Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа
проект (подготовительная группа)

Чеботарёва Людмила Михайловна

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»-

структурное подразделение

направление: духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся

 Педагогический проект

(среднесрочный: февраль 2023)

«Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа»

Авторы проекта:

Чепрасова Анастасия Ивановна, старший воспитатель,

Чеботарёва Людмила Михайловна, воспитатель,

Казьмина Екатерина Викторовна, муз. руководитель

МБОУ «Малоенисейская СОШ»-

структурное подразделение

Участники: воспитанники старшей группы,

родители старшей группы

МБОУ «Малоенисейская СОШ»-

структурное подразделение

Малоенисейское- 2023

Паспорт проектной работы

Название проекта

Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа

Авторы проекта

Чепрасова А.И., старший воспитатель.

Чеботарёва Л.М., воспитатель подготовительной группы.

Казьмина Екатерина Викторовна, музыкальный руководитель.

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы, родители

Срок реализации проекта

Среднесрочный (февраль 2023г.)

Этапы работы над проектом

  1. Теоретическая часть
  2. Экспериментальная часть
  3. Заключение

Краткое описание

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов, музыкального руководителя с воспитанниками и их родителями по нравственно- патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом пошлом нашего государства. Привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к культуре и традициям своего народа.

Вид проекта

Творческий

Тип проекта

Информационно- исследовательский

Цель проекта

Создание условий для формирования нравственно- патриотической культуры воспитанников в процессе ознакомления с разнообразием культурных ценностей и традиций русского народа. Приобщение к истокам русской культуры подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Задачи проекта

- Формирование духовности, чувства патриотизма у детей через знакомство с былинными героями и народными праздниками древней Руси, русского народа;

- Изучить характерные черты русской культуры, традиций и обычай.

- Развивать интерес к словесному искусству: сказаниям, языку былин, закличек и т.д.;

- Развивать творческие способности детей средствами спортивного, музыкального и театрального искусства.

- Воспитывать чувства патриотизма, сопричастности к культуре своего народа;

- Формировать у детей интерес к историческому и духовному наследию России.

Необходимое оборудование

Методические разработки НОД: спортивно- музыкального развлечения «Богатырская сила и здоровье», «Масленичная ярмарка», музыкально- театрализованного представления «По страницам былин»; литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, Защитниках Отечества (русских богатырях), презентации; мини- музей «Горница». Анкеты для родителей.

Предполагаемый продукт проекта

- Спортивно- музыкальное развлечение «Богатырская сила и здоровье»;

- Масленичная ярмарка;

- Музыкально- театрализованное представление «По страницам былин»;

- Фотоотчет (презентация) по реализованным мероприятиям проекта.

Оглавление

Введение        5

Глава I. Теоретическая часть        8

1.1. Аннотация….....................................................................................................8

1.2. Акиуальность. Значимость педагогического проекта        8

Глава II. Практическая часть        11

  1. . Анкетирование        11

2.2. Практическая часть исследования значимости инновационного педагогического проекта        15

Выводы………………………………………………………………………...…18

Заключение        20

Список литературы        21

Приложение………………………………………………………………………22

Введение

Во все времена патриотизм в нашем государстве был чертой русского национального характера, сформированной на протяжении многих исторических периодов.

        Воспитание патриота невозможно, если ребенок не знает истории своей страны- родины. Знание истории родного края, страны, родной культуры способствует формированию личности, которая в будущем могла бы ставить своей целью процветание и развитие «малой родины» и всей страны в целом.

Одним из направлений развития ребенка в МБОУ «Малоенисейская СОШ»- структурное подразделение, по- новому ФГОС, является «Нравственно- патриотическое воспитание». Мы хотим рассказать вам об мероприятиях, реализуемых с воспитанниками по воспитанию нравственно- патриотической культуры, всестороннему развитию личности как патриота свой страны и формирования духа патриотизма.

Объект исследования- нравственно- патриотическая культура дошкольников.

Предмет исследования- условия для формирования нравственно- патриотической культуры воспитанников: спортивное, музыкально- театрализованное представление; обогащение предметно- развивающей среды.

Цель педагогического проекта: Создание условий для формирования нравственно- патриотической культуры воспитанников в процессе ознакомления с разнообразием культурных ценностей и традиций русского народа. Приобщение к истокам русской культуры подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира, спортивных и музыкальных мероприятиях. Предположим, что наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе.

