Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: "Приготовление фруктового салата"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Для развития любознательности и познавательной активности необходимо знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями, привлекать детей к наблюдению, исследовательской деятельности, проводить опыты и эксперименты. А самый лучший способ - непосредственное участие детей, их труд и осознание его результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_frukty_-_kopiya.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проектировочный компонент

Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое».

Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, трудовая деятельность.

Участники: дети и воспитатель подготовительной группы.

Цель: формировать у детей представление о том, что всё в природе взаимосвязано.

Задачи:

Образовательные:

 - обобщать и систематизировать знания о фруктах;

- продолжать пополнять знания о живой и неживой природе и их взаимосвязи;

- дать знания о цикле развития плодовых деревьев;

- закрепить умение пользоваться схемами при описании фруктов;

- закрепить технику безопасности при пользовании опасными предметами;

- дать элементарные представления о приготовлении салата.

Развивающие:

- развивать любознательность и познавательную активность;

- приобщать к познавательно – исследовательской деятельности;

- развивать словарный запас;

- упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных;

- развивать вкусовые анализаторы.

Воспитательные:

- воспитывать культурно – гигиенические навыки;

- воспитывать элементарные трудовые навыки и умения;

 - воспитывать бережное отношение к природе.

Целевые ориентиры дошкольного образования: развивать любознательность,  познавательную мотивацию; развивать интерес к  причинно – следственным связям в природе; формировать уверенность в себе и положительное отношение к разным видам труда.

Предварительная работа: рассматривание муляжей, картинок с фруктами и композиций из них, натюрмортов; беседы о сборе урожая осенью, загадывание загадок; продуктивные виды деятельности на тему «Фрукты».

Словарная работа: тропические, экзотические, лоза, лиана, салатник, заправлять, ингредиент.

Материал и оборудование: иллюстрации и картины из серии «Фрукты», «Фруктовый сад»; схема описания фруктов; набор фруктов; йогурты; нарезанные на мелкие кусочки фрукты на блюдце; фартуки; ножи; салатники; доски; ложечки; поднос, клеёнки.

Организационный компонент

  1. Воспитатель приглашает детей пройти и занять свои места на стульях, расположенных полукругом на ковре. Перед детьми стол, на котором стоит накрытое полотенцем блюдо.

- Сегодня вас ждёт интересное и полезное занятие, но сначала я хочу предложить вам отгадать загадки. Отгадаете, узнаете, что спрятано здесь.

Отгадывание загадок:

  1. Весит на ветке колобок

Блестит его румяный бок.   (яблоко)

  1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

В тропиках растет … (банан)

  1. Этот плод продолговатый,

Витаминами богатый.

Его варят, его сушат,

Называется он…. (груша)

  1. С красным боком и мохнатый,

Очень сочный он и сладкий.   (персик)

  1. Я и чёрный, я и белый,

Я и ловкий, я и смелый.

Я без лестниц, без ступеньки

Влезу на любые стенки.    (виноград)

  1. Есть в саду фруктовом чудо,

Листья ярче изумруда,

Серебристые цветы,

Золотистые плоды.

Маленькие, сочные,

Витаминами полны,

Для здоровья всем нужны. (мандарины)

По мере отгадывания загадок, воспитатель достаёт фрукты и укладывает на поднос.

- Как всё это можно назвать одним словом, что это? Почему?

- Как называются одним словом деревья, на которых они растут? (фруктовые). Давайте назовём:

Яблоко – яблоня.

Груша – груша или грушевое дерево.

Банан растёт на кусте, который называется банан.

Персик – персик или персиковое дерево.

Киви – лиана – вьющееся растение, которое при помощи усиков цепляется за любую опору.

Виноград - растёт на кустарнике, побег которого называется – лоза, это  вид лианы.

Мандарин – мандарин или мандариновое дерево.

- Любой из этих фруктов можно описать по схеме, давайте вспомним.

Воспитатель показывает схему:

Апельсин – фрукт – растёт на апельсиновом дереве во фруктовом саду – он сладкий и сочный – круглый и оранжевый – твёрдый и сверху покрыт кожурой – можно есть сырым, а можно отжать сок.

- Есть фрукты, которые растут у нас в стране, это … помогайте называть: яблоко, груша, персик, виноград мандарин.

- А есть фрукты, которые растут только в жарких странах, у нас они не могут дозреть, не хватает температуры. Растут они только в тропиках, назовите, какие: бананы, киви, манго, ананас. Эти фрукты называются тропические или по – другому – экзотические. Экзотические, значит, необычные для наших мест и у нас они не растут.

- Ребята, как выдумаете, фрукты – это природа? Живая или неживая? Докажите.

Живая природа – они растут, питаются, дышат, размножаются и, к сожалению, умирают.

- Давайте и мы подвигаемся, ведь человек тоже - живая природа.

Физминутка:

Мы пойдём сегодня в сад,  (ходьба)

Где деревьев много в ряд.

Соберём мы урожай,

- Поскорей корзину дай!

Или купим дар любимый,

Вкусный, витаминный:

Яблоки, бананы, груши.   (загибают пальцы)

Апельсины, виноград.

Им зимою каждый рад.

Будем мы варить компот.     (ходьба на месте)

Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - много)

Будем яблоки крошить,        (пальчиками)

Грушу будем мы рубить,     (рубят ребром ладони)

Отожмем лимонный сок,     (выжимают, как бельё)

Слив положим и песок.  

Виноград добавим, вот.    (имитируют, как кладут, насыпают песок)

И получится - компот,   (как будто мешают ложкой: одной, потом другой рукой)

Угостим мы всех вокруг,

Ты мой друг и я твой друг.

