Проект «Нравственно-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: «Россия –Родина моя».
проект

 

 

 

 

 

Содержание проекта:

 

Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях ………….…..

1.1.Аннотация………………………………………………………………….....

1.2.Актуальность…………………………………………………………….....

1.3.Паспорт проекта………………………………………………………….…..

1.4.Цели и задачи проекта…………………………………………………….....

1.5.Основное содержание проекта………………………………………….…

1.6. Условия реализации проекта……………………………………….......

1.7.Мероприятия с педагогами и родителями по реализации проекта…...

1.8.Участники проекта

Глава 2. Практическая часть проекта……………………………….…..…

2.1.Этапы развития проекта………………………………………….……...

2.2. Уровень развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников …………………………………………………………………

2.3. Ожидаемые результаты проекта…………………………………...…..

2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта……………..........................

Литература………………………………………………………………….......

Приложение……………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». 

С. Михалков

 

Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях

1.1Аннотация.

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

1.2.Актуальность выбранной темы

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы», утвержденной Правительством РФ в ноябре 2020 года.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.  

Патриотическое воспитание до­школьников — это не только воспи­тание любви к родному дому,  семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами  начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

1.3. Паспорт проекта

Сроки проекта:  Сентябрь 2022г.- декабрь 2024г. (долгосрочный)

Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 4-7лет, по продолжительности – долгосрочный.

Участники проекта:  дети среднего – старшего, подготовительного возраста, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, города Калининграда, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны,

Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизы­вать все виды деятельности дошколь­ника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, не­полными.

Цели и задачи проекта:

Цель проекта:

Нравственно-патриотическое развитие личности дошкольника при использовании новых современных образовательных технологий, Интернет-ресурсов, во взаимодействии ДОУ и семьи; формирование и систематизация представлений о Родине, её истории, национально-культурных традициях, о символах России.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Задачи проекта:

1. Создание материально-технических, кадровых, психолого-педагогических, информационных условий.

2.Разработка методического пособия для реализации проекта.

3.Создание информационной платформы для участников образовательного процесса по данному проекту, консультационного центра для родителей.

2.      Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

3.      Формирование первоначальных представлений о нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность, честь);

4.       Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

5.       Формировать чувства любви к малой Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

6.       Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности;

7.        Развивать интерес к русским традициям и промыслам, воспитывать трудолюбие, уважение к  труду и бережное отношение к результатам труда;

8.        Развивать познавательный интерес, психические процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки, делая акцент на гендерную принадлежность;

9.       Способствовать развитию самостоятельности в достижении результата.

 

Воспитывать у детей:

  • стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
  • стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
  • воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
  • воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Формировать у детей:

  • чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • представление о России как о родной стране;
  • умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
  • стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Развивать у детей:

  • познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
  • представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Калининградскую область.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемый результат:

1.Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности  (картотека материалов для воспитателей).

2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.

5. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.

Предполагаемый результат

Дети должны знать.

  • домашний адрес (испытывать лю­бовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответ­ственность за их выполнение);
  • место проживания: город, об­ласть; предприятия родного го­рода и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  • свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;
  • пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия не которых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

1.4. Основное содержание проекта.

Главные принципы работы по патриотическому воспитанию  и условия работы по реализации проекта.

  • Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  • Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
  • Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
  • Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, эстетическое,  краеведческое, трудовое, интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом города и др.

 

 

 

1.5. Условия реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников.

 

  • Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

  • Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;
  • Интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

  • Результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;

  • Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда  структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;
  • Использование системы мониторинга (психолого- педагогической диагностики): сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

В ДОУ были организованы выставки, оформлены стенды «Я патриот», где регулярно проводятся выставки детских работ в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, совместных работ детей и родителей. В музыкальном зале выставляются на отдельных столиках творческие работы детей и родителей к праздникам «День Матери», «День Защитников Отечества», «День Победы. Для создания и просмотра презентаций в музыкальном зале имеется мультимедийный проект, также имеется  телевизор, видео и фотоаппаратура, музыкальный центр.

Для реализации данного проекта;

- использовали  художественно-развивающую среду  в детском саду;

- разработали  календарно- тематический план деятельности детей;

-изучили учебно -  методические пособия;

-подобрали материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии,  тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия костюмы для детей, игрушки.