Задачи проекта:  

Образовательные:

- Расширять и укреплять знания об истории нашей Родины;

- Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях; Закреплять и расширять знания детей о доблести русского воинства, о силе и славе богатырской Руси.

- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

- Формирование духовности, чувства патриотизма у детей через знакомство с былинными героями и народными праздниками древней Руси, русского народа;

- Изучить характерные черты русской культуры, традиций и обычай.

Развивающие:

- Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей;

- Развивать образную речи детей, обогащать словарного запаса;

- Развивать коммуникативных навыков, поддерживать доброжелательные отношения между детьми;

- Развивать интерес к словесному искусству: сказаниям, языку былин, закличек и т.д.;

- Развивать творческие способности детей средствами спортивного, музыкального и театрального искусства.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство патриотизма, любви к предкам, к своей Родине, гордость за свою Родину; гордость за богатырскую силу родной страны; воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.

- Воспитывать чувство ответственности друг за друга, чувство коллективизма, чувство гордости за родителей;

- Воспитывать чувства сопричастности к культуре своего народа;

- Формировать у детей интерес к историческому и духовному наследию России;

- Воспитать интерес к различным видам спортивной, театральной и музыкальной деятельности.

Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы:

Теоретические: изучение литературы по данной проблеме; анализ собранного материала; обобщение.                                                                                                                  

Эмпирические: Анкетирование.

Математические: Диаграммы.

Практическая значимость: собранный нами материал может быть использован на занятиях окружающего мира, ДООП (дополнительная общая образовательная программа), на праздниках и развлечениях.

 Новизна проекта состоит в том, что использование инновационных подходов  в организации работы  по  нравственно - патриотическому  воспитанию  дошкольников  способствуют  повышению  качества  всей  системы  воспитательной  работы  дошкольного  учреждения, способствуют  лучшей подготовке детей к школе, воспитанию  достойных будущих граждан России.

Ожидаемый результат: 

1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).

2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.

Глава I. Теоретическая часть

 

Значение патриотического воспитания в современных условиях

  1. Аннотация.

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Все мероприятия инновационного педагогического проекта апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.

  1. Актуальность. Значимость педагогического проекта

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шефнер

Проблема педагогического проекта: проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родной стране, особенностях русских традиций. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно- патриотической культуры.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

             Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Такая система работы   позволяет дать детям начальные знания об истории нашей Родины, русских богатырях. Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».

             С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений несли верную службу, защищая Родину.

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Но вместе с тем, на сегодняшний день в российской теории и практике нравственно- патриотического воспитания чрезвычайно остро обозначилось противоречие между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации детей и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике дошкольного образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители же не всегда занимаются с детьми привитием им навыков нравственно-патриотического воспитания. В связи с этим проблема воспитания нравственно –патриотической культуры детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Глава II. Практическая часть

2.1. Анкетирование.

Одним из основных этапов нашей работы стало анкетирование родителей воспитанников нашего ДОУ по данной теме. Нам необходимо было понять, заинтересует ли наше исследование воспитанников и их родителей. В опросе приняли участие 20 родителей подготовительной группы.

Опрашиваемым были предложены вопросы:

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

     -Воспитание любви к Родине;

     -Воспитание уважения к старшему поколению;

     -Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

     -Знание истории своей страны;

2. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?

       Да/ Нет/ Затрудняюсь ответить

3. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

      Да/ Нет/ Затрудняюсь ответить.

4. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

    -Прививать детям уважение к людям своей страны.

     -Познакомить с обычаями и традициями своего народа.

     -Расширять представления о родной земле, её столице, городах.

     -Ознакомление с историческим прошлым России.

   -Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

Да/ Нет/ Затрудняюсь ответить

  1. Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Да/ Нет/ Затрудняюсь ответить

_____________________________________________________________

  1.  Какой помощи в нравственно- патриотическом воспитании ждете от детского сада? _____________________________________________________________

Анализ анкетирования родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.

В анкетировании приняло участие 100% родителей, дети которых посещают подготовительную группу «Незабудка» МБОУ «Малоенисейская СОШ»- структурное подразделение

№ п/п

Вопрос/варианты ответа

% от числа опрошенных

1.

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

- Воспитание любви к Родине

90

- Воспитание уважения к старшему поколению

35

- Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа

65

- Знание истории своей страны

15

2.

Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?

Да

85

Нет

10

Затрудняюсь ответить

5

3.

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

да

90

нет

0

Затрудняюсь ответить

10

4.

Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

- Прививать детям уважение к людям своей страны.

75

- Познакомить с обычаями и традициями своего народа.

