Главные вкладки

    Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Карасева Юлия Ивановна

    Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставленны задачи экологического воспитания и предлагаются  методы , которыми возможно  решать эти задачи в дошкольном учреждении.В одной из глав я как пример написала как  мы  решаем эти задачи у себя в МБДОУ ДС №32 "Росинка"общеразвивающего вида ЩМР МО, как я решаю проблему экологического воспитания в своей подготовительной группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_ekologicheskiy.docx64.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Введение.

    Глава 1.

    1. Экологическое  воспитание  дошкольников.

    1.2 Экологическое  воспитаниe в  MБДОУ детский сад №32 «Росинка» общеобразовательного

    вида Г. Щелково

    1.3 Воспитание  у дошкольников экологической культуры

     Глава 2. Воспитание любви к природе у дошкольников, особенности воспитания любви к природе  в различные времена года

    2.1 Роль художественной литературы в воспитании дошкольников

    Заключение

    Приложение 1-  Сценарий экологического праздника «День Земли»

    Приложение 2-  Конспект НОД «Круговорот воды в природе» в подготовительной группе

    Приложение 3 - Фотографии

    Список используемой литературы

    Введение.

    Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период  закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное  отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно  формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Ребенок с 0-3 лет воспринимает 50% информации, с 3 до 6-7 лет-25%, с 6-7 до бесконечности еще 25 %.Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы не достаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на садовом участке воспитатель  должен обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться. Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить  с  трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы. У детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу ,  тексты писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию учащихся.

     Именно в дошкольном  возрасте   главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Предметом данной работы является воспитание любви к природе через средства  художественной литературы, лучшие образцы русской классики.     Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная  проблема современности. С каждым годом ее звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там  –лес погубили, там - лугов лишились,  там  –  земля  очерствела  и  не  хочет рожать хлеб.     И ни кто как будто специально черным этим делом не  занимался.  Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не  само.  А  по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили:  земля  на  то  и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами –  часть  этой  земли,  не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал,  -  горсточка,  а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по  недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на  которой  живем.  Что  поразительно, болезнь эта не только горожанина  одолела,  но  плохо  знакомы  с  землей  и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и  рассказывают,  что  земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как  бы  само собой происходит. Часто мы не видим настоящей  жизни  земли.  Мы  со  всей   очевидностью   начинаем   осознавать:   стихийно   и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.  Сбываются  пророческие слова Ф. Энгельса, который еще  в  прошлом  веке  пытался  предостеречь:  «не будем, однако,  слишком обольщаться нашими победами над  природой,  за  каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то,  что от  детской  экологической  вседозволенности   (сорвать   цветок,   погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море,  повернуть  реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше ….  Дальше  эта дорога обрывается пропастью.  Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли  -  образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения, включая  и  подрастающее  поколение.

     Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

    Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой).Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентации, принципиально отличающихся от господствующих. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента — научный, ценностный, нормативный и деятельностный. Научный — ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны. Ценностный — экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба. Нормативный — система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. 'Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями дошкольников.

    1.1

    Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах,  правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы,  наметить экологическую тропу, выделить  уголок “Зеленой аптеки”.

    Задачи педагогов  сводятся к следующему:

    1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

    •знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );

    •предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

    •формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

    2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

    •знакомить с представителями живой и неживой природы;

    •рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

    •способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

    •знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

    •способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

    •создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

    . Формы и методы работы с детьми используются самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео - и аудиозаписи.

    Началом   формирования   экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство,  так  как в этот период  закладывается  фундамент,  осознанного  отношения  окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Но  вседозволенность  по  отношению  к  природе  прощалась  и  даже поощрялась. Формы  поощрения оказывались  бесконечно разнообразными: от  детских стихов

                         («Мы были за речкой, на том берегу,

                         На большом, душистом заливном лугу.

                            Бабочек ловили и венки плели

                         На колхозном сене отдохнут легли….

                          Стрекозу поймали, крылья хороши!

                         За кувшинкой лезли через камыши….»)