Следует продумать и средства патриотического воспитания. Весьма эффективным, на мой взгляд, могла бы оказаться игрушка. В советский период она уже доказала свою состоятельность в деле воспитания юных патриотов. Партизаны, красноармейцы, буденовцы, легендарные корабли «Аврора», «По­темкин», тематические игрушки «Север», «Космодром» и многие другие верой и правдой служили детям, формируя патриотические чувства. Современная игрушка, как мне кажется, любовь к стране не воспитывает. Значит, современная игрушка должна обрести новое содержание. Это могли бы быть, в частности, тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жиз­нью, бытом, или тематический набор «Москва —столица нашей Родины». Подобные наборы были бы интересны детям, об­легчили бы труд педагога и ненавязчиво формировали у детей патриотические чувства. С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначно во всем мире, но снять ее о производства и изъять у детей по многим причинам не дастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Игры то содержанию: сказок и былин о сражении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы развивают патриотические чувства, желание защищать родную страну приносить ей пользу.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, театральными, телевизионными музыкальными проектами, оказала разрушительное влияние, на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, Бэтмен, охотники за при­видениями, монстры и т. п. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывая де­тям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства. Нельзя оставаться сторонними наблюдателями, необходи­мо принимать меры укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности.

У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знаком­ство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композито­ров, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением — служить отличительным знаком государства. Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. На первом этапе знакомства мы формируем у детей положительное эстетическое отношение к государственным символам России, а старших дошкольников знакомим с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.

1.6. Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта

Для успешной реализации  задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы: Приглашение в путешествие.

  • Создание проблемной ситуации.
  • Мини – музей.
  • Гостиная.    
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа
  • Театрализация.
  • Природоохранная деятельность.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
  • Сказки.
  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.
  • Инсценировки, театрализации.
  • Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».
  • Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне. 

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

  • Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
  • Поддержание групповых традиций совместным участием в них.
  • Индивидуальные консультации, беседы.
  • Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
  • Фотовыставки   «Мой любимый город Калининград», «Самое красивое место в нашем городе», «День Победы», «Наши Защитники Отечества»,  «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и др.
  • Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).
  • Совместное создание взросло-детских  проектов «История родного города. Краеведение «Мой город вчера и сегодня»,
  • Оформление информационного стенда:  рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
  • Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».
  • «Встреча с интересными людьми».

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть проекта.

2.1. Этапы развития проекта

 

Работа по патриотическому воспитанию строилась в несколько этапов:

 

Этапы

Сроки реализации проекта

План работы

1

2022-2024 год

Информационно – аналитический (подготовительный)

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • определение объема материала для детей;
  • планирование системы работы 

2

2022-2023

Творческий (основной)

  • Оформление стендов по теме проекта;
  • Консультации для воспитателей и родителей;
  • Проведение мероприятий по теме проекта

3

2024

Заключительный

  • Подведение итогов.

 

На информационно – аналитическом этапе осуществить анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценить и интерпретировать результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение)  начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявить актуальное состояние и развитие детей, которое соотносится с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определить направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта. А также  определить ожидаемый социально-значимый результат.

В подготовительном этапе пересмотрев все темы недели, включить образовательные задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель.

«Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель»

№ п/п

Образовательные задачи по патриотическому воспитанию

Темы недели

  1.  

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому

Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленький город-детский сад», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «День Космонавтики.», «Мир вокруг нас» и т.д.

  1.  

Воспитание уважения к труду

Темы недели: «Помощник воспитателя»,  «Праздник весны и труда»  и т.д.

  1.  

Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Темы недели: «Русская матрешка», «Дымковские игрушки»

  1.  

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Темы недели: , «Наши защитники», «Я узнаю себя», «День Победы»

  1.  

Формирование элементарных знаний о правах человека

Темы недели: «Семья и дом», «Моя семья»

  1.  

Расширение представлений о городах России

Темы недели: «Жизнь людей на Севере», «Город, ело».

  1.  

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Темы недели: «Государственные символы России», «Наши защитники».

  1.  

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Наша Родина- Россия», «Голубые речи России».

Изучение специализированной литературы.

Для реализации поставленных в проекте задач изучена методическая следующая литература:

  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  • Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  • Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  • Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
  • Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
  • Российская символика.  Е. Ривина. Москва. 2004г.
  • Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
  • Государственные символы России.  Т. Шаляпина Москва 2002г.
  • Гербы и символы: Калининрад, Калининградская область  Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.
  • Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.

В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Большая работа была проведена с педагогами.

