Занятие на тему: Как звери готовятся к зиме
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Сиволодская Татьяна Викторовна

В материале представлено занятие на тему, как звери готовятся к зиме. Целью данного занятия является уточнение и расширение знаний детей о животном и растительном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kak_zveri.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как звери готовятся к зиме

Цель: расширять и уточнять знания детей о животном и растительном мире родного края.

Программное содержание.

  • Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе.
  • Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Учить детей использовать модель для обобщения представлений детей о животных (зверях).
  • Воспитывать у детей интерес к жизни животных в осенний период.

Оборудование.

  • Картины: «Медведи осенью», «Белки осенью»,
  • картинки животных,
  • условные знаки природных изменений,
  • игрушка Сова,
  • заготовки для поделок, вата, клей, краски.

Методы:

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический.

Приёмы:

  • игровая ситуация,
  • загадка,
  • рассматривание картин,
  • составление рассказов по модели,
  • игра.

Предварительная работа.

  • беседы с детьми,
  • рассматривание иллюстраций,
  • отгадывание загадок,
  • работа с моделями («Птицы», «Насекомые»).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Сообщение темы занятия. 

Приходит на занятие Сова. Загадывает детям загадку:

Пусты поля, мокнет земля,
День убывает, когда это бывает? 
(Осенью)

Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Нас ждет увлекательное путешествие. Мы с вами много путешествовали. Путешествовали в мир букв и звуков, в мир цифр, в мир птиц, в мир животных, А сегодня мы проведем путешествие в лес. В лесу мы узнаем, как животные подготовились к зиме. А Сова послушает и посмотрит, как мы будем говорить о животных.
Трещало с самого утра: 
Пор-р-ра! Пор-р-ра! 
А что пора? 
Такая с ней морока, 
Когда трещит… (
сорока). На доске появляется изображение птицы. 
- Сегодня с самого утра сорока решала, что осень скоро закончится, наступит зима и пора проверить свои кладовые. Лесные животные услышали об этом и решили созвать лесное собрание. 
На этом собрание побываем и мы. Побывав на этом собрание, мы узнаем, как жители леса подготовились к зиме.
 
- И так мы отправляемся в путешествие, в лес. А так, как мы идем туда в гости, мы должны вести себя как полагается гостям: 
Указ:
- Если в лес пришел гулять, 
свежим воздухом дышать, 
бегай, прыгай и играй 
только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, 
Даже очень громко петь. 
Здесь не нужно всех ловить, 
Топать, хлопать, палкой бить. 
Ты в лесу всего лишь гость, 
Здесь хозяин дуб и лось. 
Их покой побереги. 
Ведь они вам не враги!

А пока мы идем в лес на лесное собрание, давайте вспомним, какие изменения произошли в природе с приходом осени? 
Прогноз погоды. Дети отвечают используя схемы. (небо, солнце, осадки, температура)

Речевая разминка:
Ес-ес-ес-идем мы в лес. 
Су-су-су-тихо зимой в лесу. 
Ес-ес-ес-опустел зимний лес. 
Су-су-су холодно зимой в лесу. 
Вот мы и пришли. А кто пришел на лесное собрание, вы сможете узнать, отгадав загадки: 

ЗАГАДКИ

  1. Пышный хвост торчит с верхушки 
    Что за странная зверюшка: 
    Щелкает орехи мелко, 
    Ну, конечно, это …
    (Белка). 
  2. Кто зимой холодной 
    В лесу бродит злой, голодный?
    (Волк). 
  3.  Недотрога весь в иголках, 
    Я живу в норе под елкой. 
    Хоть открыты настежь двери, 
    Но ко мне не ходят звери.
    (Еж). 
  4. Кто любит морковку 
    И прыгает ловко. 
    Портит в огороде грядки, 
    Удирает без оглядки.
    (Заяц). 
  5. Хозяин лесной 
    Просыпается весной, 
    А зимой под снежный вой 
    Спит в избушке снеговой.
    (Медведь). 
  6. Посмотрите-ка какая- 
    Вся горит, как золотая, 
    Ходит в шубе дорогой, 
    Хвост пушистый и большой.
    (Лиса). 

На доске вывешиваются картинки с изображениями угаданных животных. 
Кажется, все собрались, и мы можем идти дальше. 

– Ребята, а почему уже не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не звенят над головой? Почему их не видно? (Ответы детей.)