Получайте витамины.

Яблоки, бананы, груши,

Виноград и апельсины.

Не болейте никогда –

Будьте крепкими всегда!

  1.  Воспитатель продолжает:

- А как вы думаете, живой природе, человеку нужна другая живая природа – фрукты, почему?

Ответы детей.

- Фрукты содержат много витаминов, клетчатку, макро – и микроэлементы, которые нужны человеку для того, чтобы быть здоровым:

Апельсин, лимон и мандарин - богаты витамином С. Особенно нужны зимой, чтобы бороться с вирусами и бактериями.

Яблоко – богато железом, нужно для того, чтобы кровь была хорошей  и крепкие сосуды. А ещё пектином для работы желудка и кишечника.

Груша – источник витаминов группы В для прекрасного самочувствия и выносливой нервной системы.

Бананы – богаты калием для сердца и мозга.

Виноград – содержит фолиевую кислоту для укрепления иммунитета и природный сахар – глюкозу, которая даёт энергию всему организму.

Киви – источник кальция для крепких костей.

- Давайте проследим, какой путь проходят плодовые деревья в своём развитии, прежде, чем мы купим фрукты в магазине. Чем является фрукт для дерева? В какое время года люди собирают урожай?

Цикл развития плодовых деревьев:

1. Семечко или косточку (показывает)сажают в землю. Что нужно для роста? Земля, богатая микроэлементами, вода, солнце, воздух. Значит для живой природы  - требуется участие неживой.

2. Из семечка появляется росток, который постепенно становится деревом,  опять же благодаря неживой природе. За деревцем ухаживает человек – живая природа. Значит, живой природе нужна помощь и живой природы.

3. Потом на дереве распускаются цветы, которые опыляют насекомые, перенося пыльцу с одного дерева на другое. Если насекомые этого не сделают, плод не завяжется. Опять помощь живой природы.

4. Плод сначала маленький, незрелый и невкусный. Для того, чтобы он стал большим, сладким и румяным нужна помощь неживой природы.

5. Затем человек съедает плод и семечко опять попадает в землю.

- Ребята получается, что плодовые деревья в своём развитии проходят непрерывный круг и ему обязательно нужна помощь, как неживой, так и живой природы.

Физминутка:

Это яблоко, оно                         (ладошки протягивают вперёд)

Соку сладкого полно.              (руки в стороны)

Руку поднимите,                       (руки вверх)

Яблочко сорвите.   

Ветки очень высоко                  (руки вверх)

И добраться нелегко.

Стал ветер яблоньку качать,   (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать.           (подтянулись)

Я подпрыгну, подтянусь,         (подпрыгнули)

Руки вверх я протяну                (потянуться)

И быстро яблочко сорву!       (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко!                       (встали)

Оно                                           (руки в стороны)

Соку сладкого полно.           (имитация: пьют сок)

- Осенью фрукты привозят в магазин, где мы их и покупаем. А можно есть фрукты сразу там? Почему? А можно фрукты есть, сорвав с дерева? Почему?

- Ну а теперь давайте проверим, хорошо ли вы знаете фрукты на вкус.

Дид /игра «Отгадай на вкус».

- Фрукты можно есть в сыром виде, так они наиболее полезны. А что ещё можно из них приготовить?

Ответы детей:

- компот, варенье, джем, торт, пирог, морс,

- сок: из яблок – яблочный;

          из груш – грушевый;

          из мандаринов–мандариновый;

          из апельсинов – апельсиновый;

          из персиков – персиковый;

          из винограда – виноградный;

          из бананов – банановый.        

- А ещё можно засушить фрукты и получатся – сухофрукты. Для чего их используют? Можно также фрукты заморозить, так сохраняется много витаминов. А можно приготовить салат и выложить его вот в такую посуду, которая называется салатник. Как будет называться этот салат?

- Салаты бывают разные, но у каждого свой рецепт. Посмотрите на поднос и назовите рецепт нашего блюда, из каких ингредиентов он будет приготовлен. Ингредиент – это составная часть.

- Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать для того, чтобы приступить к приготовлению салата? Да, помыть руки с мылом и одеть фартуки. Почему? А так же, как вы уже сказали, нужно  помыть и сами фрукты.

III. Дети надевают фартуки и моют руки. Потом встают вокруг стола рядом с разделочными досками.

- Для того, чтобы наш салат получился вкусным, нужно фрукты очень мелко порезать ножом, Нож – это опасный предмет. Кто мне расскажет почему, и как с ним надо обращаться?

Дети под контролем педагога режут все фрукты и складывают в миску.

- Как вы думаете, готов наш салат? Почему? А я думаю – нет, это просто кусочки фруктов, чего – то не хватает. Чтобы наше блюдо стало вкуснее нужно заправить его йогуртом. Заправить – значит добавить ещё какое – нибудь вещество, чтобы было вкуснее. Этим веществом и будет йогурт. Из чего его изготавливают?  

 - Йогурт сделан руками человека – это рукотворный мир, но делают его из молока, которое даёт нам живая природа – корова.

Воспитатель заправляет салат.

- Вот наш салат и готов. Салат - это природа или рукотворный мир?

- Фруктовый салат – это рукотворный мир, он сделан руками человека, но мы приготовили его из плодов живой природы – фруктов.

- Вы все были молодцы, хорошо потрудились сегодня, я думаю, что салат получился очень вкусный. Ну а теперь, давайте уберём свои места, вымоем руки и попробуем наш салат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Профессия повар, приготовление фруктового салата»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о мире профессий, ранняя профориентация....