Экологическое воспитание детей как показатель экологической грамотности их родителей
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Совместная деятельность воспитателя , детей и их родителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей как показатель экологической грамотности их родителей.
Уважаемые коллеги, сегодня я вновь хочу затронуть уже ставшую очень популярной тему экологического воспитания детей. Но хочу поговорить не просто об экологическом воспитание детей, а экологическом воспитание родителей и экологической культуре в семье. Часто я стала обращать внимание на общение родителей с детьми в отношение природы и окружающего мира. И вот примеры моих наблюдений:
- Рядом с клумбой ребёнок спрашивает маму «Можно я сорву цветок?» Мама отвечает: «можно». Невольно возникает вопрос, зачем? (Ведь ребёнок сорвал и через минуту выбросил)
- Девочка видит брошенный пакет из под чипсов на газоне, и задаёт вопрос папе: «Папа, кто-то бросил пакет на травку, разве так можно делать?» Папа обратил внимание дочки на то, какой плохой поступок сделал некто, кто бросил пакет, и что так делать нельзя. Но! Папа не предложил убрать мусор в урну, а равнодушно прошёл мимо.
- Ребёнок говорит: « какая красивая бабочка! Мама пой май мне её.» Мама отвечает: «Сейчас зай дем в магазин, купим тебе сачок и ты сам поймаешь бабочек сколько захочешь.» Опять возникает вопрос, зачем? Ведь полюбоваться красотой бабочки можно и в данной ситуации, т. е. когда она сидит на цветке.
И таких примеров много. Они же и заставили меня задуматься над тем, насколько же экологически развиты уже не дети, а их родители, на сколько сформирована экологическая культура в их семьях.
Чтобы выяснить это, я решила просто с каждым из родителей поговорить о экологическом воспитание детей в детском саду и дома. Из этих бесед я сделала вывод: Некоторые родители вообще не затрагивают в общение экологические проблемы, считая, что это исключительно, работа воспитателей и учителей. Некоторые родители не смогли мне ответить на вопрос «Что такое в вашем понимание экологическая культура?» Отсюда напрашивается вывод, что экологическое воспитание, экологическая образованность нужны всем, как детям так и взрослым.
Но я не остановилась только на беседах, и провела несколько анкет с родителями на темы: «Экология и курение», «Воздух в нашей квартире», «Экологическое образование в семье».
Подводя итоги, я всё же увидела, что экологическое воспитание в семье присутствует, но не имеет систематичности и конкретности и какой то направленности.
Работая с родителями в этом направление, и выискивая причину такого поверхностного отношения к экологическому воспитанию, я поняла такую как мне кажется, простую истину т.е. у большинства наших родителей уже сформировано определённое мировоззрение как правило, базирующиеся на потребительском отношение к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка. Многие родители считают, что главное в настоящее время - это изучение детьми иностранных языков и информатики, но не в коем случае не экологическое образование.
Поэтому главной задачей для себя считаю привлечение взрослых членов семьи ( даже бабушек и дедушек, в большей степени, чем занятых родителей) к совместной работе.
Для этого мы совместно с нашим методистом Светланой Геннадиевной разработали проект работы с родителями в экологическом воспитании дошкольников.
Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Актуальность:
- сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;
-экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.
Задачи проекта:
- Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
- Расширить представление родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребёнка защищать природу, любить её и уметь охранять.
- Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
- Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
- Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её.
Что касается пунктов 5 и 6 . Здесь я столкнулась с такой проблемой: Зачастую между целями коллектива детского сада и целями которые ставят перед собой родители возникают противоречия. Т. е. мы часто отмечаем, пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые мы предлагаем детям с точки зрения экологического образования. Характерный пример: В процессе отдыха, на природе, родители разводят костёр или срубают деревья. Ребёнок объясняет им ,что так нельзя делать, добавляя: «так говорила воспитательница!» Родители в лучшем случае не реагируют на замечания ребёнка, в худшем – ещё и подрывают авторитет воспитателя выражениями типа: «Мало ли что там вам говорят».
Если авторитет родителей для ребёнка непререкаем, он начинает возражать воспитателю на занятиях, мотивируя свои возражения тем , что «так сказал папа или мама». Например совсем недавно мне ребёнок утверждал, папа сказал, что нечего страшного не будет если в дерево вбить гвоздь, он сам так делает, и знает лучше. Поэтому разрыв между требованиями предъявляемыми мной как воспитателем и требованиями родителей, делает экологическое образование крайне не эффективным. В таких случаях считаю уместным, хотя бы иногда приглашать родителей на совместные прогулки проводимые в детском саду. Это конечно сложно, но возможно. Я провела несколько таких прогулок. Мы ходили в парк, гуляли по городу, и даже выезжали за город. При этом я просила родителей подготовить небольшие рассказы об родной улице, птицах, лекарственных травах и др.. От таких прогулок мы все получали огромное удовольствие.
Особое внимание родителей прошу обратить на искоренение в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Многие дети на прогулке увидев какого - нибуть жучка, паучка стремятся сразу их растоптать. Приходиться внушать детям что и у этих жучков есть наверное детки к которым они спешат.
Вот здесь позвольте немного отклониться от моего сообщения и рассказать историю которая произошла у нас в дет. Саду. Из под крыши вывалился птенец ласточки. Дети моментально его заметили, и ни кто из детей не остался равнодушным. В их глазках было столько сочувствия, и каждый ребёнок предлагал какую то помощь. Кто-то сбегал за водичкой, кто то моментально поймал жучка, кто то предложил сделать ему домик. И одна я была в шоке! Я не знала что делать в этой ситуации, позвольте вас спросить как бы вы поступили на моём месте?
Итак чтобы повысить экологическую грамотность и культуру родителей и детей я предлагаю родителям дома вместе с детьми проводить простейшие опыты с водой , воздухом, природным материалом, готовить совместные проекты.
Воспитатели и родители должны понимать и знать что заложить любовь к Родине, к родному краю, природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
И в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришёл. Если обходился грубо – настораживались, так как по отношению к животным проверяется и отношение к человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"
Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.
В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание дошкольников через экологические игры"
Консультация для родителей о том, что сущьность игры как ведущий вид деятельности и дети в игре отражают различные стороны жизни....