50

- Расширять представления о родной земле, её столице, городах.

25

- Ознакомление с историческим прошлым России.

15

- Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств  ребёнка.

65

  5.

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

да

60

нет

5

Затрудняюсь ответить

35

  6.

Есть ли в вашем доме традиции?

да

65

нет

10

Затрудняюсь ответить

25

7.

Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

 

Проанализировав анкеты было выявлено, что для основной части опрошенных – 90%термин «патриотическое воспитание» - это Любовь к Родине, уважение и почитание ее традиций.

Для 35% опрошенных - это воспитание уважения к старшему поколению.

Для 15% - это знание истории своей страны.

Для 65% - это воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа.

На вопрос «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?» 

90% опрошенных ответили «Да».

         На вопрос «Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель     патриотического     воспитания детей дошкольного возраста?

Прививать детям уважение к людям своей страны -75%

Познакомить с обычаями и традициями своего народа 50%

Расширять представления о родной земле, её столице, городах 25%

Ознакомление с историческим прошлым России 15%

Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка 65%.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы: нравственно-патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому старший воспитатель, воспитатель группы и музыкальный руководитель будут продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные формы работы с родителями по данному вопросу.

Диаграмма по вопросу 2:

Диаграмма «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду» (вопрос 3).

Диаграмма «Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?» (вопрос 5).

Немногий процент семей недопонимают важности семейных связей, прошлого, настоящего и будущего. И задача ДОУ показать эту важность, цепочку взаимосвязи предков и современных семей. Это наша семья, это наши корни… Семья- составляющая ячейка общества.

Диаграмма «Есть ли в Вашем доме семейные традиции?» (вопрос 6).

 Во многих семьях, в доме, имеются определенные семейные традиции, представляющие народные ценности семьи с исторической точки зрения, что могло бы привести к сотрудничеству между ДОУ и семьями воспитанников по обмену опытом исторического и экологического характера.

Проводимая работа с родителями:

- Анкетирование

- Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота» (приложение 4).

  1. Практическая часть исследования значимости инновационного проекта в нашем ДОУ.

          Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

          К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна:

-  У детей недостаточно развит познавательный интерес к истории

и культурному наследию города, края, стране;

-  Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей

нравственно-патриотических чувств;

- Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

           Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города, края, страны.

Приобщение дошкольников к русской народной культуре и традициям празднования народных праздников в современном обществе – одно из интересных и, главное, актуальных направлений в образовательной работе с детьми. А особенно важно – в воспитании нравственно- патриотической культуры. И воспитатель как носитель нравственно- патриотической культуры играет здесь не последнюю роль. Пространство детского сада даёт педагогу возможность в непосредственной образовательной деятельности, спортивно- музыкальных мероприятий, развлечений и в ходе режимных моментов использовать разные методы и формы организации работы с воспитанниками по формированию нравственно- патриотической культуры.

Проект реализуется в рамках ООП ДО и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. При разработке и реализации проекта было учтено его соответствие годовому учебному плану дошкольного учреждения, методикам обучения, используемым в дошкольном учреждении.

Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта (педагоги, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители).

В данном проекте представлены методические материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями своего народа, с народными гуляньями, праздниками, с былинными героями древней Руси.

             Проект предусматривает разработку и составление методического материала по основным народным патриотическим праздникам нашей страны: 23 февраля- День Защитника Отечества, масленица.

В проект входят конспекты методических разработок: спортивно- музыкальное развлечение «Богатырская сила и здоровье» (приложение 1), «Масленичная ярмарка» (Приложение 2), музыкально- театрализованное представление «По страницам былин» (Приложение 3). Данные мероприятия помогут сформировать у детей чувство гордости за свою страну, героев- защитников Отечества, любовь к родной стороне- Отечеству.

Перспектива дальнейшего развития проекта.

Способность к творчеству, креативности является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

На этом наша работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

-    создавать с детьми более объёмные модульные изделия.

- разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;

-   подготовить консультации для родителей.

-  Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества.

Данный проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в дополнительном образовательном учреждении.

Вывод: 

Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов. 

В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили народные праздники на Руси. Расширили знания детей о русских богатырях. У детей расширились знания о культуре, народных традициях. Дети с удовольствием приняли участие в Масленичной ярмарке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России.

Наши ребята приняли участие в районных мероприятиях с яркими номерами инновационного педагогического проекта:
        - выступление в ДК на патриотическом концерте ко Дню Защитника Отечества «Мы будем громко прославлять «мужчину с именем СОЛДАТ»;

         - районное методическое объединение музыкальных руководителей: музыкально- театрализованная постановка «По страницам былин»;

         - районный смотр творческих коллективов: танец «Богатырская сила» и народный танец с платками.

