Занятие по воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств у детей подготовительной группы через ознакомление с окружающим «Бытовая культура и традиции русского народа»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Клевина Наталия Ионаса

в данном материале рассказывается и показывается о работе с детьми по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bytovaya_kultura_i_traditsii_russkogo_naroda.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Бытовая культура и традиции русского народа

Цель: Расширять знания детей об истории нашей Родины. Продолжать знакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с их бытовой культурой.                                                       Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, родному  дому.                                                   Развивать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.

Предварительная работа: Беседы с детьми о зарождении русского государства. Знакомство с государственной  символикой: гербом, флагом, гимном. Рисование российского флага; объяснение смысла русских народных пословиц и поговорок о семье, о хлебе, о труде. Рассказывание русских народных сказок, заучивание потешек и стихов. Рассматривание изделий народного творчества, изображений изделий народных промыслов, изготовление игрушек своими руками, знакомство с некоторыми играми наших предков.

Оборудование и материалы: Заранее оформленная выставка детских рисунков на тему «Осень в родном городе»; выставка детских поделок из бумаги и тряпичных кукол; поделки из природного материала; стол, накрытый по правилам старины (самовар, бублики, пряники, варенье; чугунки, деревянные ложки), оформленный уголок патриотического воспитания с флагом, гербом, гимном, портретом Президента Путина В.В.;  выставка книжек с русскими народными сказками; русские народные костюмы для детей. Музыкальное сопровождение при обыгрывании потешек.

                                                           Ход занятия

- Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас ! Сегодня нас ждет много нового, волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

 К  нам пришли гости, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки, а теперь  присаживайтесь на стульчики. Мы с вами живем в стране с удивительно красивым именем - Россия. На Земле много чудесных стран, везде живут люди, но Россия - единственная необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. А что значит - Родина?

Дети: Это значит родная, как мать и отец

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами продолжим говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках.

Очень часто за событиями и за сутолокою дней                                                                                        Старины своей не помним, забываем мы о ней.                                                                                                 Стали более привычны  нам полеты на Луну.                                                                                         Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!                                                                                Вспомните и скажите, кто такие предки?

Дети: Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.  

Воспитатель:  Культура нашего народа складывалась из обычаев, традиций и праздников. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, но те, что сохранились, дают нам возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали.                                                                                                     А как вы понимаете слово «традиция»?

Дети: Это значит «передача», то есть из поколения в поколение передаются семейные порядки, привычки, памятные вещи, обычаи.

Воспитатель: Да, традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Мы отмечаем в семейном кругу различные праздники. Какие?

Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.

Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.

Звучит негромкая спокойная музыка.

Воспитатель читает потешку «А баю баю  баю, живет мужик на краю, он не беден не богат, у него много ребят. Все по лавочкам сидят, кашку маслену едят. Сердце бьется, душа радуется».

А что значит «душа радуется»? Почему душа радуется? Когда у вас бывает такое состояние?

Дети: Когда приходят родители, когда приходят в гости родственники, когда все вместе занимаемся каким либо делом. Когда рядом мама, то спокойно на душе, когда все здоровы.

Воспитатель: Какая бывает семья?

Дети: Большая, дружная, добрая, трудолюбивая, счастливая. Веселая. Многодетная.

Воспитатель: Кого из  близких  вы можете назвать самым родным? Самым добрым?  Самым младшим? ( Ответы детей)

А бывает ли вам грустно? Почему?

Дети: Когда мама болеет, когда остаюсь один, когда мама сердится.