    до безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов. Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они  способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только  бы  им  в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали  сохранить  свою  доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе –  это эстетическое чувство, формирующее взгляды,  вкусы,  -  писал  Ч.  Дарвин,  - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может  вредно  отразится  на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

            А может, стоит задуматься еще и над тем, как  разные  времена  года позволяют затрагивать разные струнки в душах детей? Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентации, принципиально отличающихся от господствующих. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента — научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

    Научный — ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

     Ценностный — экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

    Нормативный — система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. 'Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности.    В подготовительной  группе представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширятся и умножаться. В  это  время  формируется реалистическое понимание  этих явлений  и  умений  устанавливать  взаимосвязь между ними.

            Ушинский говорил, что логика природы есть  самая доступная и  самая полезная логика для детей. Но ведь логика  природы  как  раз  и  состоит  во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Современную экологию можно определить как науку  о  взаимодействиях живых  систем  различных  уровней  с  окружающей  средой,  о  взаимодействии человека и природы, экологические связи, по  моему  мнению,  отражают  саму сущность   экологии.  Без  их  раскрытия  окажется,  попросту,   невозможным полноценное экологическое воспитание детей. Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по  крайней  мере

    три задачи:

            1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

            2). Помочь понять  им  для чего  нужны  природные  связи:  для  того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за  собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи  можно использовать  природу разумно и бережно;

            3). Помочь детям научиться строить свое  поведение  в  природе  на основе знаний о  взаимосвязях  в  ней  и  соответствующей  оценки  возможных последствий своих поступков  (здесь  мы  выходим   на  правила  поведения  в природе).

            Можно представить себе три уровня изучения природы:

               I. Объекты природы рассматриваются  в  отдельности,  не  обращая

                  внимание на их связи;

              II. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи,  внимание

                  концентрируется на том, например, чем питаются те  или  иные,

                  строятся  соответствующие  цепи  питания.   Или   выясняется,

                  скажем, значение леса для реки и т. д.;

             III. Это уровень, когда рассматриваются уже  не  просто  предметы,  процессы.  Вспомним  у  Энгельса:  «Надо   было   исследовать  предметы, прежде чем можно было бы приступить к  исследованию  процессов; надо же сначала знать, что такое  данный  предмет,  чтобы можно было заняться теми  изменениями,  которые  с  ним  происходят». Какие изменения в  природе  нас  интересуют  при  знакомстве с природой, прежде всего? Во-первых, сезонные, в основе которых лежат  действие  естественных факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.  Для решения таких задач, как:

    Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний  о природе нашего

    края.  

               2. Воспитание привычки заботиться о его природе и ее обитателях;

                  нахождение  взаимосвязи  явлений  в  природе,  умений  делать

                  выводы.

               3. Воспитание любви к природе своего  города;  полезно  создание

                  экологической тропы.

            Эта тропа может быть проложена в городском парке или  других  зонах

    отдыха, на территории детского сада. Создание экологической тропы  следует  начинать  с  организационной работы по  изготовлению  карты  –  схемы  прохождения  маршрута,  подготовки стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть:

               1. Памятники природы: редкие для нашей  местности  растения  или

                  старые деревья, растущие на территории детского сада.

               2. Лекарственные растения, специально высаженные на участке.

               3. Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах  поведения

                  в природе.

               4.   Питомник,   где   можно   выращивать   сеянцы   и   саженцы

                  древесно–кустарниковых растений, цветов.

               5. Участок для труда. Это может  быть  специально  оборудованный

                  уголок.

               6. Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.