А также участие во Всероссийских акциях: «Посылка нашему солдату», «Открытка с 23 февраля в подарок военным».

Все наши выступления были хорошо подготовлены, дети не робели выступать перед большой аудиторией. Отличная подготовка музыкальных номеров, это заслуга музыкального руководителя МБОУ «Малоенисейская СОШ»- структурное подразделение- Казьминой Екатерины Викторовны. За выступления наших воспитанников на районных мероприятиях, мы получили массу положительных отзывов от родителей, от организаторов мероприятий, от простых жителей с. Малоенисейское.

В реализации проекта родители группы выступали в качестве надежных партнеров, мы смело опирались на их поддержку во всех мероприятиях проекта (поделки на масленицу; подготовка атрибутов и костюмов к танцевальным композициям; организация похода детей в ДК с.Малоенисейское для участия в районных мероприятиях). Благодаря такой сплоченной работы педагогов, родителей и детей удалось решить все задачи проекта и достичь его цели. А самое главное все получили массу положительного заряда от знакомства со стариной, особенно ребята, танцующие «Богатырскую силу». Мальчики нашей группу настолько вжились в роль богатырей, вдохновились их подвигами и силой, что не было предела их увлеченности, творчества, активности. Это был самый увлекательный творческий проект.

Заключение:

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родной стране, ее истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Хочется закончить презентацию педагогического проекта словами В.А. Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  2. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2019.
  3. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2020 №6.
  4. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2020 №4.
  5. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2020, 2008.
  6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания. Обруч. № 6 – 2020г
  7. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2021.
  8. Ищук В. Народные праздники. Ярославль 2020.
  9. Интернет- ресурсы


Приложение 1

Спортивно- музыкальный досуг, посвященный 23 февраля

«Богатырская сила и здоровье»

Цель: Воспитывать чувство патриотизма и уважения к защитникам Родины.

Задачи:

1. Знакомить с государственными праздниками, развивать кругозор;

2. Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;

3. Воспитывать чувство за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

4. Способствовать формированию преемственности поколений в семьях воспитанников, воспитанию уважения к старшим членам семьи;

5. Продолжать знакомить детей с разнообразными играми – эстафетами; развивать чувство ответственности за свою команду;

6. Развивать быстроту, силу, ловкость, выносливость;

7. Создавать положительный эмоциональный настрой, весёлое бодрое настроение у воспитанников.

Активизация словаря: Богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, былины, меч, булава.

Предварительная работа:

• Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

• Чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и Соловей-разбойник»«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»«Алёша Попович и Тугарин Змей».

• Знакомство детей с укреплением заставы и древних городов.

Оборудование:

эмблемы для двух команд, мягкие модули, 2 лошади, 2 конуса, 2 корзины (пасть Змея Горыныча) и пластиковые мячики, деревянные ложки (по количеству воспитанников), канат; 2 грецких ореха и ложки, дубовые листики- талисманы. Канат. Мечи и рубахи для богатырей; платки и сарафаны для девочек.

Ход досуга:

 Дети входят и рассаживаются на скамейки. Звучит музыка А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Ведущая. (Под фоновую музыку произносит слова) Здравствуйте, сегодня богатырский день! А знаете почему? 23 февраля наша страна отмечает праздник — День Защитника Отечества. Издавна повелось, как только на нашу землю нападал враг, все русские люди, и стар, и млад, поднимались на борьбу с ним. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Мальчиков с детства приучали к работе и ратному делу. Они должны были уметь не только пахать землю и знать ремесло, но и уметь защищать себя и свою родину. Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут защитниками отечества.

Имена русских богатырей, воспетые в старинных сказаниях, знакомы каждому мальчишке с самого раннего детства: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка. Были и старшие богатыри: Садко, Святогор, Микула Селянинович. У могучих богатырей страшные противники: Соловей Разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, Идолище поганое.

Танец «Богатырская сила»

Ведущая: А каково это быть настоящим русским богатырем? Это уметь защищать «землю русскую» с помощью главного оружия: силы духа, мужества, отваги, чести.

В стародавние времена на Руси существовал обычай: как только мальчики подрастали да в силу входили, их посвящали в воины. А для этого проводили соревнования, чтобы мальчишки могли удаль свою, отвагу да смекалку показать. Смотрю на ребят и вижу: большие они уже, сильные смелые. Пора уже им войнами становиться, к Защите нашей Родины готовиться. Готовы ли вы, добры молодцы, к богатырским состязаниям?

