Нравственно-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
статья

Лацинник Виктория Александровна

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и сила глубины впечатлений. Поэтому знания, навыки, привычки, усвоенные в этот период, оказываются особенно прочным фундаментом дальнейшего развития личности.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. По окончании образовательного процесса в детском саду ребенок должен знать не только свой город, населенный пункт, адрес, но и то, что в нашей стране живут люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, культура, обычаи и традиции, каждый гражданин талантлив и богат в той или иной профессии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство любви к Родине у ребенка начинает формироваться с самого рождения по отношению к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке.

Любовь к Родине проявляется в любви к родным местам, гордости за свой народ, уважении традиций, ощущении своей неразрывности со всем окружающим, желании сохранить и преумножить богатства своей страны.

С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором так же отражены принципы и задачи патриотического воспитания.

Образовательные области стандарта направлены на «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие интересов о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и сила глубины впечатлений. Поэтому знания, навыки, привычки, усвоенные в этот период, оказываются особенно прочным фундаментом дальнейшего развития личности.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. По окончании образовательного процесса в детском саду ребенок должен знать не только свой город, населенный пункт, адрес, но и то, что в нашей стране живут люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, культура, обычаи и традиции, каждый гражданин талантлив и богат в той или иной профессии.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего

народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Огромным потенциалом в формировании патриотических чувств у детей старшего возраста имеют семейные ценности. Опыт работы с детьми подтверждает, что дети способны воспринимать семью и эмоционально реагировать на всё происходящее в ней. Выдающийся русский педагог и реформатор русской школы К.Д. Ушинский, обосновывая принцип

«нравственности» воспитания считал что, природа, семья, общество, народ, религия, а особенно язык и история с раннего детства воздействуют на ребенка, прививая ему патриотические чувства, любовь и уважение к истории, культуре России. Важно чтобы изучение нравственности и патриотизма были интересны и понятны ребенку в дошкольном возрасте.

На наш взгляд, патриотическое воспитание, остается актуальной задачей воспитания вне зависимости от политической или социально-культурной ситуации в государстве. В качестве нравственной категории патриотизм рассматривается нами как стремление делать добро, чувство собственного достоинства и сострадание, сочувствие, доброта, творящая мир, способность встать на точку зрения другого и пережить чужую беду как свою, воля к свободе и соборность, стремление к единению с другими людьми на основе любви к ним.

Эффективность патриотического воспитания через ООД, дидактические игры, сюжетно-ролевые, экскурсии по городу, как средства развития патриотического восприятия детей дошкольного возраста обусловлена рядом факторов. Основной фактор - это сама игровая форма данной познавательной деятельности, так как игра является ведущей формой обучения на этапе раннего детства. Игра это естественная, неотъемлемая потребность ребенка, она вызывает его неподдельный интерес и удовольствие. В состоянии повышенного интереса и эмоционального подъема ребенок с легкостью сосредотачивает свое внимание на материале, запоминает особенности и детали происходящего, с радостью следует правилам игры. Желание повторить приятное для него эмоциональное состояние, является для ребенка дальнейшим стимулом для проявления активности в изучении патриотических ценностей.

Ведущим средством выражения эмоций и нравственности в игре у детей старшего возраста является двигательная активность.

В свете всего выше сказанного, актуальность данного проекта определяется неоспоримой важностью патриотического воспитания детей именно в дошкольном возрасте, как наиболее благоприятный период для формирования основ становления нравственности ребенка, как маленького гражданина и патриота своей малой Родины.

Актуальность проекта

Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе

к товарищам по группе. Тема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как является основой формирования будущего гражданина страны.

Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в его сознании с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Новизна проекта.

Проект имеет несомненное практическое значение. Новизна заключается в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи. Использование тематического лэпбука по патриотическому воспитанию, мульти-, видео презентаций на мультимедиа и дисках для просмотра их не только в детском саду, но дома с родителями.

Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Социальная значимость проекта:

Проект направлен на создание условий для развития у детей эмоциональной отзывчивости и любви к семье, дому, Родине, а также на поддержание благоприятного эмоционального фона и психологического комфорта воспитанников и их родителей. Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Структура проекта

Реализация проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей:

младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Количество занятий:1 занятие в неделю. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет – не более 15 минут, 4-5 лет – не более 20 минут, 5-7 лет – не более 30 минут.

Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3-4 года:

Знать имя, отчество родителей. Знать где работают их родители.

Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся

о них.


4–5 лет.

С        удовольствием        рассказывать        о        семье,        семейном        быте,        традициях;        активно

участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном городе.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским, шахтером, металлургом и т.д.).

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

Знать свой домашний адрес, название города, округа. Иметь представление о символике города, округа.

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте народа г. Томска и Томской области. Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о

них.


Знать профессии своих родителей. Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости

окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различать некоторые рода войск. 6–7 лет.

Краткие сведения об истории города, округа.

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

Знать герб, флаг города Томска.

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах- защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Кемеровской области.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Предполагаемый результат

Наличие у детей знаний о родной семье, детском саде, родном городе, Томской области, России.

Возникновение у детей стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, республики, страны; чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Повышение профессионального мастерства педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

Расширение сотрудничества с семьёй по нравственно патриотическому воспитанию.

Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования:

Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много национальности, важнейших исторических событиях.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.

Основываясь на возрастных возможностях детей дошкольного возраста были сформированы основные требования к  составлению плана работы по воспитанию. Основным критерием являлась способность увлечь, заинтересовать ребенка и задержать его внимание на предстоящей деятельности через подготовительные беседы: походы, экскурсии, целевые прогулки. В этих беседах дети знакомились заочно, с теми местами, куда им предстояло совершить экскурсию или прогулку. Это виртуальные путешествия по родному городу (музей, библиотека, городской сад, Аллея славы и др.). Опыт показал, что очень хорошо воспринимается детьми полученная предварительно информация, если она закрепляется практическим материалом и продуктивной деятельностью.

Мы изучили различную методическую литературу прошлых лет и современные программные и авторские разработки содержащие опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Среди них наработки Н.Ф. Виноградова

«Наша Родина», Н.В.Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников», С.Ю.Куликова «Детям о традициях и праздниках русского народа», О. Л. Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры и др. Ознакомившись с вышеперечисленными источниками и взяв на вооружение интересные идеи и некоторый практический материал, внедрили его в план работы по проекту.

В работе с родителями на подготовительном этапе основной упор делался на первоначальное вовлечение их в совместную образовательную и продуктивную деятельность. Есть родители, которые активно и сразу включаются в работу, оказывая огромную практическую помощь в реализации проекта, но есть и такие, которые изначально занимают позицию пассивности, не понимая важности своего участия или просто ленятся, что негативно сказывается на качестве педагогического воздействия. Чтобы помочь родителям в данной ситуации с ними проводилась регулярная консультативная деятельность (индивидуальная и групповая). Важно сразу, в начале года нацелить взрослых на активное взаимодействие с ребенком, научить контролировать свое участие в образовательном процессе, дать информацию о формах и методах патриотического воспитания, о развитии социальной зрелости у детей дошкольников, о роли различных видов деятельности в семейном воспитании нравственно-патриотической направленности.

Огромная и хорошо проделанная работа на подготовительном этапе, безусловно, влияет на дальнейшую успешность реализации проекта на практическом и заключительном этапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...

«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Приобщение детей к русской культуре, к русским традициям, воспитание любви к близким, к родной природе, воспитание чувства патриотизма....

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...

«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и ...

Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».

Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: «Россия –Родина моя».

Содержание проекта: Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях ………….…..1.1.Аннотация……&hell...

Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...