    1.2

    Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.
    Наш детский сад работает по программе Николаевой С.Н. «Юный эколог».  Направление экологического воспитания было выбрано не случайно. В наши дни очень остро стоит проблема экологической безграмотности не только детей, но и взрослых и от того как мы воспитаем подрастающее поколение будет зависеть наше , пока еще не известное, будущее.
    В начале работы нами были выявлены следующие проблемы:
    -уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры;
    -семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания;
     -воспитатели не имели достаточно знаний, чтобы осуществлять экологическое образование детей.
    Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме экологическое воспитание дошкольников.
    За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
    *развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
    *воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций;
    *формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
    При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
    Информационно-познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
    Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
    Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
    Исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий,  наблюдений, опытов.
    Мы определили для себя пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
    - создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
    - повышение экологической грамотности педагогов;
    - обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента; внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
    экологическое просвещение родителей.
    Для успешной работы с детьми необходимы определенные условия и соответствующая эколого-развивающая среда. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
    Внутренняя природная зона: экологический уголок, уголок природы в каждой группе, "живой уголок", «Огород на окне», уголок экспериментирования.
    Внешняя природная зона: огород, цветник, фруктово-ягодный сад, экологическая тропа, фитогрядка.
    В детском саду силами сотрудников создан экологический уголок, он предназначен для проведения занятий по экологии, релаксационных целей, для проведения опытнической работы, дидактических игр.
    В оформлении экологического уголка  использованы фрагменты лесного ландшафта.  В природе нет полезного и вредного, она самоценна. В ней всё целесообразно и взаимосвязано, и существование живых существ не может зависеть от наших симпатий и антипатий. Также на противоположной стороне представлен календарь «Времена года».  В виде макетов представлены  экосистемы: лес, луг, овраг, поле, болото, горы. Изобретен макет вулкана.
    Зона коллекций предназначена, для знакомства детей с различными природными объектами для развития у них навыков классификации различных объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала. Коллекции включают те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка, глины земли, различных почв). Помимо коллекций природных материалов мы создали коллекцию открыток о природе.

         Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание,  а прежде  всего  это  воспитание  человечности, доброты, ответственного отношения и к природе,  и  к  людям,  которые  живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными.     Я провожу с детьми занятия по изобразительной деятельности:  рисуем  различными  методами. Детям  нравится  метод  «тычок».  "Тычок"  подчеркивает  пышность   растения  (одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т. д.(рисунки прилагаются).  В старшей и подготовительной группе дети хорошо  выполняют  поделки из  природного  материала.  Во  время  экскурсий  в  парке   мы   с   детьми заготавливали  природный  материал:  шишки,  ветки,  различные  коряги.    Знания, полученные на занятиях закрепляются  в  дидактических играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай  и  назови», «Путешествие по лесу» и т.д.   На базе новых знаний и  представлений  у  детей  появилось  желание больше узнать о родной природе, Красива она во все времена. И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например,  дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени листочков, не обращали внимания на их шелест. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками.  

    В группах имеется достаточное количество настольно – печатных игр, в которые дети играют с удовольствием «Природа живая – не живая », «Кто где живёт?», «Загадки о животных», «Чей малыш?», «Рассели по домикам».
    Ни для кого не секрет, что интерес  современных родителей, в первую очередь, направлен на обучение, а не на развитие. Проблемы экологического воспитания их не интересуют. Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении и социализации дошкольников, задача педагогов, сделать родителей своими союзниками.
    В детском саду проводятся конкурсы, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Чудеса с грядки», «Мир природы», «Новогодняя елочка»  .
    На выставке «Поделки из природного материала» выставляются работы детей и родителей на темы: «Лето, лето, лето - ты какого цвета?», «Чудо – дерево», «Осень золотая», «Загадки – отгадки», Моё любимое дерево», «Природа вокруг нас». Я нарисовала  экологический плакат «Круговорот воды в природе», он явился хорошим наглядным пособием для детей.
    Проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Все зависит лишь от наших рук», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Эффективное средство работы с родителями - размещение информации в «Родительских уголках» на тему: «Мир вокруг нас». Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам.
    Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение, пробудить у детей  и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.
    Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром

    Я поставила перед собой задачу: научить  детей,  не  только  видеть красоту окружающей среды, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать? Я провела беседу о том, что  еще  в  далекие  времена  крестьяне  и горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и  чарующую  своим ароматом черемуху, яркую рябину.  Люди  заботились,  чтобы  природа  родного  края была богаче и краше.  И  тогда,  мы  с  детьми  решили  продолжить  эту работу. Остановились мы на выращивании цветов  –  это  самое  доступное  для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно,  с  желанием и старанием. Я уверена, что дети,  занимавшиеся хотя бы раз  посадкой  зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут . На  территории нашей игровой площадки  имеется  небольшой  цветник, огородик, в групповой комнате имеется мини-огород -это стеклянный ящик с грунтом, в котором посажены растения и наблюдается через стекло их корневая система.  Уход  за  цветами  состоит   в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков.  Обучая ребят простейшим приемам труда, я стараюсь  объяснить необходимость и целесообразность  этого труда, помогаю  испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний  и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они  учились  ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения  контрастные  по  строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживания, помогаю  испытывать радость от хорошо выполненной работы. Чтобы возрос интерес к уголку природы, я даю   детям  возможность общения  с  ее  обитателями  в  любое  время.  Даю   задания,  связанные  с наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает  ли  рыбка глазки?,  и т. д.). большой интерес  вызвало  знакомство  с географией (где родина  комнатных  растений).  Из  этих  бесед  дети  делали выводы: почему Ванька - мокрый  такой  сочный,  а  у  кактуса  нет  листьев. Дети  узнавали из новых бесед  какие  животные  живут  в  природе  рядом  с  этими  растениями,   значение этих  растений  (плющ  –  с  одной  стороны ядовитое растение, с другой стороны -  лекарственное),  нашли  родственников  среди наших  растений.  Заметили  индивидуальность  каждого  растения,  дети научились  составлять о них сказки и загадки. При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями,  с желанием принимали друг  у друга эстафету дежурства.  Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду  дело и дома, в семье. С самого начала года мы вели с детьми постоянные  наблюдения  за изменениями в природе.  В каждом явлении природы, в каждом  осеннем  листочке  нужно  учить  детей  видеть  прекрасное,  показывала, как меняется  цвет  неба  в  различную  погоду,  как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять  интерес  к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства.  Природа,   окру-жающая  ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на  его улице, и газоны вокруг его дома,  и  цветы  в  его  дворе.  Замечает  ли  их ребенок или равнодушен к  ним?  Какие  деревья  растут  на  вашей  улице?  – спросила  я  однажды  у  детей.  Лишь  немногие  смогли  ответить.    Что  бы  расширить  представления  детей,   усилить   их впечатления, мы с детьми совершили летом прогулку в парк. Очень помогли мне  в  работе  наблюдения  за  белочкой на территории детского сада, птицами, насекомыми. На территории нашего детского сада живут белочки и мы с ребятами с удовольствием наблюдаем за их поведением в естественной среде обитания.   Наблюдение  за птицами, живущими у нас, помогли  детям  сделать  вывод  об  отлете  птиц  в теплые края.

     Наблюдения  – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное  умение  –  смотреть,  видеть,  делать  выводы  и  обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и  того  же  места  в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный,  туман, сумерки и т. д.). Наблюдения,  прогулки,  экскурсии  дают   обогащенную  почву   для размышлений,  побуждают  в  детях  пытливость  и  любознательность.  У   них возникли  бесчисленные «Почему?» и «Зачем?».  А  мне  позволяют  следить  за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы,  взрослые,  знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес,  где  трава  им  по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И  слава Богу они не сразу узнают то, что уже печалит  нас.  Пусть  сначала  научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери. Наша задача, как педагогов сделать все для того, чтобы дети видели вокруг только прекрасное и радовались увиденному.

     На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей.  Если  раскрываются  разнообразные  и  достаточно   сложные   связи, существующие  в  природе,  теоретический   уровень   материала   повышается, познавательные задачи усложняются и это  способствует  развитию  интереса  у детей.  Без  знания  экологических  связей   трудно   предвидеть   возможные последствия вмешательства (своего или других людей)  в  природные  процессы.В сентябре 2012 года я проводила с детьми моей подготовительной группы  экологическое мероприятие  «Путешествие капельки», в котором познакомила детей с круговоротом воды в природе, мы с ними проводили опыты с водой, ребята нарисовали рисунки о воде и подарили  «Капелюшке», приходившей в гости.

         Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых  систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и  природы. Без  раскрытия  этих  связей   окажется   просто   невозможное   полноценное экологическое воспитание. Систематизируются  знания  об  объекте (строение,  особенности, что помогает жить? Как защищается,   чем  питается).  В  старшей группе я  показывала  на 1-2 объектах, что без  них  не  может  обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары  –  хорошо, комары – плохо; крапива –  хорошо,  крапива  –  плохо  и  .т.  д.  Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае  и  злые в другом (солнце, вода).

      В раскрытии  связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые мы,  иногда ,  придумываем  и сами.   На  занятиях  из  серии  «Растения  летом  и   осенью»   появляется  возможность раскрыть интересные взаимосвязи между  растениями  и  животными, показать  черты  приспособленности  плодов  и  семян  некоторых  растений  к распространению. Предлагаю детям такие  вопросы:  докажи  на  примерах,  что растения и животные тесно связаны между собой;  почему  для  растений  очень важно, чтобы распространялись  их  плоды  и  семена?  Почему  плоды  дуба  и орешника не могут распространяться  ветром,  а  плоды  липы,  березы,  клена могут. Какое значение для леса играют грибы?

