Тема: " Муравьи" (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Лухтан Вера Владимировна

Формировать у детей экологическое представление о многообразии растительного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_muravi.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 756

________________________________________________________________

Адрес: 109444, Москва, ул.Ташкентская д.22 кор.4

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

для детей средней группы

на тему: «Муравей»

(Интеграция образовательных областей

Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество)

воспитатель

Лухтан

Вера Владимировна

Москва, 2015г.

Цель:

Формирование экологических представлений о многообразии растительного мира.

Задачи:

  • познакомить детей с насекомыми – муравьями,
  • рассказать  о значении и ориентации муравьев в природе.
  • воспитывать чувство уважения к окружающему миру;
  • воспитывать интерес к изучению природы.
  • развивать умение детей сопоставлять формы по пропорциям, прочно соединять их между собой с внешней и внутренней стороны.
  • закреплять знакомые способы лепки, развивать мелкие движения пальцев при лепке элементов выпуклого узора.
  • развивать диалогическую речь детей, внеситуативное общение на познавательные темы, умение кратко формулировать имеющуюся информацию;
  • побуждать рассуждать, анализировать противоположные точки зрения;

Оборудование и пособия:

Демонстрационные: презентация со слайдами, фланелеграф.

Раздаточные:   доски для лепки, пластилин на каждого ребенка, стеки, тряпочки.

            Этапы

Ход

Примечание

1.Орг.момент

2.Основная часть

Физкультминутка:

3.Заключение

-Здравствуйте, ребята!

Воспитатель:

Муравьи

Муравьишки - муравьята,

торопливые ребята.

Рано утром на дорожке,

по зелёненькой тропинке -

муравьиные сапожки,

муравьиные ботинки.

Муравьишки - муравейки,

посидите на скамейке!

Но бегут быстрей девчонок,

торопливее мальчишек

муравьиха,

муравьёнок,

муравьишка...

-Ребята о ком я прочитала стихотворение?

(ответы детей)

-Правильно, о муравьяих.

1.Итак давайте посмотрим на экран и послушаем историю о муравьях.

 МУРАВЬИ – это насекомые. В природе примерно видов муравьев.

В наших  лесах часто встречается рыжий лесной муравей. Живут муравьи в муравейниках.

Размер муравейника у разных видов может быть от желудя до двухметровых куполов лесных муравьев. Муравейники бывают земляные, древесные которые находится в пнях и стволах деревьев, из растительных остатков (хвоинки, веточки), из живых листьев.

Свои гнезда — «муравьиные кучи» — он строит из хвои, обломков веточек и стебельков. Высота муравейников достигает иногда более метра. Кроме насыпной, надземной, части в каждом муравейнике есть подземная часть с множеством ходов и камер. 

Воспитатель:

-Как называется дом муравья?

(ответы детей)

Воспитатель:

По муравейнику и возле него бегают тысячи муравьев. Одни из них тащат строительный материал: комочки почвы, хвоинки, чешуйки почек; другие — добычу: жучка, муху, гусеницу. Это рабочие муравьи. Они строят и чинят гнездо, ухаживают за личинками и куколками, запасают пищу, защищают муравейник от врагов. В большом гнезде живут тысячи и десятки тысяч рабочих особей.

Вопросы к детям?

-Кто был в лесу и видел муравейники и муравьев?

(ответы детей)

Воспитатель:

Ориентироваться муравьи, как и другие живые существа, могут по-разному.

С давних пор ученые пытаются понять, как удается муравьям безошибочно находить дорогу к своему муравейнику. Муравьи могут найти дорогу домой в совершенно пустынной местности, где нет никаких примет, а также в темноте и даже без помощи глаз.

У муравьев были обнаружены школы, в которых особи-«преподаватели» обучают и тренируют молодых муравьев тому, как следует осуществлять поиск пищи.

Воспитатель:

Я сейчас загадаю загадку, а вы попробуете угадать.

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (муравейник)

Живут муравьи в муравейниках.

Рыжий лесной муравей - санитар леса. 5 муравейников средней величины гарантируют здоровье целому гектару леса.

Добыча муравьев – это  гусеницы, куколки и бабочки .

Муравьи прекрасно борются с вредителями растений, разносят семена и распространяют растения некоторых видов.

Муравьи служат дополнительной пищей дятлов, которые уничтожают короедов. Муравьями кормятся и другие птицы – глухари, тетерева, а в весеннюю бескормицу – синицы.

Муравьев не нужно трогать:

 Третий день в глуши лесов

 Все идут, пройти не могут

 Десять тысяч муравьев.

 Как носильщик настоящий

 С сундуком семьи своей,

 Самый черный и блестящий,

 Самый сильный муравей!

 Настоящие вокзалы –

 Муравейники в лесу:

 В коридоры, двери, залы

 Муравьи багаж несут!

 Самый сильный, самый стойкий,

 Муравей пришел уже

 К замечательной постройке

 В сорок восемь этажей.

(Осип Мандельштам)

Воспитатель:

Не разоряйте муравейники. Муравьи - лесные санитары; Так прозвали люди...

Ответ детей

Физкультминутка:

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал?

Воспитатель:

Ребята только, что мы посмотрели небольшую историю и узнали о значении насекомых - муравьях в природе?

Вопросы к детям?

Ответы детей.

Воспитатель:

А сейчас мы пройдем к своим столам. Посмотрите, что у вас лежит на столах?

(ответы детей)

Воспитатель:

Правильно перед вами пластилин (глина). Сегодня мы будем лепить, как вы догадались – муравья. Давайте еще раз рассмотрим картинку с муравьем и определи, из какого количества частей он состоит.

(Ответы детей)

Воспитатель на фланелеграфе выкладывает муравья.

Воспитатель предлагает детям разделить кусочек пластилина и на части для изготовления муравья.

По окончанию работы устраивается выставка детских работ.

Итог занятия:

Ребята, скажите, что мы с вами сегодня делали?

Про какое насекомое мы узнали?

Как муравей передвигается?

Как вы думаете, нужен ли он природе?

Ребята, спасибо вам, что вы сегодня были моими помощниками и слушателями.

Занятие окончено.

 

Стихотворение

П.Вегина

1 слайд

2слайд

3слайд

4слайд

5слайд

6слайд

7слайд

8слайд

9слайд

10слайд

Дети повторяют движения за воспитателем.

Самостоятельная работа детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

НОД по теме СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ». старшая группа воспитатель Акперова Д.М.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ».ХАРАКТЕР БОГАТЫРЯ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА». РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «МОЁ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»Цели: учить составлять рассказ на заданную тему; продолжать развивать д...

Летний проект «Не обижайте муравья!» (средняя группа)

Конспект познавательно-исследовательского проекта о муравьях и насекомых....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЗВУКЕ И БУКВЕ «К» НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕЧСКОЙ ТЕМЫ «МЕБЕЛЬ» подготовительная группа

Логопедическое занятие  с элементами обучения грамоте на лексическом материале темы "Мебель"...

№ 1. Сентябрь. Познавательное развитие .Формирование целостной картины мира. Тема: «Путешествие по группе». Знакомство с группой. (младшая группа)

Познакомить малышей с группой. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении, помочь ребёнку почувствовать себя уверенно....