План работы с воспитателями и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников

№п/п

Мероприятия  для родителей

Мероприятия для педагогов

1

Круглый стол «Воспитываем патриотизм» с выставкой метод. И худ. Литературой по теме патриотического воспитания дошкольников (Сентябрь)

Круглый стол «Роль сохранения традиций в воспитании патриотизма детей дошкольного возраста»  (Сентябрь)

2

Анкетирование

 «Каков ваш ребенок?»

(Сентябрь)

 

Консультации «Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников», «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура калининградцев»; «Богатства Калининграда, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир»; «Символика России и Калининграда,  и ее исторические корни»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма», «Система работы по патриотическому воспитанию в современном детском саду».

 (1 раз в квартал)

3

Консультация «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»

(ноябрь)

Рекомендации про проведению конкурсов чтецов к Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей (по плану)

4

Консультация

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»

(декабрь)

Работа рабочей группы педагогов по организации и проведению праздников (по плану)

5

Фотовыставка «Наши папы»

 (февраль)

Проведение игры на педсовете «Сказка – как средство патриотического воспитания дошкольников» (январь)

6

Рекомендации для родителей и воспитателей

«Как воспитать защитника?» (февраль)

7

Семинар - практикум

 «Как воспитать патриота»

(март)

 

Педсовет «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» Консультации «Гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (март2023г.)

8

Презентация

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»  (май)

9

Выставка совместных работ с родителями  «Нашим Защитникам Отечества посвящается» (февраль, май)

Проведение праздника с детьми «День Победы»

  (май)

10

Для родителей выставка  детских работ «Миру – мир, войны не нужно!»

(февраль, май)

Участие в   педсовете ДОУ. Распространение опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном детском саду» (март 2024г.)

11

Родительское собрание: «Мой прекрасный Калининград»

Деятельность:

«Изготовление подарков папам, дедушкам, ветеранам войны и труда» (февраль, апрель)

     

Творческий  этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по   патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.

На этом этапе работа будет вестись сразу в нескольких направлениях:

- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);

- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;

- работа с социумом города по реализации задач патриотического воспитания;

- слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.

План мероприятий по созданию системы патриотического воспитания дошкольников

Название темы                                                                            

Ответственный

1-й этап - диагностический

Анализ затруднений воспитателей

методист

Анализ состояния воспитательного процесса по данной теме

методист

Диагностирование детей

Воспитатели

Анкетирование родителей

Воспитатели, педагог-психолог

2-й этап - организационный

Построение развивающей среды в группах, метод. кабинете, муз. зале, обогащение развива­ющей зоны

методист, воспитатели, муз. руководители

Разработка дидактических игр и пособий

Воспитатели

Анализ имеющегося текстового материала, отбор и составление конспектов занятий, тематических бесед

методист, воспитатели

Подбор материала в методическом кабинете по теме: "Патриотическое воспитание в современном мире"

методист

Создание и обогащение мини-музея в детском саду: "История детского сада", «Русская изба», «Куклы в народных костюмах», «История Дня Победы»

методист, воспитатели

3-й этап - практический

Проведение консультаций и семинаров для воспитателей

методист

Педсоветы по итогам работы в данном направлении

методист

Обобщение передового опыта работы

методист

Составление тематических папок, отчетов, альбомов с фотогра­фиями, тематических папок – передвижек, картотек

Воспитатели

Составление сценариев праздников, развлечений, досугов, театрализованных представлений

муз. руководитель (воспитатели)

Составление положений о проведении конкурсов творческих работ детей и родителей, конкурсов чтецов

методист

Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности

воспитатели, муз. руководитель

Составление сценариев спортивных праздников, составление подборки народных игр

инструктор по физической культуре

 

  •  

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города (приложение 1).

 

2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

В дальнейшей работе планируется:

  • создавать с детьми более объёмные модульные изделия.
  • разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;
  • подготовить консультации для родителей.
  • Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества.

Литература

  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  • Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  • Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  • Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
  • Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
  • Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
  • Российская символика.  Е. Ривина. Москва. 2004г.
  • Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
  • Государственные символы России.  Т. Шаляпина Москва 2002г.
  • Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rossiya_-_rodina_moya_novyy.docx1.31 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...

Гаджимурадова Гулбес. Анализ проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ "Соловушка" ХМАО-Югра, п.г.т. Белый Яр.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других ...

Проект Гражданско – патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Проект разработан для работы с детьми  – старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому во...

Мой успешный проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения".

Мой успешный проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения"....

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект«Патриотическое воспитание в условияхсовременного дошкольного образовательного учреждения»Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представля...

Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...