Дети рассказывают, а воспитатель дополняет. (Холодно).

Выставляются картинки:

– Куда прячутся от холодов жуки? (Под кору деревьев, под опавшие листья, в щели домов.)

– Что делают муравьи? (Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок глубоко в земле. Так глубоко где земля не замерзает.)

– Бабочки превратились в куколок, как в колыбельках будут спать до тёплой весны.

– Ребята, в тёплое время, на дорожке можно было увидеть ящериц и лягушек. Куда прячутся ящерицы и змеи? (Ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.)

– А лягушки? (Лягушки зарываются в тины на дне водоёмов.)

– Что делает осенью ёжик? (Ёжик еле-еле передвигается, куда делась его быстрота и ловкость, спит на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.)

– Ребята, а каких вы ещё знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Медведь, барсук, бурундук)

– Ребята, мы с вами уже знаем, что осенью надо по лесу ходить осторожно, тихо, Почему? (Дети называют правила поведения в лесу.) (Чтобы не разбудить уже заснувших животных.)

– А где зимует медведь? (В берлоге)

– Давайте посмотрим на эту картину «Медведи в осеннем лесу»

  • Какое время года в лесу?
  • Как вы узнали, что это осень?
  • Что делает медведица?
  • Что делают медвежата?

– Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосен и елей полосы коры и перемешивает их со мхом. Роет глубокую яму. Устилает травой, листьями, ветками высокую постель. А ёлочки, что по краям ямы росли, подгрызает – они наклоняются и получается как шатёр. Надумает медведь спать укладывается, свернётся калачиком и уснёт с медвежатами до весны.

А сейчас немножко отдохнем:

Физминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили
Головой они крутили:
Вот так, и вот так
Ещё эдак, ещё так. 
Медвежата мёд искали, 
Дружно дерево качали: 
Вот таки вот так 
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили: 
Вот так и вот так
Ещё эдак, ещё так. 
А потом они плясали, 
Дружно лапы подымали 
Вот так и вот так 
Дружно лапы подымали.

– Ребята, посмотрите на картину. (Выставляется другая картина.)

– Чем занимаются белочки в осенние дни?  

– Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи – всё зимой пригодится. В лесу у неё есть кладовочки. В таких кладовочках много запасов, что за зиму сама не съест. Очень трудолюбивые белочки. Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан, олень.)

– Всем этим животным щедрая осень раздаривает тёплые пушистые красивые шубки. В таких шубках можно пережить морозы. Очень любит переодеваться заяц. Какую шубку? (Из серой в белую) Почему?

– Правильно, у зайцев слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят. А белка, лиса?

Задание: Поделка «Зайка беленький» (заготовки зайчиков, вата, клей, краски).

Затем дети показывают поделки и рассказывают о своих зайчиках.

Сова благодарит детей за рассказы. Ей понравилось у детей в гостях, и она угощает детей. Прощается с детьми и улетает.

Воспитатель предлагает детям выбрать листочек. Если ребёнок считает что со всеми заданиями справился и на занятии ему понравилось, то жёлтый листочек, а если что-то не получилось – коричневый листочек.

Дети смотрят мультфильм «Как ежик шубку менял».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экологии в средней группе по теме "Как звери готовятся к зиме"

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитыват...

интегрированное занятие по окружающему миру, художественной литературе и труду по теме: "Как звери готовятся к зиме"

Интегрированное занятие  проводится с детьми 3-4 лет на конец ноября учебного года....

Конспект занятия по познанию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Как звери готовятся к зиме?»

Задачи:Образовательная : систематизировать (расширять)  знания детей о жизни диких животных, их повадках и образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные присп...

Открытое занятие по окружающей среде во второй младшей группе на тему: «Как звери готовятся к зиме».

Цели: 1.Расширять представления детей о многообразии природных явлений. ...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Тема: «Как звери готовятся к зиме»

Это интегрированное занятие в которое входят несколько видов деятельности, изобразительная деятельность (аппликация), познавательно-исследовательская деятельность (ФЦКМ), (ФЭМП). В ходе этого занятия ...

Конспект занятия на тему: «Как звери готовятся к зиме.» 2-я младшая группа.

Цели деятельности педагога: учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детенышей;Методы и средства: Декорации зимнего ле...

Занятие на тему: «Как звери готовятся к зиме?»

Обобщить знания детей об образе жизни диких животных....