Ну, Коли так, делитесь-ка на две дружины. А вы, девицы-красавицы, за молодых богатырей радейте, словом добрым помогайте, а коли надо – выручайте.

Начнем забавы богатырские. Поприветствуем дружины наши славные.

Но прежде чем мы начнем, неплохо бы было размяться.

Разминка на внимание

Ведущая:

Встали смирно, подтянулись. Руки вверх – и потянулись. Руки в стороны, вперед. Делай вправо поворот, делай влево поворот. Приседаем и встаем, пол руками достаем. И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем. Стой на месте! Раз, два. Силу проверять пора.

Вот теперь можно переходить к состязаниям.

Эстафеты:

1. состязание «Проскачи на коне»

Есть у нас ретивые кони, надо вам их оседлать и до конуса доскакать. Вернуться обратно и передать коня следующему игроку. Выигрывает команда быстрее справившаяся с заданием. Каждой команде раздаются лошади на палочке.

2. состязание «Меткий стрелок».

Есть у богатырей противник страшный Змей Горыныч и Тугарин Змеевич. Издавна богатыри сражались с нечистой силой. Всякой нечестии хватает и на земле, и в воздухе. Кроме силы в руках, у воина должен быть меткий глаз.

Долго Змеюшки докучали народу русскому, теперь стали мишенью для метких стрелков. Его надо победить с помощью булавы. А вы сможете? Вот сейчас и проверим кто самый меткий. (мячиком нужно попасть в пасть змея (корзина)). Выигрывает команда, лопнувшая большее количество шариков.

3. состязание «Перенеси Яйцо» (под музыку).

Ну что ж убедились мы, что вы не только сильные, но и умные. Значит пора на серьезное испытание отправляться. Победить Кощея.  Чтобы победить Кощея, надо первым делом найти его смерть. А где она?  Правильно! В яйце.

 (Дети должны пронести грецкий орех в деревянной ложке до конуса и обратно.)

Ведущая: Думаю, что нашим добрым молодцам нужно немного отдохнуть. А чтобы они не скучали, будем разгадывать загадки.

Загадка 1.
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут
(кольчуга)
Загадка 2.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом
(шлем)
Загадка 3.
Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же… (меч)
Загадка 4.
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

4. состязание «Построй крепость».

Настоящий богатырь не только сражаться должен был уметь, но и хлеб посеять и крепость построить. Посмотрим, как вы с этим заданием справитесь. Выигрывает команда, построившая дом выше и крепче, чем соперники. Для строительства крепости используются спортивные мягкие блоки.

5. состязание Игра «Где работа – там еда»!

А сейчас вы не зевайте, мою загадку отгадайте:

Сама не ест, а всех кормит?      (Ложка)

Воин без ложки, как пушка без ядра.

          И снова нас зовет игра, поиграем детвора.

Деревянные ложки раскладываются по кругу на ковре. Участников на одного человека больше, чем ложек. Кто успеет взять ложку, тот победитель.

6. состязание «Перетягивание каната».

Хотим посмотреть какие вы дружные, ведь недаром говорится один в поле не воин.

Ведущая:

Ну вот и справились наши ребята со всеми богатырскими заданиями. Показали свою силу, ловкость, смелость. Думаю, и нашу русскую землю смогут защитить.

После скачек и сражений, подготовки к очередным боям пришло время долгожданного привала. А на отдыхе милое дело послушать исполнителей

Дуэт с песней «Шли солдаты на войну»

Итог занятия:

Весь народ простой на Руси святой богатырей любят – чествуют, воспевает их славные подвиги. Слава и в наши дни богатырям – защитникам Родины! Вот и закончились наши богатырские состязания.

Справились наши ребята, будущие защитники Родины, со всеми богатырскими заданиями! Показали свою силу, ловкость, смелость, ум. Думаю, и нашу русскую землю смогут защитить от врагов.

Вы сегодня удальцы,

Вы сегодня молодцы!

Состязались все с задором

Пусть не каждый стал призером.

Мы везде сражались дружно

Победила наша дружба.

Идете дружно в ногу как в армии бойцы.

И на кого ни посмотри,

Все как один богатыри.

Рефлексия: - Кто из богатырей самые сильные и здоровые? Какими качествами должны обладать богатыри?

- Какие состязания были сложными, какие легкими?