Воспитатель: Чем вы любите заниматься всей семьей?  (Ответы детей:  собираться за столом,  смотреть телевизор по вечерам, ходить в парк, в лес, на футбол, готовиться к праздникам)

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель: предлагает детям встать полукругом и исполнить народную песню «Семейка»

Пение и обыгрывание русской народной песни «Семейка»

«Как у дяди Ермолая        (после каждой строчки дети хлопают в ладоши, пританцовывают)                                                                                                                                           вся семейка небольшая:                                                                                                                                       только сам да сама,     (выбегают в середину полукруга мальчик с девочкой, танцуют)                                                                                                                                          только кум да кума.     (еще выбегает пара детей, остальные хлопают, танцуют)                                                                                                                                                  Да два сына с усами,      (выбегают два мальчика)                                                                                                                                               да две дочери с косами,   (выбегают две девочки, показывают косы, пританцовывают)                                                                                                                                              да две внучки на печи  (выбегают две девочки с калачами в руках)                                                                                                                                        уплетают калачи». (остальные дети поют и хлопают)

Воспитатель: С давних времен повелось, что у каждого в семье есть свои обязанности, есть они и у детей, ведь дети - помощники своим родителям. Какие обязанности были в старину у девочек, у мальчиков?

Дети: Девочки убирали в избе, смотрели за младшими братьями и сестрами, помогали готовить еду. Мальчики убирали во дворе, кормили скотину, помогали отцу и деду.

Воспитатель: А какие обязанности есть у вас?  (Ответы детей) (Заправлять кровать, убирать игрушки, кормить домашних питомцев, поливать цветы, помогать взрослым)

Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много пословиц и поговорок. А какие знаете вы?

Дети: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

«Хочешь есть калачи - не сиди на печи».

«Труд человека кормит, а лень портит».

«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Воспитатель: Народ придумал много песен, потешек, загадок, игр, хороводов, которыми сопровождалась вся их жизнь. А начиналось все с маминой колыбельной. Колыбельные, которые пела мама -нежные, добрые. Мелодичные слова убаюкивают и уносят в мир сказок. Какие колыбельные песни вы знаете?

Дети: поют колыбельные по очереди

«Баю, баюшки,баю, баю деточку мою…»

«Люли, люли, люленьки прилетели гуленьки,                                                                                                   Стали гули ворковать, Аришу спать укладывать…»

Уж ты котенька коток, котя серенький лобок,                                                                                                  Приди, котя, ночевать, Ваню спать укладывать…»

Воспитатель: Вот такие добрые песни пели, и сейчас поют мамы малышам. Дети относились к маме с особым уважением, называли ее «берегиней». Как вы думаете, почему?

Дети: Мама была хранительницей семьи, оберегала детей, берегла семью.  

Воспитатель: Давайте и мы назовем наших мам самыми ласковыми словами.

 Проводится игровое упражнение «Придумай ласковые слова для мамы»

Дети (встают в круг и, передавая друг другу по кругу матрешку, называют ласковые слова для мамы) ( Родная, любимая, нежная, ласковая, хорошая, дорогая, красивая, нарядная, сердечная и т.д.)

Воспитатель: Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?

Дети: «Гость в дом - радость в дом»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Что есть в печи - все на стол мечи»

Воспитатель: Молодцы. А мы тоже накрыли стол, как накрывали в старину наши предки. В чем же проявлялось гостеприимство?

Дети: Любой человек-странник мог зайти в дом и поесть, его сажали на почетное место, предлагали откушать хлеб-соль, принимали как почетного гостя.

Воспитатель: А как человек относился к хлебу?

Дети: Люди бережно относились к хлебу, с уважением, если роняли хлеб, то просили у него прощения и целовали его.

Воспитатель:  А почему же просили прощения у хлеба?

Дети: Бросить хлеб- это значит обидеть труд людей, которые  его выращивали, оскорбить хлеборобов.

Воспитатель: Как говорили про хлеб в народе?

Дети: «Хлеб - всему голова»

«Без хлеба нет обеда»

Воспитатель: А что вы можете сказать про соль?

Дети: Соль тоже была главной едой, ее сравнивали с хлебом, в старину стол накрывали скатертью и ставили на середину хлеб и соль. Говорили: « Без хлеба несытно, без соли невкусно», «Хлеб и соль вам!»

Воспитатель: Этот обычай сохранился до сих пор: дорогих гостей встречают хлебом-солью. В чем же еще проявлялось гостеприимство?

Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай  заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в каждом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть в хороводную народную игру

Проводится народная игра «Как у дяди Трифона»

 Как у дяди Трифона было семеро детей,      (идут по кругу, взявшись за руки, и поют)                                                                                               было семеро детей, было семь сыновей.                                                                                                               Вот  такими вот ушами, вот с такими вот глазами,  (каждая строчка  сопровождается показом)                                                                                                                                                                       вот с такими вот носами, вот с такими вот зубами                                                                                       вот с такими волосами, вот с такими вот усами,                                                                                                                 вот с такой головой, вот с такой бородой.                                                                                                                Они не пили ,не ели,  друг на друга все глядели, друг на друга все глядели,                                       разом делали вот так…(по показу одного ребенка повторяют смешные движения)

Воспитатель: Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать?

Дети: Мастерил игрушки, сочинял сказки, песни, водил хороводы.

Воспитатель: Да, русский народ сочинял много сказок. Назовите  мне сказку,  в которой  есть такие строчки: «Тепло ли тебе, девица?»--«Тепло, морозушко. Тепло, батюшка» (русская народная сказка  « Морозко»).

В какой сказке мачеха заморила девочку работой: она и ткет, и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает? (Русская народная сказка «Хаврошечка»)

Из какой сказки эти слова: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…»? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Отпусти меня, Емелюшка, любое желание твое исполню» («По щучьему велению»)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте станем в круг и  поиграем в старинную игру, которая называется «Золотые ворота»

Проводится игра «Золотые ворота»                                                                                     «Золотые ворота пропускают не всегда                                                                                                            первый раз прощается, второй раз запрещается,                                                                                           а на третий раз не пропустим вас»                                                                                                               (Когда играет большая группа детей, на ворота встают четверо детей, остальные держатся за руки и под пение песни стараются быстрее пройти в ворота, кто не успел пройти, тот также встает в ворота, а остальные продолжают игру, пока не поймают всех детей).

Воспитатель: Традиция сохранила до нас множество игр. А как же раньше выбирали водящего?

Дети: Водящего и раньше, и сейчас выбирают с помощью считалки, еще договариваются о правилах игры. Это называется сговор.

Воспитатель: Давайте и мы выберем водящего и поиграем  в игру «Платочек».

Считалка: «Ходит цапля по болоту, не найдет себе работу.                                                                                 На пенечек она села, пять лягушек сразу съела.                                                                                                  Раз ,два, три, четыре, пять, выходи, тебе искать».                                                                                      Дети стоят в кругу, водящий ходит за кругом со словами:                                                                             «Все по кругу я хожу, место я себе ищу!                                                                                                               Мне, платочек, помоги, кто возьмет, за мной беги!»

Игра в зависимости от времени проводится несколько раз.

Воспитатель:  В конце подводит итог занятия. Спрашивает детей, чем занимались на занятии,  в какие игры играли, что больше всего понравилось.

                             Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                                Центр Развития Ребенка Детский сад №2 «Рябинка»

Занятие по воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств у детей подготовительной группы через ознакомление с окружающим

«Бытовая культура и традиции русского народа»

                                                                                              Подготовила и провела  воспитатель  

                                                                          подготовительной группы №6 «Капитошки»

                                                                          Клевина Наталия Ионаса

                                                                          г.Троицк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры детей подготовительной группы через ознакомление с литературой и театрализованную деятельность

в представленном опыте работы предлагается план по интеграции разделов "Театрализованная деятельность" и "Экологическое воспитание" детей...

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа

Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. ...

Формирование нравственно- патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа

laquo; РУССКИЙ народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранят...

Статья на тему: "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников по средством инновационных технологий"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в условиях современности ввиду преобладания в нашем обществе материальных ценностей над духовными.  Во все времена любовь к Р...

Доклад "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников посредством инновационных технологий"

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес ...

План – конспект организованной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы «Нарядные лошадки» (изобразительная деятельность). (народная культура и традиции русского народа)

Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать тра...

Нравственно - патриотическое воспитание детей подготовительной группы через ознакомление с государственными праздниками по средствам проектной деятельности

Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, воспитывать чувство сопричастности к окружающему, развивать чувства сострадания, сочувствия, находчивость, любознательность....