригрело, и вы улетели на небо, там холодно и вы прижались друг к другу, стали тяжелыми и опять упали на землю (играем 2 раза)

 Водяной. Ой, какие вы умные, только я все сразу и не запомнил, напомните мне еще разок, о чем мы сегодня говорили. Воспитатель. Ребята, кто хочет стать доктором наук и еще раз рассказать Водяному, что нового мы сегодня узнали? (Ребенок, используя схемы - алгоритмы) повторяет свойства воды. Водяной, нам пора возвращаться в детский сад. Нас ждет наш воздушный шарик? 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Ой, а мы уже и приземлились. Ребята, а как вы думаете, смогли мы сегодня все узнать о воде? Тогда мы продолжим исследования о воде на следующем занятии. Молодцы, вы сегодня были очень хорошими исследователями, открыли много интересного для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Волшебное электричество» в старшей группе

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Волшебное электричество» в старшей группе...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Песочная страна» в средней группе

формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить);развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать,...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...