            На занятиях из серии «Насекомые и  птицы  нашего края»  отмечаем  черты приспособленности птиц к  условиям  нашего  региона,  обсуждаем  такой интересный факт, касающийся перелетных  птиц.  Почему  они  улетают  еще    до исчезновения корма. Как же  они  узнают  о  приближении  голодного времени. Оказывается,  они замечают, что к осени дни становятся короче  и  это служит им сигналом к отлету.

            На  занятиях   «Дикие   животные»   -   продолжается   формирование представления о приспособленности  животных  к  условиям  жизни,  о  пищевых цепях. Что  бы  дети  лучше  представляли  себе  пищевые  связи  в  природе, использую  динамические  схемы  (модели).  На   доске   прикрепляются изображения  животных  и  растений,  а  между   ними   стрелки.   Работа   с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.

            Много возможностей для раскрытия экологических связей  на  занятиях «Птицы зимой». Например,  узнав о жизни снегирей,  дети  обратят  внимание  на то, что эти  птицы  прилетают  к  нам  из  более  холодных  мест.  Там  зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о  том,  что с наступлением  зимы изменяется  пища  дятла  (летом  –  насекомые,  зимой  – семена  хвойных). Рассматриваем строение клюва  разных  птиц  и  связываем  с характером корма, поведение птиц и строение их  клюва.  Во  время  беседы  о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что  холод  легче  переносят  птицы  если есть  корм.  При   этом   закладывается   представление   о   (взаимосвязях) взаимодействии  экологических факторов, в данном случае птицы  и  температура окружающей среды.

            На занятиях из серии «Насекомые  и  птицы  весной»  показываю,  что распространенное  деление  насекомых  на  вредных  и  полезных  является  не верным. Надо учить  детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы  ни  одно насекомое не погибло от руки человека !Дети должны знать, что в природе нет ничего лишнего, все взаимосвязано, у природы свои законы и иногда , казалось бы безобидное вмешательство человека, как например уборка листвы, оказывается нарушением этих природных законов, т.к. с каждого дерева падает такое количество листвы, какое нужно для укрытия корневой системы от морозов.

            Когда воспитатель  рассказывает ,  что такое лес, луг; где  кто  живет,  обязательно нужно обратить  внимание  какой  ярус  занимает тот или иной  объект.    Как  вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и  рощей нужно обязательно научить детей правилам поведения в той или иной экосистеме, объяснить  правила сбора даров природы, лекарственных растений;  разобрать почему какой-то объект природы называется именно так , а не иначе.

     Нужно проводить с детьми беседы или занятия, в которых рассказывать им об  исчезающих видах животных и растений, о том , как они могут поучаствовать в помощи тем, кто в ней нуждается, рассказать о существовании «Красной книги . Нужно учить дошкольников бережно относиться к природе и учить этому младших товарищей.

            Не правильное поведение малышей и порой даже  взрослых,  натолкнуло ребят на мысль составить серию уроков, которые можно преподать  не  знающим, как себя вести людям.

            Мы с ребятами начали  составлять  альбом  «Удивительные уголки природы нашего края». В  нем  мы   собираем  материалы о природе нашего региона, рассказы, стихи, фотографии, вырезки из журналов.  Нарисовать рисунки любимых уголков природы и тоже поместить в альбом. Мы соберем загадки ,придуманные детьми, рассказы в основе которых будут лежать знания о природе, полученные детьми.  Этот  творческий  поиск  закладывает   начальные   формы   осознанного,  правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко  всему живому, умение видеть красоту природы в  разных  ее  формах  и  проявлениях, выражать свое отношение к ней.  А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут  другим  образом пропагандистскую работу: рисуют плакаты, готовят  праздники  и  развлечения. Каждый год в нашем  ДУ проводится праздник «День Земли», это стало уже традицией, летом проводим развлечения: «На цветочной поляне», «В лес  вместе с Красной Шапочкой» и т.д.