- Мальчики, а вы хотите быть похожими на русских богатырей?

- Подарю я вам на память талисманчик - листочек дуба, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри.

Общее фото на память. Под музыку уходят в группу.

Приложение 2

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе «Масленичная ярмарка»

 

Звучит перекличка, затем песня ансамбля Н. Бабкиной «Четыре двора», в музыкальный зал входят ребята в народных костюмах. Приплясывая, каждый встаёт за свой прилавок или аттракцион.

Масленица: 

Всем! Всем! Всем!

Кто подходит, и кто уже здесь!

Объявляем важную весть -

Что в детском саду в этом зале у нас

Начинается Ярмарка сейчас!!!

Масленица: В старину говорили: «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Когда-то в российских городах и больших селах по праздникам устраивались ярмарки (ярмонки). В этом году, вот и собрались мы на ярмарку, на веселую, на старинную! Будем мы шутить, смеяться, песни петь и развлекаться!

1 ребёнок: Все! Все! Все! Все на праздник!    Аня З.

Масленицу встречаем, зиму провожаем!

Весну завлекаем!

2 ребёнок: Приходите, разомните кости,          Рома

Весёлая ярмарка приглашает в гости!

3 ребёнок: Спешите скорей, спешите скорей!      Аня Л

Нет праздника нашего веселей!

4 ребёнок: Гостей давно мы ждём-поджидаем,    Толя

Масленицу без вас не начинаем!

5 ребёнок: Холод да метелицу прочь прогоним мы.     Аня Я.

Эй, встречай с весельем проводы зимы!

6 ребёнок: Дружно мы весну встречаем       Алёна

И с поклоном приглашаем

Всех, кто любит веселиться

На каруселях прокатиться.

Игра «Карусель»

Ведущая поднимает обруч с лентами над головой:

По окончании игры все ребята занимают свои места.

Масленица:

Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!

Расступайся, народ, у нас Масленица у ворот!

Масленица: Вот пришла моя пора –

Масленица в гости прибыла.

Все закончить в срок успела -

Можно и повеселиться –

Поиграть и покружиться.

Становись честной народ в наш веселый хоровод:

«Весенний хоровод» со свистульками- птичками

Месленица: Встретим весну красную,

все денёчки ясные.

Под лучами яркими

мы откроем ярмарку!

Приходите, примечайте,

всё, что нужно, покупайте!

Не нужны нам грошики,

хлопайте в ладоши вы!

- Всем на удивление посмотрите на выступление

Танец петрушек

Масленица: То, что ждали мы, свершилось!

Наша ярмарка открылась!

Представление начинается, ярмарка открывается!

Пойдете направо – будет забава!

Пойдете налево – много смеха и гама!

Проходи, честной народ,

Коробейник вон идет!

Появляется коробейник (за прилавком коробейник с платками)

(на лотках находятся поделки, сделанные руками ребят).

Коробейник.       Толя

Ой, вы, девочки – красотки,

Вот красивые платки-

Так нарядны, так ярки!

Подходите, выбирайте,

Какой хотите, покупайте!

Девочка.     Василиса

Ой, платок узором вышит!

Может мне купить такой?

Посмотрите, ткань прям дышит!

Ох, торговцы –зазывалы, больно цены высоки!

Коробейник.    Толя

 По ярмарке ходить, как товара не купить?

За такие полушалки и целкового не жалко!

(дев. отдает денежку и покупает платок)

Девочки исполняют русский народный танец с платками

Масленица: Ну, девчата хороши,

Танцевали от души.

Что-то гости погрустнели,

Видно, поиграть захотели.

Не держите носы вниз —

Для вас маленький сюрприз!

Внимание! Внимание!

Начинаем соревнования!

Зрители, активнее болейте,

Только валидол не пейте!

Музыкальная игра «Пирог»

Масленица: Вот потеха, нету мочи,

Веселиться б так до ночи!

Ну, пойдемте, братцы, дальше,

Масленица: Веселил нас много раз русский танец перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

Выходи смелее, друг! Плясуны, вступайте в круг!

Игра- пляска «Суп варить»

Масленица: Вот открыли мы ворота,

Выходи, кому охота!

Разбирайте бубны, ложки,

Погремушки и гармошки.

Заиграем веселей,

Чтоб порадовать гостей!

Коробейник:   Матвей

Смотри - ка, ложки расписные,

Маленькие и большие!

Красота и внешний вид

Вызывают аппетит!

Продавец:   Рома

Ложки наши хоть куда,

Ими можно без труда

Кашу есть и по лбу бить,

Продадим вам, так и быть!