            Очень важно, чтобы воспринимая весь  материал,  дети  думали.  Этому помогают такие методические приемы, как сравнение,  индивидуальные  задания, обращение  к  опыту  детей;  важно  научить  детей  задавать  вопросы  себе, товарищам, воспитателю. Важно ,чтобы ребята не только выучили и забыли, а пронесли с собой сквозь годы то важное правило «Нужно беречь и охранять природу». Нужно приложить максимум усилий, чтобы знания детей о природе были более точными ,а  чувства с годами становились более глубокими.  Интересно проходят занятия, на которых  дети  сами  выбирают  форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие  рисуют  красками,  третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает  духовную  жизнь  детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего.  Задача воспитателя– поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления. В экологическое воспитание, что очень  важно, мы вовлекаем  не только детей, а и взрослых. Нужно привлекать родителей к участию в этом процессе. Например принять участие в оформлении альбома о природе нашего края, создать экологический стенд, организовать совместно с родителями выставку «Дары природы» , привлечь родителей к помощи в озеленении территории  ДУ и т.д. Предложить  родителям сходить с детьми в лес к реке,  рассмотреть  те или иные объекты, послушать пение птиц, а потом рассказать об увиденном.  

       Каждую весну мы с ребятами сажаем семена для рассады цветов и овощей, дети ухаживают , а в мае высаживаем рассаду  в открытый грунт! Дети увлечены, делают это с удовольствием, видно сразу, что им это интересно. Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали  замечать то, на  что  раньше  даже  не  обращали  внимания.  Теперь  они  внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят  дежурить,  с  удовольствием ухаживают за растениями. Так постепенно в процессе работы, я стараюсь  воспитывать  у  детей  доброту,  отзывчивость,  развиваю  детскую   пытливость,   любознательность, интерес, любовь к родной  природе,  желание  заботиться   о ней.  Многие  дети,  я  замечаю,  не  ломают  веток,  не   срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут  себя  в  этом смысле не подобающе.   А главное – земля стала им  ближе.

    Глава 2. Воспитание любви к природе у дошкольников, особенности воспитания любви к природе  в различные времена года.

    Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания. Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». Необходимо вместе с детьми присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

    Летом. Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты считают, что в шесть лет ребенок может проходить «по прямой» до двух с половиной километров. Нормы эти, безусловно, примерны. Многое ведь зависит от физического состояния, от тренированности ребенка. Нормы и весьма изменчивы. Расстояние, которое еще месяц назад казалось пределом, сегодня малыш легко проходит «за один мах». А после короткого привала вприпрыжку впереди старших возвращается домой, вовсе не чувствуя усталости. Июль — макушка лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга. Все это дает большой простор для развития наблюдательности дошкольника. Гроза нередко вызывает у ребенка страх. Необходимо объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. Но еще до того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Можно обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли. Разноцветье луга таит в себе немало интересного. Травянистые растения — основной объект летних наблюдений на лугу. Уже в 4 — 5 лет большинство детей знает названия нескольких цветов: ромашка, василек, колокольчик. Из признаков этих растений ребята называют обычно только цвет: белый, синий, лиловый. Надо обратить внимание ребенка на то, что у ромашки белые только лепестки, а «глазок» — желтый. И васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые. Отличать одно растение от другого малыш может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Иными словами, постепенно он запоминает все большее число признаков одного и того же предмета. В солнечный день можно показать детям, как работают «цветочные часы»: в шесть утра просыпаются одуванчики, через час — полевой осот, в восемь — вьюнок, в девять — полевая гвоздика. Осот «засыпает» в десять утра, а гвоздика — в час пополудни. В это же время одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». Еще пройдет час — закрываются маки, около пяти часов вечера — незабудки, в шесть опускаются под воду закрытые белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Необходимо поразмышлять вместе с малышами о причинах этого явления. Помогите понаблюдать за растениями, проверить и дополнить «цветочные часы». Попробуйте связать это с наблюдением за жизнью бабочек, пчел, ос, шмелей. Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие — шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на лугу. Стоит лишь остановиться и присмотреться. Громче всего кузнечики стрекочут в июле — августе. Но не всегда. Погода сухая — концерт в полном разгаре. Затихли — погода скоро испортится: ждите дождя. Но всегда ли оправдывается эта народная примета? Надо помочь малышам заметить, какие еще перемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступления ненастья. Дорога поворачивает к лесу. С увлечением наблюдают ребята за муравьями. Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают «окна» и «двери» муравейника? Как влияет погода на жизнь этих насекомых? Много ли дорожек вокруг муравейника? Куда ползут муравьи?  Что несут? Уходя в лес, надо захватить с собой кусочек сахара. Смочив его в лесной лужице, положите возле муравейника. Скоро сюда протянется живой ручеек. Малышам радость, муравьям — вкусный корм. Много радости приносят ребятам походы за грибами. Первый урожай в июне: разноцветные сыроежки, оранжевые лисички, подберезовики, подосиновики, боровики. Только необходимо сразу сказать малышам: берем те грибы, которые нам годятся. Ведь и «поганки» по-своему красивы, главное — никому не мешают. А по поводу мухоморов бывалые люди говорят, что ими лоси лечатся. Старые грибы тоже совсем необязательно сшибать ногами. Осенью. Первые приметы близкой осени — «золотые монетки» в тонких березовых прядях, желтые листочки появляются еще в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня. Листопад — яркое, незабываемое зрелище. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья. Одни, скрепляя их черенками, мастерят пояса, гирлянды, «шьют» шапочки, другие составляют из опавшей листвы букеты. Собранные листья можно слегка подсушить через бумагу теплым утюгом, разложить на темном фоне красивым узором и покрыть сверху целлофаном. Пока осенняя погода не измяла и не обесцветила листопадный ковер, надо помочь малышам заготовить впрок и резных кленовых, и треугольником  березовых, и круглых липовых листочков. Они пригодятся зимой для поделок, помогут интересно проводить время в помещении, когда на дворе станет холодно, сыро, не уютно. Можно предложить детям сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Попробуйте вместе с ними отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком. Обратите их внимание на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков. Семена большинства растений созревают тоже осенью. А какие они разные! Тяжелые золотистые желуди у дуба, легкие крылатки-носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины и круглые горошины в стручках акации. Самое время попытаться собрать коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников. Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр. Дошкольники с удовольствием отгадывают названия растений по семенам, по листьям, охотно рассказывают, где они видели дерево или кустарник с такими листьями, семенами. Особенно им нравится игра в путаницу. Разложите на столе листья и семена: около дубового листочка — крылатка клена, рядом с еловой веточкой — желудь, на листе орешника — липовая лодочка с орешком... Чем разнообразнее материал, тем увлекательнее задача: распутать путаницу, разложить семена и листья парами. Когда такая задача будет решаться быстро и легко, подбирайте материал так, чтобы путаница до конца не распутывалась: все листья «нашли» свои семена, а лист клена и лесного ореха остались — им нет пары. Путаница может быть не только двойная, как описано выше, но и тройная. Тогда в игру включают карточки с силуэтами деревьев, кусочки коры от разных растений (их можно снять с пеньков, со спиленных или погибших стволов).Надо обратить внимание, что многие птицы, которых можно было видеть летом и в самом начале осени, уже исчезли. Зато появились зимние гости — синицы:  московки, лазоревки, гаечки. Перебираются они на зиму поближе к жилью (здесь легче добыть корм и скоротать суровое время). Малыши с удовольствием подкармливают птиц. Однако многих из них ждет разочарование: и кормушка есть, и корм там всякий, а никто не прилетает. В чем дело? Нередко только в том, что кормушка появилась поздно, после того как выпал снег. А подкормку птиц нужно было начинать значительно раньше, еще тогда, когда в ней, казалось бы, не было нужды. Малыши, которые летом укладываются в постель засветло и просыпаются, когда солнце высоко, зимой ложатся спать и встают при электрическом свете, сами редко замечают изменение длины светового дня. А ведь это важно. В самом деле: стали короче дни, похолодало, осыпалась листва с деревьев, оголились леса, ударил морозец, выпал снег, улетели многие птицы. Можно попробовать обратить внимание детей на то, что на часах уже восемь, пора выходить из дому, а за окном — ночь. И вечером свет в помещении приходится зажигать прямо с порога. А давно ли, вернувшись из детского сада, успевали раздеться и только потом щелкали выключателем? Ну а мороз? Можно начиная с трехлетнего возраста регулярно проводить с малышами наблюдения за погодой, приучать их замечать и называть явления: холодно, ветер, светит солнышко, идет снег. Чем старше ребенок, тем больше явлений, связанных с изменением погоды, доступно его восприятию. Дошкольников можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Надо показать детям сначала нулевую отметку на шкале, познакомить с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малышей отсчитывать градусы на шкале: каждое деление — один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель — научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18°. Спустя некоторое время — снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается. Снег — он очень рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются не по одной, а по нескольку сразу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а комочек. Одни комочки компактные. Стоит дохнуть на хрупкую звездочку, и, превратившись в капельку, она на морозе через одну - две минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. А если попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка, коснувшись теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды. А понимает ли малыш, почему это происходит? Постарайтесь ему доступно объяснить. Обратите внимание детей: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. Огромный шар для снеговика скатать — пара пустяков. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после оттепели — плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки. Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!).Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете. Порой говорят: для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за городом9. Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать объекты для постоянных наблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Но деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби — всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их жизни и с их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачи выполненной. Весной. Природные события сменяют сейчас друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы. Резкие перепады температуры особенно часты ранней весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка — наст. На крышах сосульки. Можно обратить внимание детей на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя — и на другой тоже. Даже когда сосульками крыша уже украшена со всех сторон, одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, что стаивание снега даже на небольшом участке идет неравномерно. Отчего так происходит? Пусть ребенок попробует найти объяснение этому явлению, обратив внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня. Днем на остром конце ледышки скапливается водица и звонко падает вниз, постепенно вымывая в снегу ямку. Чем выше температура воздуха, тем чаще стучат капели. К вечеру похолодает, и «музыка» получается другая. Капли падают реже. Ночью, как правило, капель прекращается, но сосулька растет и в длину, и в толщину.