Мальчик. (покупатель)   Толя

Мы возьмём желанные ложки деревянные

Звонкие, резные, ложки расписные.

Девочка.   Ульяна

Эх, топну ногой,

Да притопну ножками.

Развесёлый у нас

Будет танец с ложками.

Танец - оркестр «Ложкари»

Ребята разбирают из корзины народные музыкальные инструменты, встают полукругом, под фонограмму исполняют танец с ложками.

 

Масленица: В стародавние времена на Руси существовал обычай: как только мальчики подрастали да в силу входили, их посвящали в воины. А для этого проводили соревнования, чтобы мальчишки могли удаль свою, отвагу да смекалку показать. Смотрю на ребят и вижу: готовы наши добры молодцы показать богатырскую силу и удаль!

Танец- посвящение в воины «Богатырская сила»

Масленица: Какая же Масленица без богатырского состязания «Перетягивание каната». Это, наверное, самая старинная забава.

Парней, ребят

Вызываем на канат.

Десять слева, десять справа,

Только мускулы трещат.

Перетягивание каната

Все распределяются по командам. На полу рисуют черту мелом, и команды встают с одной и с другой стороны от линии, взяв канат. По сигналу начинается перетягивание. Чья команда первая переступит линию, та и проиграла.

Масленица: 

Вот и ярмарке нашей конец!

Кто с покупками — тот молодец!

Кто без покупок — не унывайте,

Другой раз придете — только не зевайте!

Вот и солнце закатилось –

Наша ярмарка закрылась!

Хором. Приходите снова к нам! Рады мы всегда гостям!

Масленица: Сегодня последний день зимы! Конец Зиме- Зиму провожаем! Открывайте шире ворота- Весна идет, Весне дорогу! (с задором)

Звучит народная музыка все начинают расходиться с ярмарки,

возвращаются в группу.

Приложение 3

Сценарий музыкально-театрализованного представления

«По страницам былин»

 (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Развитие у дошкольников патриотические чувства посредством погружения детей в музыкально-театрализованные образы былинных героев русского эпоса.

Герои:

Взрослые: Ведущая, Любава- сказительница;

Дети: богатыри, девицы- красавицы с платками, Соловей Разбойник, Тугарин Змей, Змей Горыныч

Оборудование, материалы, атрибуты: Компьютер, экран, проектор, камен с указателями, мечи, лошади, дуб, дубовые листочки, книга с былинами, одежда для богатырей, Змей Горыныч (игрушка), костюм Соловья разбойника, русские народные платья, платки. Музыкальные композиции к танцам «Богатырская сила» и народный танец с платками.

Ход музыкально- театрализованного представления:

Ведущая: Ребята, мы с вами живем в прекрасной стране – России, в ней столько всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди. Так было и в давние времена.

19 января в России мы отмечаем день былинного богатыря - Ильи Муромца.

Звучит музыка. Выходит Любава, кланяется.

Любава: Здравствуйте люди добрые, девицы красавицы да ясны молодцы.

Я Любавушка русская – рассказывать умелица. Хочу поведать вам сегодня о героях Древней Руси, которые жили много лет назад, а вот слава о них по сей день сохранилась, (читает стихотворение).

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли

А поможет мне в этом – богатырская книга, (показывает книгу, открывает, читает). Раньше наша страна называлась не Россия, а Русь и люди, живущие в ней – не россияне, а русичи. И славилась Русь богатырями – сильными духом, бесстрашными, отзывчивыми и мужественными людьми. Узнали мы о русских богатырях из былин. Былина произошла от слова быль, было, а слагал былины – сказитель. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях – богатырях. Так и слагались былины из уст в уста. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, земля Русская. Родина – какие красивые и загадочные слова.

Посмотрите, как выглядела Россия в давние времена, (показ слайдов).

Подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте ее рассмотрим (показ слайда).

Любава: На картине изображены три богатыря: в центре картины - Илья Муромец. Он самый старший, могучий и опытный богатырь. Слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич, а справа - Алеша Попович. Они молодые и сильные богатыри. Их надежный друг – это конь. Главной защитой были оружие и доспехи (показ слайдов).

Шлем - это металлическая шапка, которая оберегала голову от удара.

Кольчуга - рубашка, сплетенная из железных колец, она защищала грудь богатырей от стрел и от меча.

Щит - это дополнительная защита богатырей от ударов врага.

Меч был главным оружием воинов.