    2.2 Роль художественной литературы в воспитании дошкольников.

    Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.

    Классика выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих наших поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.

    Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают и современное искусство. Отвечая на запросы общества, изучая жизнь ребенка и его интересы, они пишут произведения на актуальную тему. Конечно, детям очень близки, понятны образы живой современности. Деятели искусств ведут непрестанные поиски новых способов художественного воплощения. Появляются поэтические обороты, порой непривычные для слуха, своеобразные ритмы стихов, интересные драматургические планы сказок и рассказов. Композиторы находят яркие, свежие звучания, необычные гармонии. В живописи, графике устанавливается новая мера условности изображения, поиски современного стиля — доступного и яркого.

    Эта триада, включающая народное творчество, классику, современное искусство, вносит гармоничность в художественное воспитание маленьких детей.

    Какие виды художественной практики доступны детям, в каком объеме? Когда и как приобщать ребенка к художественной деятельности?

    Художественно-речевая деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности.

    Какие можно рекомендовать произведения для рассказывания и чтения детям? Для рассказывания — преимущественно народные сказки. Дети живо откликаются и на печальные переживания сестрицы Аленушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и на юмор английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Маршака, и на волшебные превращения героини русской народной сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Толстого, и на образ капризной «Принцессы на горошине» Г.-Х. Андерсена.

    Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других.

    Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром». Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей.

    Заключение

    Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

    Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос  о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольников на материале художественной литературы.

    Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес  у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

    Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.

    Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников. Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

    Список использованной литературы

    Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.

    Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.

    Матейчик З. Родители и дети. – М., 1992.

    Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 – 7 лет. – М., 1992.

    Пэрну Л.Я. Я воспитываю ребенка. – СПб., 1992.

    Развитие личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965.

    Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. – М., 1987.

    Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

    Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. - № 8. – 1986.

    Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1990.

    Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.

    Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991.

    Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.

    Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    В условиях большого города, которым является Санкт-Петербург очень важно способствовать становлению и развитию у детей основ здорового образа жизни. Выделенное направление работы современного детского...

    Экологический проект по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада

    Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъекто...

    «Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

    Пусть будет в человеке всё прекрасно:И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и собой.На свете, чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души!...

    Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

    Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....

    Познавательно-экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.

    В условиях современного общества резко обострилась проблема интеллектуального развития  и воспитания интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста...

    Доклад " Экологические проекты-уникальная форма воспитания дошкольников"

    Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...

    Проект Гражданско – патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

    Проект разработан для работы с детьми  – старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому во...


     

    Комментарии

    Попова Елена Павловна

    С большим интересом Юля познакомилась с Вашим проектом, счастливые дети с которыми вы работаете, они получат хороший опыт и узнают много интересного. Удачи в работе!!!!!!