Лук и колчан со стрелами тоже являлись основным оружием богатырей.

В Древней Руси родовым деревом считался дуб, ему поклонялись и отдавали честь. Уходя в поход, богатыри брали с собой дубовый листок и горсть родной земли.

В древние времена большую опасность для земель русских представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли села и города, поэтому стены в старину старались строить из камня (показ слайда).

Сколько вижу я, сколько ведаю, расскажу я Вам – вы послушайте! Сердцем слушайте, душой грейтеся и любовью наполняйтеся к добрым молодцам, к славе прежних лет, к Руси – матушке, ко Отечеству! Все может родная земля: накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.

Танец с платками

(После танца девочки продолжают двигаться)

(Появляется Соловей Разбойник, уводит девочекк за кулисы)

Любава: И напал лютый Соловей на родную сторонушку, заковал солнце яркое. И разрушил этот Разбойник город каменный, город прославленный! Уничтожить хотел коварный Соловей женщин, стариков, красных девушек, да малых детушек!

     С давних пор так повелось, как только на нашу землю приходил враг, каждый раз на защиту своей земли вставали богатыри русские. Один из них и есть - Илья Муромец! Посмотрим, как это было…

Звучит музыка. За занавесом слышен свист, рычание, громкая музыка. Из-за кулис тащит разбойника «героя в костюме».

Илья М. Полно свистеть по-соловьиному, полно кричать по-звериному, полно стращать малых детушек, понесу-ка я тебя князю потешиться (уходят).

Любава. А еще под Киевом жил богатырь Добрынюшка. Он и статен и высок, в бою смел и на пиру весел.

Звучит музыка. Выходит Добрыня Никитич. Над ширмой появляется Змей Горыныч «театральная кукла».

Змей Г. Теперь то ты, Добрыня, в моих руках! Из моих рук ты, молодец, не вырвешься! Теперь то я тебя в свое логово унесу, в плен возьму. Немало у меня в плену русских людей, не хватало только Добрыни.

Добрыня. (без страха). Посмотрим, чудище, чья возьмет. Ты сначала возьми Добрынюшку, потом хвались, а пока я не в твоих руках.

Достает меч, размахивает, поочередно отрубает все три головы Змея.

Звучит музыка, выходит навстречу Алеша Попович

Добрыня. Здравствуй, добрый молодец! Как звать тебя. Откуда путь держишь?

Алеша Попович. я Алеша Попович-млад. Еду я с поля боя, бился с Тугарином, сыном Змеевым.

Добрыня. А теперь куда ты путь держишь?

Алеша Попович. Иду в Киев- град послужить князю, говорят там Илья Муромец служит, могучий богатырь.

Добрыня. Пойдем вместе

идут, встречают Илью Муромца

Алеша П. Славный богатырь Илья Муромец, возьми нас к себе в товарищи.

Добрыня Н. Будем вместе мы с тобой на заставе стоять, родную Русь от врагов беречь.

Илья М. Такая силушка мне нужна.

Звучит музыка (исполняют танец «Богатырская сила», уходят).

Любава. И служили богатыри на заставе русской: Илья Муромец за старшего, а Алеша и Добрыня за младшеньких (закрывает книгу). А в помощь им дружина была.

Рассказала я вам про дела старые, про бывалые, чтобы добрые люди послушали, чтобы молодцы призадумались, что во веки не меркнет слава Русская.

Весь народ простой на Руси святой богатырей любят – чествуют, воспевает их славные подвиги. Слава и в наши дни богатырям – защитникам Родины!

Рефлексия: кто из богатырей приходил к нам в гости? Какими качествами должны обладать богатыри? Мальчики, а вы хотите быть похожими на русских богатырей?

Любава: Подарю я вам на память талисманчик - листочек дуба, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри.

(прощается, уходит за занавес).

Ведущая. Вот и закончилась наша встреча с героями былин.

Приложение 4

Рекомендации для родителей

«Как воспитать маленького патриота»


        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

- Расширяйте собственный кругозор.

- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...

Гаджимурадова Гулбес. Анализ проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ "Соловушка" ХМАО-Югра, п.г.т. Белый Яр.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других ...

Проект Гражданско – патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Проект разработан для работы с детьми  – старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому во...

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: «Россия –Родина моя».

Содержание проекта: Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях ………….…..1.1.Аннотация……&hell...

Мой успешный проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения".

Мой успешный проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения"....

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект«Патриотическое воспитание в условияхсовременного дошкольного образовательного учреждения»Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представля...

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...